Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние




Скачать 0.6 Mb.
Название Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние
страница 1/5
Дата публикации 13.05.2014
Размер 0.6 Mb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи


ГОЛОВИН Юрий Алексеевич

РОССИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: СОДЕЙСТВИЕ, КОМПРОМИСС, ПРОТИВОСТОЯНИЕ
24. 00.01 – теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии
Москва 2010

Диссертация выполнена на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств

Научный консультант – Флиер Андрей Яковлевич,

доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Оганов Арнольд Арамович,

доктор философских наук, профессор

Ремизов Вячеслав Александрович,

доктор культурологии, профессор

Шкондин Михаил Васильевич,

доктор филологических наук, профессор
Ведущая организация – Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук

Защита состоится «___» ________2010 года в __ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.
Автореферат разослан «__»__________2010 года.

Учёный секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Т.Н. Суминова


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Осмысление сущности и специфики российского литературно-художественного журнала как уникального, единственного в своем роде культурного явления, в рамках теории культуры представляется важным в связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры, глобализации и мирового кризиса вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. События последнего времени подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В результате, в частности, резко снизилось воздействие литературно-художественных журналов на формирование общественного сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его становление в мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала личности. Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества.

Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как инструмента осуществления государственной культурной политики, межпоколенной трансляции социального опыта, механизма, способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности, достигнутого в свое время уровня эффективного функционирования литературно-художественных журналов - и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе. Современные тенденции в глобальной экономике и политике напрямую повлияли на функционирование литературно-художественных журналов. Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям, свидетельствующим о появлении у современного общества новых качеств. К примеру, изменения характера способов общения, стимулированные цифровой революцией, способствовали усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, прежде всего в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней, привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих, идентичностей и новых статусов. Всё это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где толстый русский журнал и сегодня продолжает быть центром межкультурного общения людей, охранителем единого культурного пространства и национальных традиций (ростовский «Дон», краснодарская «Кубань», крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование литературно-художественных журналов как средства воздействия на массовое сознание и формирование общественного мнения, на индивидуальную позитивную мотивацию, на явления современной жизни в условиях социализации личности может представлять не только теоретический, но и практический интерес. Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание их роли в формировании единого культурного пространства постсоветской России особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

Выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории представляется важным в современных культурных условиях. С одной стороны, толстые литературные журналы ныне являются культурными институтами, объединяющими российскую интеллигенцию, тем самым определяя её роль в культурной политике, в создании положительного имиджа государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России, вырабатывает систему взаимоотношений между правящей элитой и народом, т.е. осуществляет процесс социокультурной регуляции. Многообразие и совокупность мнений российской интеллигенции (от крайнего славянофильства до либеральных устремлений), их борьба, компромиссы, в конечном итоге, выражают и все оттенки идеологии российского общества. Это позволяет на уровне литературно-художественных журналов, на уровне литературной и общественно-политической борьбы определять направление устремлений передовых умов России, органам власти соответственно их корректировать путем создания редакций соответствующих идейных направлений, их государственного финансирования, а также поддержки определенных творческих коллективов. Актуальными представляются идеи формирования единого культурного пространства России, идеи необходимости функционального, структурного, организационного, технологического, творческого обновления современных СМИ, пересмотра сложившихся представлений в этой области в соответствии с новыми реалиями современного общества.

Очевидно, существует потребность в системном культурологическом исследовании феномена российских литературно-художественных журналов, анализе их сущности и специфики функционирования в условиях реформирования российского общества. Необходимо отметить, что российские литературно-художественные журналы также выполняют культуросохраняющую функцию, сберегая жанровое разнообразие современной литературы.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом – ярко выраженная тенденция к интеграции. В развитии наук она прослеживается в возникновении новых синтетических дисциплин (один из ярких примеров – появление культурологии). Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как российский литературно-художественный журнал. Исследование данной проблемы решается на стыке теории и истории культуры, социологии, теории журналистики, литературоведения, литературной критики; бытие литературно-художественных журналов рассматривается в контексте общего бытия культуры и культурной политики государства.

Таким образом, актуальность исследования с точки зрения прибавления научного знания заключается в том, что оно выявляет и структурирует роль российских литературно-художественных журналов и их диалектическое взаимодействие с органами государственной власти, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики. Социальная значимость определяется тем, что решение этих задач детерминировано проблемой межпоколенной трансляции социального опыта, а также социокультурного воспроизводства общества в следующих поколениях.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на исследовательскую важность и практическую значимость темы, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной культурфилософской науке специально не предпринималось. Работ, комплексно исследующих проблемы литературно-художественных журналов, немного. Научные публикации касаются лишь некоторых сторон, причём авторы их обычно рассматривают феномен литературно-художественных журналов либо с точки зрения теории журналистики, либо с позиции литературоведения. Поэтому вопрос о сущности литературно-художественных журналов как специфического социального института культуры и его роли в реализации культурной политики остается открытым.

Важную роль в теоретико-методологическом обосновании исследования феномена литературно-художественных журналов сыграли труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования. Значительное место при этом заняло осмысление научных трудов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, В.Г. Афанасьева, М.Н. Афасижева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Гречаник, А.В. Гулыги, Г.Г. Дадамяна, Н.С. Злобина, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.С. Клейна, Л.Н. Когана, И.К. Кучмаевой, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, Б.С. Мейлаха, А.А. Оганова, Э.А. Орловой, А. А. Пелипенко, Я.В. Ратнера, Э.В. Соколова, Л.Н. Столовича, А.Я. Флиера, П. Флоренского, С.Л. Франка, Н.З. Чавчавадзе, Н.Г. Чернышевского, М.М. Шибаевой и др. В них даны теоретико-методологические предпосылки анализа культурных процессов, обоснован системный подход к изучению культуры, рассмотрена проблема культурогенеза.

Мы также опирались на многие плодотворные идеи таких выдающихся западных ученых и мыслителей, как Е.В. Адорно, Р. Ингартен, Ж. Бодрийяр, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, К.Маркс, Д.Мердок, Р.Мертон, А. Моль, Э. Тайлор, А. Тойнби, М. Фуко, О.Шпенглер.

Многочисленным аспектам социальной регуляции средствами культуры, в частности генезису и диалектике социокультурных систем, были посвящены труды таких ученых и мыслителей, как В.П. Алексеев, Ф. Бродель, П. Бергер, М. Вебер, Э.Дюркгейм, Н. Луман, Э.С. Маркарян, М.Б. Мейлах, В.Н. Никифоров, А.Оппенхейм, М. Оссовская, Т. Парсонс, Б.А. Рыбаков, И.С. Свенцицкая, П.А. Сорокин, А.Я. Флиер, Ю. Хабермас, В.М. Чижиков и др.

Среди исследователей, работавших над проблемой формирования мировоззрения личности, выделим В.А. Асмуса, А.А. Аронова, А.С. Богомолова, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, А.Я. Зися, В.М. Кириллина, Ю.В. Китова, Л. Кольберга, И.В. Малыгину, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М. Мид, Ж. Пиаже, Е.А. Покровского, В.А. Ремизова, А.В. Сикорского, А.Тойнби, М.Херсковица, Э. Эриксона и др. Самым разнообразным аспектам зарождения и функционирования иррациональных форм сознания посвящены труды В.В. Бибихина, Л.Н. Воеводиной, Э. Кассирера, Ф. Ницше, Э.Тайлора, А. Тойнби, В.Н. Топорова, А.Шопенгауэра, К. Ясперса и др.

Кроме того, при анализе диалектического и многоаспектного характера взаимоотношений литературно-художественных журналов и его аудитории особую значимость имели философские взгляды Аристотеля, Н.А. Бердяева, Г.-Г. Гадамера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Лейбница, Лессинга, А.Ф. Лосева, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Платона, О. Ранка, Ж.-П.Сартра, В.С.Соловьева, У.Эко, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги, Ф.Шиллера, О.Шпенглера.

Осмыслению бытия культуры в форме художественных образов посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Ю.Б.Борева, Г. Вёльфлина, Л.С. Выготского, Г.-Г. Гадамера, А.Я. Зися, Вяч. Вс. Иванова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, А.Л. Казина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Б.С. Мейлаха, А. Моля, В.В. Розанова, Вл.С. Соловьева, Т.Н.Суминовой, Д.Н. Узнадзе, Ю. Фохт-Бабушкина, З.Фрейда, В.В. Чижикова, У. Эко и др.

Вопросы современной теории массовой культуры, соотношения элитарной и массовой культуры и особенности их функционирования в современном российском обществе отражены в трудах Д. Белла, Н.А. Бердяева, Ж. Бодрийяра, Г.С. Кнабе, А.В. Костиной, А.В. Кукаркина, М.Маклюэна, А. Моля, Э.А. Орловой, А.А. Пелипенко, Е.Г. Соколова, Н.Н. Суворова, А. Тоффлера, А.Я. Флиера и др.

В комплексном исследовании литературно-художественных журналов, их типологии отправной точкой следует считать, прежде всего, публикации А.Г. Бочарова «Основные принципы типологии современных советских журналов» (1973) и «Типология журналов переходного периода» (1996), в которых он исследует этот сектор средств массовой информации во времени, уделяя особое внимание, так называемому, переходному периоду, во время которого собственно и сформировалось сегодняшнее представление о журнальной периодике и, в частности, о месте литературно-художественных журналов в культурном пространстве России.

В отечественной теории журналистики накоплен достаточно большой материал, раскрывающий общие аспекты появления и функционирования журнальной периодики, в том числе, литературно-художественных журналов, выделены основные типологические признаки этого сегмента СМИ, определены пути и направления его дальнейшего развития (Е.Л. Вартанова, Г.С. Вычуб, Я.Н. Засурский, Е.Ю. Коломийцева, Е.И. Пронин, Е.П. Прохоров, Э.А. Лазаревич, М.М. Лукина, И.П. Магай, А.Г. Менделеев, Л.Л. Реснянская, Л.Г. Свитич, А.А. Тертычный, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин и др.) Во многих работах достаточно глубоко исследованы конкретные издания и группы изданий, особенно плодотворной следует признать Всероссийскую научно-практическую конференцию 2003 года, по итогам которой издан отдельный сборник «Журналы России» (под редакцией М.И. Шостак). Однако исследования в области журнальной периодики, может быть, за исключением работ А.Г. Бочарова, Т.Ф. Дедковой, Б. Дубина, Л. Калашниковой, М.Л. Князевой, Е.Ю. Скарлыгиной, М.И. Шостак, носят все-таки общий характер, фрагментарно относящийся непосредственно к литературно-художественным журналам. Автором были проанализированы диссертационные исследования А.И. Акопова, В.В. Власенко, Е.Е. Даниловой, Т.Н. Наумовой, Е.М. Петропавловской и др.

Кроме обозначенных нами источников были использованы материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований.

Объект исследования – российские литературно-художественные журналы как специфический культурный институт.

Предмет исследования – трансформация роли литературно-художественных журналов как инструмента осуществления культурной политики в постсоветском культурном пространстве.

Цель исследования заключается в системном культурологическом исследовании феномена литературно-художественных журналов, анализе их полифункциональной природы, выявлении их места в системе социальных институтов культуры, оказывающих влияние на культурную политику государства в условиях реформирования российского общества; в определении тенденций и перспектив их дальнейшего функционирования.

Для этого решались следующие исследовательские задачи:

- дать определение, что такое современный толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен;

- выявить специфику группы литературно-художественных журналов как коммуникативной целостности;

- выделить коммуникативную качественную определенность региональных российских литературно-художественных журналов;

- определить роль и место российских литературно-художественных журналов в культурном пространстве, в формировании общественного сознания в новых социальных условиях;

- выявить условия и факторы, способствующие функционированию региональных литературно-художественных журналов в структуре постсоветских средств массовой информации в контексте культурной политики;

- осмыслить диалектику соотношения традиций, новаторства и преемственности литературно-художественных журналов как в ценностном аспекте, так и в области художественной деятельности;

- обосновать коммуникативную модель исследуемой группы изданий, их функциональные, аудиторные, предметно-тематические особенности, посредством которых возможно решать задачи социализации и инкультурации личности, развития её творческого потенциала, расширения и активизации её связей с миром культуры;

- определить сущность региональных литературно-художественных журналов как типа периодического издания с максимальным учетом всех его параметров;

- рассмотреть историческую динамику становления и развития литературно-художественных журналов в культурно-историческом пространстве российского общества;

- осуществить анализ социально-исторических, общественно-политических, литературно-творческих, экономических и социокультурных факторов, обусловливающих появление и функционирование изданий данного типа;

- выявить перспективные направления дальнейшего развития литературно-художественных журналов в существующей социокультурной ситуации с учетом национальных и культурных традиций профессиональной литературы и журналистики.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение об уникальности феномена литературно-художественных журналов как специфического культурного института, являющегося неким охранителем национальных традиций и единого культурного пространства России. В современных условиях реформирования общества, кризиса и переоценки ценностей, которые неизбежно влекут структурные изменения системы взаимоотношений литературно-художественных журналов и государственных институтов власти, особую социальную значимость приобретает восстановление системы функционирования литературно-художественных журналов в контексте культурной политики.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Информационный отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры
Выполнение социальной роли, содействие социальной и культурной деятельности в интересах общества
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Каталог политологических журналов [131]
В данном каталоге представлены отечественные и зарубежные русскоязычные научные рецензируемые журналы по специальности 23. 00. 00...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Социальная динамика культурной политики в современной россии
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными...
Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги». Утверждено распоряжением ОАО «ржд» 02. 05. 2012...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Если вы заинтересовались Боби Чичерило, вот его контактные данные:...
Он собирает журналы, у него есть очень ценные журналы, выпущенные еще в начале века. У боба имеется большая коллекция вещей, которые...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Программа поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО ржд введение
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые была озвучена после второй мировой войны и связана с провозглашением...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Дальнейшее формирование муниципальной образовательной политики. Создание...
Создание условий для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, ее содействие социальному и экономическому...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Проповедь на коптском языке, Иеракс толкователь Писания. Первая в...
Ап. Марк. Проповедь на коптском языке, Иеракс толкователь Писания. Первая в истории церковь крестьян. Противостояние во всем греков...
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon «взаимосвязь политики занятости и образовательной политики государства:...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние icon Рабочая учебная программа по литературе в 9 классе Программу составила учитель литературы
Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции