Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма»




Скачать 85.21 Kb.
НазваниеКонспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма»
Дата публикации23.09.2014
Размер85.21 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Культура > Конспект
Занятие 1.
Экспериментальная модернистская поэзия I половины XX века. Творчество Тристана Тцара, Андре Бретона, Поля Элюара.

  1. Дадаизм как экспериментальное направление в поэзии:

а) «Манифест господина Антипирина», его основные положения;

б) создание языкового хаоса в тексте;

в) эксперимент с графическим оформлением стихотворения;

г) использование форм детской поэзии.

  1. Сюрреализм в литературе и искусстве:

а) «Первый манифест сюрреализма» А.Бретона, основные положения;

б) роль автора в сюрреализме, художник как «скромный регистрирующий аппарат»;

в) основные черты поэзии сюрреализма, «ошеломляющий образ» как ключевой прием.

Конспект статьи А.Бретон «Первый манифест сюрреализма» (любое издание)

Занятие 2.
Пути развития реализма во французской литературе. Творчество Франсуа Мориака. Роман «Тереза Дескейру»

  1. Сюжетно-композиционная основа романа:

а) история создания произведения и его место в творчестве Мориака, (связь с романом «Конец ночи» и 2 новеллами);

б) «Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение тем романа).

  1. «Католическое возрождение» во Франции 1 пол. ХХ века. Основные положения. Христианская этика писателя.

  2. Отражение взглядов автора в романе «Тереза Дескейру»:

а) семейная проблематика романа;

б) философия Жана Азеведо. Каково отношение к ней автора?

в) система персонажей романа. Выражен ли в романе идеал автора?

  1. Ф. Мориак и традиции Достоевского в романе:

а) С какими произведениями Достоевского можно сопоставить роман Мориака? («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).

б) мотивы, реминисценции, аллюзии на творчество Достоевского в романе.

  1. Черты реализма и модернизма в творчестве Ф. Мориака:

а) психологизм романа и средства его создания (внутренний монолог, несобственно-прямая речь, роль пейзажа в произведении);

б) ключевые слова-символы и их роль в романе

в) реалистические тенденции в произведении (описание жизни провинциальной Франции)

Конспект статьи: Ж-П Сартр «Франсуа Мориак и свобода» (любое издание) или М. Ландор «Тревожные вопросы Франсуа Мориака // «Вопросы литературы», М. 1996, №3.

Занятие 3-4.
Экзистенциализм как литературное направление. Творчество Ж-П Сартра и А. Камю.

  1. Основные понятия экзистенциализма как философского и литературного направления:

а) экзистенция;

б) свобода;

в) ответственность;

г) пограничная ситуация и ее роль в философии экзистенциалистов и художественном произведении;

д) проблема «другого».

  1. драма Сартра «Мухи»:

а) античный сюжет и своеобразие его трактовки (трагедия Эсхила «Хоэфоры»);

б) проблема свободы выбора, вины и ответственности, ее трактовка в драме;

в) отношение экзистенциальной философии к этической проблематике.

  1. драма Сартра «Взаперти» («За закрытой дверью) и проблема «другого».

  2. драма «Дьявол и Господь бог»: проблема религии и морали

  3. Своеобразие философских позиций А. Камю, их отличие от взглядов Сартра

а) трактат «Миф о Сизифе» и отношение Камю к «философии абсурда»;

б) повесть «Посторонний» как полемика с «философией абсурда», концепция личности в произведении;

в) роман «Чума» как выражение философской позиции Камю;

Конспект статьи: А. Камю «Миф о Сизифе» - любое издание. Конспектируется полностью. Или Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм» - любое издание.

Занятие 5.
Английский модернизм. Роман В. Вульф «Миссис Деллоуэй».

  1. В. Вульф как теоретик английского модернизма:

а) В. Вульф и группа «Блумсбери»;

б) основные положения эстетики писательницы и их отражение в статье «Современная художественная проза» (отношение к реализму и традициям классики, понимание «реальности», Вулф о писателях «материалистах» и «спиритуалистах»).

  1. Роман «Миссис Деллоуэй» как утверждение новых принципов художественной изобразительности.

а) сюжетные линии произведения и их взаимосвязь;

б) своеобразие психологизма писательницы;

в) приемы передачи «потока сознания» в романе;

г) время и пространство в романе;

д) понятия «преходящего» и «вечного», роль «момента бытия» в романе.

  1. Своеобразие художественной манеры В. Вульф, импрессионизм ее прозы.

Конспект статьи В. Вульф «Современная художественная проза» - любое издание.

Занятие 6.

Жанр антиутопии в английской литературе I половины XX века. Роман Дж. Оруэлла «1984».

  1. Основные черты антиутопии как жанра:

а) особенности художественного пространства и времени;

б) система персонажей романа-антиутопии;

в) конфликт в антиутопии, его особенности.

  1. Роман «1984» как образец жанра:

а) создание образа тоталитарного государства в романе;

б) роль «исторического прошлого» в романе;

в) персонажи романа: Старший Брат, О’Брайан, Джулия, Уинстон Смит в системе антиутопии.

  1. Приложения к роману и их функции.

Конспект статьи Приложение к роману Дж. Оруэлла «1984» о новоязе – любое издание.

Занятие 7-8
Новеллистика I половины XX века. Новеллы Ф. Кафки, С. Цвейга, Дж. Джойса, Л. Пиранделло.

  1. Жанр новеллы и его развитие в I половине XX века:

а) определение жанра новеллы;

б) специфика новеллы ХХ века;

  1. Новеллистика Ф. Кафки. Новелла «Превращение»:

а) сюжет и композиция новеллы;

б) взаимосвязь судеб персонажей новеллы. Набоков о новелле «Превращение»;

в) основные особенности поэтики Кафки: мифологизация, деноминация, обезличивание, подмена 1 лица 3-им, особая роль сна;

г) художественное пространство и время новеллы.

  1. Новеллистика С. Цвейга. Новеллы «Письмо незнакомки» и «Амок»:

а) сюжетная основа новелл: возведение банального события частной жизни человека в ранг «вечной проблемы»;

б) использование Цвейгом мифологизации, ее отличие от мифологизма Кафки;

в) новеллы С. Цвейга и русская литература «серебряного века» (Бунин «Господин из Сан-Франциско», Куприн «Гранатовый браслет»;

  1. Новеллистика Дж. Джойса. Цикл «Дублинцы»:

а) особенности структуры цикла, отражающей взросление человека;

б) епифания и ее место в новеллистике Джойса;

в) образ Дублина в цикле.

Конспект статьи: В. Набоков «Превращение Ф. Кафки» // В. Набоков «Лекции по зарубежной литературе» - любое издание

Занятие 9-10.
Интеллектуальный роман в литературе 1 пол. ХХ века. Роман Г. Гессе «Степной волк», роман Т. Манна «Доктор Фаустус».

  1. Жанр интеллектуального романа и его основные особенности:

а) жанровое определение интеллектуального романа

б) интеллектуальный и философский романы в литературе ХХ века

  1. Жанровое своеобразие романа: черты романа воспитания, философского романа, своеобразие фантастики произведения.

  2. Концепция личности в романе:

а) история создания романа: творческий и личностный кризис, пережитый Гессе и его отражение в произведении.

б) связь концепции личности Гессе с психологическими теориями 1 пол. ХХ века (К.Г. Юнг)

в) традиции романтизма в произведении (деление людей на творцов и филистеров, концепция двоемирия, мотивы двойничества, фантастика)

  1. Роль «Магического театра» в романе.

  2. Теория додекафонии в романе Т. Манна «Доктор Фаустус», роль музыкальной теории для формирования структуры текста.

  3. Тема творца и творчества в романе Т. Манна, смысл названия романа.

  4. Мифологические мотивы в романах «Степной волк» и «Доктор Фаустус».

Конспект статьи: Е. Маркович «Г. Гессе и его роман «Игра в бисер». Вступительная статья к изданию 1969г.

Занятие 11-12.

Экспериментальная европейская драматургия I половины XX века. Творчество Б.Брехта, Л. Пиранделло

  1. «Эпический театр» Бертольда Брехта:

а) переход от катарсиса к размышлению в театре Брехта;

б) средства разрушения театральной иллюзии в брехтовском театре;

в) роль зонга в пьесах Брехта.

  1. «Трехгрошовая опера» и «Матушка Кураж и её дети» как пример брехтовской драматургии:

а) композиция пьесы «Трехгрошовая опера», роль трех финалов;

б) «Песня о великом Смирении» как полемический прием;

в) эффект отчуждения и средства его создания в пьесах Брехта.

  1. Экспериментальная драматургия Л. Пиранделло:

а) веризм и юморизм в творчестве писателя;

б) проблемы художественной реальности, автора и персонажа как категорий текста в пьесе «Шесть персонажей в поисках автора»;

в) пьеса «Генрих IV», как отражение проблемы соотношения реальности и художественной действительности.

Конспект статьи: Б. Брехт «О неаристотелевом театре» - любое издание.

Занятие 13.

Исторический роман в западноевропейской литературе I половины XX века. Творчество Л. Фейхтвангера.

  1. Взгляды Л. Фейхтвангера на историю и роль исторического романа в ХХ веке:

а) соотношение современности и историчности в романе;

б) условность историчности и правдоподобия;

в) цель обращения автора к историческому прошлому.

  1. Типы исторического романа в западноевропейской литературе, их сходство и отличия:

а) романтический исторический роман;

б) авантюрно-исторический роман;

в) исторический роман ХХ века.

  1. Роман Л. Фейхтвангера «Гойя или тяжкий путь познания»:

а) изображение исторической действительности в романе;

б) центральная тема – тема художника и творчества;

в) средства создания образа главного героя.

Конспект статьи: Л. Фейхтвангер «О смысле и бессмыслице исторического романа» - любое издание.

Занятие 14-15

Реализм в литературе ХХ века. Жанр семейной саги в английской литературе. Роман-эпопея.

  1. Черты реализма в литературе ХХ века:

а) наследие классического реализма XIX века;

б) особенности реализма ХХ века (противостояние с модернизмом, усиление психологизма).

  1. Жанр семейной саги, его черты:

а) особенности художественного времени романа;

б) конфликт в семейном романе и особенности его разрешения;

в) специфика системы персонажей;

г) описательный пласт романа.

  1. «Сага о Форсайтах» как семейно-психологический роман:

а) связь романов цикла, особенности его структуры;

б) роль новелл-интерлюдий в цикле;

в) Форсайты и форсайтизм как отражение национальной психологии.

  1. «Очарованная душа» Р. Роллана как произведение реализма:

а) черты романа-эпопеи в тексте;

б) «человек в пути» как излюбленный тип героя Р.Роллана;

в) вопрос о роли женщины в обществе, поднимаемый Ролланом;

г) жанровый синтез в романе.

Занятие 16-17

Тема войны в литературе I половины XX века.

  1. Возникновение и развитие темы войны в западноевропейской литературе I половины XX века:

а) роман Анри Барбюса «Огонь» и его роль для формирования военной романистики;

б) понятие «потерянное поколение», история его возникновения;

в) обзор литературы «потерянного поколения разных стран.

  1. Творчество Э.М. Ремарка:

а) трилогия Ремарка («На западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища») как иллюстрация психологических и социальных проблем «потерянного поколения»;

б) особенности композиции и системы персонажей романов Ремарка.

  1. Роман Р. Олдингтона «Смерть Героя»:

а) особенности композиции романа, авторское жанровое определение «роман-джаз»;

б) трактовки названия романа;

в) решение темы художника в романе.

  1. Роман Луи Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи»:

а) взгляды писателя и их отражение в романе;

б) своеобразие языка;

в) особенности композиции и системы персонажей романа.

Конспект статьи: А. Годар «Предисловие к русскому изданию» // Селин Л.Ф. «Путешествие на край ночи». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С.5-20.

Занятие 18.

Итоговая контрольная работа.
Темы докладов

      1. Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве.

      2. Анализ романа Ф. Мориака «Клубок змей» или «Матерь» (по выбору студента).

      3. Роман Ж-П Сартра «Тошнота» как отражение его философской позиции.

      4. Черты экзистенциальной драматургии в произведении А. Камю «Калигула»

      5. Новеллистика Л. Пиранделло: отражение поэтики веризма.

      6. «Письмо отцу» Ф. Кафки и его роль в творчестве писателя.

      7. Сборник новелл Ф. Кафки «Голодарь»: композиция и ключевые темы сборника.

      8. Роман В.Вульф «На маяк»: особенности женских образов в романе.

      9. Роман-антиутопия О. Хаксли «О, дивный новый мир». История создания романа.

      10. Жанровые черты антиутопии в романе Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту».

      11. Жанровый синтез в романе Г.Гессе «Игра в бисер».

      12. Исторический роман ХХ века (на примере любого зарубежного автора по выбору студента).

      13. Театр Бертольда Брехта и его традиции в отечественном кинематографе.

      14. Жанр интеллектуального романа в творчестве Т. Манна (на примере романа «Волшебная гора» или «Доктор Фаустус».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconНазвание статьи Первый автор1, Второй
Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconГульмиры Жанабековны «Образ мира в художественных исканиях сюрреализма»
Альназаровой Гульмиры Жанабековны «Образ мира в художественных исканиях сюрреализма», представленную на соискание ученой степени...

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconКонспект урока Тема «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Мой первый друг, мой друг бесценный…» (по стихотворению А. С. Пушкина «И. И. Пущину»)

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» icon1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма
«Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова – манифест русского классицизма

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» icon10а класс География
Конспект статьи «Мировоззренческий кризис Базарова», стр. 98-100.; «Болезнь и смерть», стр. 100-105; «Отцы и дети» в русской критике»...

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconТребования к оформлению статей
Статьи должны представлять сжатое, четкое изложение полученных автором результатов, без повторения одних и тех же данных в тексте...

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconТребования к оформлению тезисов
В тексте статьи не используется «жирный» шрифт и подчеркивание, допускается курсив и разрядка. Цитаты графически выделяются, если...

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» icon«Редактирование статьи (на основе школьных сочинений)»
Цели: знакомство с особенностями редактирования текста (статьи); умение находить и устранять речевые ошибки, допущенные учащимися;...

Конспект статьи А. Бретон «Первый манифест сюрреализма» iconТребования к оформлению тезисов
В тексте статьи не используется «жирный» шрифт и подчеркивание, допускается курсив и разрядка. Цитаты графически выделяются, если...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции