Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология




Скачать 175.21 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дата публикации 24.09.2014
Размер 175.21 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ГСЭ.Б.1.05 – Культурология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью теоретического курса «Культурология» является формирование у студентов системных знаний в области культурологии, развитие у них умения оценивать достижения культуры , самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт освоения культуры, включаться в межкультурный диалог, осваивать общую культуру, овладевать знаниями по охране культурного наследия.

Задачи дисциплины:

- проследить становление и развитие понятий культуры и цивилизации;

- рассмотреть взгляды на место и роль культуры в обществе, представления о социодинамике, типологии и классификации культур;

- дать представления об основных методологических направлениях культурологического анализа;

- выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: гуманитарный, социальный и экономический. Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для которых данная дисциплина (модуль) является предшествующей: дисциплины специального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-1: владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-4: способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

ОК-5: умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-9: использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессе.

В процессе изучения данной дисциплины студент должен:

- освоить основные культурологические понятия: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, межкультурная коммуникация, культурные ценности и нормы, культурные традиции, сущность и своеобразие культур Востока, Запада, России, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, элитарная и массовая культура, специфику и закономерности развития мировых культур, доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие, сущность понятия «постмодерн» как характеристики культуры второй половины 20 века, роль техники и информационных технологий в культуре 19-20 вв., причины и содержание споров о цивилизанионно-культурной принадлежности России;

- иметь представление о специфике культурного анализа и основных методологических подходах культурного анализа: социологическом, компаративистском, историко-функциональном, типологическом, системно-структурном, историко-теоритическом, герменевтическом; о способе хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; о месте и роли России в мировой культуре; о сущности и основных проявлениях кризиса русской культуры на рубеже 19-20 вв.; главных чертах своеобразия традиционных обществ древности и современности; о специфике античной «картины мира», всемирно- исторической роли античной культуры; о роли и месте христианства в средневековой культуре, о соотношении «официальной» и «неофициальной» культур, романском и готическом стиле; о сущности идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения; специфике художественной культуры Ренессанса; о социокультурной роли Реформации в становлении западной культуры; о рационализме, механицизме и просветительстве в культуре Запада 17-18 вв.; о художественной специфике и социокультурном контексте стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма, модерна; о сущности и основных проявлениях кризиса русской культуры на рубеже 19-20 вв.; об основных чертах советской культуры; об особенностях модернизационных процессов в культуре России в конце 20-начале 21 века;

- владеть навыками раскрытия взаимодействия культурологи с другими гуманитарными дисциплинами; раскрытия роли культуры в человеческой деятельности; включения в межкультурный диалог;

- в дальнейшей жизнедеятельности применять опыт освоения культуры;

- использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности

4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр

Общая трудоемкость дисциплины 2 72 2

Аудиторные занятия 1 34

Лекции 0,5 17

Практические занятия 0,5 17

Самостоятельная работа 1 38

Вид итогового контроля Зачет Зачет Зачет

5. Содержание дисциплины (модуля)

5.1. Тематический план

Темы дисциплины

Количество часов

Лекции Практическое

занятие Самостоятельная

работа

Тема 1. Культурология как научная дисциплина 1 1 2

Тема 2. Феномен культуры: общая характеристика 2 1

2

Тема 3. Философия культуры 1

1 2

Тема 4. Психоаналитическая концепция культуры 1 1 2

Тема 5. Культура и цивилизация 1

1 2

Тема 6. Общество и культура 1

1 2

Тема 7. Индивидуальная культура личности 1 3

Тема 8. Культура и природа 1 3

Тема 9. Техника как социокультурный феномен 1 3

Тема 10. Творчество как культуросозидающая деятельность 2 1 2

Тема 11. Искусство как феномен культуры 2

1 2

Тема 12. Виды искусства

1 2

Тема 13. Основные художественные направления в искусстве 2 2 4

Тема 14. Проблемы современной культуры

1 3

Тема 15. Сущность и своеобразие культур Востока, Запада и России 4 2 4

Итого 17 17 38

5.2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Культурология как научная дисциплина

Науки о культуре. Культурология как синтезирующая учебная и научная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология, философия и философия культуры. Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически-объективистское» (О.Конт, Э.Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М.Вебер). Культурная антропология. Культурология как методологическая основа гуманитарных наук. История культуры: античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового и Новейшего времени. Прикладная культурология.

Тема 2. Феномен культуры: общая характеристика

Культура: этимология слова и история понятия. Многообразие определений термина. Духовность. Духовная и материальная культура. Традиции и новаторство в культуре, культурная преемственность. Традиции в русской культуре. Архаисты и новаторы в культуре. Проблема традиций и новаций в современной культуре.

Культура как система. Функции культуры: освоения и преобразования мира, коммуникации, сигнификации, накопления и хранения информации, нормативная, адаптивно-защитная и др.

Тема 3. Философия культуры

Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (К.Маркс, А.Шопенгауэр, Р.Вагнер, Ф.Ницше).

Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре» (В.Виндельбандт, Г.Риккерт).

Экзистенциалистская концепция культуры. С.Кьеркегор, Н.Бердяев и Л.Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции «осевого времени» К.Ясперса. Ж.-П.Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А.Камю – «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре.

Культурная антропология. Классический эволюционизм (Г.Спенсер, Э.-Б.Тайлор). Идеи единства человечества и поступательного развития цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л.Уайт и др.). «Теория модернизации». Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер).

Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.Малиновский). Культура как структура (А.Р.Радклифф-Браун).

Тема 4. Психоаналитическая концепция культуры

Теория бессознательного З. Фрейда. «Недовольство культурой». Происхождение культуры. Эдипов комплекс. Коллективное бессознательное в теории культуры К.-Г. Юнга. Соотношение индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Архетипы К.-Г. Юнга. Культурологические взгляды Ж. Лакана.

Тема 5. Культура и цивилизация

Понятие культуры и цивилизации: сравнительная характеристика. Критерии выделения цивилизации. О соотношение культуры и цивилизации в трудах О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, Н. Я. Данилевского и др. индустриальная и постиндустриальная цивилизация. Проблема соотношения культуры и цивилизации на современном этапе.

Тема 6. Общество и культура

Проблема развития культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Общечеловеческое, индивидуальное и классовое в культуре. Единство и многообразие культур. Взаимодействие культур на современном этапе. Глобализации и проблемы развития современной культуры. Процесс американизации национальных культур в современном мире.

Тема 7. Индивидуальная культура личности

Понятие личностной индивидуализации. Эстетический, нравственный, профессиональный компоненты личной культуры. Социализация и инкультурация как формы человеческого развития. Типы поведения. Культура этикета, культура общения, пластическая культура личности. Проблема человеческой индивидуальности в изобразительном искусстве. Гуманитарное знание в аспекте личностной культуры.

Тема 8. Культура и природа

Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека. Культурный изоморфизм природы. Традиция противопоставления культуры и природы. Природа и внутренний духовный мир человека. Природа и творческая продуктивность личности. Взаимоотношения природы и культуры в русском национальном сознании. Садово-парковая культура. Пейзаж в истории изобразительного искусства. Проблема исторического «видения» природы в разные периоды культурного развития. Экстенсивная и интенсивная модели природопользования в 20 веке. Натурфакты и артефакты.

Тема 9. Техника как социокультурный феномен

Взаимосвязь техногенной и природной среды. Основные этапы развития техники. Формирование «механицистского» способа мысли в эпоху Возрождения. Современное понимание сферы технического. Философия техногенной цивилизации. Многоаспектность современной техники. Культурологические аспекты проблемы «человек и машина» (Н.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.Бодрийяр, Т.Адорно и др.)

Тема 10. Творчество как культуросозидающая деятельность

Понятие творчества. Творчество и эволюция. Творчество и созерцание. Концепция творчества Н.А. Бердяева. Возвышенно-эстетическая суть творчества. Субъект творчества. Проблема творческих способностей. Способности и задатки. Подходы к пониманию творческих способностей.

Тема 11. Искусство как феномен культуры

Понятие искусства. Сущность и функции искусства. Искусство как творчество. Искусство и зрелище. Искусство и политика, искусство и мораль. Искусство и религия. Понятие художественного образа. Микро-, макро- и мегаобразы в искусстве. Основные способы художественного формообразования. Метафоризация. Уровни осмысления действительности – предметный, смысловой, экспрессивный. Образ-тип, образ-идеал, образ-символ. Возникновение знаковых систем. Знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы, индексальные знаки. Кодирование знаковых систем в субкультурах. План выражения и план содержания (означающее и означаемое в знаке). Семиотика, семантика и прагматика как комплекс наук о знаках. Симулякры и эстетика фикционизма в современной культуре. Культурологический текст и его интерпретация.

Тема 12-13. Виды искусства

Классификация искусства. Художественная литература, ее сущность и своеобразие. Музыка как вид искусства. Архитектура. Живопись, декоративно-прикланое искусство. Кино как вид искусства. Театр. Современный видео-арт. Визуальная поэзия. Видео-клип и клиповое мышление. Проблема синтеза искусств.

Тема 14-15. Основные художественные направления в искусстве

Барокко как направление в искусстве, связанное с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. Классицизм в искусстве. Рококо. Сентиментализм и романтизм в западно-европейском и русском искусстве. Критический реализм. Многообразие художественных направлений в искусстве ХХ века (символизм, импрессионизм, экспрессионизм, акмеизм, футуризм, фовизм, кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм). Соцреализм в искусстве. Концептуализм, поп-атр, соц-атр.

Тема 16. Проблемы современной культуры

Массовый человек. Концепция массового человека Х. Ортега-и-Гассета. Причины появления массового человека. Массовый человек и общество потребления. Черты массовой культуры. Гламурность. Элитарная культура. Классическая элитарная культура и маргинальность в культуре.

Понятие субкультуры. Основные черты субкультуры. Молодежные субкультуры.

Постмодернизм.

Тема 17-18. Сущность и своеобразие культур Востока, Запада и России

Восточный и западный типы культур. Человек и мир в восточной и западной культуре.

Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Эстетический идеал индийской культуры. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство. Культ иероглифа, система образования. Даосизм. Буддизм в Китае. Модернизационный потенциал китайской культуры.

Ислам: вероучение и культ. Человек в контексте исламской культуры. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры ислама. Суфизм. Синтоизм. Буддизм в Японии. Личность и общество. Эстетическое как основание культурной картины мира. Самурайский кодекс поведения.

Россия между Европой и Азией – в поисках культурной идентичности. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» как отражение становления русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России.

5.3. Разделы дисциплины (модуля) и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций № тем, участвующих в формировании компетенций

1, 2, 3, 4 5, 6, 7, 8 9, 10, 11, 12 13, 14, 15 16, 17, 18

ОК-1 + + + + +

ОК-2 + + + +

ОК-4 + + + + +

ОК-5 + + + + +

ОК-9 + + + + +

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

6.1.Рекомендуемая литература

а) Основная литература

Справочная литература

Культурология ХХ век. Энциклопедия. – М., 1998.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1997.

Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

Современная западная социология. Словарь. – М., 1990.

Учебные пособия

Аванесова Г.А. Динамика культуры. Учебное пособие по курсу культурологии. – М., 1997.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Багдасарьян Н.Г. Культурология в вопросах и ответах. М., 1998.

Воронкова Л.П. Становление человека и культура. Учебное пособие. – М., 1997.

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – Тверь, 1998.

Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.. 1994, 1996.

Зиммель Г. Философия культуры. – М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.. 196.

История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. – М., 1998.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Кармин Ю.С. Культурология. – СПб, Лань, 2006

Культура: теории и проблемы// Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1995.

Культурная антропология/ Под ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова. – СПб., 1996.

Культурология: Учеб. пособие под ред. С.В. Ланиной. – Мн., 2005, 49 с.

Культурология// Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 1995.

Культурология: Учеб. пособие/ В.А. Глуздов, И.И. Лукичева, А.А. Касьян и др.; Под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш. Шк., 2003.

Левяш И.Я. Культурология. – М.: Айриспресс, 2007. – 576 с.

Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. Учебное пособие по курсу культурологии. – М., 1999.

Михайлов М.И. Культурология. Материалы к лекциям по теории культуры. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

Очерки по истории мировой культуры/ Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1997.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998.

Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. – СПб., 1997.

Фортунатова В.А. Человек в мире культуры. Н.Новгород, 1998.

Хрестоматии по теории культуры

Антология культурологических исследований. Т.1. Интерпретация культуры.– СПб., 1997.

Антология культурологической мысли/ Под ред. С.П. Мамонтова, А.С. Мамонтова. – М., 1996.

Теория культуры. Отечественные исследования/ А.Б. Каплан и др. – М., 1996.

Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

Шиловская Н.С., Рыбакова М.С. Философия культуры. Сущность культуры. Ч. 1. Хрестоматия - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 91 с.

Шиловская Н.С. Философия культуры. Типология и динамика культуры. Ч. 2. Хрестоматия. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 118 с.

б) Дополнительная литература

Литература по теории культуры

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

Барт Р. Мифологии. – М., 2000.

Батищев Г.С. Опредмечивание и распредмечивание// Философская энциклопедия. - М., 1967. С.154-155.

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90 гг. ХХ века – начало ХIХ века). – СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 716 с.

Бодрийяр Жан. Система вещей. - М., 1999.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/ Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Издательский Дом «Ноосфера», 2001.

Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. – Челябинск, 1995.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянофильством. - М., 1997.

Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы: Философско-антропологическая модель коэволюционного развития. - Новосибирск, 1998.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Кристалл, 2001.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Жидков В. Культура как «генетический код» человечества// Общество и экономика. 2001. №9. С.74-92.

Кребер А.Л. Избранное: Природа культуры. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2001.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.

Лихачев Д.С. Избранные труды по русской культуре. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2006. – 416 с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Феномен культуры/ Лотман Ю.М. Избранные статьи. – Т.1. – Таллинн, 1992.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство – СПб, 2004. – С. 12 – 150.

Мамфорд М. Миф машины. Техника и развитие человечества. – М.: Логос, 2001. – 408 с.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство или пессимизм. – М.: Пушкинская библиотека, 2004.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Издательство АСТ, 2001.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.. 195.

Сафьянов В.И. Этика общения. – М., 1991.

Скрипник А.П. Культурология: Учебное пособие. – М., 2006.

Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Издательство АСТ, 2006.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

Успенский Б.А. Избранные труды. – Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

Фортунатова В.А. Человек в мире культуры. – Н.Новгород, 1998.

Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы философии. 1989. №2.

Хайдеггер М. Вещь// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. С.316-326.

Чучин – Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание// Вопросы философии. 1996. №4. С.3-15.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993, 1998.

Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. – М.: НЛО, 2004 . -864 с.

Эстетика природы.- М., 1994. С.230.

Яковлев Е.Г. Постмодернизм // Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 1999. – С. 266 – 273.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.

Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. – М.: НЛО, 2004. – 376 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Учебно-наглядные пособия: схемы, иллюстрации картин, слайды

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Аудитория, оснащенная оборудованием, необходимым для проведения лекционных и семинарских занятий.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для изучения и полного освоения программного материала по дисциплине должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая настоящей программой, а также профильные периодические издания.

8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины (модуля)

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

№ тем, участвующих в формировании компетенций

1, 2 10, 11 12 13 15

ОК-1 Тест Тест Тест Тест Тест

ОК-2 Тест Тест Тест Тест Тест

ОК-3 Тест Тест Тест Тест Тест

ОК-4 Тест Тест Тест Тест Тест

ОК-9 Тест Тест Тест Тест Тест

Самостоятельная работа

Изучение культурологии, наряду с лекционными и семинарскими занятиями, предполагает выполнение контрольной работы.

Написание контрольной работы - это процесс, который включает в себя несколько этапов. Первый - связан с выбором темы. Для того, чтобы выбрать тему, нужно иметь в виду следующее: последняя цифра номера зачетной книжки является «ключом» для выбора темы работы. Скажем, если это цифра «5», то Вы можете взять одну из следующих тем: 5, 15 и т. д. Если это «О», то Вы можете выбрать работу из тем 10, 20 и т. д. Перечень тем контрольных работ представлен ниже.

После того, как тема выбрана, переходите к изучению литературы. На основе собранного материала Вы должны разработать план вашей работы. План должен включать в себя три основные части: введение, основную часть и заключение (См. приложение).

Во введении дается обоснование темы, показывается ее важность, актуальность и изученность, приводится обзор литературы по данному вопросу, формулируются цели и задачи работы.

Основная часть должна включать в себя две главы, каждая из которых должна быть подразделена на два-три параграфа. Это центральная часть работы. Она должна составлять 3/4 общего объема работы. Здесь раскрывается суть вопроса, сопоставляются и анализируются существующие точки зрения, дается свое видение проблемы. Каждый параграф и глава в целом должны завершаться самостоятельными выводами.

В заключении делается обобщение по всему кругу затронутых вопросов, кратко формулируются наиболее важные положения.

Как только план будет составлен, переходите к распределению выбранного материала по главам и параграфам. Другими словами, Вы должны хорошо себе представлять, в каком разделе Вашей работы Вы будете использовать ту или иную цитату, то или иное высказывание философа. Контрольная работа - это самостоятельное изложение вопроса с опорой на литературу. Пишите контрольную работу, а не переписывайте книги или берете готовую из интернета.

При написании контрольной работы необходимо руководство¬ваться следующими требованиями.

1. Работа выполняется в ученической тетради или на листах формата А4. Страницы должны быть пронумерованы.

2. Объем работы - 20 рукописных или печатных страниц.

3. На обложке указываются: название учебного заведения и кафедры, тема работы, сведения о студенте, фамилия преподавателя, который будет проверять работу, год ее выполнения.

4. На первом листе тетради пишется план. Пункты плана должны быть указаны и в тексте работы, перед изложением каждого вопроса.

5. Работа должна быть снабжена научным аппаратом. Все цитаты должны сопровождаться сносками, которые помещаются в конце (каждого листа. Сноска оформляется следующим образом: например, Вы цитируете Конфуция: «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения»1, В конце цитаты, после кавычек. Вы ставите сноску «1», если это первая цитата на странице, если это вторая цитата, то ставите, соответственно, сноску «2» и т.д. и переносите эту сноску в нижнюю часть листа. Под ней указываются фамилия, инициалы автора, название книги, из которой взята цитата, место и год издания, страница. Это выглядит так, как показано в конце данного листа.

При этом следует обратить внимание на то, что предложенное оформление сноски соответствует цитате, взятой из книги. Если же эта взята из статьи, то сноска имеет несколько иной вид. После того, как указаны фамилия, инициалы автора и название статьи, ставится значок «//», который означает слово «журнал». После него пишется звание журнала, год его выпуска, номер и страница.

Например, Вы ссылаетесь на мнение X. Ортсги-и-Гассета: «Прежде чем что-либо делать, человек должен решить на свой страхи риск, что именно он собирается сделать. Но если у человека нет каких-то представлений относительно окружающих его вещей, других людей, самою себя, решение невозможно. Только имея определенные убеждения, он может предпочесть одно действие другому и, вообще готов и может жить». Обратите внимание на оформление этой сноски.

6. В конце работы приводится список использованной литературы. Он оформляется по образцу списка литературы, приведенного в настоящем пособии. При этом фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке.

7. Основными требованиями к содержанию работы являются: знание литературы, сопоставление различных подходов (или зрения), их анализ, высказывание своих мыслей по существу поднимаемых вопросов, логичность и последовательность в изложении материала, обоснованность суждений. Помните: Ваша задача состоит в том, чтобы только выписывать из книг или брать из Интернета нужные положения, а в чтобы, опираясь на литературу и имеющиеся в ней подходы, представить свое понимание рассматриваемого вопроса. При этом стоит особенно позаботиться об аргументации своей позиции. Если Вы согласны с мнением философа, то покажите, почему согласны. Если же Вы не разделяете высказанных суждений, то опять-таки потрудитесь ответить на вопрос «почему?».

Критерии оценки работы

"Отлично" оценивается работа, отвечающая всем указанным требованиям.

"Хорошо" оценивается работа, имеющая недочеты в оформлении, изъяны в изложении материала, его аргументации.

"Удовлетворительно" оценивается работа, являющаяся в значительной своей части переписыванием книг или взятая из интернета, в которой слабо представлена позиция автора, нарушена последовательность в изложении материала, но все же, в основном раскрывающая тему.

"Неудовлетворительно" выставляется в том случае, если тема не раскрыта, не выполнены требования, предъявляемые к оформлению и содержанию работы.

Оценка повышается за использование дополнительной литературы, подборку эпиграфов к различным разделам работы, за проведение самостоятельных параллелей между прошлым и настоящим, за высокий уровень сделанных обобщений и предложение оригинальных идей.

Темы рефератов

1. «Культура»: многообразие философских и научных подходов.

2. Феномен культуры: общая характеристика. Функции культуры.

3. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.

4. «Науки о культуре». Культура как предмет междисциплинарного анализа.

5. Эволюционизм как парадигма изучения культуры.

6. Культурная антропология Э.Б. Тайлора.

7. Просветительская концепция культуры и цивилизации.

8. Марксистская концепция культуры.

9. «Понимающая социология» М.Вебера как пример культурно-аналитического подхода в социологии.

10. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур.

11. «Культурная морфология» О.Шпенглера.

12. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

13. Этнология Л.Н. Гумилева и культурология.

14. Динамика культуры у А.Д. Тойнби.

15. Социодинамика культуры П.Сорокина.

16. Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд).

17. «Архетипы коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга.

18. Экзистенциалистская концепция культуры. С.Кьеркегор, Н.Бердяев и Л.Шестов, К. Ясперс.

19. Постмодернизм в культурологии.

20. Романтизм как направление в искусстве.

21. Реализм как направление в искусстве.

22. Модернизм и авангард в искусстве ХХ века.

23. Постмодернизм.

24. Массовая культура.

25. Элитарная культура.

26. Субкультура в современном обществе.

27. Основные черты культуры Востока.

28. Характерные особенности культуры Запада.

29. Сущность и специфика русской культуры.

30. Виды искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/ Опд. В. 1/ гсэ. В. 4 /...
«Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного...
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 5 Философия
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины «культурология»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции