Урока: изучение нового материала. Оборудование




Скачать 154.63 Kb.
НазваниеУрока: изучение нового материала. Оборудование
Дата публикации17.09.2014
Размер154.63 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Культура > Урок

Урок литературы в 8 классе




по теме:
«Кавказ в жизни Лермонтова»


Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры; познакомиться с творчеством Лермонтова – художника; проанализировать средства художественной выразительности, которые использует поэт в произведениях, посвященных Кавказу.
Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация (репродукции работ Лермонтова),

архивные документы.

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начнем разговор о М. Ю. Лермонтове. С творчеством Лермонтова вы уже встречались, имя это для вас не ново. На наших уроках вы лучше узнаете Лермонтова–поэта и Лермонтова–человека.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ , познакомимся с творчеством Лермонтова-художника, проанализируем средства художественной выразительности, используемые Лермонтовым в поэтических произведениях, посвященных Кавказу.

Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ  в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова? Грузинский поэт XIX века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский» Что подразумевается под словом Кавказ?

Ученик: Сейчас это три государства – Грузия, Азербайджан и Армения.
2 Сообщение по теме урока, работа с архивными документами.
Вы знаете, что Лермонтов был необычайно одаренным человеком. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом.

Россия обрела великого поэта –М. Лермонтова –в траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь Александра Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось».

В эти траурные дни обе столицы облетели строки гневные и трагические, которые клеймили виновников гибели Пушкина:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!
Стихотворение «Смерть поэта» разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно закончил Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.В. Стасов.
Задание. Среди представленных документов той поры найдите материал

о том, какой отклик имело стихотворение среди читателей.
Так России обрела нового великого поэта.

Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: «Воззвание к революции». Царь наложил на нем такую резолюцию:
«Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
У Лермонтова был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из Гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Нижегородский полк стоял на Кавказе, который был совсем недавно присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и царской армией то и дело происходили столкновения. Под пули горцев и отправил Николай 1 Лермонтова.

Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами – « престолами природы»
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе...
По дороге в Кахетию, где стоял полк, Лермонтов заболел, попал в госпиталь, в середине мая был переведен на лечение в Пятигорск.

Когда Лермонтов приехал в город, на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в когда-то маленьком поселке появились красивые здания , он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка «Эолова арфа», четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент – арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки.

Задание. Найдите среди документов фрагмент письма Лермонтова, в

котором он описывает вид, открывающийся из окна на горы,

и говорит о том, как проводит время.

Кавказские впечатления жизни «на водах» лягут в дальнейшем в основу повести «Княжна Мэри», а пока появляются рисунки, снятые «на скорую руку». Позже они послужат материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова-живописца раскроется в полной мере.

На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это, например, пейзаж окрестностей Пятигорска: «Офицер верхом и амазонка» и «Бештау около Железноводска».
Лермонтов лечился до конца августа. Военные экспедиции к тому времени были приостановлены, и Лермонтову не пришлось принимать участия в боевых действиях. « Я приехал в отряд слишком поздно, - писал он своему другу Святославу Раевскому, - ... я услышал только 2-3 выстрела».
По предписанию командования он едет по Военно-грузинской дороге в Грузию, в свой полк.

«Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали:

Счастливый, пышный край земли!» –

такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он увидел ее и полюбил.
Задание. Найдите среди документов фрагмент письма Лермонтова, в

котором описываются впечатления от увиденного с вершины

снежной горы.
Картина « Крестовая гора» - одна из лучших живописных работ Лермонтова. Она выполнена в конце 1837 года по зарисовкам, сделанным с натуры.
Лермонтов много ездил по Кавказу.
В письме к Раевскому он так пишет о своих странствиях:

«С тех пор, как выехал их России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шушке, в Кубе, в Шимахе, в Кахетии; одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек...»
На многих грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина « Башня в Сиони».

Не оставила поэта равнодушным и древняя столица Грузии – Мцхета. Она ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.

Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воспел Лермонтов в поэме «Мцыри».

Путешествия по Грузии, поэт не только упивается живописной природой. Он посещает веселые пирушки, свадьбы. Здесь Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Девственные пейзажи и дружеские встречи запечатлевались в памяти юноши. Впоследствии все это отпечаталось в творениях поэта.

В 1837-1838 годах Лермонтов создает свой автопортрет. Он изобразил себя с газырями на груди, в наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов Лермонтова. Он передает глубокий, напряженный мир поэта, состояние его души. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.
Ссылка оказалась благотворной для Лермонтова: она обогатила его впечатлениями, удивительными творческими замыслами.

«Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Кинжал», «Тамара», «Свиданье», «Прощание», «Хаджи-Абрек » - все это стало результатом скитаний Лермонтова по Северному Кавказу и Закавказью.
Кавказ остался для поэта символом свободы, мужества и красоты.
В январе 1838 года после года службы на Кавказе Лермонтов возвращается в Петербург. А в середине 1840 года он вновь возвращается на Кавказ, в крепость Грозную (ныне г. Грозный). На сей раз поэт сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посла де Барантом.

Если во время первой ссылки Лермонтов видел Кавказ глазами поэта и художника, то теперь он видит Кавказ глазами воина. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой на реке Валерик.
Задание. «Журнал военных действий» содержит запись о том, как

проявил себя в этом бою поручик Лермонтов. Найдите и

прочитайте эти сведения.

Память об этом бое хранит рисунок Лермонтова «Валерик» и стихотворение «Я к вам пишу случайно, право...».

Вот отрывок из этого стихотворения:

...Здешние полки

Народ испытанный... «В штыки,

Дружнее!» – раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня...

«Ура!» – и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады!» – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной, и битвы утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.
Увидев войну вблизи, Лермонтов особенно остро ощутил ее жестокость и противоестественность. Он высказывает свое осуждение войне:

Ученик:На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью…на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал…
«Спасите, братцы…»
…А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек!
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
В августе 1840 года Лермонтов совершил еще один поход, участвуя во множестве жестоких стычек с горцами. После краткого отдыха в Пятигорске он снова в отряде Галафеева, теперь в составе кавалерии. Как вспоминали сослуживцы, он удивлял удалью даже старых кавказских джигитов.
Задание. Прочитайте, как сообщается о доблести Лермонтова в

донесении командованию.

Галафеев представил Лермонтова к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и в гвардию переведен не был.
Но он получает двухмесячный отпуск в Петербург (его опять выхлопотала бабушка). Это было самое счастливое время его жизни. Образованное общество Петербурга встретило поэта с любовью. Лермонтов был полон творческих замыслов. Днем он писал, а вечер проводил с друзьями. Поэт неоднократно обращается с просьбой об отставке; ему отказывают. Два месяца пролетели быстро. Однажды утром он был разбужен приказом немедленно покинуть Петербург; ему давалось всего 48 часов на сборы. Такой приказ означал явное недоброжелательство верхушки двора к поэту.

В конце апреля Лермонтов покидает столицу и едет в Ставрополь. В дороге он нагоняет А.А. Столыпина, своего дальнего родственника, и дальше они едут вместе. В конце мая они приезжают в Пятигорск и снимают квартиру у Чилаева . Даже по местным пятигорским условиям квартира оказалась очень скромной. И все же она понравилась поэту. Особенно когда он вышел на небольшую терраску, с которой виднелась белоснежная горная цепь с возвышавшимся над ней двуглавым Эльбрусом.

Через полтора месяца после приезда, 13 июля 1841 года, в доме Верзилиных , где часто собиралась молодежь, развернулись роковые события, приведшие к дуэли.

Поединок между Лермонтовым и Мартыновым был назначен на 15 июля. В этот день между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова. Секунданты скомандовали: «Сходитесь!». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов был убит.

В 27 лет трагически оборвалась жизнь удивительного человека.

И, наверное, есть какой-то тайный смысл в том, что Кавказ, который был колыбелью творчества Лермонтова, Кавказ, который поэт так глубоко любил, стал местом его успокоения.

Сейчас вы увидели Кавказ глазами Лермонтова-художника. А теперь давайте посмотрим, как создает Лермонтов поэтический образ Кавказа .

Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом?

Ученик: Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым (сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа».

Учитель:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ?

Ученик: Поразила богатая природа,неповторимая ее красота.

Учитель:   Да. Об этом говорят произведения .Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов.

Ученик: Вот отрывок из поэмы «Измаил-бей»

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили –
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы.
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, – и луна
По синим  сводам странствует одна.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи окликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая…

Учитель: Как обращается поэт к Кавказу?

Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы (записать в тетради).

Учитель: Какой цвет и почему использует поэт?

Ученик:  Синий цвет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и синие горы уносили мысль Лермонтова и его героев «в мир высший».

Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом?

Ученик:  С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня
священны..», – писал Лермонтов.

Ученик: Стихотворение «Кавказ» (1830)
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.


В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.


Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Учитель: О чем  это стихотворение?

Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери, которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен.

Какие средства выразительности использовал Лермонтов в этом стихотворении?

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).

-   Какую особенность в построении этого стихотворения вы заметили?

(повторяется последняя строчка каждой строфы)
-   Какую роль выполняет эта повторяющаяся строка?

(она содержит в себе главную мысль стихотворения)
-   Строка, повторяющаяся в конце каждой строфы и содержащая в себе главную мысль произведения, называется РЕФРЕН. Запишите в тетради.

Учитель: Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка».

Ученик: Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты.
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!
Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал, –
Взор девы сердце приковал;
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальних скал…
Так дух раскаяния, звуки
Послышав райские, летит
Узреть еще небесный вид;
Так стон любви, страстей и муки
До гроба в памяти звучит.

Учитель: Что говорится о Кавказе в этом  стихотворении?

Ученик: Лирический герой встретил там  на берегу Терека черкешенку, и эта любовь не дает ему покоя, «стон любви, муки» до гроба будет звучать в памяти.

Учитель:  Кавказ для Лермонтова – это  приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам,  которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических,поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».

Вывод: какое значение в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова играет Кавказ?

Итог урока.

Слово учителя: Надеюсь, что наш урок поможет вам, ребята, полнее представить облик М.Ю. Лермонтова – поэта и человека.
На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова.Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.

Из архивных материалов.

Стасов вспоминает:

«... Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина» глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это речь шла в строфе «А вы толпою жадною стоящие у трона» и т. д., но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление.»

31 мая 1837 года Лермонтов пишет в письме:

«У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам,.. ни жара, ни дождь меня не останавливают».
Вот как описывает Лермонтов свои впечатления в письме к Раевскому:
« Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору на самый верх ( слайд 8 ), что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».


В «Журнале военных действий» отмечено:



«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».

Из донесения командованию:
«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября ... Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков... 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес... При переправе через Аргун он действовал отлично ..., внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес.»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconБесценный дружеский союз Цели урока
Изучение нового материала, осмысление содержания и последовательность применения практических действий

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconДля программистов и опытных пользователей
Иями нового стандарта и рассчитана на читателей, уже владеющих язы­ком программирования С. Методика подачи материала предполагает...

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconУрок с использованием информационных технологий Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Новизна данной разработки урока заключается в том, что этапы введения в тему и изучения нового материала сопровождаются икт. Их включение...

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconУрок. Тема : Великий сын России
Оборудование урока: мультимедийные устройства, экран, тематические справочные издания, энциклопедии

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconПлан конспект урока по информатике в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологии
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, в памяти компьютера файлы – заготовки

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconТематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества
В последнее время стала актуальной методика обучения, связанная с разными уровнями восприятия учениками нового материала. Учеными...

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconЭлектронный паспорт кабинета
Для самостоятельной индивидуальной подготовки уч-ся к урокам, диктантам, контрольным тестам, проектной деятельности, создания презентаций;...

Урока: изучение нового материала. Оборудование iconТема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции