Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень




Скачать 2.08 Mb.
Название Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень
страница 1/15
Дата публикации 08.06.2014
Размер 2.08 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Tallinna Mahtra Gümnaasium Galina Višnjakova Ajaloo-ja ühiskonnaõpetuse õpetaja

Программа

по истории и обществоведению

II и III школьная ступень

2013-2014

I . Общие положения

  1. Учебные предметы цикла

История обществоведение как предмет включены в социальный цикл.

Недельная сетка уроков по социальным предметам по школьным ступеням.

II школьная ступень

История – 3 часа в неделю:

  • 5 класс- 1 час

  • 6 класс-2 часа

Обществоведение – 1 час в неделю :

  • 6 класс-1 час

III школьная ступень

История – 6 часов в неделю:

  • 7 класс-2 часа

  • 8 класс-2 часа

  • 9 класс-2 часа

Обществоведение – 2 час в неделю:

  • 9 класс-2 часа

  1. Описание предметного цикла

Предметный цикл рассматривает функционирование человека и общества в прошлом и настоящем. Через познание учебных предметов социального цикла у учащихся формируются способности видеть причинные и другие связи развития общества, делать сознательный выбор в отношении самого себя и социальной среды, руководствуясь действующими в обществе ценностями и моральными нормами, поступать как нравственная и ответственная личность.

Изучение предметного цикла нацелено на то, чтобы учащийся:

1) приобрел адекватную самооценку, а также знания, умения и установки, которые поддерживающие формирование целостного и самостоятельного человека, осведомленного о важности здорового поведения и здорового образа жизни;

2) приобрел целостное понимание происходящих в обществе явлений и процессов, а также их связях и взаимном влиянии;

3) понимал значение культурного многообразия и демократии, а также важность устойчивого развития, акцептируя различия;

4) был ориентирован на общечеловеческие ценности: свободу, человеческое достоинство, равноправие, честность, заботливость, терпимость, ответственность, справедливость, патриотизм, уважение к себе, другим и окружающей среде.

Интеграция предметного цикла нацелена на то, чтобы учащийся формировался как цельная личность, способная к самореализации; позитивно относящаяся к себе и другим, учитывающая интересы других людей, руководствующаяся в своей деятельности общечеловеческими ценностями, видящая и понимающая процессы, происходящие в обществе, обладающая умением и готовностью вмешаться в общественную жизнь и участвовать в ней.

Изучая обществоведение, учащийся приобретает социальную грамотность: знания, умения, ценности и установки для успешного функционирования в обществе и принятия ответственных решений. Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного гражданина.

Все предметы социального цикла способствуют развитию у учащихся способности анализировать свое поведение и его последствия, правильно выражать свои чувства, признавать отличия других людей и учитывать их в общении, самоутверждаться и противостоять несправедливости, не ущемляя ни своих, ни чужих интересов и потребностей. Через предметы социального цикла учащиеся учатся следовать действующим в обществе ценностям, приобретают знания, умения и установки социально признанного поведения и межчеловеческих отношений, которые способствуют эффективной самореализации в семье, среди сверстников, в местной общине и в обществе в целом. Учебными предметами социального цикла формируется база толерантного отношения к мировоззренческому многообразию, готовности к диалогу с представителями разных мировоззрений. Для всех учебных предметов цикла важно умение сотрудничества и работа в группе.

II. История

  1. Общие положения

В процессе изучения истории учащиеся приобретают знания о прошлом и о культурном наследии своего родного края и мира, позволяющие ориентироваться в культурном пространстве. Учебный предмет ориентирует учащегося на осмысление, анализ, критическую оценку и трактовку событий и процессов прошлого, их взаимосвязей и связей с современностью, а также причин разной трактовки исторических событий. Изучение истории помогает связать в единое целое материал, познаваемый по другим предметам, формирует умение понимать влияние явлений прошлого на современный ход событий.


  1. Цели обучения и воспитания

Обучение истории в основной школе ставит своей целью, чтобы учащийся:

1) испытывал интерес к прошлому;

2) узнал историю родного края, историю Эстонии, историю Европы и мира через наиболее характерные события, процессы и личности;

3) ценил культурное многообразие и свою роль в сохранении культурного наследия, определял себя как часть своего народа;

4) искал, обобщал, трактовал, использовал и критически оценивал историческую информацию;

5) использовал основные исторические понятия в правильном контексте, отличал исторический факт от трактовки, видел и формулировал проблемы, исходя из этого, формулировал вопросы и предлагал решения;

6) понимал причинно-следственные отношения, сходства-различия и последовательность, оценивал достоверность источников при анализе исторических событий, процессов, исторической среды;

7) признавал различия в людях, взглядах и ситуациях, формировал и аргументировал свою точку зрения, анализировал и оценивал свои действия, видел и исправлял свои ошибки;

8) знал и использовал различные познавательные приемы, виды текстов, информационные каналы и средства ИКТ, выражал свои знания и умения в устной и письменной форме, аргументированно защищал свою точку зрения.


  1. Описание учебного предмета

При обучении истории учащиеся приобретают знания и умения, необходимые, чтобы ориентироваться в культурном пространстве и исторической среде. Учащиеся ориентированы на осмысление, анализ критическую оценку и трактовку событий и процессов прошлого, их взаимосвязей и связей с современностью, а также причин разных трактовок исторических событий.

Обучение истории в основной школе строится как хронологическо-тематическое. Учебный предмет начинается с вводной части и продолжается древней историей, историей средних веков, нового времени и новейшей историей. История Эстонии познается интегрированно с мировой историей. Темы по истории Эстонии, установленные программой предмета отдельно, рассматриваются подробно и системно, с проведением параллелей из мировой истории. Принцип обучения - движение от близкого к далекому, начиная с истории родного края, где важно установить личную связь с изучаемой темой и местом.

Обучение истории имеет хронологическое, политическое, экономическое, социальное, культурное и идейное измерения. В основной школе особенно важен посильный для учащихся человеческий аспект истории среди остальных аспектов условий жизни и культуры. Мировая история рассматривается через выборочные темы, не ставя цели формирования цельной картины исторических периодов. Важно навести мост между историческими событиями и явлениями прошлого и настоящего, а также сформировать понимание того, что без обращения к прошлому трудно понять настоящее, например, суть кризиса и многих проблем истории Эстонии.

Пониманию истории способствуют экскурсии, учебные поездки, историческая и художественная литература, театр и кино, медиа, интернет, люди и достопримечательности. Соединение этого опыта с познаваемым в школе материалом формирует понимание учащимся истории. Развитие мировоззрения учащегося обогащается благодаря межпредметной интеграция и комплексному рассмотрению близких тем в разных аспектах.
Обучение истории формирует:

1) умение ориентироваться в историческом времени, умение анализировать формирование исторической среды;

2) знание исторических понятий, их контекстуальное использование;

3) умение задавать вопросы по истории и давать ответы на них;

4) функциональную грамотность, критическое мышление, умения рассуждать, делать выводы и находить связи, а также формировать и обосновывать свою точку зрения;

5) эмпатию, умение ставить себя на место другого с учетом исторического времени, умение сотрудничать и преодолевать конфликты;

6) умения анализировать источники и работать с исторической картой, искать информацию по разным источникам, ее использовать и оценивать, умение устного и письменного изложения мыслей, а также использования средств ИКТ.

Формирование умений при обучении истории - постоянный процесс, он реализуется через тематику и разнообразие методов обучения. Уровень умений описан в целевых результатах учебы школьной ступени.

С точки зрения понимания истории важно формировать способность ставить себя на место другого, смотреть на мир с точки зрения другого человека. На уроках истории учащихся необходимо знакомить с различными подходами к истории, не педалируя ни один из них. Для понимания того, что изложение истории зависит от времени и точки зрения историка, необходимо формировать критическое отношение к различным образам мышления, сравнивать подходы к историческим событиям и явлениям в разных источниках.

В обучении важно использовать разнообразие методов, что позволяет учащимся активно участвовать в обучающем процессе, развивать познавательные умения, делать выводы, формировать и выражать свое мнение об исторических событиях или явлениях. Анализ исторических проблем обогащает систему ценностей, формирует национальное и культурное самосознание, терпимость и позитивное отношение к демократическим ценностям, развивает историческое мышление и обогащает историческое сознание.

Изучение истории в общеобразовательной школе имеет концентрическое построение. В основной школе изучается всемирная (в первую очередь, европейская) история и история Эстонии, начиная с древнейших времен и до наших дней. В гимназии рассматриваются история Эстонии с древнейшего периода и до современности, а также всемирная история, начиная с первобытного периода и до наших дней.

Принципами, применяемыми при изучении истории, являются хронологический, политический, экономический, социальный, культурный и идеологический.

Одним из основных требований программы обучения является развитие учащихся. Изложение готовых знаний имеет смысл только при рассмотрении обзорных тем. Главную роль играет все же обучение, при котором учащиеся должны на основе текста учебника, газетной или журнальной статьи, первоисточника или иного материала сами создавать для себя историческую картину, делать выводы, выражать мнение по поводу тех или иных исторических событий либо явлений. В ходе разрешения исторических проблем приобретаются новые навыки, обогащается система ценностей, формируются национальное и культурное самосознание, терпимость и положительное отношение к демократическим ценностям, расширяется миропонимание учащихся.

При обучении, основанном на таких принципах, изучение истории в школе не может быть энциклопедическим, оно должно быть экземплификационным, т.е. учащиеся знакомятся с историческим материалом выборочно. При этом следует избегать основного недостатка экземплификационного подхода (пренебрежения понятием исторического времени ) и применять хронологический принцип в виде хронологически-тематического. В этом случае можно говорить об исторических знаниях не просто как о совокупности фактов, а как о процессе. В ходе решения разнообразных задач у учащихся развиваются навыки учебы, историческое мышление, воображение, обогащается историческое сознание.

При изучении истории применяется обзорное и детальное рассмотрение материала. При обзорном рассмотрении раскрывается система исторических связей, события располагаются в основной хронологической структуре, а также делаются обобщения. Детальному рассмотрению подвергаются некоторые наиболее значительные события в вышеназванной структуре.

Важное значение имеют создание моста между историческими событиями и явлениями прошлого и настоящего времени, формирование понимания того, что без обращения к прошлому трудно понять современный мир, природу очагов напряженности, а также многие проблемы, связанные с историей Эстонии.

При работе с историческими источниkами, прежде всего, следует искать ответы на вопросы кто, что, когда, как, после чего учащиеся постепенно подходят к вопросу почему. Учащиеся начинают понимать, насколько сложно определять причины тех или иных событий. Поэтому большое значение имеет объяснение таких понятий, как причина - следствие, сходства - различия, изменения - преемственность.

С точки зрения понимания истории важным является формирование в учащихся способности ставить себя в положение других людей, рассматривать мир с другой точки зрения. На уроках истории учащихся следует знакомить с различными историческими концепциями без того, чтобы навязывать какую-либо из них. В учащихся следует формировать критическое отношение к различным образам мыслей. Целесообразным является сравнение представленных в различных учебниках и книгах концепций, которые касаются исторических событий и явлений. Это способствует пониманию того, что изложение истории всегда зависело от времени и позиций историков.

Представления об истории, которые имеются у каждого человека, формируются не только в школе. Формированию таких представлений способствуют экскурсии и учебные походы, а также соприкосновения с исторической и художественной литературой, театром и кино, с различными людьми и историческими местами. Путем приложения такого опыта к материалу, изученному в школе, у учащихся постепенно формируется свойственная только им картина мира.


  1. Формирование ключевых компетенций


История способствует формированию

1.ценностной компетенции:

  • пониманию основных ценностей гуманизма, демократии и устойчивого развития, а также руководствоваться ими в своей деятельности.

2.компетенции самоидентификации:

  • формированию национальной, культурной и государственной идентичности.

3.познавательной компетенции:

  • формирует способность организовывать познавательную среду и получать необходимые познавательные средства и информацию, а также планировать свою учебу и пользоваться изученным материалом в разных контекстах и при решении разных проблем (через познавательную деятельность и обратную связь учащиеся приобретают умение самоанализа и, благодаря этому, могут планировать свое дальнейшее обучение),

  • учит четко и уместно выражать личные мысли в разных ситуациях общения, читать и понимать информационные и потребительские тексты, а также художественную литературу, писать тексты разного типа, используя уместные языковые средства и стиль, ценить грамотность и богатство языка.

4.коммуникативной компетенции:

  • четко и уместно выражать личные мысли в разных ситуациях общения, читать и понимать информационные и потребительские тексты, а также художественную литературу, писать тексты разного типа, используя уместные языковые средства и стиль, ценить грамотность и богатство языка.

5.математической компетенции:

  • формирует способность пользоваться при решении различных заданий математическим языком, символами и методами во всех сферах жизни и деятельности.

6.компетенции предприимчивости:

  • учит видеть проблемы и кроющиеся в них возможности, ставить цели, генерировать идеи и реализовывать их;

  • учит инициативности и ответственности, сотрудничеству во имя достижения цели;

  • учит доводить дело до конца, гибко реагировать на изменения, брать на себя разумный риск и справляться с неуверенностью;

  • учит выбирать подходящие и творческие методы для реализации идей, которые соответствуют ситуации, базируются на адекватном анализе личных способностей и ресурсов и прогнозе результатов деятельности, а также соответствуют целям.


  1. Интеграция

2.1.Интеграция с общепредметными компетенциями и с другими предметными циклами

Картину мира, складывающуюся у учащихся, обогащают межпредметная интеграция, рассмотрение с различных аспектов тесно связанных между собой тем.

История связана с другими циклами учебных предметов через формирование общепредметных компетенций.

1.Коммуникативная компетенция – способность выражать свои мысли ясно и уместно как в устной, так и в письменной форме, читать и понимать различные тексты; пользоваться уместными языковыми средствами и стилем, а также терминологий по предмету и богатым выразительным языком, быть грамотным. Важное значение имеют умения критического анализа текста, медиа-грамотности, поиска информации и ее критической оценки, оформления работ и защиты авторских прав.

2.Компетенция иностранных языков – знание разных культур и традиций, понимание различий между родной и другими культурами, а также уважение к другим языкам и культурам; общение в мультикультурном обществе; владение иностранными языками.

3.Математическая компетенция – исчисление времени; математическая грамотность, отражение данных в цифрах (графики, таблицы, диаграммы); умение ставить проблемы, находить подходящие стратегии для их решения и применять их, анализировать идеи решений и проверять достоверность результатов; умение логически рассуждать, обосновывать и доказывать, а также ценить математический подход, понимать его социальное, культурное и персональное значение.

4.Естественнонаучная компетенция – влияние природной среды и географического положения на развитие, развитие человека и демографические процессы.

5.Технологическая компетенция – профессии и специальности в разных обществах, связь развития техники и производства с изменениями в обществе; эффективно и этично применять современные технологии при формировании собственной познавательной, рабочей и коммуникационной среды; умение целесообразно и бережно пользоваться техническими средствами, соблюдая при этом требования безопасности и защиты интеллектуальной собственности.

6.Художественная компетенция – рассмотрение тем, связанных с культурой народа Эстонии, народов Европы и других стран мира, осознание важности художественного творчества, изменение оценки красоты во времени, эстетическое развитие и самореализация, фольклор и умение творческого самовыражения.

7.Здоровьесберегающая компетенция – способность понимать и ценить физическую активность как часть здорового образа жизни в разные эпохи, развивать терпимое отношение к другим людям, а также принципы сотрудничества при соблюдении здорового образа жизни.

2.2. Сквозные темы

  1. Изучение сквозной темы «Непрерывное обучение в течение всей жизни и планирование карьеры» помогает учащемуся сформироваться в личность, готовую познавать всю жизнь, выполнять разные роли в меняющейся познавательной, жизненной и трудовой среде, а также формировать свою жизнь, исходя из осознанных решений и обдуманного выбора профессий.

  2. Сквозная тема «Окружающая среда и устойчивое развитие» поддерживает формирование учащегося как социального, активного, ответственного и осведомленного в проблемах окружающей среды человека, стремящегося найти устойчивое решение проблем окружающей среды и развития человека.

  3. Сквозная тема «Гражданская инициатива и предприимчивость» поддерживает формирование учащегося как активного и ответственного члена местной общины и общества, понимающего принципы и механизмы функционирования общества, а также значение гражданской инициативы, интегрированного в общество, опирающегося в своей деятельности на культурные традиции и цели развития государства, участвующего в принятии политических и экономических решений.

  4. Сквозная тема «Культурное самосознание» поддерживает формирование учащегося как культурного и осведомленного человека, понимающего роль культуры как силы, формирующей образ мысли и поведения; понимающего исторические изменения культуры; имеющего представление о культурном многообразии и особенностях жизненной практики, предопределенной культурой, как на уровне общества в целом (национальная культура), так и внутри общества (региональная, профессиональная, классовая, молодежная и др. культуры, субкультуры и контркультуры); ценящего родную культуру и культурное многообразие, терпимого и готового к сотрудничеству.

  5. Сквозная тема «Информационная среда» поддерживает формирование учащегося как информационно осведомленного человека, ощущающего и осознающего окружающую его информационную среду, способного критически ее анализировать, действовать в ней, следуя собственным целям и принятой в обществе этике коммуникации.

  6. Сквозная тема «Технология и инновация» поддерживает формирование учащегося как человека, открытого к инновациям и умеющего целесообразно использовать современные технологии, успешно действующего в быстро меняющейся технологической жизненной, учебной и трудовой среде.

  7. Сквозная тема «Здоровье и безопасность» поддерживает эмоциональное воспитание учащегося, его формирование как эмоционально и физически здорового члена общества, способного на безопасное поведение и на формирование здоровой среды вокруг себя.

  8. Сквозная тема «Ценности и нравственность» поддерживает формирование учащегося как нравственного человека, знающего общепризнанные ценности, следующего им в школе и вне школы, небезразличного к их пренебрежению, вмешивающегося в случае необходимости в пределах своих возможностей.



  1. Содержание обучения


II школьная ступень

3.1. Целевые результаты познавательной деятельности школьной ступени

Выпускник 6-го класса:

1) уместно использует исторические понятия и лексику, сокращения и фразы: время, доисторические времена, древние времена, век, тысячелетие, до н.э., н.э., арабские цифры, римские цифры;

2) знает отдельные характерные события из истории родного края и Эстонии, связывает их между собой;

3) знает некоторые исторические поселения, причины их возникновения и формирования;

4) оценивает материальную среду как основного носителя информации об исторических событиях;

5) приводит примеры из доисторического и древнего времени;

6) понимает значение культурного наследия древних времен в истории человечества, приводит примеры из разных областей культуры;

7) понимает, что исторические события и явления имеют причины и следствия, устанавливает простые связи на примере отдельных событий;

8) знает, что информацию о прошлом можно получить из исторических источников, работает с простыми источниками и критически их оценивает;

9) выражает свои знания как в устной, так и в письменной форме, составляет план, короткий рассказ и описание, пользуется исторической картой.

I. Начальное обучение истории. 5 класс


Урок

Тема, подтема

Летоисчисление -4

Целевые результаты:

Учащийся:

1) использует в контексте времени понятия и слова, сокращения и фразы: время, доисторические времена, древние времена, век, тысячелетие, до н.э., н.э., арабские цифры, римские цифры;

2) описывает отдельные события прошлого и условия жизни человека в прошлом;

3) находит на основании познанного материала наиболее простые связи;

4) выражает свои знания как в устной, так и в письменной форме, составляет план и короткий рассказ;

5) пользуется исторической картой.




1

Введение.

2-3

Доисторические времена, древние времена, средние века, новое время, новейшая история.

4

Урок коррекции знаний и умений

Исторические источники-3

Целевые результаты:

Учащийся:

1) знает, что информацию о прошлом можно черпать из исторических источников;

2) работает с простыми источниками;

3) использует в связи с историческими источниками понятия письменный источник, устный источник, вещественный источник.





5-6

История и исторические источники. Трактовка источников: письменный источник, устный источник, материальный источник, музей и архив.

7

Урок коррекции знаний и умений

Исторические условия жизни-3

Целевые результаты :

Учащийся:

1) описывает отдельные события прошлого и условия жизни людей в прошлом;

2) находит на основании изученного материала простые связи;

3) выражает свои знания как в устной, так и в письменной форме, составляет план и короткий рассказ;

4) пользуется исторической картой.




8-9

Жизнь в городе и в деревне, во время мира и войны, условия жизни, виды деятельности, жилища, одежда, еда, культура и традиции, их изменение во времени.

10

Урок коррекции знаний и умений

Исторические события и исторические личности -25

Целевые результаты:

Учащийся:

1) описывает отдельные события прошлого и условия жизни людей в прошлом;

2) находит на основании изученного материала простые связи;

3) выражает свои знания как в устной, так и в письменной форме, составляет план и короткий рассказ;

4) пользуется исторической картой.




11-13

Исторические события и выдающиеся личности родного края, Эстонии.

14-31

Исторические события и выдающиеся личности Европы и мира.

32

Урок коррекции знаний

33-35

Уроки-экскурсии-«под открытым небом»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа по курсу истории Ступень обучения: среднее полное общее, класс 10-11
Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа По курсу: истории Ступень обучения

Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа По курсу: истории Ступень обучения

Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа По курсу: истории Ступень обучения: 6 класс основного общего образования

Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Публичный отчёт директора мкоу «Новокосинская средняя общеобразовательная...
В 2013-14 учебном году в школе обучается 89 учащихся. Выделяются 4 ступени образования: 0 ступень – предшкольная подготовка (12уч.);...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon «Полезные навыки» школьная профилактическая программа Проекта хоуп....
«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon «Полезный выбор» школьная профилактическая программа Проекта хоуп....
«Полезный выбор» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Верищагин Дмитрий Сергеевич "Уверенность: Система дальнейшего энергоинформационного...
Открывая эту книгу, вы получаете шанс навсегда изменить свою жизнь, вступив на новую ступень эволюции. Вам откроются истинные причины...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень icon Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции