Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий.




Скачать 202.71 Kb.
Название Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий.
Дата публикации 22.06.2014
Размер 202.71 Kb.
Тип Программа курса
literature-edu.ru > История > Программа курса
История средних веков (6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

Цели курса:

1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;

4. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;

5. сформировать умения:

  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;




  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия.

Задачи курса – создать учащимся возможности для:


  • воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

  • овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая INTERNET);

  • формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Основное содержание
Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Тематическое планирование по всеобщей истории для 6-го (базовый уровень)

Составленное по учебнику: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков.

Учебник для учащихся 6-го класса общеобразовательных учреждений. М., 2011.



урока

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля, измерители

Элементы содержания

Дом.

зада-ние

Дата проведения

По

плану

Факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1




Введение

1

Вводный
















2

Раннее

средневековье

Древние германцы

1

Изучения нового материала

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§1







3

Франкское королевство. Христианская церковь в VI – VIII вв.

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§2







4

Карл Великий. Феодальная раздробленность

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические задания

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§3







5

Западная Европа в IX – XI вв.

1

Комбини-рованный

Тестирование

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§4







6

Культура Западной Европы

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§5







7

Византия при Юстиниане

1

Комбини-рованный

Работа по схемам

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§6







8

Культура Византии

1

Комбини-рованный

Тестирование

Карта,ил-люстрации

§7










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9




Образование славянских государств

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации, учебник

§8







10

Арабы в VI-XIвв.

Арабский халифат и его распад

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§9







11

Культура стран халифата

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§10







12

Феодалы и крестьяне

В рыцарском замке

1

Комбини-рованный

Работа по схемам

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§11







13

Средневековая деревня

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§12







14

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§13







15

Горожане и их образ жизни

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§14







16

Католическая церковь XI-XIIIвв.

Католическая церковь и еретики


1

Комбини-рованный

Тестирование

Карта,ил-люстрации, учебник, таблицы

§15







17

Крестовые походы



1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации,

учебник

§16










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Образование Централизованных государств в Западной Европе

Объединение Франции

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§17







19

Англия

1

Комбини-рованный

Работа по схемам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§18







20

Столетняя война

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации,

учебник

§19







21

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§20







22

Королевская власть в конце XV века во Франции и Англии

1

Комбини-рованный

Тестирование

Карта,ил-люстрации,

учебник

§21







23

Реконкиста

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации,

учебник

§22







24

Германия и Италия в XII-XVвв.

Власть князей в Германии

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§23







25

Расцвет итальянских городов

1

Комбини-рованный

Работа по схемам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§24







26

Славянские государства и Византия в XIV-XVвв.

Гуситское движение в Чехии

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации,

учебник

§25







27

Захват турками Балканского полуострова

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации,

учебник

§26







28

Культура Западной Европы в XI-XVвв.

Образование и философия

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации,

учебник

§27










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

29

Культура Западной Европы в XI-XVвв

Литература и искусство

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§28







30

Культура Возрождения в Италии

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§29







31

Научные открытия и изобретения

1

Комбини-рованный

Работа с основными понятиями, проблемные задания

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§30







32

Народы Азии, Америки, Африки в Средние века

Китай

1

Комбини-рованный

Тестирование

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§31







33

Индия

1

Комбини-рованный

Самостоятельная работа, практические зад.

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§32







34

Америка

1

Комбини-рованный

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§33







35

Африка

1

Комбини-рованный

Работа по схемам

Карта,ил-люстрации,

Учебник

§1-34







36




Контрольное повторение

1

Повтори-тельно- обобщаю-щий

Тест по датам. Коллоквиум по терминам.

Карта,ил-люстрации,

учебник

§1-34









Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса, обучающихся по данной программе:
знать/понимать:


  • знать и называть хронологические рамки истории средневековья;

  • знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;

  • уяснить характер этнических процессов средневековья;

  • представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

  • иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья;

  • знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

уметь:

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и

диахронность событий и явлений;

  • излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

  • называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

  • излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);

  • читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием;

  • уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon История античной эстетики поздний эллинизм история античной эстетики, том VI
Настоящий том истории античной эстетики{1} посвящен периоду, который мы условно называем поздним эллинизмом. Вообще говоря, этот...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Методика преподавания истории географических открытий в школьном...
Историко-географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях. 5
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon 2 естественные науки
История географии и географических открытий. Биографии географов и путешественников
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Программа кандидатского минимума по всеобщей истории охватывает период...
Кавказоведческой школой проф. В. Б. Виноградова и принятой на кафедре всеобщей и региональной истории агпа
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры
Охватывают более чем двухсотлетний период: с конца ХVIII века до начала III тысячелетия. Выбор
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Программа курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв
Своеобразие жанрового обновления в прозе конца хiх-начала ХХ вв. (В. Т. Захарова)
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. icon Курсовая работа тема: История лексикографии поморских говоров Мурманской...
История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 – начала 20 в
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции