Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011




Скачать 2.47 Mb.
Название Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
страница 1/15
Дата публикации 13.10.2014
Размер 2.47 Mb.
Тип Сказка
literature-edu.ru > Журналистика > Сказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Факультет журналистики

Жилякова Н.В.

РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

XVIII - XIX В.
Хрестоматия

Томск

2011

УДК 070

ББК 76.01

Ж 72
Рецензенты:

Г.С. Криницкая, профессор НИУВПО «Томский государственный университет»

П.П. Каминский, доцент НИУВПО «Томский государственный университет»


Жилякова, Наталия Вениаминовна

Русская журналистика XVIII - XIX в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Н.В. Жилякова. – Томск: Учебно-производственная типография ФЖ ТГУ, 2011. – 200 с.

В хрестоматии представлены журналистские и публицистические тексты из ведущих российских газет и журналов XVII-XIX веков, знакомство с которыми расширяет профессиональный кругозор будущих журналистов, способствует углублению знаний о русской журналистике прошлых веков. Предназначена для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика».


УДК 070

ББК 76.01


(с) Жилякова Н.В.

(с) Томский государственный университет
СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………………….

Часть 1. План семинарского занятия……………………………………………………………..

«Ведомости» от 2 января 1703 года.………………………………………………….…

«Ведомости» от 20 июля 1708 года……………………………………………………...

Письмо Петра I о Полтавской битве.…………………………………………………….

Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов.…………………..

Сумароков А.П. Сон. Счастливое общество……………………………………….

Часть 2. План семинарского занятия………………………………………………………………

«Всякая всячина»: Поздравление с Новым годом…………………………………….

В прошедший мясоед………………………………………………

Я весьма веселого нрава…………………………………………...

Приложенная роспись...……………………………………………

Сказка о мужичке…………………………………………………...

Некогда читал некто некоторую повесть………………………...

Новиков Н.И. Некогда читал некто………………………………………………..

Рецепт для господина Безрассуда…………………………………

Копии с отписок……………………………………………………..

Отрывок из путешествия в *** И*** Т***……………………….

Письмо уездного дворянина………………………………………..

Державин Г.Р. Фелица……………………………………………………………......

Фонвизин Д.И. Вопросы сочинителю былей и небылиц и Ответы Екатерины II.

Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества…………………………….

Часть 3. План семинарского занятия…………………………………………………………………

Куницын А.П. Замечания на нынешнюю войну…………………………………….

Рылеев К.Ф. Несколько мыслей о поэзии………………………………………….

К временщику…………………………………………………………

Бестужев А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года…

Муравьев Н.М. Любопытный разговор………………………………………………….

Часть 4. План семинарского занятия……………………………………………………………………

Пушкин А.С. О журнальной критике…………………………………………………

О записках Видока…………………………………………

Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов.

Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем…………………

От редакции………………………………………………………………

Гоголь Н.В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году……………

Часть 5. План семинарского занятия…………………………………………………………………..

Белинский В.Г. Ничто о ничем…………………………………………

Взгляд на русскую литературу 1846 года…………………………

Письмо к Гоголю…………………………………………

Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина…………………………………………

Москвитянин» и вселенная…………………………………………

Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси…..

Часть 6. План семинарского занятия…………………………………………………………..

Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous…………………………………………

Не начало ли перемены? …………………………………………

Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года…………………………………

Что такое обломовщина? …………………………………………

Писарев Д.И. Московские мыслители…………………………………………

Пчелы…………………………………………

Салтыков-Щедрин М.Е. Дневник провинциала в Петербурге…………………………………

За рубежом…………………………………………

Письма к тетеньке…………………………………………

Материалы сотрудников «Искры»:

Курочкин В.С. Проницательные читатели…………………………………………

Елисеев Г.З. Хроника прогресса…………………………………………

Козьма Прутков Плоды раздумья…………………………………………

Источники текстов………………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ
Курс «История русской журналистики XVIII-начала XX вв.» является частью программы профессиональной подготовки журналистов. Его задача - познакомить студентов факультета журналистики с историей развития журналистики как профессии, становления ее как социального института.

Особенностью отечественной журналистики была ее теснейшая связь с русским литературным и литературно-критическим процессом. В журналах и газетах принимали участие крупнейшие русские писатели и поэты, литературные критики – А.П. Сумароков, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский и многие другие; на страницах периодических изданий публиковались многочисленные художественные произведения. В связи с запретом обсуждать в прессе вопросы внутренней российской политики в начале XIX века на первый план выдвинулась литературная критика, которая и взяла на себя функцию формирования общественного мнения. Литературная полемика являлась отражением политической общественной борьбы. Только во второй половине XIX века начинается процесс дифференциации журналистики, литературы и литературной критики, появляется возможность гласного обсуждения насущных проблем российской жизни в публицистике. Эти этапы развития журналистики рассматриваются на примере ведущих периодических изданий, газет, журналов, альманахов.

Изучение русской периодической печати невозможно без обращения к российской истории. Реформаторская деятельность Петра I, царствование Екатерины Великой, Отечественная война 1812 года, декабристское движение, крестьянская реформа 1860-х годов, «хождение в народ» в 1870-х годах – эти и другие события российской жизни отражались на страницах периодических изданий, и, в свою очередь, влияли на становление журналистики как социального института. Студенты должны разбираться в течениях общественной мысли, знать политические реалии русской жизни XVIII-XIX веков.

Студенты, изучающие русскую журналистику, обязательно должны прочитать все тексты, о которых идет речь в лекциях. Не говоря уже о том, что журналистика – это и есть опубликованные в периодической печати произведения, и изучать ее необходимо по первоисточникам, а не в пересказе, стоит заметить, что знакомство будущего публициста с творчеством предшественников позволяет расширить кругозор, познакомиться с методами, приемами, стилем журналистов прошлого.

В учебном плане бакалавров предусмотрена семинарские занятия по изучаемому курсу, которые контролируют глубину освоения конкретной темы курса; оценивают умение самостоятельно анализировать наряду с учебной и дополнительную литературу по теме, соотносить полученные знания с изучением практики функционирования СМИ; оценивают навыки публичного выступления, способности аргументировано отвечать на вопросы, полемизировать с коллегами.

Важной частью работы на семинарах является анализ текстов. Хрестоматия призвана помочь студентам лучше подготовиться к семинарам, поскольку в ней представлен необходимый минимум текстов, с которыми должен ознакомиться студент. Материалы в ней распределены в соответствии с планами семинарских занятий, соответствуют учебному плану бакалавриата.
Часть 1.

Журналистика первой половины XVIII века
План семинарского занятия № 1.

Особенности информационной политики Московского государства. Первая российская рукописная газета – «Вестовые письма», или «Куранты»: источники информации для рукописной газеты, содержание, назначение, периодичность, тираж.

Возникновение периодической печати в России. Эпоха государственных преобразований Петра I. Петр I как организатор первой печатной газеты, цензор и автор.

Размышления Ломоносова о роли и значении журналистики. Статья «Обязанности журналистов при изложении произведений, имеющие целью обеспечить свободу научного суждения» (1754). Роль М.В. Ломоносова в организации журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764). Тираж «Ежемесячных сочинений», содержание, сотрудники журнала.

Новый тип издания в русской журналистике: частный журнал. Общие черты, политическая позиция частных журналов 1759-1764 годов. Значение первых частных журналов в развитии русской периодической печати.

Первый частный журнал А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (1759).
Тексты:

«Ведомости» от 2 января 1703 года.

«Ведомости» от 20 июля 1708 года

Письмо Петра I о Полтавской битве.

Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов.

Сумароков А.П. Сон. Счастливое общество
Рекомендуемая литература:

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.-Л., 1952.

Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М., 2000.

Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.

История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. проф. А.В. Западова. 3-е изд. М., 1973.

История русской журналистики XVIII-XIX веков: Учебник / Под ред. Л.П. Громовой. СПб., 2003.

Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Т.1. Л., 1950.
Дополнительная литература:

Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени, 1750-1765. М.-Л., 1936.

Ворошилов В.В. История журналистики России. СПБ., 1999.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999.

Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001.

Западов А.В. М.В. Ломоносов и журналистика. М., 1961.

Ивлев Д.Д. История русской журналистики XVIII-начала XX в. М., 2004.

Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов. Изд. 2-е. Л., 1952.

Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII в. Учебник. Изд. 3-е. М., 2001.

Томсинский С.М. Первая печатная газета в России (1702-1727). Пермь, 1959.

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. М., 1997.

1702-2002. Из века в век. Из истории русской журналистики / Под ред. проф. Б.И. Есина. М., 2002.

«ВЕДОМОСТИ» ОТ 2 ЯНВАРЯ 1703 ГОДА

На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штюрманской школе больше 300 учатся и добре науку приемлют.

На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек.

Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены.

Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумерскую и Керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а что взял запасов и пожитков он, поп, и тем удовольствовал солдат своих <...>
«ВЕДОМОСТИ» ОТ 20 ИЮЛЯ 1708 ГОДА

Донской казак, вор и богоотступник Кондрашка Булавин умыслил во украинских городах и в донских казаках учинить бунт. Собрал к себе несколько воров и единомысленников и посылал прелестные письма во многие города и села, призывая к своему воровскому единомыслию, и многие таковые ж воры и все донские казаки иные по нужде, а иные по прелести его к нему пристали. И собравшиеся многолюдством, ходили под городы и в села для разорения и призывания иных в свое единомыслие, и того ради царское величество указал послать свои войска под командою господина Долгорукова, дабы того вора Булавина поймать и злый их воровский совет разорить. И ныне по письмам из полков и городов подлинно ведомость получена: что они, воры булавинцы, не во едином месте многие, а главнейший его товарищ вор Стенька Драной во многом своем собрании убит и единомысленников их не малое число побито. Также и под Саратовом и Азовом посланные воровские его товарищи, с немалым собранием побиты, и видя он, Булавин, что не может от войска царского величества уйти, убил сам себя до смерти. А единомысленники его многие побиты, иные же переловлены и сидят окованы. А донские казаки всех городов принесли повинные. И ныне милостию божиею то Булавина и единомысленников его воровство прииде во искоренение. А в которых числах и где и сколько их воров побито и переловлено, и то объявлено будет впредь.
«ВЕДОМОСТИ» ОТ 2 ИЮЛЯ 1709 ГОДА

Из лагару от Полтавы в двадцать седьмый день июня, в письме власныя руки его царского величества ко благороднейшему государю царевичу писано:

Объявляю Вам о зело превеликой и неначаемой виктории, которую господь бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровати изволили с малою войск наших кровию таковым образом.

Сего дня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армеею конною и пешею отаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однакоже принуждена была уступить токмож с великим убытком неприятелю. Потом неприятель стал во фронт против нашего лагару, против которого тотчас всю пехоту из странжемента вывели, и перед очи неприятелю поставили. А конница на обоих фланках. Что неприятель увидя, тотчас пошел отаковать нас. Против которого наши встречу пошли, и тако оного встретили, что тотчас с поля збили, знамен и пушек множество взяли. Також генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы, а имянно Шлиппенбахом, Штакенберхом, Гамольтоном и Розеном, також первый министр граф Пипер с секретарми Емерлином и Цидергермом в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, о чем подробну вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно. И единым словом сказать, вся неприятельская армея фаетонов конец восприяла. А о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы нашими обретается. А за достальными розбитыми неприятельми посланы господа генералы порутчики, князь Голицын и Боур с конницей. И о сей у нас неслыханной новине воздаем мы должное благодарение победодателю богу, а вас и господ министров и всех наших сею викториею поздравляем.

Приведен еще князь Виртельбергской, сродственник самого короля шведского.
Ломоносов М.В.

РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ЖУРНАЛИСТОВ

Всем известно, сколь значительны и быстры были успехи наук, достигнутые ими с тех пор, как сброшено ярмо рабства и его сменила свобода философии. Но нельзя не знать и того, что злоупотребление этой свободой причинило очень неприятные беды, количество которых было бы далеко не так велико, если бы большинство пишущих не превращало писание своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскивание истины <...>

Журналы могли бы <...> очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний, если бы их сотрудники были в состоянии выполнить целиком взятую ими на себя задачу и согласились не переступать надлежащих граней, определяемых этой задачей. Силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду одну только истину <...>

Вот правила, которыми, думается, мы должны закончить это Рассуждение. Лейпцигского журналиста и всех подобных ему просим хорошо запомнить их.

1. Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах, и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы.

2. Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них, как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну.

3. Сочинения, о которых дается отчет, должны быть разделены на две группы. Первая включает в себя сочинения одного автора, который написал их в качестве частного лица; вторая — те, которые публикуются целыми учеными обществами с общего согласия и после тщательного рассмотрения. И те и другие, разумеется, заслуживают со стороны рецензентов всякой осмотрительности и внимательности. Нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать естественные законы справедливости и благопристойности. Однако надо согласиться с тем, что осторожность следует удвоить, когда дело идет о сочинениях, уже отмеченных печатью одобрения, внушающего почтение, сочинениях, просмотренных и признанных достойными опубликования людьми, соединенные познания которых, естественно, должны превосходить познания журналиста. Прежде чем бранить и осуждать, следует не один раз взвесить то, что скажешь, для того чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. Так как сочинения этого рода обычно обрабатываются с тщательностью и предмет разбирается в них в систематическом порядке, то малейшие упущения и невнимательность могут повести к опрометчивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся еще гораздо более постыдными, если в них скрываются небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность.

4. Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это — нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе.

5. Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последними мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает. Это часто бывает с дерзким писателем, вздумавшим делать извлечения из сочинений по естественным наукам и медицине.

6. Журналисту позволительно опровергнуть в новых сочинениях то, что, по его мнению, заслуживает этого, хотя не в том заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле; но раз уж он занялся этим, он должен хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права; ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые подробности.

7. Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценностях своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно не прав, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность.
Сумароков А.П.

СОН. СЧАСТЛИВОЕ ОБЩЕСТВО

Заснув некогда, увидел я общество, приведенное в такое состояние, каковое несовершенство естества достигнуть может. ...Страной этой обладает великий человек, которого неусыпное попечение с помощью избранных его помощников подало подвластному ему народу благоденствие. ...Сей Государь во многоделии своем мрачного вида не имеет. Он имеет обыкновение не всегда в делах, но иногда и в забавах упражняться, однако и в них не погубляет он драгоценного времени, ибо и они на всенародной основаны пользе. Всех подданных своих приемлет он ласково и все дела выслушивает терпеливо. Достоинство не остается без воздаяния, беззаконие без наказания, а преступление без исправления. Сим имеет он народную любовь, страх и почтение. Получить его милость нет иной дороги кроме достоинства. Раздражить его кроме беззакония и нерадения ничем не возможно. Слабости прощает он милосердо, беззакония наказует строго. Начальниками делает он людей честных, разумных и во звании своем искусных. Отроки по склонности в обучение отдаются, люди совершенного возраста по способности распределяются, а в начальники производятся по достоинству, и оттого подчиненные исполняют их повеления с великим усердием, а они о их благополучии стараются. Сей Государь ничего служащего пользе общества не забывает, а о собственной своей пользе кроме истинной своей славы никогда не думает.

Благочестие (без суеверия) есть основание всего народного благополучия. Духовные содержатся в великом почтении, которого они и достойны. Они во многом подобны стоическим философам, ибо страсти самую малую (власть) над ними имеют и во благополучии, и во злополучии. К пище привыкли они необходимой. ...Все они люди великого учения и беспорочной жизни. Первое служит к наставлению добродетели, а второе к показанию образца проповедуемой ими добродетельной жизни. Светские почитают их безмерно, но сие не (увеличивает их) высокомерия, но увеличивает их человеколюбие. В светские дела они ни под каким видом не вмешиваются, а науки просвещением почитают. О домостроительстве они не пекутся, ибо содержит их общество и получают они определенное, а больше того им никто дать не дерзает, ибо то наказанию подвержено, да они и сами в сие преступление не впадают. ...Суеверия и лицемерия они неприятели, ибо де истинное благочестие притворства не требует. Главное Светское правление называется там Государственный совет. В него никаких частных дел не вносится, (только) распорядки, исправления, узаконения и прочие государственные основания, или по повелению Монарха, или для предложения ему. Узаконения в области сей делаются очень редко, а отменяются еще реже. Книга узаконений их не больше нашего календаря и у всех выучена наизусть, а грамоте там все знают. Сия книга начинается так: Чего себе не хочешь, того и другому не желай. А оканчивается: За добродетель воздаяние, а за беззаконие казнь. Права их оттого в такую малую вмещены книгу, что все они на одном естественном законе основаны. Преступить закон там народ весьма опасается; ибо заслужив приличное вине своей наказание, уменьшения оного иметь не уповает, а живучи честно ничего не опасается. Дражайшая безопасность, упование на невинность и неизбежное наказание твердо содержат людей сего народа в границах честности.

В Государственном совете и во всех судебных местах больше судей, нежели писцов, и бумаги исходит очень мало. Писцы их пишут очень коротко и ясно. Дела во всех приказах вершатся не по числу голосов, но по книге узаконений, отчего ни споров, ни неправды не бывает. Те, кто неправильно бьют челом, сверх потери тяжбы и убытка, у всех в презрение приходят, а те, которые не по книге узаконений дела вершат, за неправду лишаются должностей своих. И для того узаконения, ясно изображенные, свято и нерушимо наблюдаются. Дела оканчивают очень скоро, для того что очень мало спорят и ни челобитчиков, ни ответчиков лишнего говорить не допускают, а главная причина скорости - их беспристрастие. За малейшие взятки лишается судья и чина своего, и всего имения. Однако дети винных людей ничего не теряют, ибо все им возвращается. Дети там за отеческие проступки не наказываются, а за услуги не награждаются. <...> И так не судьи там страшны, но суд, который основан на узаконениях, а узаконения на истине.

Не имеют там люди ни благородства, ни подлородства и преимуществуют по чинам, данным им по их достоинствам, и столько же права (имеет) крестьянский сын быть великим господином, сколько сын первого вельможи. А сие подает охоту ко снисканию достоинства, ревность к услугам Отечеству и отвращение от тунеядства. Всякая наука, всякое полезное упражнение, всякое художество и всякое ремесло по размеру успеха труждающегося там в почтении, а тунеядство в превеличайшем презрении, и слово тунеядец жестокая там брань, которой гнушаясь, к работе люди с самого младенчества привыкают. Пьянство — мгла благоразумия и источник наглых и вредных поступков, также в великом там презрении, и вкореняется в людях отвращение (к нему) при воспитании. Денежный игры, приличные тунеядцам, у них, почитая вольность, хотя и не заказаны, подобно как и пьянство, однако часто упражняющиеся в них люди презираются. Войска их состоят под воинственным советом, а сей совет под Государственным. Главные люди в воинской службе называются военачальниками... Всякой военачальник и все воинские начальники (должны) прежде быть рядовыми, все нижние степени пройти... Но ни привычка, ни мужество еще не довольно там для военачальника. Остроумие и великое знание сверх того ему необходимы... Воины исполняют повеления своих начальников с превеликим наблюдением и делают им великое почтение, а начальники ни малейшего подчиненным не (делают) унижения. В мирное время войска их непрестанно воинским обрядам обучаются и, снабженные всем, во всякое время к бранному походу готовы. К суровой жизни военные люди всеми мерами стараются привыкнуть и как защитники Отечества народом почитаемы и любимы. Они имеют похвалу (за то), что сколь велико во время сражения их мужество, таково же после победы их человеколюбие и великодушие. Сим приносят они сугубую славу своему Отечеству и сугубое почтение от самих неприятелей. Подчиненные так привыкли повиноваться своим начальникам, что во время жесточайшего распаления единым словом обуздываются. Добыча воинская им неизвестна, это у них заказано, отчего воины думают о победе, а не о добыче. Побежденных и непротивящихся убивать запрещено под лишением жизни.

Больше бы мне еще грезилось, но я живу под самою колокольнею: стали звонить и меня разбудили... Дай Боже, чтобы сны подобные сну моему многим виделись, а особливо на­персникам фортуны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Оглавление
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-начало XIX века)
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Курса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Государственное бюджетное общеобразовательное
Нравы русского общества конца XVIII и XIX веков и их отражение в русской литературе того времени
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Рабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Рабочая программа по истории России, 8 класс Пояснительная записка...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Поэта и поэзии в творчестве Пушкина (Юг, Михайловское)
Вопросы к курсу «Система русской словесности» (конец XVIII – первая половина XIX вв.; Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,...
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Классицизм романтизм реализм сентиментализм
Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 2-ой половины XVIII – начала XIX века. Сетиментализм объявил доминантой “человеческой...
Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011 icon Меркин Г. С., Меркин Б. Г.; Литература. 8 кл.: Учебник хрестоматия...
Программа предназначена учащимся 8 класса моу лицея №17 и рассчитана на 2011/2012 учебный год
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции