И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив




Скачать 72.34 Kb.
Название И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив
Дата публикации 22.06.2014
Размер 72.34 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
И.Н. Гращенкова
ИСТОРИЯ ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ОБЪЕКТИВ
Знаете ли вы:

что в России ежегодно снимается 3,5 тысяч

документальных фильмов?
где их можно посмотреть?
сколько из них поступает в архив

на вечное хранение?
почему фильмы, показываемые по телевидению

и не являющиеся ни историческим источником,

ни художественным произведением,

называют документальными?
Уже несколько лет вне всяких организационных форм, существует деловое содружество документалистов и архивистов, реализующее себя в конкретных акциях: клуб документального кино в кинотеатре «Художественный» и ряд его филиалов в российских городах и ежегодная научно-практическая конференция «Россия на документальном экране». В декабре 2008 года прошла Вторая открытая научно-практическая конференция «Россия на документальном экране. Современная кинодокументалистика. Этика и мастерство». Учредителями ее выступили: главное архивное управление города Москвы, Клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времен», Секция личных фондов и документальных коллекций Российского и Московского обществ историков и архивистов, Российский государственный архив кинофотодокументов, АНО «Эковидеофильм». Информационную поддержку оказало издательство «625». В конференции приняли участие режиссеры и продюсеры документального кино, архивисты, киноведы, кинопедагоги, историки и писатели. Эта московская акция приняла представителей Саратова, Ростова-на-Дону, Калуги, Каспийска, Балаково, Киева. Тексты докладов и выступлений опубликованы на сайтах: ekovideofilm.ru, vj-fest.com, где можно ближе познакомиться с их авторами, поспорить с ними или поддержать их позиции. Публикуемая ниже статья представляет своеобразный путеводитель в пространстве проблем и идей, заявленных на конференции.
«Жизнь, которую мы не замечаем» (Владимир Герчиков – режиссер-документалист, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Союза кинематографистов России)

Он обратил внимание на то, что документалисты «прошли мимо» таких судьбоносных для страны событий как расстрел Белого дома в октябре 93 и выборы президента в 96, что персонажами документальных фильмов сегодня не становятся те, от кого зависит жизнь большинства – чиновники, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, бизнесмены, рабочие, представители российской армии. Он говорил о причине такой «близорукости»: отсутствие заказа на такой кино и от власти и от общества, чувство страха. Он обращался к архивистам, видя в них потенциального заказчика с государственным статусом на воскрешение кинолетописи, фиксирующей течение жизни, на специальные съемки особо важных событий. Он говорил о необходимости усилиями архивистов и документалистов осознать и отработать рыночные механизмы формирования и обнародования (на видеоносителях, через Интернет) коллекций хроники и документального кино.

Идею коммерческого использования документальных фильмов, включая киноклассику, поддержала режиссер-документалист и продюсер Евгения Головня.

«Ответственность художника и свобода творчества» (Евгений Цымбал – режиссер и документального и игрового кино, продюсер и педагог) основополагающим этическим принципом документалиста он назвал его ответственность за сохранение всех свобод и прав, в их числе прав на инакомыслие, оппонирование власти, свободу творчества. Он подчеркнул особую меру ответственности хроники и документального кино перед реальными людьми и событиями.

Профессор ВГИК Галина Прожико взяла «крупным планом» ситуацию взаимоотношений режиссера и его героя, как одну из ключевых позиций этики документалиста. Доверие, уважение, интерес, контактность, живое и ненаигранное чувство – вот без чего невозможно снять фильм-портрет, фильм-наблюдение.

Выпускники ВГИК, ученик С.В. Мирошниченко Александр Габрильян и ученик В.А. Манна Евгений Григорьев, уверены, что героя нужно не только узнать, но и полюбить и, стремясь открыть его внутренний мир, обязательно самому ему открыться.

«Мифическое документальное в жизни и на экране» (Борис Лизнев – режиссер-документалист)

Он выдвинул интересный, на первый взгляд парадоксальный постулат: этика документалиста в диалектике мифического (идеального) и документального (достоверного). При этом он использовал термин «миф» не в обыденном толковании (вымысел, даже неправда) но в философском «лосевском» понимании (особая реальность, сверхдействительность). Миф, как идеал укрепляет, объединяет общество, делает его способным к сверхусилиям. Он сделал заключение, что в отличие от советской цивилизации с ее стройной, действенной системой мифов, наше постсоветское общество не имеет подобной системы. Зато переполнено антимифами, навязывающими такие ложные ценности как богатство, слава. Антимифом он назвал и миф о ГУЛАГе, как единственном содержании отечественной истории советского периода, на основе которого были сделаны тысячи документальных фильмов, которые увели документалистов от подлинный проблем постсоветской действительности. Перед современным документальным кинематографом он, как самые важные, выдвинул следующие задачи: создавать фильмы как копилку коллективной памяти, ничего не пропуская, не отбрасывая; особое внимание обратить на «простого», «маленького» соотечественника, опираясь на великие традиции отечественной литературы, итальянского неореалистического кино; сформировать современный документальный миф о России.

Зинаида Иноземцева, представляющая Московское и Российского общества историков и архивистов, говорила об особой воспитательной миссии документальных фильмов о житии новомученников, истинных героев духа, героев на все времена.

Татьяна Зорина – директор международного телекинофестиваля «Саратовские страдания», прошедшего уже в пятый раз, говорила об этом смотре документальной мелодрамы как о коллективном портрете современной России, как о своеобразной школе воспитания чувств.

«Некоммерческий показ документального кино в Интернете на примере виртуального кинотеатра - www.filmdoc.ru (Дмитрий Завигельский – режиссер-документалист)

Он говорил об Интернете как новом информационном пространстве и в настоящее время самом продуктивном и широкодоступном канале демонстрации документального кино. Возможность сопровождать фильмы комментариями и обсуждением силами пользователей выдвигает на первый план фигуру ведущего сайт – отбирающего и структурирующего огромный поток информации.

«Документальный фильм как предмет архивного хранения (Алексей Ханютин – режиссер-документалист, продюсер, педагог)

Он назвал документальный фильм «продуктом долгосрочной, даже бессрочной востребованности» и обратил особое внимание на тот факт, что в государственных архивах нет полной коллекции фильмов за период с 1991 года по настоящее время, иными словами, за годы становления постсоветской России. Он предложил совокупный критерий формирования архивной коллекции документальных фильмов, включающий «киноведческий» (фильм как явление культуры) и «исторический» (фильм как источник ценного материала). Он обратил внимание на актуальные и до сих пор не востребованные источники документальных фильмов: личные фонды; любительское кино; материалы, не вошедшие в окончательную версию; студенческие фильмы; фильмы программы «Кинотеатр DOC»; материалы, снимаемые стрингерами по заказу западных телеканалов. Особо он выделил «целенаправленное архивное коллекционирование», когда именно архив инициирует съемки определенных событий (портретные, тематические съемки).

Координатор программы «Свободная мысль» Московского Международного кинофестиваля, ученик С.В. Мирошниченко Георгий Молодцов назвал еще один нестандартный источник документальных фильмов о современной России – фильмы, снятые на программе двухсторонних связей киношлкол Нидерландов, Польши и России. Например, Россия от Москвы до Тихого океана глазами режиссеров и операторов из-за рубежа, ставших пассажирами кино-поезда, идущего на Восток.

В выступлениях двух маститых киноархивистов Виктора Баталина и Владимира Магидова содержалась ценнейшая информация о новых разысканиях в Российском государственном архиве кинофотодокументов - хроника 10-х, 20-х годов, отреставрированная и подготовленная к обнародованию. Они справедливо говорили о том, что изучение неизвестного архивного кино – самостоятельное направление поиска, исследования, восстановления, подготовка к экранной публикации материалов, которому необходимо придать статус государственной программы с соответствующим финансированием. При этом необходимо разработать формы использования этих материалов в виде специальных программ для школ, библиотек, университетов и профильного международного кинофестиваля архивного кино.

«Знаем ли мы до конца возможности документального кино?» (Ирина Гращенкова, киновед, доктор искусствоведения)

Обратившись к присутствующим с таким провокационным вопросом, она акцентировала внимание на расширении границ документалистики. Главным механизмом этого процесса, из трех его составляющих – Материал-Мастер-Мастерство – она назвала Мастера, отбирающего Материал реальности и направляющего все свое Мастерство на его экранное воплощение. Этикой документалиста она назвала совокупность его прав и обязанностей в отношении материала, персонажей, собственной творческой личности, и для верующих в отношении Творца. Миропонимание, мирочувствование, мировоззрение, постоянно углубляющееся и расширяющееся, вот что делает безграничными возможности самой документалистики. Сегодня она обладает одновременно силой социального , антропологического, духовного инструмента аналитики и формирования действительности во всей ее многоликости, во всем многообразии. Стоит только представить, какой лет через 20-30 увидят современную Россию, если в архиве при составлении коллекции будут отданы предпочтения каким-то отдельным типам материала, например, фильмам «Кинотеатра DOC» или школы М. Разбежкиной… Не пора ли на историков и архивистов возложить обязанности заказчиков и систематизаторов хроникальных и документальных съемок по принципу «связи времен», когда в современной действительности прошлое является причинно-следственным рядом настоящего, а будущее в нем просматривается как перспектива его развития. Ведь вместе с современностью сама история заглядывает в объектив.

На конференции с докладами, в прениях, во время итоговой дискуссии выступили: 6 продюсеров, 7 педагогов, 5 архивистов, 2 киноведа и 12 режиссеров-документалистов. Просто цифры, дающие пищу одновременно и для озабоченности и для надежды. В нашем сложившемся содружестве тон явно задают творцы документального кино, продуцирующие новые эстетические идеи, способные передать их кинопроизводству, кинопедагогике, архивному делу. Организационная форма нашего сотрудничества – Центр кинодокументалистики при АНО «Эковидеофильм» на правах научно-методической и учебно-производственной структуры, осуществляющий исследование и практическую деятельность в области инициативного киновидеодокументирования реалий современной России. Он организован в 2008 году. Сегодня также важен каждый конкретный шаг. Так, во исполнение решений первой конференции «Россия на документальном экране» с 2007 года в кинотеатре «Художественный» действует зрительский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времен». В 2009 году по итогам второй конференции решено создать клуб для архивистов и документалистов «АрхиКино» с регулярными показами персональных или тематических программ, с экспертизой историков, киноведов, архивистов и передачей фильмов в фонды московских архивов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени
«История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока»
Дисциплина «История Древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 2)
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рассмотрено
История России 6-11кл. Данилов А. А. Косулина Л. Г./ М. Просвещение 2008г, История средних веков. Ведюшкин В. А. / сб. Программы...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история»
Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon «история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...
И. Н. Гращенкова история заглядывает в объектив icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции