Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности




Скачать 103.41 Kb.
Название Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности
Дата публикации 11.06.2014
Размер 103.41 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Художественная культура, 9 класс
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности »

Цель: раскрыть понятия «самопознание», «самореализация»;

включить в активную деятельность по осмыслению произведений искусства, способствовать формированию личностно значимых духовных ценностей, художественно-эстетическому развитию учащихся.

Задачи урока:

  • Создать условия для осмысления понятий «самопознание», «самореализация».

  • Способствовать развитию умений анализировать произведения искусства.

  • Создать ситуации сотрудничества, взаимопомощи, взаимоуважения, доверия.

  • Содействовать формированию эстетического отношения к действительности, ценностно-смысловых ориентаций личности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, звукозаписи (фрагменты из произведений Моцарта), видеозаписи (виртуальная картинная галерея)
Звучит мелодия песни «Улыбка». Гости входят в класс. На слайде просматриваются фото «Улыбки»

І. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, но не обедняет при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых отношениях, служит паролем для друзей, вдохновляет творцов на создание художественных произведений. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям. Подарите друг другу улыбку.

(Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками, на которых изображена улыбка).

- Ребята, на ваших столах лежат мини-пособия по теме урока. Откройте их и прочитайте эпиграф:

Собраться вместе – это начало,

Держаться вместе – это прогресс,

А работать вместе – это успех.

- Выскажите свое суждение по данному высказыванию.

- Спасибо. Продолжим урок.

Напрягите свои знания

Проверим домашнее задание.

Дома термины учил

Всю теорию повторили.

1. Проверка домашнего задания

- Дайте определение понятию «культура»

  • Культура (от лат.cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологи, истории, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и других областей.

  • Культура представляет собой совокупность устойчивых способов человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.

  • Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей



  • Культура - общий объем художественного творчества.

  • Культура – это то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение. Совокупность знаний, умений, направленных на самосохранение, на самопознание, совершенствование человека.

- Благодарю за ответы.

- А теперь сосредоточьте свое внимание и получите новое задание. Теоретические знания проверим с помощью искусствоведческого диктанта. Для вас текст диктанта в мини-пособии, а для гостей – на слайде.

2. Искусствоведческий диктант

  1. Что является основой художественной культуры?

Дополните предложения

  1. Искусство - это отображение окружающего мира через….

  2. Архитектура, бытовая техника, скульптура относятся к …

  3. Мораль, воспитание, образование, философия, искусство относятся к …..

  4. Культура, ориентированная на восприятие широкими массами общества, является…

  5. Полной противоположностью этой культуры является культура….

  6. «Фигаро» Моцарта, «Ночной дозор» Рембранта, «Полонез» Огинского относятся к…

  7. Традиции лежат в основе культуры….

3. Самопроверка

Ключи

  1. …искусство.

  2. …художественные образы.

  3. …материальной культуре.

  4. …духовной культуре.

  5. …массовой.

  6. …элитарная.

  7. …профессиональной.

  8. народной.

- Кто собой доволен?

- Молодцы! Справились и с этим заданием.

4. Составление кластера

- Обобщим изученное по теме «Виды художественной культуры» с помощью кластера.

- Как можно охарактеризовать произведения художественной культуры? (по форме, по направлению, по источнику формирования) – работу выполняют два ученика.

- Ребята, вы на высоте.

- Минуточку внимания – завершим задание! Каждая группа получила произведение искусства. Найдите ему место на кластере. Обсудите ответ в течение 30 секунд. Следите за правилами работы в группе.

Включается таймер.

- Время истекло. Капитаны команд, назовите спикеров. Прошу обосновать свой выбор

-Ребята, вы показали хорошие знания.

ІІ. Изучение новой темы

- Можно переходить к изучению новой темы. Давайте вернемся к выделенным словам в определениях понятия «культура».

Культура, художественная, познание, способ, реализация, личность

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Замечательно.

Я несколько по-другому расставлю акценты. Запишите тему урока. Она звучит так: «Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности »

После урока вы сможете:

  1. Пояснять понятия

( «самопознание», «самореализация»)

  1. Рассказывать

( о роли искусства в жизни человека)

3. Сформулировать личное отношение

( к искусству)

4. Высказывать собственные суждения

( о произведениях искусства)

5. Приобретете навыки

( участия в диалоге, работы в группе)

Звучит музыка. На экране слайд с темой.

- Послушайте стихотворение Ангелиуса Силезиуса:

Нет  в мире ничего чудесней человека:

 В нем  Бог и сатана соседствуют от века.

 Как совершенно все, что вкруг себя мы зрим:

 Стекляшка и алмаз, паук и серафим.

 Так кто же я такой, творенье, чьих я рук?

- Скажите, ребята, вы когда-нибудь задумывались над подобным вопросом?

Ответы учащихся

Учитель каждому говорит «Спасибо»

-Все ваши ответы заслуживают похвалы. Но и ваша жизненная позиция тоже, ведь вы пытаетесь понять себя и свое место в жизни. Чтобы быть успешным, это очень важно.

- Существует термин «самопознание». Выполняя индивидуальные задания к уроку, ребята нашли значение этого слова. Но, возможно, кто-то из вас попробует пояснить его?

Ответы учащихся.

Каждому учитель говорит «Благодарю».

- А теперь попросим представить определение понятия.

Ответ ученика

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Википедия.

- Хорошо. Запишите в тетрадь.

- Скажите, ребята, если личность работает над собой, изучает собственные психические и физические особенности, каковы будут ее дальнейшие действия?

Ответы о реализации своих возможностей.

- Вы правы.

- Работу по применению своих способностей и возможностей называют самореализацией.

- Что говорит по поводу термина «самореализация» Википедия?

Самореализация – выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Реализация своих возможностей, стремление человека стать тем, кем он способен стать.

- Замечательно! Сделайте еще одну запись в тетради.

-Завершили работу? Давайте немножко отдохнем. Физкультминутка.

       На экране слайд- заставка. Звучит музыка Моцарта

  - Музыка – зеркало чувств, в котором легче всего увидеть себя, свои поступки. Закройте глаза, вслушайтесь в мелодию. Что значит она для вас, какие ассоциации рождает? Запишите одним словом.

- Кто хочет поделиться своими чувствами и эмоциями?

Ответы учащихся.

- Очень признательна вам за откровения.

ІІІ. Практическая работа

А сейчас – практика. Ее тема «Я и искусство».

- В этой части урока вы сможете реализовать себя как ораторы, знатоки живописи, литературы, как мастера художественного чтения, философы, которые умеют рассуждать, а также сможете показать другие свои способности, другими словами, самореализоваться. Приглашаю к диалогу.

Рассказ ученицы о виртуальной экскурсии в Третьяковскую галерею. Описпние картины Крамского «Неизвестная».

- Танечка, просто чудесно!

- Согласны ли вы, ребята, с такой трактовкой картины?

Ответы учащихся:

Мне понравилось, как Таня описала картину И Крамского «Неизвестная». Ее, речь была совершенной, выразительной. Она употребляла средства художественной выразительности, такие, как: эпитеты, сравнения и другие.

Но по поводу того, что у красавицы холодная душа, можно поспорить. Судя по богатой и модной одежде, незнакомка принадлежит к аристократическому обществу. Именно поэтому осанка у нее величественная, полная достоинства и благородства. Вид неизвестной как бы говорит: "Вот я какая!". В нем осознание собственной красоты, значимости, гордости. А как по-другому может выглядеть аристократка? Гордость не означает холодности души.

Молодчинка!

- Я думаю, что художник с любовью относился к своей героине, поэтому он не мог наделить ее отрицательными качествами, тем более показать несоответствие внешнего мира внутреннему. Он просто писал портрет обворожительной прелестницы. Она обаятельная, властная и недоступная. Согласна с Таней, прищур глаз ее немного надменный. Вид горделивый. Но, может, именно это привлекало в ней мужчин? Картина имела необыкновенный успех, которого автор не ожидал. Публика после просмотра картины понесла его в прямом смысле слова на руках возле входа в галерею.

-Умница.

- Я тоже хочу сказать. Все мужчины восхищаются красотой женщин, в том числе и великие художники. Я имею в виду не только живописцев, но и поэтов. Глядя на картину, я вспомнила стихотворение Заболоцкого. Можно его прочитать?

- Конечно.

Чтение стихотворения

-Я не пишу стихов, но с удовольствием их читаю. В жизни бывают моменты, когда что-то с нами происходит, хочется отогреть свою душу. Вот тогда мы и обращаемся к поэзии, в ней находим лекарства для души.

- Великолепно сказано!

- И я люблю стихи, особенно о любви, романтические, такие, как блоковская «Незнакомка».

            А. Блок " Незнакомка"
И каждый вечер в час назначенный
( Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами, она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка
И шляпа с траурными перьями
И в кольцах узкая рука.
Я не раз читала это стихотворение и всегда представляла героиню неземной женщиной. А когда увидела картину Ильи Глазунова «Незнакомка», стала ее образ ассоциировать с образом картины. Они производят на меня потрясающее воздействие.

- Блестяще.

- А я хочу вернуться к картине И. Крамского «Неизвестная» . Таня говорила о холодности души. Да, героиня надменная, гордая. Но мы не знаем, какая у нее душа. Внешность, порой, бывает обманчивой. Помните, что сказал Сократ? - Заговори, чтоб я тебя увидел. Мы не слышали, как говорит незнакомка, поэтому не можем судить о ее душе.
- Восхитительно!

- Можно я расскажу случай о душе?

- Пожалуйста.

Повествование о современной незнакомке.

- Вот это и есть холодность души, несоответствие внешнего внутреннему.

- Убедительно

- Я заметила, что в искусстве воспевается внешняя красота. А вот в народной культуре ей противопоставляется внутренний мир человека, его душа. Вот несколько пословиц для примера:

  • Лицом красавица, а нравом только черту нравится.

  • Лицом хорош, да душою непригож.

  • Личиком бел, да душою черен.

  • На лицо красива, а на язычок - крапива.

  • Не гляди в лицо, а заглядывай в душу.


- Точное наблюдение

- А в моей жизни искусства мало. Большую часть свободного времени я провожу на тренировках. Иногда с классом езжу на экскурсии и только тогда приобщаюсь к искусству. Но если считать, что современная музыка – это тоже искусство, то тогда его у меня с избытком. Я постоянно случаю МРЗ. Это поднимает настроение.
- Тебе тоже не чуждо искусство.
- Из беседы стало понятно, что мои одноклассники умеют воспринимать, созерцать прекрасное, высказывать собственное суждение об искусстве. Но есть среди них и те, кто активно занимается творчеством: пишут стихи, поют, танцуют .Они живут в мире искусства, а их творчество украшает нашу жизнь.

- Чудесно сказано!

- Раз украшает, попробуем это сделать и сейчас.

Чтение стихотворения, исполнение песни и танца.

- Девочки, у вас настоящий талант!

Практическая работа, ребята, у нас получилась достойной.
В заключение попробуйте объяснить, что для вас есть культура и искусство и помощью сенкана.
Культура –

Наследие.

Материальная. Духовная.

Творить. Создавать. Сохранять.

Умение выбирать ценности.

Самосовершенствование.
Искусство

Культура.

Прекрасное. Изящное.

Творить. Восторгаться. Ценить.

Эстетический мир красоты.

Шедевры.

- Это на высшем уровне.
- Вспомним начало урока (слайд с эпиграфом)

Что же мы можем сказать?
- Вместе мы достигли успеха

Оценки объявляют капитаны команд.
- Минуточку внимания,

Запишем домашнее задание.

Проявите все свои умения –

Напишите мини-сочинение

Тема будет такова

«А я и не подозревал…» + инд. задание
Вот уже звенит звонок.

Всем спасибо за урок

И на прощание –

Слова-пожелания:
Чтоб в глаза тебе время глядело,

Встань пред зеркалом с чистым лицом,

За какое б ни взялся ты дело –

Не поденщиком будь, а творцом.

Разгляди в себе мастера, требуй –

Больше чем от других – от себя.

И фортуна лучом теплым, нежным

 Отразит в этой глади тебя.
Спасибо за урок, дети!






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Пояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных...
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Календарно-тематическое планирование уроков Художественной культуры...
Составлено на основе программы ««Художественная культура», авт. Л. Масол, Н. Миропольская
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Самопознания в последнее время была причиной бурных дискуссий и в...
Уважая его позицию, ученики Франкла, тем не менее, с согласия своего учителя ввели в научный обиход некий “эквивалент самопознания”,...
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon План работы школы №1223 на январь 2013 г
Заочный этап общешкольного фестиваля «Портфолио как способ самореализации личности»
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры...
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных...
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Проект районной творческой группы учителей русского языка и литературы «Академия творчества»
Проект направлен на создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного...
Тема: Художественная культура как способ самопознания и творческой реализации личности icon Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса Куреляк Анна Александровны
«Искусство», в частности разделы "Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности" ("Вестник...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции