Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания




НазваниеРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
страница1/13
Дата публикации18.06.2014
Размер5.08 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с.

Аннотация: Определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания, его жанры, организация и аспекты деятельности. Излагаются специфика менеджмента и правовые вопросы веб-изданий.
Большое внимание уделяется гипертексту как способу представления информации в сети. Подробно рассматривается технология работы веб-журналиста; обсуждаются непростые вопросы взаимоотношений традиционных СМИ и интернета.
Для студентов факультетов и отделений журналистики, PR, социальных коммуникаций и информационных технологий, исследователей в области журналистики и теории массовых коммуникаций, а также журналистов-практиков, занимающихся созданием и функционированием СМИ в среде интернета.

Содержание
Предисловие

От авторов

Часть I. От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций

Глава 1. Интернет-журналистика: основные понятия

Глава 2. Журналистика в информационном обществе

Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ

Глава 4. СМИ и СМК

Глава 5. Интернет-журналистика как предмет исследования

Глава 6. Интернет: немного истории

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть II. Сетевое издание — организация и особенности функционирования

Глава 1. История интернет-журналистики в России

Глава 2. Позиция интернет-журналистики в медиапространстве

Глава 3. Веб-редакция

Глава 4. Менеджмент СМИ

Глава 5. Жанровое многоголосие одной сети

Глава 6. Правовые аспекты веб-издания

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть III. Язык мировой паутины

Глава 1. Интернет и язык

Глава 2. Текст и гипертекст

Глава 3. Кто и как читает интернет-публикации

Глава 4. Архитектура гипертекста

Глава 5. Интернет-лексика

Глава 6. Психологические особенности Web как со-общения

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть IV. Интернет-журналистика как технология поиска

Глава 1. Сеть путей к источникам информации

Глава 2. Мир платной информации

Глава 3. Инструменты поиска

Глава 4. Работа с экспертами

Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах

Глава 6. Собственная публикация как источник информации

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть V. Технология и ещё раз технология

Глава 1. Рабочее место веб-журналиста

Глава 2. Программное обеспечение для веб-журналиста

Глава 3. Редакция веб-издания — основные инструменты

Глава 4. О чём нужно спрашивать провайдера

Глава 5. Умение учиться — профессиональное качество веб-журналиста

Глава 6. Проектирование структуры сайта

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Интервью вместо послесловия

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Документы

Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа

Приложение 3. Учебные программы и проекты
Предисловие
В нынешнем мире роль журналистики возрастает, и ее присутствие в нашей жизни расширяется, в том числе и за счет новых технических средств: интернета, сотовой телефонной связи и т.п. И конечно, поэтому подготовка журналистов требует иных подходов: изучения студентами новых курсов, чтения дисциплин, вводящих в мир интернета, знакомя­щих с открывшимися возможностями работы журналиста.

Первый такой учебник, точнее пока только учебное пособие по ин­тернет-журналистике, подготовлено, и я думаю, что оно будет для нас очень полезно. Авторы положили в основу практический опыт работы в сети и чтения учебных курсов по данной тематике на факультете журна­листики МГУ имени М.В. Ломоносова и в Черноморском филиале МГУ в Севастополе на отделении журналистики.

Интернет-журналистика отличается от печатной тем, что она, как пра­вило, отражает точку зрения не редакции в целом, а отдельного журнали­ста или группы журналистов. Но в интернет-журналистике важную роль играют и традиционные печатные издания, радио- и телепередачи, сохра­няющие в интернете свое содержание.

Я думаю, что такое понимание необходимости сочетания офлайновой и онлайновой журналистики очень важно и помогает ускорить про­цесс овладения знаниями. В то же время это открывает новые возможно­сти и для их распространения, и для развития журналистики.

Более того, компьютерные технологии — это и шаг в развитии всего образования, высшего в том числе. Проблемами непрерывного образо­вания, дистанционного обучения наш факультет занимается давно. Ав­торы данного учебного пособия разрабатывали эти проблемы на протя­жении последнего десятилетия. Открытие Черноморского филиала МГУ позволило эти идеи апробировать на практике. Именно на его базе роди­лась идея создания учебников нового поколения на CD. Первые учебни­ки на электронных носителях уже готовятся к выходу.

Весьма симптоматично, что именно учебное пособие по интернет-журналистике может органично быть дополнено своей электронной со­ставляющей. Ведь очевидно, что печатная книга не может вобрать в себя тот объем информации, который дает полное представление о развитии такого нового направления, как интернет-журналистика. Эту функцию в большей степени правомерно берет на себя CD.

На его электронных страницах размещаются публикации по пробле­мам сетевой журналистики, которыми сегодня изобилуют как интернет-издания, так и традиционные СМИ. Он предлагает все тексты законов и законотворческих актов по СМИ и интернет-журналистике в том числе, образцы сайтов ведущих изданий, тексты статей известных журналистов, дискуссии по тем или иным злободневным проблемам развития сетевой журналистики.

Это великолепное подспорье для начинающих, да и уже работающих журналистов. В этой связи должна быть уточнена роль печатного учеб­ника, который просто обязателен в этом тандеме. Он берет на себя функ­ции путеводителя по теме, вводит в виртуальный мир интернета, указы­вает на его главные проблемы, учит в нем ориентироваться.

Думаю, что именно эту задачу весьма успешно решили авторы учеб­ного пособия, которое будут изучать студенты, избравшие журналист­скую профессию. Будет оно полезно и журналистам-практикам, которые понимают, что без совершенствования своих профессиональных навы­ков они не могут развиваться дальше. Самообразование становится обя­зательной составляющей многих профессий, журналистской в первую очередь.

Поэтому ценность подобных учебных пособий, которые, с одной сто­роны, дают систематизированные знания по новым, еще формирующимся направлениям, а с другой — предлагают принципиально иные подходы, существенно возрастает. При подготовке журналистов мы все еще исполь­зуем традиционные методы: лекции, семинарские занятия, учебники. Но сегодня уже возможен другой подход: это — дистанционное обучение, при котором учебники и учебные пособия заменяют сайты в интернете и лек­ции, записанные на СД и доступные через компьютер.

Именно этот опыт и аккумулирован в данном издании, которое не­пременно дополнится электронной составляющей.

Сегодняшняя журналистика — и печатная, и радио, и телевидение — отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традицион­ной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на же­стком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Вирту­альные учебники могут оказать очень большую помощь и поддержку на­чинающим журналистам и начинающим издателям газет и журналов, руководителям теле- и радиокомпаний. Поэтому, я полагаю, что разви­тие интернет-журналистики и интернет-учебников имеет большое буду­щее и уже сегодня играет важную роль в совершенствовании журналист­ского образования.

Я.Н. Засурский,

профессор, декан факультета журналистики

МГУ им. М.В. Ломоносова

От авторов
Не будет преувеличением сказать, что к реализации идеи создания учебного пособия по интернет-журналистике авторы шли сначала по­рознь, а потом вместе лет, этак, двадцать. Так уж получилось, что в этой книге как бы аккумулировался опыт, накопленный в процессе научной, педагогической и организаторской работы авторов во многих, казалось бы, слабо пересекающихся областях: пресса и научная журналистика, консал­тинг, дистанционное образование, экологическая психология и виртуалистика, коммуникативные технологии и теории коммуникации, PR и т.п. Вероятно, такова специфика интернет-журналистики, требующая инте­грации всего спектра современного научного знания и технологий.

Конечно, главной проблемой при подготовке пособия было правильно очертить предметную область новой сферы журналистской деятельности, т.е. определить, что именно нужно знать для успешной профессиональной работы. Уточнить, например, в какой степени журналист должен владеть интернетом и компьютерными технологиями, а веб-мастер онлайнового издания — владеть журналистикой и в какой степени они оба должны раз­делять и понимать философию интернет-изданий и философию сети в целом. Наш ответ (насколько он точен, судить коллегам — студентам, пре­подавателям, исследователям, практикам) на эти и подобные вопросы вы­разился в структуре книги и в логике изложения материала.

Весь материал был разбит на пять частей, каждую из которых можно рассматривать как отдельные учебные модули. Эти модули были структу­рированы по единому принципу. Каждая часть состоит из структурно-логической схемы, тезисов, предваряющих изучение материала, 6 глав, резюме, в котором в краткой форме излагаются основные идеи и поня­тия, списка ключевых понятий, дающих представление о предметной области, вопросов и заданий для самостоятельной работы. Подобная структура, по нашему представлению, облегчит работу с пособием.

Часть 1 «От средств массовой информации к системе массовых ком­муникаций» посвящена в основном мировоззренческим аспектам рожде­ния интернет-журналистики.

Часть 2 «Сетевое издание — организация и особенности функциони­рования» рассказывает о специфике веб-изданий как организаций.

Пожалуй, наиболее важный раздел (часть 3) «Язык мировой паутины» представляет лингвистические и в целом литературно-художественные осо­бенности феномена интернет-журналистики.

Часть 4 «Интернет как технология поиска».

Часть 5 «Технология, еще раз технология» освещает собственно тех­нологические аспекты профессии, то есть то, что необходимо знать гу­манитарию из области цифровых компьютерных технологий. Разумеется, данный учебник не научит работать в сети, если у читателя не будет же­лания учиться работе в сети самостоятельно. Иными словами, мы рассматриваем наши уроки по освоению технологий всего лишь как ориен­тир, предполагая, что более полные знания и навыки может дать сам ин­тернет как гиперучитель.

Это в какой-то степени относится и ко всему остальному материалу и означает, что обучение интернет-журналистике будет осуществляться в живом общении с ней. Поэтому в наших планах подготовка и выпуск в сетевой и CD-версиях электронного дополнения к данному учебному по­собию, которое не только вберет в себя весь обширный материал, не вме­стившийся в книжное издание, но и станет постоянно пополняемым и изменяемым сетевым ресурсом — лабораторией интернет-журналистики.

Следует также сказать, что учебное пособие по интернет-журналистике было апробировано на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоно­сова и отделении журналистики Черноморского филиала МГУ в Севасто­поле.

В заключение авторы искренне благодарят всех коллег, с которыми обсуждалась идея написания этой книги и чьи советы помогали в про­цессе работы: Валерия Бардина и Игоря Пасынкова — людей, стоявших у истоков рунета и отечественной интернет-журналистики; беседы с ними позволили авторам во многом дополнить и уточнить концепцию работы; Наталью Вихорнову, предоставившую интересные фактические данные.

Особую признательность выражаем Ясену Николаевичу Засурскому, поддержавшему проект «Учебники нового поколения на CD» и идею на­писания этого учебного пособия.

Александр Калмыков,

Людмила Коханова

Часть I. От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций


• Глава 1. Интернет-журналистика: основные понятия
• Глава 2. Журналистика в информационном обществе
• Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ
• Глава 4. СМИ и СМК
• Глава 5. Интернет-журналистика как предмет исследования
• Глава 6. Интернет: немного истории
• Резюме
• Ключевые понятия
• Вопросы и задания

Тезисы

Интернет-журналистика — это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуаль­ности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникатив­ной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообра­зующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, по­строить новый обитаемый мир — виртуальный мир.

Этот мир приобретает черты информационного общества. Само понятие информационное общество было введено профессором То­кийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество характеризуется следующими чертами:

•  переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

•  детерминированием интеллектуальных технологий в технологи­ческой и производственной сферах;

•  уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

•  повышением значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;

•  смещением семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации;

•  реорганизацией культурной сферы, подразумевающей импе­ративную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансфор­мацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся че­рез осознание себя как производителя знаний;

•  возникновением доминанты «университет» (образование, нау­ка) как системогенерирующего общественного фактора.

Так как информационное общество — это общество индустрии образов и знаний, то его особенности оказывают влияние на целевые установки журналистской деятельности.

Журналистика ответственна за формирование социальной среды, представляющей собой комплекс подпространств (слоев, полей, уров­ней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность.

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуни­кативное пространство, функционирование которого обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации.

Инструментами формирования отдельных сообществ и общества в целом являются различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства информации, информационно-коммуникативные тех­нологии, порождающие виртуальную реальность1.

Несмотря на сравнительно недолгий период работы с виртуаль­ными реальностями, уже появилось осознание, что они суть особый тип реальности, требующий философского, культурологического, со­циологического и психологического анализа.

Виртуал может быть рассмотрен как коммуникатор, обеспечи­вающий рождение новых связей, в результате чего происходит транс­формация реальности.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локаль­ном (виртуальные реальности отдельных коммуникаций), так и в гло­бальном (полионтологическая картина мира) плане.

Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важ­нейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства.

Интернет преобразовал СМИ в СМК фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали трансформировать и саму структуру СМИ.

Эффективное решение многих актуальных задач, лежащих в сфе­ре журналистики, уже невозможно исключительно информационным (вещательным) путем, а необходимо их коммуникационное решение.

 

Таким образом, современные массмедиа это систе­ма, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информа­ционных пространств.

 

Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повсе­дневную жизнь.

Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциаль­ную связность.

Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобаль­ного цивилизационного и культурного процесса.

Понятие «массовая коммуникация» соединяет в себе смыслы по­нятий «коммуникация» и «масса», являющихся предметом исследований в психологии и социологии. Первоначально исследования мас­совой коммуникации носили преимущественно бихевиористский ха­рактер. Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии тради­ционных направлений изучения массмедиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от массмедиа направлениями, как кибернети­ка и информатика.

Попытки охарактеризовать как единое целое этот достаточно пе­стрый и, на первый взгляд, внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуника­ций приводят к современной постмодернистской методологии. В этой связи русское слово «со-общение», понимаемое чаще как передача информации, на самом деле расшифровывается как совместное общение, что более подходит к смыслу слова «коммуникация».

Именно это позволяет исследовать современное телекоммуника­ционное пространство, интерактивное по своей сущности, как мас­совую коммуникацию.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых ком­муникаций, является его особое отношение к понятию «текст». По­стмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реаль­ность, а творит новую реальность, точнее создает множество реаль­ностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию — гипер­текст.

Понятие гипертекст является ключевым в исследовании телеком­муникационных средств, что хорошо видно на примере истории раз­вития интернета, обсуждаемой в следующих главах.



1 Виртуал — особая философская категория, стоящая в ряду таких, как время, простран­ство, сущность и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconНазвание статьи
Ключевые слова: ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconРезюме основных выводов и рекомендаций история вопроса
Внешний обзор деятельности воис по оказанию технической помощи в области сотрудничества в целях развития резюме

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconВ подготовке специалистов в области образования?
Компетентности специалиста условно разделяют на ключевые, базовые и специальные. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Методические указания содержат программу курса, контрольные вопросы по темам курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconВопросы и задания
Методологические принципы преподавания вокала и работы с вокальным ансамблем как отрасли музыкально-педагогического знания

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания icon№13. 1, 13. 4,13. 12, 13. 21. Все вопросы по адресу uztest ru
Ваше домашнее задание по алгебре : Изучите по красному учебнику §12,13 и попробуйте решить задания №12. 1, 12. 4, 12. 17,12. 19.,12....

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconМетодика подготовки учащихся к заданию части С5 егэ по обществознанию
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconРассмотрим несколько физических явлений, ранее описанных с использованием...
Следовательно, явления, которые ранее описывались с использованием понятия «масса» и ее свойств, теперь должны описываться на основе...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconЭкономико-математическое моделирование Вопросы по курсу Часть Основные понятия моделирования
Роль математических моделей в управлении. Методика формализации задач в системах организационного управления. Описание альтернатив,...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconНенормативные кризисы в семье 23 Вопросы и задания 24
Ц34 Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения / Валентина Целуйко. — Екатеринбург: у-факто-рия; М.: Act москва: хранитель,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции