Книга первая




Скачать 1.95 Mb.
Название Книга первая
страница 1/11
Дата публикации 06.10.2014
Размер 1.95 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Журналистика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
НАТАВАН ДЕМИРЧИОГЛУ

КНИГА ПЕРВАЯ

Повести и рассказы



НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА

В детстве часто летала во сне. Пролетала над горами, степями, морями, пропастями, городами. Пару раз сказала тете, что летаю во сне и боюсь этого. Сказала: «Не бойся, растешь».

Потом рассказывала сны сестре. Она говорила, что летать хорошо. Во сне очищаешься от всего плохого.

Как-то к нам во двор пришел странствующий сейид. Дали все, что хотел. Но со двора уйти не захотел. Сказал: «Обязательно должен рассказать кому-то из вас судьбу». Спросила, что делаете после того, как расскажете увиденное. Ответил: «Во многом помогаю». Сказала: «Тогда помогите мне. Я летаю во сне, устала я уже от этих полетов». Взглянул мне в глаза: – Девочка! Это ангелы тебя с собой берут, – сказал, – дар у тебя. Не говори об этом никому.

Интересно, какое из этих толкований было правдивым. Вырасти-то выросла, от всего плохого далека, иншааллах! И что стало с тем даром, не знаю. Знаю одно, что больше во сне не летаю. Только когда пишу, бываю в такой же невесомости, как во сне. Не летаю, трепещу…

Жизнь моя проста: в 1963 году 1 ноября родилась в селе Дашсалахлы Газахского района.

Первая моя потеря была, когда мне было двенадцать лет. Я рано потеряла мать, но поздно это осознала. Только когда выходила замуж.

Второй раз увидела холодное лицо горя, когда потеряла сестру Вафу. Увидела и быстро осознала. Поздно отошла.

Немало в моей жизни и хороших дней. Поступила на факультет журналистики БГУ. В студенческие годы заняла первое место на конференции студентов Закавказского Университета. Создала семью с любимым человеком. В год окончания университета начала журналистскую деятельность в Комитете Телерадио программ. Дважды испытала радость материнства. Директор отдела. За изданные повести вместе с талантливыми молодыми писателями в 1999 году по указу выдающегося государственного деятеля Гейдара Алиева получила Президентскую стипендию. За творческие успехи награждена дипломом имени Мехсети Гянджеви и премией «Меч и перо».

Самая большая цель – обрадовать Отца. Волнуюсь потому, что скоро защита научной диссертации. Радость – стать преподавателем Университета, где в свое время была студенткой. Желание – чтобы Дети мои были впереди меня. мечты – Их много… Пусть Господь поможет!

СЕБЕТ1

Внутри меня кроме меня был Я еще один.

ЮНУС ЭМРЕ.

Мир не был ни молочно-голубым, ни розовым. Была ни лунно-звездная ночь, ни жарко-солнечный день. Все вокруг было ни сушей, ни водой. Мир терпел схваточные боли рожающей женщины. Была ли это первая боль бытия или последняя? Какой бы она ни была, она была ужасной. Боль заставляла стискивать зубы, закладывала уши. Вдруг отчетливый и громкий голос окутал мир как свет. «БУДЬ!» - сказал тот ГОЛОС. И мир откинул волосы. Как женщина, откидывающая волосы после родов, чтобы на лице не оставались следы.

Так ли были созданы небеса и земли? Спроси это у Создателя, нам это неизвестно.

Что это был за день? Первый человек, второй (как же их звали?) совершили грех. Поддавшись греховным страстям, возрадовали лукавого (будь он проклят). В тот же день они были изгнаны из чертогов Господа, но Господь хоть и гневается иногда, но все равно милосерден. И потому дана была им золотой себет. В золотом себете снизошли они на Землю. Но и враг их лукавый снизошел вместе с ними.

Потомки Адама уже миллионы лет, поддавшись наущениям слепого лукавого, совершают одни и те же грехи. От грехов этих Земля кренилась, переворачивалось все верх дном на ней. Но Господь своей силой вращает ЕЕ вокруг Себя. Бережет своих созданий.

В двадцатом столетии знакомого нам мира, Вагиф Самед оглу во всю мощь прокричал: «Остановите Землю, я хочу сойти». Услышан ли был его глас? Не знаем. В тот момент Дух человеческий, виновник первого греха, прикрыл себетом лицо. Голос его дошел до престола, но ответа он не получил. Господь не разговаривает со своими созданиями!

Но что это пришло нам в голову? Это реалии ложного мира. Либо ложь реального мира…

***

– Уходи. Ничего не нужно

– Не понял. Я хочу забрать себет. Куда ты его положила?

– Его нет

– Что значит, его нет?

– Нет его, я отдала его соседке. – Она потерла себе лоб, вздохнула, - отдала его навсегда.

– Так бы и сказала

– Нет, это не так. Сядь!

Деловой человек присел на мягкий диван. Та, которую он называл «Моя красавица» тоже присела. Нет, не присела, опустилась на диван. Двигалась она как-то тяжело, медленно. После длительного молчания она сказала:

– Давно хотела тебе сказать, – замолчала. Деловой человек спокойно ждал.

– Пойми меня правильно…

Человек терпеливо ждал

– Короче, я не хочу умирать в одиночестве. Понимаешь, я не хочу умирать в одиночестве!

Здесь можно было бы что-то сказать. Он мог бы сказать: «Что за чушь ты несешь?» или «С чего это тебе в голову мысли о смерти пришли?». Но он ждал. Его красавица продолжала:

– Тяжело так жить, нет будущего, только пустота. Перед этой пустотой темнеет в глазах. Моя жизнь разменивается как монета. Пойми меня правильно. Я не жалею о днях, проведенных с тобой. Ты тот человек, о котором я мечтала, грезила. Но долго так продолжаться не может. Месяц, пять, допустим, пять лет! Но должен быть предел.

Пока она говорила, голос ее смягчался, становился нежнее шелка. Глаза туманила боль. Ему нравились эти слова той, которую он называл «моя красавица». Эта беседа станет новой ступенью в их любовных играх. Иначе они попросту устали бы друг от друга. Что она скажет сейчас? Скажет, больше не приходи ко мне. Деловой человек словно хмелел, глаза его затуманились от неги. Он развалился на диване. А у «красавицы» трепетало сердце. Собрав все свою волю, она говорила:

– Смерть в одиночестве меня пугает. Думаю, что ты не желаешь мне такой участи

Здесь было необходимо что-нибудь сказать. Деловой человек:

– Не могу понять, о какой смерти ты говоришь?

– О своей. О той смерти, когда ты даже не сможешь прийти ко мне. Не смотри на меня так. Ты можешь себетами перетащить все, что есть на рынках ко мне домой, одевать меня во всевозможные наряды, но ты не сможешь даже похоронить меня.

– Вот что ты обо мне думаешь?

– Я не думаю о тебе плохо. Ты достойный человек. У тебя чудесная семья – супруга, дети, родственники. У тебя хорошая работа, ты уважаемый человек. Ты известен в широких кругах. Как же ты сможешь после моей смерти прийти ко мне на могилу? Окружающим я представила тебя как родственника, много лет прожившего за границей и только теперь вернувшегося на родину. Но потом, наверняка, они обо всем догадались. Люди не слепые. Но никого не интересовало, кто такой этот родственник. Моя настоящая родня даже представления о тебе не имеет. И меня именно они и похоронят. То, что они не вспоминают обо мне сейчас – неважно. Вот тогда ты не только не сможешь прийти на могилу, но и мимо не пройдешь. Если придешь, прослывешь глупцом. Можешь поставить себя в неловкое положение. И ты этого не сделаешь. И не должен делать, - она помолчала. Но чувствовалось, что она еще будет продолжать. Деловой человек отчаянно шевелил мозгами, чтобы что-нибудь сказать и тем самым поставить точку в разговоре. Но ничего не смог придумать. «Красавица моя» продолжала:

– Не надо думать о каких-то глупостях. Просто я хочу создать семью.

– С кем?

– Не знаю… Я говорила тебе, что был молодой человек, который любил меня. Он работал в районе, в газете. В прошлый раз он сказал мне: «Вот, что ты наделала, мы оба остались одни». Бога ради, не думай, что он виноват в том, что я тебе говорю. Эти слова он сказал почти полгода назад.

Деловой человек хотел сказать, что «он много чего говорил, зачем ты ему сейчас нужна». Но сказал по-другому:

– Ты веришь, что может что-то получиться?

– Откуда мне знать, получится или нет?! Я готова выйти замуж за любого, лишь бы был нормальным человеком.

– Не раздражай меня пустой болтовней. Иди сюда… Поближе… На эту тему мы поговорим потом.

– Богом тебя заклинаю! Не делай так. Отстань от меня.

Деловой человек еще больше развалился на диване. А «Красавица моя» трепетала, ее губы и язык пересохли. Она считала, что ее дальнейшая судьба зависит от этого разговора. Она пыталась достучаться до него. – Если ты не оставишь меня в покое, наедине с моей судьбой, то Бог никогда не простит тебя. Но я говорю тебе: мужчины в это не верят, но клянусь Землей, Небом, Бог не прощает никому женских слез. Он проклянет тебя. Будешь горько расплачиваться за все.

«Красавица моя» встав с дивана, присела на подлокотник кресла. Она была в халате без пуговиц. Она сидела боком и халат приоткрылся. Грудь тоже была слегка оголена. Блестящие как шелк волосы она собрала на затылке и скрепила заколкой. Деловой человек подумал: «Хороша же негодница». Красавица вздохнула.

– Почему вздыхаешь? Вместо того, чтобы подойти ко мне, проклинаешь?!

– Я не проклинаю, а говорю то, что думаю

– Что думаешь?

– То, что сказала.

– И что говоришь?

– …

– Значит, в покое ты меня не оставишь? Тогда я покончу собой

– Я же только, что тебе сказал, мы еще поговорим об этом. – «Что за игру она затеяла? Возможно потому, что она встала на этот путь, теперь ищет себе другого. А может уже есть кто-то, но я не знаю об этом. Зарежу. На куски разрежу. Меня променять на другого?! Или обманывать?! Голову разобью» – хотел сказать все это, но сдержался:

– Иди закрой дверь. – Около двери он вспомнил, что хотел забрать себет, – дай себет, – сказал.

– Нет себета! Я же сказала, что отдала соседке.

– Какой соседке?

– С задней улицы. Сын ее служит в Бейлагане. Ей нужен был большой себет для съестного. Вот я и отдала себет. Сказала, что отдаю навсегда.

Он уловил ненависть, сверкнувшую в глазах «Красавицы моей». Посмотрев еще немного на нее, он спросил:

– Признайся, зачем ты отдала себет навсегда?

«Во всем виноват этот себет. Твоя дорога ко мне началась с этого себета. Помнишь, вначале ты оставлял у меня половину содержимого себета. Говорил, что дом без мужчины, что-то может понадобиться. Говорил, что люди должны поддерживать друг друга. Я не хотела брать. Ты говорил «Как не стыдно!». А потом стал оставлять весь себет. Потом начал приходить сам. Этот дом, оставшийся мне от бабушки, этот двор, и я с ними стали грузом этого себета». Но это она прошептала в душе. Губы ее не шевелились. Устремив взгляд в одну точку, она молчала. Деловой человек смерил ее взглядом с головы до ног:

– Ладно, закрой дверь

***

Белоснежная грудь небес приобретала молочную голубизну. Будто молоко кормящей матери разливается по ее груди, Земля раскачивается, как колыбель… Создатель созерцает свои порождения. Живущие на Земле выросли так, как растут дети, отнятые от груди. Они не нуждаются больше в молоке. Теперь они едят все. Чистое смешали с нечистым. Нечто, похожее на колыбель, раскачивается… Господу знаком раскачивающийся себет!!! Он видит рожденных от Адама в себете также, как и я, ты, другие. Он видит, что те, кто стоит на обеих ногах из кожи вон лезут не для того чтобы жить, а для того, чтобы прокормить себя. Руки, шарящие в чужих карманах, не видны. Неизвестно, что эти руки делают в карманах. Рука, лазающая в чужой карман, исчезает. И вдруг его рука выходит из кармана другого, рука другого из кармана третьего… Старуха, совершающая намаз, не знает где Кыбла2. Она говорит своему сыну: «Сынок, найди Кыблу для меня. Время намаза проходит». Сын качает рукой: «Откуда я знаю, в какой стороне Кыбла. Повернись, куда хочешь и совершай свой намаз…». Видит, что человека кожа сходит как с лука кожура, человек выходит из покрывал. Но Он велел человеку покрываться. Что же это все значит? Люди голые. Человек стал хуже нечисти. «Есть Судный день!!! Судный!!!». Какой-то голос стонет… Белая грудь небес приобрела молочный цвет. Земля как дитя, оторванное от молока, не смотрит на молоко. Все что есть, все у человека в животе. А глаза ищут. Все, что попадает в руки, то кипит в кастрюле. Но кастрюли эти прячут. Никто не смотрит на небеса.

Хоть мир и оторван от молока, но с колыбели не слезает. В колыбели старится Земля. С каждым новорожденным рождается земля. Но не умирает с теми, кто умирает. Господь не дает Миру слезть с колыбели. Не знаем почему?! Господь знает то, что знает Сам!

Громадный себет раскачивается как колыбель… А люди занимаются своими делами. Делают из мухи слона…

***

Если бы в тот же день, после покупок, он велел бы опустошить корзину, может быть, дома и не было бы вчерашнего происшествия. А она к тому же корзину соседке отдала.

Вчера спросил у жены:

– Где дети?

– Готовятся к экзаменам

Жена бесшумно прикрыла дверь в детскую. В этом доме давно царил такой порядок. Если должен был состояться разговор, который не касался детей, или приходил кто-то из близких родственников, или когда отец был разгневан, то дверь точно так же бесшумно закрывалась.

Жена вернулась и встала к нему лицом к лицу. Ее губы посинели. И как будто пересыхали. Она их часто облизывала.

– Вы не поехали на рынок?

– Нет

– Почему?

– Съездим потом. Что-то нужно?

– Нет, всего хватает. Себет сейчас в машине?

– Зачем тебе себет?

– Просто спрашиваю

– Тебе какое дело?

– Спрашиваю. Просто спрашиваю!

– Нет, не в машине.

– Я знаю, что его нет в машине… Послушай меня! По-твоему, как, долго я еще должна терпеть? И, вообще, почему я должна терпеть?

– В чем дело?

– Ты знаешь, в чем дело!

– Сядь! В чем дело?

– Не сяду, – в голосе жены появились печальные нотки. – Я не знаю, кто ты для всех остальных. Это меня не касается. Для меня ты просто мой муж. До сих пор, видя тебя, я вспоминаю юношу, который стоял под дождем и снегом ждал меня, не рискуя садиться в мой автобус. Мои чувства все так же молоды, как и раньше.

– А ты сама постарела разве?

– Не знаю. Я не задумываюсь о таких пустых вещах. Но ты поступаешь неправильно

– Не пори чушь! Что я делаю?

– А что еще ты хочешь делать?

– Подожди. Кто и что тебе сказал?

– Никто ничего не говорил? Я разве слепая?

– Что за ерунду ты городишь. Я деловой человек. Устаю, часто нервничаю. Ты думаешь, легко работать и зарабатывать деньги?

– Не хочу я этих денег твоих. Раньше возвращался с базара с бумажным пакетом в руках. Что-то мог купить, а что-то нет. По крайней мере, тогда между нами уважение было.

– Скажи, ради Бога, ты тогда хотя бы раз нежность и ласку проявляла? Нет, ты и тогда, и днем, и ночью ядом брызгала. Для тебя тот бумажный пакет был как бельмо на глазу. «Когда же, наконец, мы будем жить как все? Когда же ты будешь покупать все как настоящий мужчина?» – говорила ты все время. Вспомни. Никто бы этих слов не выдержал. А я терпел. Не улыбаешься, вечно мрачная, никакой ласки и нежности от тебя не дождешься. Раньше так, а сейчас у тебя есть все, ни в чем не нуждаешься, машинами все с рынка получаешь…

Жена перебила его:

– Не машинами, а себетами. Все с того себета началось

– Ты сдурела. Кто услышит, засмеет.

– Почему надо мной должны смеяться, пусть над тобой смеются?

– Что ты от меня хочешь?

Жена засмеялась:

– Себет!

Муж тоже рассмеялся:

– Ну почему ты такая глупая? – «Как плохо все получилось» – подумал он. «Как же так получилось, что я об этом не подумал?»

Жена, устав, села на стул:

– Нет, я знаю, что мои предположения верны. Я проверяла. Когда ты уходил утром с себетом, вечером я посылала ребенка за ним, мол, пойди, забери себет из машины, его починить надо. Он возвращался и говорил, что его в машине нет. Иногда давала мешок, мол, брось его в себет. Ребенок опять возвращался, что нет его.

Муж сказал первое, что взбрело в голову:

– А я-то думаю, о чем она? Когда вспомню, брошу себет в машину. Он на работе в моем кабинете. Когда есть время, едем на базар.

– Разве у тебя в кабинете есть место, куда класть себет?

– Конечно

Жена вздохнула.

Деловой человек:

– Ты приготовила шербет?

Жена согласно кивнула головой.

– Налей мне немного

«Поверила мне жена или нет, роли не играет. Главное, я выкрутился» - подумал Деловой Человек.

А жена, подавая ему шербет3, словно подвела итог разговору и мыслям, блуждающим в голове мужа:

– Боже, что же творится в этом мире!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга первая icon Книга первая. Книга о счастье и несчастьях 1 «Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях.»
Известный хирург, ученый, писатель, Николай Михайлович Амосов рассказывает о работе хирурга, оперирующего на сердце, делится своими...
Книга первая icon Книга позволяет читателю сопоставить свои возможности с нравственными...
Это первая на русском языке книга, отдельно посвящённая месту и значению нравственных идеалов и правил йоги, их важности для самопознания...
Книга первая icon Первая. Новое восприятие проблемы рождаемости
Первая. Определение возможности забеременеть: что вы должны знать и чего, возможно, не знаете
Книга первая icon Книга первая
Высшими Силами. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны тем, кто хочет совершить социальный подъём и готов добросовестно работать...
Книга первая icon Книга Майка Робсона и Филипа Уллаха покажет вам, как сделать полезным...
Мы предлагаем вашему вниманию книгу ученых-экономистов из Великобритании Майка Робсона и Филипа Уллаха, посвященную анализу новаций,...
Книга первая icon Конспект урока Тема «России первая любовь»
«России первая любовь» (по произведениям И. Пущина «Записки о Пушкине», М. Цветаевой «Мой Пушкин»)
Книга первая icon Книга первая из серии «зоны жизни»
Вы полагаете, могли бы быть включе­ны в следующие выпуски данной серии, будут с удовольствием приняты. Пожалуйста, направляйте их...
Книга первая icon Книга первая
Ислам, величайшая и мудрейшая религия, восстанавливает утраченные позиции, привлекает к себе все больше и больше людей. Верующими...
Книга первая icon Первая Депутат Балтики – 1 —
Роман смешон и печален, добр и зол; язык его легок, но последовательная мстительность мысли даже пугает. Книга рассчитана на читателей,...
Книга первая icon Малколм Барбер Процесс тамплиеров ocr litPortal
Книга М. Барбера — одно из самых авторитетных исследований в мире и первая публикация па русском языке — восстанавливает реальную...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции