Социально гуманитарные и экономические науки




Скачать 105.69 Kb.
Название Социально гуманитарные и экономические науки
Дата публикации 22.09.2014
Размер 105.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы


Социально – гуманитарные и экономические науки.

Этнография.

Введение.

С каждым новым поколением усиливается интерес людей к прошлому, к своим корням, к истории своих народов. Изучение истории Дагестана приобретает особую актуальность в наши дни с повышением интереса к истории родного края, своего села, осознания людьми причастности к этой истории, понимание исторической взаимосвязанности судеб народов Дагестана.

К числу важных и актуальных проблем, разрабатываемых этнографической наукой, следует отнести изучение культуры и быта больших и малых народов нашей страны. Изучение этой проблемы имеет важное научно-теоретическое и практическое значение, предоставляя возможности проследить закономерности сложения не только хозяйственно-экономических, но и культурно-бытовых особенностей конкретных этносов, динамику и трансформацию внутри этнических и межэтнических процессов, выявить в них общее и особенное. Именно культура и быт дают ценнейшие сведения для решения многих вопросов, связанных с этнической историей народов.

В целом этнографическое изучение культуры и быта дает возможность полнее представить социально-культурные изменения, и вместе с тем выявить вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры, дополняя и обогащая ее прогрессивные национальные черты. При изучении культуры того или иного народа необходимо помнить, что ни одна культура не существует в чистом виде, а лишь в определенных сочетаниях традиции и инновации.

При выборе данной темы автор исходил из актуальности изученности проблемы связи поколений и сохранения самобытной культуры и традиций родного села. Тем более, что старинные села приходят в практическое запустения и держатся только на энтузиазме отдельных лиц, а расселившись по республике и за ее пределами ицаринцы теряют естественную связь со своими истоками.

А сама история села Ицари, обряды и обычаи его народа уникальны и требуют тщательного изучения. Исследования ведутся в различных направлениях – это и героические страницы, и лингвистика, и топонимика, и культура. Данная работа является прологом к коллективному творчеству по полному раскрытию данной тематики. Автор не ставит целью всесторонне рассмотрение вопроса, а акцентирует свое и наше внимание на необходимости поддержание связи поколений как краеугольного камня в воспитании подрастающего поколения дух патриотизма и народных традиций.

Работа состоит из 3 частей: введение, основная часть и заключение.



Местность Ицари была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют наскальные изображения людей и животных в окрестностях села, которым, по свидетельству археологов (В.Котович), более 2500 лет.

Многочисленные соляные знаки говорят о том, что до прихода ислама здесь получили развитие разные виды верований, основное из которых – поклонение Солнцу.

Старая часть села, построенная на высокой скале, напоминает пчелиные соты - дома примкнулись друг к другу, и крыша нижнего соседа служит верандой для верхнего.

Село представляло собой укрепленную крепость, окруженную четырехэтажной крепостной стеной, большая часть которой сохранилась и до сих пор. Ицаринские стены были, по-видимому, некогда конечным звеном крепостной стены, шедшей непосредственно от Дербента в глубь гор. Для входа в село в стене имелись 4 крепостные ворота, трое из которых действуют и поныне. Четвертая же была разобрана в 70-е годы ХХ-го века. Почти все дома трех- или четырехэтажные. Большинство улиц представляют собой лабиринт тоннелей, перекрытых строениями. Все улицы села вымощены крупными камнями, причем, имеются специальные приподнятые «тротуары» для людей, и более широкие части улицы для скотины. Сохранилась до сих пор и подземные каменные водоводы, предназначенные для слива дождевой воды.

Труднодоступное ущелье Уллучая служило ранее естественной защитой села от иноземных захватчиков. Все же и здесь происходили кровопролитные бои: сохранился каменный барельеф с изображением схватки кавказца и монгола.

В средние века Ицари являлось центром Ицаринского вольного общества, куда входили джамааты семи близлежащих селений. Некоторое время Ицари являлось частью кайтагского уцмийства и была летней резиденцией уцмия.

В центральной части села сохранилась крепость, которая сложена из огромных камней и которая по кладке напоминает стены Дербентской крепости. На ней имеется куфическая надпись: «О, господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества, кроме Аллаха». Надпись датируется XI-м веком. (Лавров) Ученый проводит непосредственную параллель между ними, и считает, что датировку ицаринской крепости нужно отнести ко времени построения дербентской стены. В крепости, которая является домом тухума Агъадайхъал, жил Рум-талхъан «царь села Рум». Из пяти этажей крепости ныне сохранилось три этажа; в них имеются бойницы, за которыми могло разместиться несколько стрелков. Сохранилась также тюрьма для узников и пленников. Здесь же находятся одни из четырех крепостных ворот села. Украшенные резьбой дубовые двери крепости в 70-х годах были вывезены из села, и в настоящее время находятся в Историко-археологическом музее Дагестана в Махачкале. Следует отметить, что в доме уже никто не живет, в стенах крепости образовались огромные трещины, и, если не предпринять срочных мер, на наших глазах крепость может превратиться в груду руин.

В том же музее находится каменный волк, который располагался на крыше одного из домов при входе в село. Вывезены и находятся в музее также 55 арабоязычных рукописных книг, взятых из ицаринской Джума-мечети.

Наиболее известной достопримечательностью Ицари является оборонительная башня, возвышающаяся над селом. В настоящее время она является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни - оборонительное: она была построена для борьбы как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами, «которые сжигали посевы и угоняли скот» (надпись на арабском на стене башни; перевод А.Р.Шихсаидова). Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой.

Толщина стен у основания около 2 метров, внутренний диаметр 7 метров. На южной стороне, направленной к селу, на уровне 2 этажа имеются входные ворота с дубовыми дверьми (вход в башню осуществлялся посредством приставной лестницы); на 4-м этаже – смотровое окно. По направлению к северу в башне имеется около 20-ти бойниц, по 5 на 2, 3, 4 этажах с узкими щелями для стрельбы и расширяющиеся внутрь; за ними могли разместиться по 3-4 стрелка.

Башня находится на выступе горы над селом; с трех сторон расположены крутые склоны, от ближайшей поляны башня отделена восьмиметровым рвом. Внутри башни от центра в северную сторону идет радиальная стена толщиной 2,5 метра; она выполняла оборонительную функцию при потенциальном таране башни. Она также служит опорой для межэтажных покрытий. На высоте 14 метров имеется деревянный сейсмопояс, над ним построены консолы. Стены построены из средних камней, но видно, что строили искусные мастера – в стене множество разных элементов – «елочки» и т.д. «По форме и деталям Ицаринская башня напоминает образцы западноевропейской средневековой военной архитектуры».

Привлекает внимание большое количество крупных камней, встречаемых в башне, как круглых по своей природе, так и специально обтесанных. Видимо, на радиальной стене стояла камнеметная машина, которая могла поражать противника, как в непосредственной близости, так и на подступах к селу.

Башню строили из камня, добываемого недалеко от села. На строительство обязано было выходить все мужское население; не пришедшего на работу, ждало наказание – под ногти забивали деревянные гвозди. В жаркое время, до обеда камни методом цепочки передавались с западного ущелья, после обеда – с восточного.

По преданию, раньше башня была 8-этажной. На фотографиях 50-х годов сохранилось 5 этажей, общая высота 18 метров, а к началу 90-х годов оставалось 3,5 этажа. Для удобства подъема на вершину башни камни стены активно сбрасывались как местными мальчишками, так и приезжими туристами. В 1991 году под руководством Р.О.Муталова были проведены реставрационные работы, позволившие не только спасти башню от дальнейшего разрушения, но и восстановить 4-й этаж. Благодаря усилиям районной администрации, Ицаринская башня была включена во Всемирный фонд культурного наследия человечества, и в 2007 году при финансовой поддержке ЮНЕСКО была проведена окончательная реставрация башни – восстановлены межэтажные перекрытия, закрыт верх, на крыше сделаны выступающие бойницы и т.д.

Во времена распространения ислама в окрестностях села происходили ожесточенные бои. Имеются легенды про богатыря Ккваццала Г1яли (предположительное значение имени – «Али, якобы рожденный кобылицей»), который сумел уничтожить селение Ц1урццарай, в котором жили язычники. Его могила в настоящее время стала зияратом, куда приезжают много верующих как из близлежащих, так и отдаленных селений. Ученые отмечают, что в селении Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане: «Такие селения, как Ашты, Ицари, Ахты, Кубачи, Кумух. Хунзах, Обода, Согратль и многие другие, были культурно-религиозными центрами, средоточием образованности и научной мысли».

В средние века в селе была построена огромная Джума-мечеть. Мечеть была разрушена в 60-годы. В 2004 году ицаринскую мечеть удалось полностью восстановить благодаря усилиям директора местного совхоза Муталова Мутала. Про арабские книги, вывезенные из ицаринской мечети, А.Р.Шихсаидов и Х.А.Омаров написали в статье «Арабские рукописи из дагестанских селений Ицари, Мехельта, Акуша (Новые исследования советских арабистов. Кн. 2. М., 1988. С.193-207).

На ицаринском кладбище сохранилась необычная стела, увенчанная лошадиной головой. По преданию, в могиле на которой стоит этот памятник, похоронен легендарный силач Кацал-Али, родившийся от жеребца. Этот миф восходит ко временам, когда верили в родство человека и животных.

Ицаринцы обладают своеобразной культурой, традициями, обрядами, которые не встречались в соседних селениях. Так, до недавнего времени существовал обычай пленения постороннего мужчины женщинами, работающими в поле. По сообщению П. Петухова, «в магале Ицари горного Кайтага мужчина, по несчастью встретившийся с толпой женщин и девушек, делается их жертвой: его обезоруживают, принуждают танцевать, прыгать и исполнять все их прихоти; достаточно натешившись, они отпускают свою жертву при громком хохоте и остротах. Это случается особенно в тех случаях, когда женщины выходят из аула для сбора моха и особой травы на брачные подушки и тюфяки новобрачным».

В округе ицаринцы славятся своим веселым нравом. Например, девушки, увидев молодого человека из другого аула, с шутками окружают его, всячески донимают, начинают хлестать крапивой по мягкому месту... Всю эту «процедуру» совершают безобидно, с шутками и смехом.

Жилье ицаринцы строят сообща, всем аулом. Вселение в новый дом превращается в настоящий праздник. Разведение первого огня в нем поручают почтенным женщинам. Они же произносят молитву о том, чтобы жильцы нового дома избегали раздоров, уважали своих соседей, не ленились, растили побольше детей.

«Ицаринец себе папаху добудет". Так говорят в Сирагинских горах о жителях селения Ицари, желая подчеркнуть их несомненное достоинство - трудолюбие. Как бы ни складывалась судьба ицаринцев, всеобщим почетом у них пользовались не те, кто накопил богатство и имел большой тухум, а храбрецы и балагуры. И эти свои качества они сохраняют поныне.

Несмотря на многовековое влияние идеологии и культуры монотеистической религии ислама, в быту и культуре ицаринцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона и поклонения явлениям природы.

11 декабря 2009г. в Дахадаевском районе Дагестана прошли общественные слушания по созданию природного парка республиканского значения «Ицари». Как отметил в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» начальник отдела искусства и информации администрации района Гаджи Абдурахманов, уже подготовлена проектная документация, эколого-экономическое обоснование проекта.Руководителями проекта являются: проректор по научной работе ДГПУ Загир Атаев, научный руководитель проекта – директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии ДГПУ Гаджибек Джамирзоев.

Организаторами общественных слушаний выступили министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РД и администрация муниципального образования «Дахадаевский район». В слушаниях приняли участие 117 человек – представители министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД, управления Росприроднадзора по РД, управления Роснедвижимости по РД, ДНЦ РАН, ДГУ, ДГПУ, Дагестанского общества рыболовов и охотников, общественность района и республики, СМИ.

Практически все участники общественных слушаний поддержали идею создания природного парка «Ицари» - ведь это позволит сохранить уникальный уголок природы Дагестана. Площадь парка составит 5 тысяч 415 гектаров, в том числе лесов – 1173 гектара. На территории парка будут созданы зоны заповедного режима, культурно-историческая зона, зона рекреационного использования и обслуживания туризма и зона традиционного землепользования.

В культурно-исторической зоне находятся памятники культурного наследия федерального значения: наскальные надписи эпохи бронзы, само село Ицари и две башни эпохи средневековья.

На территории будущего природного парка находятся растения и животные, занесенные в Красные книги России и Дагестана. Это 227 видов высших растений (5 видов занесены в Красные книги), 7 видов насекомых (все они занесены в Красные книги), 163 вида позвоночных животных (16 видов занесены в Красные книги).



Ицаринские обряды.

«Обрядовый танец» сегодня



….. и вчера.



«Молодым счастья и любви… Подарок на свадьбу. 1966г.»



«Обрядовое угощение во время церемонии «Гьиннегь рикни»



Потомок ицаринских талкъанов.



У подножия башни. 1972г



Заключение.

Многогранна и удивительна история каждого этноса. Несомненна и неоспорима ее роль в воспитании подрастающих поколений. История – это наука о прошлом, но не все прошлое является Историей. История аккумулирует в себе все лучшее для передачи эстафеты следующим поколениям.

Изучение истории и культуры ицаринцев как особого этноса и как составную часть даргинского народа повышает интерес к прошлому и на его основе учит нас жить настоящим и сотреть с оптимизмом в будущее.

Задача данной работы, как выявление некоторых аспектов исторического и культурного развития жителей Ицари, подводит нас к дальнейшему, более углубленному изучению этнокультуры ицаринцев.

Все же не стоит останавливаться на достигнутом, а надо идти дальше, включая в работу смежные дисциплины, использование новых методик, увеличение фронта исследования, привлечение как можно большего количества заинтересованных лиц.

Собран богатый материал, который ждет дальнейшего исследования и анализа, чтобы потом быть представленным всем, кто желает знать, беречь и приумножать обычаи, обряды и культурные традиции своего народа.

Список литературы.

  1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку — 1991.

  2. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев.-Махачкала: Изд.Даг.ФАНСССР,1967.

  3. Магомедов А.Р. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в ХУ-ХУШ вв. - Ростов на -Дону: Изд-во РГУ, 1985.

  4. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начало Х1Хв. -Махачкала, 1958.

  5. Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Махачкала: Дагучпед-гиз,1979.

  6. Шихсаидов А. Р. Дагестан в X-XIV вв. Махачкала, 1975.

  7. Шихсаидов А.Р. «Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник». М.1984



Оглавление.

Введение …………………………………………………………

Основная часть ………………………………………………

Заключение …………………………………………………..

Список использованной литературы ……………

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины...
Социально гуманитарные и экономические науки icon 8(8352) 375-199, 452-771 conf@inet21com inet21. com
Приглашаем научных сотрудников, аспирантов, докторантов, соискателей, педагогов, психологов опубликовать результаты теоретических...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Английский язык» относится к курсам по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык (английский). Начальный курс» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и...
Социально гуманитарные и экономические науки icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Древние языки» (Латинский язык) относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции