Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика»




Скачать 132.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика»
Дата публикации19.10.2014
Размер132.79 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Журналистика > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра отечественной филологии и журналистики

Программа утверждена на

заседании кафедры отечественной

филологии и журналистики

Протокол № 7 от 27 февраля 2014 г.

Зав. кафедрой _________

проф. Безруков А.А.

ПРОГРАММА

вступительного экзамена

по приему на обучение по программам подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению 42.06.01- Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

(специальность 10.01.10 – Журналистика


Составитель:

д.филол.н., проф. Е.Ю. Коломийцева

Армавир

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10.01.10 –журналистика». Цель настоящей программы – сориентировать подготовку абитуриента к экзамену по специальности.

Лица, поступающие в аспирантуру по данной специальности, должны иметь базовую подготовку: знать основные вехи творчества ведущих журналистов как прошлых лет, так и современности, понимать специфику деятельности отдельных СМИ (газета, радио, телевидение, Интернет-издания).

На экзамене необходимо продемонстрировать знание источников по истории и теории журналистики, а также литературы по указанным вопросам. Экзаменуемому предстоит осмыслить эти знания как в контексте исторического развития России, так и в общекультурном контексте. Это относится и к деятельности конкретных журналистов, и к функционированию средств массовой информации в целом. Для экзаменуемого обязательно умение концептуально обобщать материал, анализировать итоги и перспективы развития журналистики как в историко-литературном и историко-культурном, так и в специфически-профессиональном аспектах.

Особо следует отметить, что суждения экзаменуемого по каждому из вопросов должны быть обоснованы анализом историографии конкретной проблемы журналистики.

С учетом заявленной проблематики, программа разбита на следующие разделы: 1) история журналистики и средств массовой информации; 2) журналистский текст; 3) журналистика как род деятельности: создание содержания СМИ; 4) СМИ в современном обществе.

При желании соискатель предоставляет на экзамен свое творческое досье (статьи, публикации в СМИ, записи программ и т.п.).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Раздел 1. История журналистики и средств массовой информации

1. Становление отечественной журналистики в XVIII веке.

2. Журналистика первой трети XIX столетия: общая характеристика. 3.Система и типология отечественной журналистики 1840-х годов. 4.Вольная русская пресса за границей («Полярная звезда», «Колокол»).

5. Частные общественно-политические журналы 1860-70 гг. и их типологическая характеристика.

6. Журналы западников и славянофилов: общая характеристика.

7. Газеты и газетное дело в России второй половины XIX в.

8. Пресса рубежа XIX-XX вв.: общественно-политические направления, типология.

9. Система журналистики и Первая мировая война.

10. Изменения в структуре российской прессы после Октября 1917 г. 11.Отечественная журналистика в годы гражданской войны.

12. Эмигрантская печать «первой волны»: центры, издания, представители.

13. Основные тенденции развития отечественной журналистики в конце 1920-х –1930-е годы.

14. Отечественное радиовещание 1920-1970-х гг.

15. Отечественное телевидение: от первых передач до системы 1970-х гг.

16. Отечественная журналистика накануне и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).

17. «Оттепель» и ее влияние на отечественную журналистику.

18. Печать, телевидение и радиовещание второй половины 1950-х – середины 1980-х гг.

19. Эмигрантская печать «третьей волны»: общая характеристика. 20.Роль телевидения и радио в «перестройке» 1985–1991 гг.

21. Отечественные печатные СМИ на постсоветском этапе развития. 22.Телевидение и радиовещание России 1990–2000-х гг.

23. Появление и становление Интернета как национального и глобального коммуникационного пространства. Интернет-СМИ.

24. Возникновение мировой журналистики: основные этапы развития..
Раздел 2. Журналистский текст

1. Журналистский текст: особенности воздействия, эффективность, общественная и культурная значимость.

2. Методы организации журналистского текста.

3. Конфликт интерпретаций: специфика журналистского текста.

4. Лингвистическая модель журналистского текста.

5. Деонтология журналистского текста.

6. Этико-правовые аспекты журналистского текста.

7. Особенности текстов новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики на современном этапе.

8. Жанр и текст: определение жанра. Жанровая специфика различных типов СМИ.

9. Жанровая классификация публицистических текстов.

10. Художественно-публицистические жанры журналистики.

11. Оперативно-новостные тексты (заметка во всех ее разновидностях).

12. Оперативно-исследовательские тексты (интервью, репортажи, отчеты).

13. Исследовательско-новостные тексты (корреспонденция, рецензия, комментарий).

14. Исследовательские тексты (статья, письмо, обозрение).

15. Журналистское расследование, его особенности.

16. Язык СМИ и его место в литературном языке.

17. Современные жанры радиожурналистики.
Раздел 3. Журналистика как род деятельности. Создание содержания СМИ

1. Основные особенности журналистского творчества.

2. Познавательная деятельность журналиста.

3. Система методов журналистского творчества.

4. Психология журналистского творчества и методы журналистской деятельности.

5. Функции журналистики.

6. Журналистика как социальный институт. Социальная позиция журналистики.

7. Журналистика как система СМИ.

8. Организация работы редакционного коллектива в условиях общественной трансформации.

9. Проблема свободы журналистской деятельности.

10. Особенности проблемно-тематической специализации СМИ в условиях информационного общества.

11. Типология в журналистике: понятия, термины, категории. Типология СМИ.

12. Журнал как тип периодического издания.

13. Газетная и журнальная периодика на современном этапе. 14.Современные жанры и форматы на радио. Информационная политика радиостанций.

15. Телевидение как вид массовой коммуникации. Специфика творческого процесса на телевидении.

16. Типология телевизионных программ. Понятие формата телепередачи (программы) и телевизионного канала.

17. Понятие «универсальный журналист», конвергенция, мультимедийность и новые вызовы для традиционных медиа.

18. Социальные функции интернет-СМИ. Социальные сети и блоги как способ взаимодействия журналиста и аудитории.
Раздел 4. СМИ в современном обществе

1. Государственная политика в сфере радио и телевидения.

2. Права и обязанности журналиста. Проблемы свободы прессы и ее реализации.

3. Журналистика как объект правового регулирования. Юридические основы журналистской деятельности.

4. Этические и нравственные нормы в журналистике. Моральный кодекс журналиста.

5. Медиакритика. Проблемы СМИ на страницах профессиональных журналов и периодики.

6. Информационные войны в современных СМИ.

7. Влияние СМИ на создание и внедрение идеологических и культурных ценностей в современном обществе.

8. Основные проблемы, изучаемые медиаэкономикой.

9. Типы рыночных структур на современном рынке СМИ. 10.Современное состояние отрасли масс-медиа в России: общая характеристика, структура, финансовые параметры.

11. Основные концепции медиаменеджмента.

12. Реклама в средствах массовой информации. Основные тенденции на современном рекламном рынке СМИ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

  2. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-н\Д, 1999.

  3. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

  4. Ахмадулин Е. Основы теории журналистики. – Ростов-на/Д., 2009.

  5. Ахмадулин Е.В. Правительственная печать России (конец XIX в. – февраль 1917 г.). Ростов-н/Д., 2000.

  6. Ахмадулин Е.В. Пресса политических партий России начала XX в.: Издания консерваторов. Ростов-н/Д., 2001.

  7. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1988.

  8. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. Тарту, 1992.

  9. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

  10. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005.

  11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  12. Белов С.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX-начала XX в. Л., 1976.

  13. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А. История мировой журналистики. М.-Ростов-н\Д, 2003.

  14. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики // Режим доступа: http://journ.brusov.am/wp-content/uploads/2010/09/4.pdf

  15. Брайант Д, Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

  16. Браун Д. Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М.,2001.

  17. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

  18. Вакуров В.Н., Кохтев Н.М., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

  19. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

  20. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

  21. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004.

  22. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

  23. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2003.

  24. Давтян С.Л. Правовые основы функционирования редакции. М., 2002.

  25. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001.

  26. Дзялошинский И.М. Региональные СМИ и демократия в России. М., 2003.

  27. Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источником информации. М., 2001.

  28. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991.

  29. Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия. Опыт теоретического исследования. М., 2001.

  30. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992.

  31. Есин Б.И. История русской журналистики 1703 – 1917 / Учебно-методический комплект. 4-е изд. – М., 2009.

  32. Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М., 2005.

  33. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001.

  34. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. / Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой. М.,1994.

  35. Журналистика и социология. / Под. ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995. Законодательство о средствах массовой информации. Учебно-практические материалы. / Под ред. А.Г. Рихтера. М., 1999.

  36. Засурский И.И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). М., 2001.

  37. Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2004.

  38. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2005.

  39. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.

  40. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004.

  41. Из истории русской журналистики 2-й половины XIX в. М., 1964.

  42. Из истории русской журналистики конца XIX - начала XX века. М., 1973.

  43. Из истории русской журналистики начала XX в. М., 1984.

  44. Интернет-СМИ: теория и практика. – М., 2010.

  45. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пос. – М., 2010.

  46. Информационное общество: Сб. / Сост. А. Лактионов. М., 2004.

  47. История мировой журналистики. Ростов-н/Д., 2000.

  48. История отечественной журналистики 1917-1941 гг. Хрестоматия. М., 1999.

  49. История печати. Антология. Т. I-II. / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2001.

  50. История русской журналистики XVIII – XIX вв. 2 изд. – СПб, 2005.

  51. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

  52. Кийт М. Радиостанция. М., 2001.Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб, 2004.

  53. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  54. Кириллова Н. Медиа культура. От модерна к постмодерну. – М., 2005.

  55. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 2003.

  56. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-н/Д., 1999.

  57. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы теоретической деятельности журналиста. СПб., 2000.

  58. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М., 2000.

  59. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. М., 2003.

  60. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000) / Учебный комплект. – М., 2002.

  61. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. М., 2008.

  62. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

  63. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX - первая половина XX вв.). Ростов-н/Д., 2000.

  64. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

  65. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. Изд.2-е. – М., 2010. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/lazut2/index.php

  66. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

  67. Лемке М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. – М., 2011.

  68. Лукина М.М. Технология интервью: Учеб. пос. – М., 2003.

  69. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.,2005.

  70. Лучинский Ю.В. Журналистика и проблемы формирования национальной социокультурной модели в Америке. Краснодар, 1997.

  71. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1996.

  72. Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века / Учебно-методический комплект. – М., 2008.

  73. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914). М., 1991.

  74. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1999.

  75. Муратов С.А.Нравственные принципы тележурналистки. Опыт этического кодекса. М., 1996.

  76. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2004.

  77. Новикова А.А.Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.

  78. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 2005.

  79. Основы радиожурналистики. / Под ред. Э. Багирова и В. Ружникова. М., 1984.

  80. Основы творческой деятельности журналиста. / Под. ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  81. От книги до Интернета. / Под редакцией Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. М., 2000.

  82. Панкеев И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2008.

  83. Перхин В. История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х–начало 1990-х гг. – М., 2011.

  84. Проблематика СМИ. Информационная повестка дня. / Под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. М., 2008.

  85. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Под ред. Шкондина М.В., Вычуба Г.С., Фроловой Т.И. – М., 2008.

  86. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1997.

  87. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

  88. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2007.

  89. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

  90. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики: 1929–2011. – М., 2011.

  91. Радиожурналистика. – М., 2000.

  92. Радиожурналистика. / Под. ред. А.А. Шереля. М., 2002.

  93. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2008.

  94. Российское телевидение: между спросом и предложением (В 2 томах). / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. М.,2007.

  95. Русская журналистика в документах. История надзора / Сборник документов. – М., 2003.

  96. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Учеб. пос. – М., 2007.

  97. Свитич Л.Г. Профессия журналист: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М., 2007.

  98. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.

  99. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.

  100. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

  101. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского – М., 2002.

  102. Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005 (и позже).

  103. Средства массовой информации России. / Под ред. Я.Н. Засурского М., 2005.

  104. Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. Ростов-на-Дону, 1986.

  105. Старых Н.В. История рекламы. М., 2003. Ученова В.В.. Философия рекламы. М., 2003.

  106. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М., 2001.

  107. Телевидение и радиовещание. Словарь терминов. М., 1999.

  108. Телевизионная журналистка: учебник. 5-е изд.. / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я.Юровского. М., 2005.

  109. Телерадиоэфир. История и современность. / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005.

  110. Телерадиоэфир: История и современность. / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2008.

  111. Телерекламный бизнес. / Сост. и общ. ред. В.П.Коломиец. М., 2001. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

  112. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пос. // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm

  113. Тертычный А.А. Логическая культура журналиста. М., 2005.

  114. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2002.

  115. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. – М., 2009.

  116. Типология периодической печати. / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007.

  117. Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004.

  118. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.

  119. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. – М., 2003.

  120. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2008.

  121. Чигринская Л. Основы журналистики // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Chigrinskaya/index.php

  122. Шкондин М.В. Система СМИ как фактор общественного диалога. М., 2002.

  123. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. М., 2002. Шумилина Т.В. Методы сбора журналистской информации. М, 1989.

  124. Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. М., 2006. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. / Отв. ред. Е.Л. Вартанова. М., 2006.

  125. Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007.

  126. Язык современной публицистики. М., 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Акционерные общества – производители авиационной техники, ее составных частей, компонентов и комплектующих изделий

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01
От экзаменующегося требуется знание материалов, включенных в данные разделы, а также умение кратко изложить содержание работы, представленной...

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconУхтинский государственный технический университет утверждено
Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности...

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconЗадачами общения. I. Требования к поступающим
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными...

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными...

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconЗ навчанням російською мовою пояснительная записка
Данная программа подготовлена для 10 – 11 классов филологического профиля школ с русским языком обучения

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма вступительного испытания по литературе для абитуриентов, поступающих
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами

Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 -журналистика» iconПрограмма государственного экзамена для специальности №08. 00. 14...
Программа государственного экзамена по специальности №060600 (080102. 65) – Мировая экономика утверждена на заседании кафедры мировой...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции