Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края




НазваниеФеномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края
страница1/12
Дата публикации24.09.2014
Размер1.98 Mb.
ТипАвтореферат
literature-edu.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи

Романов Роман Романович
ФЕНОМЕН ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Специальность 24.00.01 – теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор

Бляхер Леонид Ефимович

Хабаровск - 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Провинция в культурном пространстве

России: провинциальность как социокультурный феномен………..10
1.1. К вопросу о семантических границах термина «провинция»………14


    1. Традиционный провинциальный театр как форма

кодификации массовой культуры………………………………….....26

ГЛАВА ВТОРАЯ. Современное искусство как эксперимент…………….39
2.1. Понятие экспериментальности: концептуальный анализ…………..39
2.2. Экспериментальность в искусстве: игровой принцип……………...49


    1. Экспериментальные формы современного театра………………….63



ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Экспериментальные театры Хабаровского края……..86


    1. «Интровертный» и «экстравертный» типы театров-студий………...86




    1. Эстетика постановок «Белого театра»………………………………..99




    1. Творческая деятельность театра-лаборатории «КнАМ»…………...123



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….151

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………158

ВВЕДЕНИЕ

Объективная картина современной отечественной культуры может быть создана путем анализа культурных процессов, протекающих не только в центре страны, в столице, но и в провинции, в самых дальних регионах России. Социокультурное пространство современности немыслимо без пространства театра. Театр является основным показателем развития культуры: театральное искусство относится не только к форме общественного сознания, но и к числу одной из важнейших сфер общественной жизни нации. Театр как способ художественного отражения действительности по природе своей искусство публичное, требующее коллективного восприятия, создающее вокруг себя общественную среду. Театр, воздействуя на зрителя системой художественных средств, складывающихся из творений драматурга, режиссера, актера, художника, в конечном счете, отражает состояние культуры и жизни общества в целом. Актуальность научного исследования современных проблем и жанровых форм российского дальневосточного театра очевидна. Несомненно, актуальным является и исследуемый нами пласт театрального искусства – экспериментальные театры-лаборатории. Именно они являются центрами развития качественно нового художественного мышления горожан, в особенности творческой молодежи. Это особенно важно для российских регионов с их частичной изолированностью от новейших процессов в науке и искусстве.

Актуальность обращения к феномену провинциального театра обусловлена недостаточной научной разработанностью проблем провинциального театра России.

Степень разработанности рассматриваемой темы определяется, во-первых, научными достижениями в сфере исследования провинциального российского театра, а во-вторых – работами дальневосточных культурологов и искусствоведов в области изучения культуры края.

В 1960 – 1980-е годы сложилась концепция исследования провинциального театра как явления общероссийского, развивавшегося как единая система, со своей стройной иерархией законов и правил, одинаково характерных для всех российских городов. В частности, эта концепция нашла свое лучшее воплощение в трудах И. Петровской [59]. Важным вкладом в историографию провинциального театра стали работы А. Альтшуллера [1], О. Фельдмана [88, c 600–680], включившие Сибирь в сферу театроведческого анализа.

История дальневосточной театральной культуры по сравнению с общероссийской пока довольно скромна. Статьи театральных деятелей, актеров, любителей театра, журналистов (А. Брянский [10, c. 490–491], А. Любош [45], В. Козлов [34], В. Хохлов [93, c. 212–220], Ю. Тарич [83, c. 539–541]) посвящены развитию театральной культуры на Дальнем Востоке в различные исторические периоды. Одним из первых попытался рассмотреть процесс развития дальневосточной культуры В. Щебеньков [100], отразивший в своих работах некоторые из аспектов формирования театральной культуры. Работы А. Иванова [24] и С. Гришко [14, c. 161–173; 15, c. 37–41], посвящены различным аспектам дальневосточного театра – от хроники театральной жизни городов региона до деятельности отдельных коллективов.

Большой вклад в научное изучение дальневосточного театра внесла А.В. Шавгарова, в 2002 году защитившая кандидатскую диссертацию «Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России». Исследователь определяет место и значение региональной театральной культуры в духовной жизни общества, выявляет специфику дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской [95].

В целом, говоря о современном уровне исследования проблемы, можно сделать вывод: научное знание театральной культуры Дальнего Востока пока характеризуется фрагментарностью: либо проблема освещается на тематически узком материале, либо ее освещение страдает локальной ограниченностью. Отсутствие в работах контекста общероссийской театральной культуры и её сопоставления с дальневосточным театральным процессом приводит к постановке не достаточно глубоких задач. Сосредоточившись на рассмотрении театральной жизни только одного города, авторы не могут оценить полноту картины театральной культуры всего дальневосточного региона. Одним из заметных недостатков исследований можно считать отсутствие у авторов специализированного подхода к театру, возможности изучить явление изнутри, опираясь на владение основными законами театроведческого анализа.

Объектом нашего исследования стал феномен провинциального театра, предметом – экспериментальные театры Хабаровского края.

Целью диссертационного исследования является изучение общих параметров и выявление специфики экспериментальных театров-студий.

На основе общей цели сформулированы следующие конкретные задачи:

  • рассмотреть провинциальную культуру как часть общероссийской культуры; выявить основные характеристики феномена провинциальности и провинциального менталитета;

  • определить связь современного искусства с последними научными достижениями; изучить различия между научным экспериментом и экспериментом в искусстве;

  • рассмотреть формы современного искусства, нашедшие свою реализацию в российском экспериментальном театре;

  • выявить социально-психологическую роль экспериментальных театров Хабаровского края, проанализировав творческую деятельность «Белого театра» (г. Хабаровск) и театра-лаборатории «КнАМ» (г. Комсомольск-на-Амуре);

  • наметить дальнейшие тенденции развития экспериментального театра.

Методология исследования. Проблемы, затронутые в диссертации, рассматриваются в контексте современной интегральной парадигмы научного знания. Поэтому в ходе исследования привлекались сведения не только культурологии, но и философии, семиотики, литературоведения, искусствоведения, современной психологии и физики. На современном этапе развития гуманитарных наук стали определяющими многоаспектность и комплексность в подходе к анализу. Методология предпринятого нами исследования исходит из признания значимости основных методов гуманитарных исследований, выработанных в отечественной науке: сравнительно-типологического, функционального. Избранная нами методология предполагает в качестве доминирующего метода комплексный анализ сценического произведения, с привлечением элементов имманентного и структурно-семантического анализа спектакля.

Теоретической основой диссертации стали философские и культурологические работы (П.Д. Успенский, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, Л.Г. Ионин); фундаментальные филологические труды, в том числе по семиотике и структурной семантике (М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман, Р. Барт, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров, В.П. Руднев, Ю.С. Степанов); театроведческие исследования (М. Чехов, В. Мейерхольд, В. Березкин).

Источниковедческую базу исследования составили разнообразные документы и материалы, опора на которые позволила решить поставленные проблемы:

а) архивы «Белого театра» и коллектива театра КнАМ, программки спектаклей и фестивалей, видеоматериалы и дневники из личного архива режиссера театра КнАМ Т. Фроловой.

б) периодическая печать рубежа ХХ – XXI века, освещавшая творческую деятельность изучаемых нами театров (данные о репертуаре экспериментальных театров, театральные рецензии, сведения об актерах и режиссерах, о проведении фестивалей и гастролях коллективов в России и за рубежом);

в) неформализованные интервью с деятелями театральных коллективов Хабаровского края.

г) включенное и невключенное наблюдение диссертантом творческого процесса театров-студий Хабаровского края.

К первому типу наблюдения можно отнести личное участие диссертанта в фестивале «Перспектива комнаты» 2001 – 2004 гг. (Комсомольск-на-Амуре) и в фестивале «Дни немецко-русской культуры» 2000 – 2002 гг. (Хабаровск), а также актерскую деятельность в спектаклях «Белого театра» («Дзынь», «Сцены из супружеской жизни», «Short Stories»). Особо следует отметить участие диссертанта во франко-российском проекте «Зеркало – Восток – Запад» (2001), включившем в себя постановку французским режиссером Ф. Гойаром пьесы М.Б. Кольтеса «Западная пристань» в театре КнАМ и гастрольные показы спектакля в российских городах. Непосредственное знакомство диссертанта с театральной жизнью провинциальных городов (Екатеринбург, Тольятти) дало ему ценный материал для научного анализа театрального процесса российской провинции.

К невключенному наблюдению можно отнести присутствие диссертанта на репетициях спектаклей изучаемых коллективов и неоднократный просмотр спектаклей на площадках театров и в видеозаписи.

Изучение сущности экспериментальных театров определяет не только актуальность данной работы, но и ее научную новизну. Исследование творчества экспериментальных театров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре является первой в отечественной науке попыткой осмысления и обобщения процессов художественной деятельности театров-лабораторий Хабаровского края. Впервые в отечественной культурологии предметом многоаспектного специального монографического изучения стал феномен экспериментального театра Хабаровского края как части провинциальной культуры России.

Новизна работы обусловлена также теми основными положениями, которые выносятся на защиту:

1. а) Провинциальная культура является неотъемлемой частью общероссийской культуры: провинция – это единица культуры, содержащая полную информацию об образе и строении всего социокультурного пространства России.

б) Феномен «провинциальной ментальности» характеризуется не географическим местоположением ее носителей, а комплексом социально-генетических черт, проявляющихся в мышлении, поведении и ценностных ориентациях индивида: провинциальность менталитета – это узость и ограниченность сознания вне зависимости от того, живет ли его носитель в столице или маленьком городе.

в) Творческая деятельность человека, обладающего провинциальным мышлением, характеризуется подражательностью. Вся массовая (неактуальная) культура вторична по своему характеру и несет на себе отпечаток провинциального менталитета ее создателей, которые лишь перерабатывают смыслы и ценности, полученные из вторых и третьих «авторитетных» рук.

2. а) Отличительной чертой актуального искусства всего ХХ и начала XXI века является его экспериментальный характер. Экспериментальность в искусстве – это поиск новых, ранее неиспользованных методов создания художественного произведения, способствующих возникновению виртуальных реальностей – реальностей художественного мира.

б) Процесс создания художником экспериментального произведения искусства схож с научным процессом, в котором экспериментирование является неотъемлемой чертой. Если в науке эксперимент служит для получения знания и в конечном итоге для описания реальности, то эксперимент в искусстве служит для создания новых образов самой реальности.

в) Объектом художественных поисков в современном искусстве стал исключительно стиль, которому присуща тенденция понимать искусство как игру и только. Игровая природа нового искусства и его формы, нашедшие свою реализацию в российском экспериментальном театре (вербатим, арт-перформанс, видеоарт, инсталляция, видеоинсталляция) стали ведущим параметром современной культуры.

3. а) Принципы и формы современного экспериментального театра находят свое воплощение на площадках «Белого театра» (г. Хабаровск) и театра КнАМ (г. Комсомольск-на-Амуре). Творчество «Белого театра» носит ярко выраженный игровой характер; принцип спектаклей театра КнАМ – синтез отечественного психологического театра с современными достижениями западного театра в области формы, разнообразия жанров и стилей.

б) Искусство провинции не обязательно является провинциальным по своему духу. Лишенное главной характеристики массового, коммерческого искусства – подражательности и вторичности, – искусство самых отдаленных регионов может представлять собой неповторимый, уникальный феномен, достойный войти в сокровищницу общероссийской и мировой культуры, и может перейти в разряд актуального искусства.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что она позволяет дополнить и углубить представления о сложности и многомерности феномена провинциального театра конца XX – начала XXI века. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований по проблемам отечественной театральной культуры рубежа веков. Предложенное исследование открывает новые возможности для изучения экспериментальных театров Хабаровского края. Содержание диссертации, ее теоретические положения, методология исследования соответствуют современным требованиям преподавания культурологии в высшей школе. Материал диссертации обладает широкими возможностями внедрения в практику вузовского преподавания (дисциплины национально-регионального компонента учебных планов университетов и педагогических вузов).

Апробация основных положений исследования была проведена по следующим направлениям:

  • в публикации научных статей; в докладах и сообщениях по теме диссертации на научно-практических конференциях 2004 – 2006 (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск);

  • в преподавательской деятельности диссертанта в Дальневосточном государственном гуманитарном университете г. Хабаровска;

  • материал по организации театральной деятельности Хабаровского края оказался востребован на филологическом факультете ДВГГУ в специальном курсе «История театра».



Глава первая

ПРОВИНЦИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ:

ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Исследование такого культурного феномена, как экспериментальный театр провинции, требует комплексного изучения элементов, непосредственно составляющих это понятие. Очевидно, что в первую очередь необходимо рассмотреть термин провинция, изучив роль провинциальной культуры в едином культурном пространстве России. Сделать это нужно потому, что творчество любого художника или коллектива во многом определяется уникальными особенностями того региона, в котором оно реализуется. Далее, необходимо изучить понятие экспериментальности, чтобы выявить критерии, по которым то или иное явление искусства можно было бы отнести к разряду экспериментального, новаторского. Исходя из этих соображений, мы начинаем наше исследование с изучения феномена российской провинции.

В последние десятилетия XX века у теоретиков и философов культуры возник особый интерес к феномену провинциальной культуры России. В 1980-е годы появление этого интереса было спровоцировано дискуссией о формационной и цивилизационной парадигмах развития общества. В 1990-е годы он стал напрямую связан с проблемой соотношения процессов глобализации и регионализации. В обоих случаях повысился интерес к структуре социокультурного пространства: исследователи пытались выяснить, является ли оно по своей природе единым или дифференцированным. В прямой зависимости от понимания этой проблемы ставились вопросы о том, как функционирует и развивается культура, что следует считать ценным, а что незначительным в культуре прошлого и настоящего, в чем состоит социальная значимость провинциальных формаций культуры.

Наступивший XXI век усилил процессы глобализации и урбанизации, в которых активно поддерживаются механизмы неограниченного «перемешивания», нивелирования исторически обособленных городских культур российской провинции. Ряд факторов, сопутствующих процессу глобализации и унификации, свидетельствует о том, что существование некоторых форм провинциальной культуры поставлено под угрозу.

Во-первых, наблюдается ярко выраженная ценностная асимметрия в отношении центр / провинция: культура «центра» (например, столицы) признается в качестве совершенной доминанты и абсолютного образца, не допускающего при себе никакого развития провинциальной самобытности. Сегодня провозглашается абсолютное горизонтальное выравнивание всего внутреннего пространства региона. То есть фактически насаждается выравнивание «под бульдозер» стилей жизни «центра» и «провинции».

Во-вторых, прослеживается ценностная асимметрия в контексте глобализация / регионализация, в соответствии с которой локальная (региональная, этническая) культура признается «устаревшей», менее значимой для современности, чем культура глобальная, равно открытая для всех. Физическое перемешивание культур (если говорить о наиболее радикальном императиве глобализации) угрожает существующему этнокультурному разнообразию, разнообразию внутренних социальных пространств и региональных культур. Пространство понимается при этом не в декартовом, а в социокультурном смысле как сфера практической и знаково-символической деятельности локального сообщества.

Социокультурное пространство изучается как нечто обособленное по отношению к пространству природы, но взаимосвязанное с ним. Социальное пространство представляется имеющим свою «вертикальную» и «горизонтальную» стратификацию, в основании которых лежат экономические, политические, социокультурные и иные стороны социальной жизни. С данной точки зрения, дистанции социального пространства – это дистанции между теми или иными социальными группами или индивидами. Социальное пространство берет начало развития от человеческой личности; его исходной и уникальной структурной основой выступают живое «Я» личности и живое «Мы» сообщества. Эти «первоначала» социального пространства существуют, будучи опредмеченными вовне, они проявляются во взаимодействии с окружающими предметами и людьми [75, c. 26].

Различные пространственные виды искусства дают исследователю наглядные «слепки» таких миров – реальные объемные изваяния внутренних пространств человека, семьи, локального сообщества. К примеру, архитектура отдельных населенных мест и целых регионов вполне определенно представляет строение такого «внутреннего пространства», каналов его взаимосвязей с окружающим миром. Внутренними пространствами называются зоны социокультурного пространства того или иного социального субъекта, которые представляют собой сферы его повседневного существования и самоидентификации и в которых отсутствуют отношения отчуждения. Планировка населённого места «намертво» фиксирует ту или иную конфигурацию и структуру внутреннего пространства, образуя его предметно-пространственную составляющую. Но реальная повседневная деятельность, фоновые практики могут иметь иные конфигурации и иное расположение в пространстве города. Поэтому с предметно-пространственной средой соотносится живое социокультурное пространство, которое представляет собой совокупность привычных для сообщества форм поведения, традиционные фоновые практики [73, c. 237–240].

Провинция - это неотъемлемый структурный элемент всякого активного внутреннего пространства, любого целостного и живого организма культуры. Ядро его активности связано с взаимоотношениями центр / провинция и / провинция / центр. Наличие провинциальной формации культуры всегда является свидетельством того, что мы имеем дело с некоторым регионом культуры, который имеет «центр» и более или менее определенные границы.

На организацию социокультурного пространства российской провинции сильное влияние оказывали политическое устройство страны и особенности административного управления. Естественно, что при высокой степени политической и административной централизации общества резко возрастает роль столицы и заметно сокращается влияние провинциальных центров, в результате чего обедняется разнообразие художественной жизни страны в целом, появляется представление о неполноценности провинции. Своеобразное взаимовлияние этих факторов в центре и на периферии социокультурного пространства, каким, в частности, является провинциальный город, во многом определяет их визуальное и функциональное различие, зависящее от степени их сакральной маркировки. Центр является источником стандартов и регламентов для всего внутреннего пространства и, в равной мере, источником элитарных экспериментов и новаций. На периферии доминирует «власть» фоновых практик и структур повседневности, то есть привычных, передаваемых «из уст в уста» обычаев поведения, межличностных отношений, социальных взаимодействий.

Однако именно через «мелочи» повседневной провинциальной жизни, быта малых, заштатных городов русские философы открывали принцип «единства во множестве». Малому не всегда соответствует малое. В малом, как в миниатюре, может отобразиться общезначимое. В жизни малых провинциальных городов и сел всегда отражались типические черты российского жизнестроительства. По мнению Т.С. Рыжовой, исследователя социокультурного пространства российской провинции, провинциальные города хранилище пространственного генофонда российской культуры. Любой исторический малый город со своим ландшафтным ареалом – это часть единого ансамбля российской земли. И в каждой такой части, как в живой клетке, содержится информация об образе и строении всего пространственного организма, всего пейзажа. Целый ряд материальных архитектурных объектов, транслируясь во времени, подвергается семантизации – с их помощью образно осмысливаются и символически оформляются такие понятия как жизнь, смерть, добро, зло, счастье, горе, страх и многие другие. Так, с помощью образов «дома», «града», «сада», «обители», «земли» и других пространственных элементов человеческое сознание интерпретирует окружающий его мир и свое место в нем [74, c. 24].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconОтчет о результатах самообследования муниципального казенного
Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края (мкоу сош с. Тополево)

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconОбщеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconОбщеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconОбщеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconОрганизационно-педагогические мероприятия. Методическая работа с кадрами
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного муниципального района Хабаровского...

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconПубличный отчёт заведующей Мельченко Г. Т. муниципального образовательного...
Публичный отчёт заведующей Мельченко Г. Т. муниципального образовательного учреждения детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного...

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconМатериально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского поселения «Рабочий поселок...

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconПоложение о закупочной деятельности открытого акционерного общества
Электронный аукцион торги, проведение которых в режиме реального времени осуществляется посредством электронной площадки на сайте...

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...

Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки хабаровского края iconСправка об итогах работы базовой площадки мбоу сош №60 за июль-ноябрь 2012 года
«Использование электронных ресурсов для повышения качества образования в условиях икт-насыщенной среды», программы муниципальной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции