Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса




Скачать 183.15 Kb.
Название Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса
Дата публикации 21.06.2014
Размер 183.15 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
Мое село.

Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса

Советской СОШ им. Амачиева Ш.Т.

15.08.1994 год рождения

С. Советское Хасавюртовский район РД.

Научный руководитель: Абдулхамидова Миседу Абубакаровна - директор

музея Советской СОШ им. Амачиева Ш.Т.

План:

Введение

Основная часть.

  1. Истоки села.

  2. Переселение в Дарго.

  3. На берег Терека - Советское.

  4. История села Карасу - отар.

  5. Археологические находки.

Заключение.

Выводы.

Использованная литература.

Введение
Меня зовут Шапиева Рисалат, я родилась в селе Советское Хасавюртовского района, где живут переселенцы из Ахвахского района села Тунситли. Для каждого человека родина это место где он родился и вырос, где жили его деды и прадеды, где расположены могилы предков.

Но по воле судьбы вышло так, что мои предки родом из высокогорного села Тунситли. Мой дедушка родился в имении Ачоло. Ему было 36 лет когда их переселили. Отец мой родился в селении Дарго Веденского района. А я родилась и живу в селе Советское. Я являюсь гидом школьного историко - краеведческого музея и давно занимаюсь изучением истории своего села. А история моего села очень интересна, но вместе с тем и трагична. Целью моей работы является изучение истории моего села с его истоков. Какие трудности судьбы пережили мои односельчане и где обрели свою малую родину молодое поколение выходцев из села Тунситли.

В ходе своей поисковой работы я встречалась со многими старожилами села, моими родственниками, изучила воспоминания старожилов села, тружеников тыла. Я также прочитала много исторической литературы, изучала события, в которых жители нашего села принимали непосредственное участие. Изучая историю своего села, я поняла, что, судьба моего села связана с судьбой народа и страны.

Я очень люблю свое родное село, но и село Тунситли считаю своей исторической родиной. Так, когда я с кем - либо знакомлюсь, я говорю, что я родом из села Тунситли Ахвахского района, а живу в родном селе Советское Хасавюртовского района. Выходит у меня две родины, и я этим горжусь.

Для многих ахвахцев родившихся здесь на равнине эти места стали родиной. Но мы дети переселенцев не забываем свою историю и историческую родину. Ведь без знания прошлого невозможно любить свой край, прошлое и настоящее взаимосвязано.

Изучая историю моего села можно проследить историю развития нашей республики и страны. Свою поисковую работу я начала со своей исторической родины. Я постаралась проследить историю села и односельчан в годы переселений. И как возрождалось село на новом месте на равнине, которое для многих потомков переселенцев стало родиной.


Не знал я, не ведал, но понял с годами

Уже с побелевшей совсем головой

О чем от скалы оторвавшийся камень

Так стонет и плачет, как будто живой.

Р.Гамзатов.
1.Село Тунситли было расположено в высокогорном Ахвахском районе, у подножия горы Рекъа. Ее вершины покрыты дымчатыми лесами и вечными снегами. Даже в жаркий летний день на вершине сохраняется снег. Если окинуть взглядом окрестности села нашему взору представятся высокие горы глубокие ущелья, откосые скалы и быстрые горные речки. Место, где расположилось село Тунситли, было заселено еще в 13-14 веках. Село находилось выше уровня моря на 2000 метров. Место для села горцы – предки выбрали выгодное, так как недалеко от села протекает река Косих. В низовьях она соединяется с притоком Андийского Койсу – Тахо. Старожилы рассказывают, что вода в речке Косих была такой холодной и вкусной, что ее вкус иногда ночами даже сниться здесь на равнине. Старожил села Абдулхамидов Абубакар, которому исполнилось 82 года, рассказывал: «Место это было очень живописное, особенно летом, кругом альпийские луга, усеянные разноцветным ковром цветов, вечнозеленые леса, со смешанными широколиственными деревьями. Название села в переводе с ахвахского означает сено или скошенная трава. Здесь были богатые зеленные луга, вероятно, это и дало название нашему селу. Еще когда здесь не было села ахвахцы из окрестных сел ходили сюда заготавливать на зиму сено1». Позднее эти места были заселены.

О заселении села существуют разные версии. Абдулхамидов Абубакар, продолжая свой рассказ, говорил: « Напротив села было расположено место, которое старожилы называли «Щулагьани», что означает «Щулияб росо» т. е. крепкое село. Еще в детстве я слышал от своего отца рассказ, что там было расположено большое крупное село. После землетрясения село было полностью разрушено. Оставшиеся в живых жители села некоторые переселились в близлежащие села, а другие основали наше село. О том, что там действительно было село, я убедился в 1936 году. С горы, которая была покрыта лесом, пошла оползень. И в почве можно было увидеть остатки каменных построек, кости диких животных, рубленные топором пни, зола от костров. А на одной из скал висели деревянная шумовка и половник. Они висели так высоко, что их в шутку туда никто бы не повесил2». Из рассказа дедушки Абубакара я сделала вывод, что там действительно было расположено село позже разрушенное землетрясением.

Наше село Тунситли по сравнению с другими ахвахскими селами, было сравнительно молодое, об этом говорят сами старожилы. Абдулхалимов Хизри которому 80 лет рассказывает: «Хотя называли это место селом, но жителей в нем было мало. Село состояло из восьми имений и в каждом имении проживало по три – пять семей. Если предположить что в каждой семье проживало пять – шесть человек, это примерно 150-160 человек, взрослые и дети3».

Село Тунситли было расположено на откосой стороне горы и протянулось примерно на 500 метров. Каждое имение имело свою территорию и свое неповторимое название. Имений было восемь – Кутоло, Эчоло, Яриманоло, Мукугвадари, Асех, Ахоколо, Ачоло, Анцатара. Они соединялись между собой узкими тропинками, которые зимой заносились снегом. Я установила названия имений, и узнала, кто же проживал в этих имениях.

Имение Асех было расположено выше других, и чтобы добраться до него нужно было подниматься по крутой тропинке. Приходилось останавливаться на передышку «аси – рехъу», так и стали называть это имение Асех. В этом имении проживала семья Магомедовых. В годы В.О.войны из имения Асех ушли их четыре сына Мурид, Гаджимурад, Абдурашид и Батырхан. Вернулся самый старший Мурид, остальные братья погибли. В нашем селе жила его дочь Мурида Миседо, которая прожила 80 лет. Ее дети и внуки проживают в селе.

Мои предки из имения Ачоло, кроме них в этом имении проживало еще девять семей. Долгожителем этого имения был мой дедушка Шапиев Шапи, он прожил 83 года.

Имение Яриманоло - первым жителем этого имения был человек по имени Ярима, имение так и стали называть Яриманоло. Это имение делилось на две части - Верхнее и Нижнее Яриманоло.

Эчоло имение – по рассказам старожилов это имение получило название из-за одного случая. Житель имения хотел продать участок. Когда покупатель пригнал овец, то овцы заняли не весь участок. Разочарованный хозяин участка крикнул «Г!еч!о»- что означает «не хватает» Так и сохранилось за имением название Эчоло. Долгожительница этого имения Алимуслимова Асият умерла в прошлом году в возрасте 111 лет. Ее муж Газиев Абдурашид участник В.О.войны пропал без вести. И бабушка Асият ждала его всю жизнь, она одна воспитала свою единственную дочь. Зато у нее было 10 внуков и 12 правнуков.

Имение Ахоколо было расположено в конце села, «ахелъи», последнее имение. В этом имении проживало две семьи. Долгожительница этого имения Алибегова Хурулин прожила 81год.

Кутоло имение было самым крупным, здесь проживало девять семей. В годы войны из Кутоло имения на войну ушло семь человек.

Жители села Тунситли, как и во всем Дагестане, занимались земледелием и скотоводством. Плодородной земли в горах было очень мало, земледелие было террасным. По горным склонам, как разноцветные лоскутки можно было увидеть земельные участки, которые заботливыми руками обрабатывались вручную. Абдулаева Бахарай, которой исполнилось 86 лет рассказывала: « Ранней весной начинались земельные работы. После пахоты участок очищали от камней, террасы поврежденные ливнями восстанавливались. Сеяли яровую пшеницу, ячмень, просо, горох, фасоль сажали картофель. Но пшеницы не хватало. И поэтому наши мужчины уходили в поисках работы в Хасавюрт, Грозный или в Баку. К осени возвращались домой, привозили в основном зерно. Иногда в пути на них нападали разбойники, и тогда приходилось возвращаться к семье ни с чем4» Привезенную пшеницу, несли на мельницу. В селе водяная мельница была в Эчоло имении у Омарова Османа. За умеренную плату он молол зерно односельчан и жителей, близлежащих сел.

В селе Тунситли в 1934 году была открыта первая начальная школа, где обучали детей. Школа была открыта в центре села, но ни парт, ни стульев, ни доски в ней не было. Несмотря на это все дети ходили в школу. Взрослое население тоже не отставало, юные культармейцы села обучали их грамоте.

Трагической страницей в истории нашего села являются переселения. 15 февраля 1936 года в Тунситли был организован первый колхоз им. Кирова, куда входило 29 хозяйств. Общее имущество составляло 542 мелкого рогатого скота, 61 крупный рогатый скот, 2 лошади. Председателем колхоза был избран Денгаев Магомед. С этого периода и начинаются мытарства и переселения моих односельчан. Люди из отдаленных имений были переселены в Кутоло имение, так как оно было самым крупным. Много горя, невзгод и бед принесли людям переселения. Недовольных было много, но если кто-то осмеливался высказаться, их объявляли врагами народа, сажали в тюрьмы, где они бесследно исчезали. Не успели переселенцы достроить свои дома, обосноваться на новом месте, и снова переселение. На этот раз им предлагалось навсегда покинуть родные горы, свои родовые имения, могилы предков. К 1944 году в селе Тунситли проживало 55 хозяйств, что составляет примерно 241 человек это и взрослые и дети. В годы войны из села Тунситли на войну ушло 24 человек, из них 13 не вернулось. Токсовцам нашей школы удалось установить места захоронения пяти наших односельчан.
2. 1 апреля 1944 года жителей села насильственно переселили в Веденский район село Дарго, после депортации чеченцев. О том, что жителей села переселяли насильно, рассказывают сами старожилы. Дедушка Абубакар вспоминает: «Мне тогда было 12 лет, и тот день помню очень хорошо. Разговоры о переселении шли уже месяц, но многие говорили, что ни куда не уйдут с родных мест. В селе оставались лишь старики, дети, да инвалиды. Мужчины все были на фронте. Мой отец был чабаном и пас колхозный скот на кутане, видели мы его очень редко. Мама говорила, что мы будем ждать отца и без него не уедем. В тот день рано утром на лошадях в селе появились незнакомые люди в милицейской одежде, были и в штатском. Заходя в каждый дом, они стали выгонять людей на улицу. Моя мама, была женщина боевая, очень сильная, ничего не боялась, была настоящей горянкой. Она отказалась выходить из дома, прижала к себе младших сестер и заявила, что никуда из дома не уйдет. Тогда двое полезли на крышу и стали рушить дом прямо на них. Сестры плакали, плакал и я, может от страха может от бессилия. Я побежал в дом и стал просить маму, чтобы она вышла. Прибежали и другие жители и вывели нас из - под завалов5». К полудню всех жителей вывели из села. Впереди гнали скот, затем кто на телегах, кто пешком отправились в путь. Долгожительница села Абрурахманова Загидат рассказывала: «Захватив с собой предметы первой необходимости, посадив маленьких детей в хурджины, пешком жители села вышли в путь. Шел то снег, то дождь, на дорогах слякоть, плакали дети, было трудно и холодно. По дороге на ночь останавливались около какого ни будь села. Жители этих сел забирали к себе на ночлег женщин и детей. Уставшие, замерзшие и измученные, через трое суток добрались до Дарго6». Село переименовали в Шамилькалу, а через год в Новое село. Когда я спросила почему не Тунситли, старожилы ответили, что в Дарго были переселены жители с разных сел. И когда выбирали название для села все согласились с этим названием.

Место это было очень красивое и плодородное. Село Дарго растянулось примерно 300 метров. За селом можно было увидеть огромные поля, луга и пашни, а дальше тянулся лес. В самом селе и в лесу было много фруктовых деревьев. После переселения в Дарго в 1944 году был организован новый колхоз имени Будёного. Председателем колхоза был избран Маазов Шарип. Хотя местность была плодородная, горцы здесь встретились со многими трудностями. Не умение вести хозяйство привело к тому, что первые годы получили низкие урожаи, люди голодали. Начались заболевания, о которых горцы даже не слышали. За два-три года в Дарго появились такие большие кладбища, что не сравнить их по величине с кладбищем в селе Тунситли за сто лет. Потихоньку жизнь стала налаживаться. Колхозники научились вести хозяйство. В 1949 году в селе была установлена первая радиоточка. В своем дневнике Амачиев Ш.Т. так описывает это событие: « Из районного центра привезли радио и приехал специалист, который установил его на высоком столбе. Односельчане ходили вокруг посмеивались и говорили, что разве может коробочка разговаривать. Но все их сомнения рассеялись, когда радиоприемник действительно заговорил. И потом все приходили к этому месту слушать новости. Жизнь села менялась, из района в село стала прибывать техника, автомашины. Люди стали получать заработную плату, покупали мебель, отправляли своих детей учиться7».
3. В октябре 1956 года из ссылки - Казахстана и Средней Азии на свои земли стали возвращаться чеченцы. Каждая чеченская семья высаживалась у своего дома. Нужно было освобождать дома. Всех беспокоил вопрос что, же дальше, где им жить, возвращаться ли обратно в горы или переселят на новые места. Среди людей ходило много разговоров, одни говорили, что здесь же оставят, другие утверждали, что разрешат вернуться в горы, третьи говорили, что дадут земли для нового села. Перед моими односельчанами встал трудный выбор. Старейшины села пришли к выводу, что нужно сохранить село и всем переселиться в одно место. Так можно было сохранить историческое начало моих предков. Мне даже трудно представить, как бы дальше сложилась судьба моих односельчан, если бы они не сумели сохранить село. Село бы распалось и больше не возродилось. Уже в третий раз, мои односельчане решили переселиться в Хасавюртовский район на земли рядом с Тереком. С тех пор прошло ровно 55 лет.

Много тягот и невзгод пришлось вынести нашим односельчанам обустраиваясь на новом месте. На грузовых автомашинах в конце августа привезли на эти голые степи переселенцев. Нехитрый скарб - предметы быта, одежда, хозяйственные принадлежности выгрузили в одном месте. Никаких построек, ни деревьев, ни места где можно укрыться от жары. Маленькие дети, уставшие и голодные, взрослые которым придется обустраиваться на этой голой степи. Днем мошкара, а ночью донимают комары. Впереди осень и зима - нужно спешить построить жилье, сараи, заготовить на зиму дрова, сено для скота, продукты питания да мало ли забот на новом месте. Да, немало было забот в первые месяцы переселения. Сначала жили в землянках, построенных на скорую руку, это были постройки из одной или двух комнат. Приближались холода, зачастили дожди, и эта слякоть оказалась хуже, чем жара. Старожил села вспоминал, что дождливую погоду спали под кроватями, столами и лавками, что бы куски глины не падали с потолка. Да и полы вскоре оказались мокрыми, воду приходилось вычерпывать ведрами из комнат. Но несмотря на эти все трудности первую самую трудную зиму кое – как удалось пережить. Весной началось строительство новых домов. Для строительства домов государство выделило некоторую помощь - это шифер, доски, гвозди, бревна. Руководителям села приходилось неделями пропадать в районе, что бы добывать стройматериалы, технику, специалистов для планировки села. Вот я пишу свою работу и думаю, какие же все - таки стойкие мои предки, вынесли все невзгоды, голод, болезни и выжили. О таких людях наверно и говорят: «Гвозди бы делать из этих людей, не было бы крепче в мире гвоздей».

Через три года выросло красивое село, с правильной планировкой, с ровными широкими улицами. У каждой семьи был стандартный дом на фундаменте, покрытый шифером. Теперь уже ни какие дожди не могли повредить людям. Дома строили из саманных кирпичей, стены обмазывали глиной и белили известкой. В каждом доме появились печки с дымоходом. Отдельно строились хозяйственные сооружения, навесы и сараи. У каждой семьи был свой приусадебный участок. Была построена новая школа, медпункт, библиотека, магазин, контора, МТФ (машинно-тракторная ферма). Проходили годы жители села Советское, так назвали новое село, обустраивались на новом месте, научились вести хозяйство, стали выращивать на приусадебных участках овощи, сажали фруктовые и другие деревья. И весной когда природа оживала, и расцветали деревья и цветы, забывались и слякоть и непроходимые от грязи дороги по которым можно было проехать лишь на тракторе.

На третий год после переселения село изменилось до неузнаваемости, Каждая семя построила дом на фундаменте, покрытый шифером. В домах появилась мебель, посуда. Жизнь людей изменилась в лучшую сторону. В селе посадили деревья по длине улиц. Деревья стали сажать и по окраинам полей. Появились лесополосы. Стали получать высокие урожаи, имущество колхоза увеличивалось.

Каждый год в селе происходило какое – нибудь важное событие. В 1963 году в селе провели электричество. В 1964 году было закончено строительство дома культуры на 250 мест. В 1966 году около дома культуры был возведен памятник нашим односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1967 году заново была отстроена школа на 250 мест, также было завершено строительство детского сада, куда колхозники с радостью отводили своих детей. Ведь сами они с утра до вечера работали в колхозе. Хотя это был молодой переселенческий колхоз в 70 – е годы наш колхоз «Большевик» был одним из лучших колхозов республики. В 1970 году колхоз был занесен на Республиканскую доску почета и получил премию РСФСР 2 степени. В 1973 году наш колхоз был награжден Памятным Красным Знаменем, который хранится в нашем школьном музее. В 1975 году за победу в социалистическом соревновании колхоз был награжден переходящим Красным Знаменем и дипломом.

Сразу после переселения в селе Советском была открыта школа. Под школу отвели трехкомнатный дом, который был домом чабанов, сохранившийся после переселения кумыков. 1957-1958 учебный год начали в октябре. В школе не было ни парт, ни школьных принадлежностей, не было книг. Вместо классных досок были прибиты к стене фанерные куски. Помещения зимой отапливались глиняной печкой. Всего в классах было 8 старых парт. Не было ручек, чернил, писали перьями. На следующий год общими усилиями всех односельчан построили новое здание, где обучалось 84 учащихся. Первым директором школы стал Амачиев Шарапудин. Много труда и сил вложил Шарапудин Тушаевич в дело создания школы. До конца своих дней он работал в школе, сначала директором, а затем учителем истории. Он умер в 1984 году. Каждый год в декабре в нашей школе проводятся Дни памяти Амачиева Шарапудина Тушаевича, с приглашением его детей и родных. В 1995 году нашей школе было присвоено имя Амачиева Ш.Т. Первой сельской учительницей была Магомедова Зубаржат, которая более сорока лет, проработала в нашей школе. В первые годы в школе работали в основном приезжие учителя. Но уже через несколько лет, окончив Хасавюртовское педучилище, в родную школу вернулись ее выпускники. В 90-е годы жизнь села изменилась, колхозы распались. Жители села занимаются сельским хозяйством, кто-то работает на земле, другие разводят скот, третьи в поисках работы уезжают в разные города и страны. Но в селе происходят и другие важные события. В 1991 году закончилась газификация села. В селе провели водопровод. Улицы села приводят в порядок. В 1992 году на средства жителей села была построена мечеть. В этом году в нашем селе открылось медресе. Вместе со светским, молодежь села получает и религиозное образование, что помогает избавить молодежь от вовлечения в разные религиозные группировки.

В 1995 году в нашем селе произошли важные события - это открытие памятника нашим односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и открытие школьного музея. В жизни села школа имеет важное значение. Здесь проходят собрания, сельские сходы, недавние выборы президента проходили в стенах школы. Школа самое красивое место в селе. Летом вся территория школы утопает в зелени и цветах.

В последние годы много жителей села переселились в разные города и другие районы. Но в случае радостных или горестных событий все выходцы из нашего села собираются вместе. Ведь так и должно быть, где - бы не оказался человек его всегда тянет к своим корням, к своим истокам, к своей малой родине.
4. Я занялась изучением местности, где теперь расположено наше село Советское. Как мне удалось установить, место это было заселено в 1825 году после сожжения старого Аксая. Жители старого Аксая подняли восстание и выступили против царского правительства. Восстание было жестоко подавлено, а село Аксай полностью сожжено. Кумыки не стали восстанавливать сожженное село на том же самом месте. Село Аксай, который мы сейчас знаем, был восстановлен кумыками на новом месте, сохранив прежнее название. Часть же кумыков переселилась в другие места, вследствие чего образовались новые села - Чагоротар, Боташ, Османюрт, Семсир и хутор Карасу – отар куда переселилась часть кумыков. Изучив происхождение названия «Карасу отар» мне удалось установить, что в переводе с кумыкского «кара сув» означает черная, мутная вода. Здесь не росли плодовые деревья, вода была мутная.

Возникает вопрос почему же кумыки покинули эти земли, где они основались и помнят ли эти места? Эти вопросы я задала методисту РУО Ильсовой Узлипат Ильсовне, когда она приехала в нашу школу, узнав что ее предки выходцы из Карасу отар. С ее помощью мы познакомились с выходцами из этого села, в частности с Канволатовым Богавом, который проживает в городе Хасавюрт. Из их рассказов мне удалось многое узнать о местности, где теперь расположено наше село Советское. Для проживания кумыков это место было неспокойным, недалеко были расположены чеченские земли, и чеченцы часто совершали набеги на земли русских, шелковских и терских казаков, доставалось и кумыкам, угоняли скот, увозили продовольствие. Но несмотря на эти неудобства село здесь просуществовало до 1943 года.

Жители Карасув – отар как и наши предки пережили несколько переселений. В 1943 году жителей Карасу-отар переселили в Кирпич кутан, так, как это село стало прифронтовой зоной. Здесь началось строительство оборонительных сооружений. Со всего Дагестана сюда прибыли люди для строительства оборонительных рубежей. Приняли участие в строительстве и мои односельчане Газилов Абдулхамид, Магомедова Загидат, Магомедова Миседо, Джамалов Бадрудин, Шарипова Бахе бике.

Через несколько месяцев им разрешили вернуться в родное село, но село изменилось до неузнаваемости. Вся территория была перерыта траншеями и окопами. Жителям села все в порядок пришлось приводить самим. После депортации чеченцев в 1944 году их переселили в Османюрт, через месяц новое переселение, на этот раз в село Семсир, где они и прожили до 1957 года, до возвращения чеченцев. И выходцам из Карасув-отар снова пришлось переселиться, их переселили в село Боташюрт, где и проживают в основном жители бывшего села Карасув-отар. В настоящее время выходцы из этого села живут также в Османюрте, Семсире, Аксае, Хамавюрте, Борангичу и в городе Хасавюрте. Новое место для строительства села им не выделило, и село Карасув-отар не возродилось. Недалеко от нашего села до сих пор сохранилось кладбище кумыков. Мой отец рассказывал, что в детстве, когда они с мальчишками играли на поле за селом, туда часто приезжали люди, они ходили по кладбищу, останавливались у могил, читали молитвы и раздавали им сладости. Это были выходцы из Карасу - отар которые пришли на могилы своих предков. Хутор Карасу - отар был расположен напротив кладбища, это место теперь мы называем озеро. В 1975 году на этом месте действительно было колхозное озеро, где разводили рыб. Из-за нерентабельности его закрыли, но озеро так и осталось, но без воды. Вот на этом месте и были остатки жилищ карасуотарцев. Когда же сюда переселились наши предки, они не стали восстанавливать развалины старых домов. Старейшинами села было принято решение начать строительство села на новом месте, восточнее от старых построек.
5. Но это не первое заселение этих мест. Из истории Дагестана я знаю, что Дагестан заселялся разными племенами и народами. Через территорию современного Дагестана проходили международные торговые и караванные пути. Разные кочевые племена вторгались на наши земли. И земли на котором расположено наше село не исключение. Мои догадки подтверждает и Археологическая карта Дагестана. Рядом с нашим селом расположен могильник. Недалеко от нашего села, рядом со старым кладбищем возвышается холм. Старожилы рассказывали, что на этом месте, когда строили для колхоза силосные ямы, находили старинные украшения и глиняную посуду. В 90-годы после развала колхозов, жители села стали брать с этих мест землю для строительства домов. Вскоре в школьный музей стали приносить находки, найденные в земле - это бронзовые наконечники, обломки глиняной посуды, украшения. Токсовцы школы со своим руководителем решили осмотреть местность. Холм возвышается примерно на семь - восемь метров. Посередине холма тянется древесный слой шириной 20 сантиметров, на всю длину холма. Раскопки могильника нельзя проводить, но никто этот холм не спас, там теперь ничего нет. Когда мы пришли туда, вся окрестность была изрыта. Осмотрев местность, мы обнаружили глиняные сосуды – чаша диаметром 30 см. и кувшин высотой 25см. Также при тщательном осмотре обнаружили, осколки бронзового зеркала, кольцо, бусы, серьги. Все эти находки хранятся в школьном музее. Эти находки подтверждают, что эти места были заселены еще в третьих – четвертых веках. Но по каким - то причинам оставлены жителями села.

Заключение
Благодаря своей научно исследовательской работе мне удалось узнать очень много интересных исторических фактов из истории нашего села.

По воле судьбы моим предкам пришлось пережить несколько переселений. В 1936 году, когда организовывались колхозы, жителей отдаленых имений переселили в имение Кутоло. В апреле 1944 году жителей моего села насильно переселили в Веденский район село Дарго, где они прожили 14 лет.

В августе 1957 года новое переселение на этот раз мои односельчане переселились в Хасавюртовский район на берег Терека, где и расположено сейчас наше село. В ходе работы я знакомилась с жизнью людей в горах и на равнине. По рассказам старожилов, можно узнать, как жили мои предки, чем они интересовались, как проводили свой досуг. Удалось мне узнать и об односельчанах, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Изучила я и историю древнего села Карасу отар. Приняла участие в изучении археологических находок на территории нашего села.

Я узнала, как же строилось мое село на новом месте. Какие трудности пережили мои односельчане. Для меня нет роднее и ближе моего родного села Советское. Здесь мне знаком каждый уголок, я знаю всех односельчан. Украшением села является и наша школа, которая летом утопает в цветах. Скоро я окончу школу и поеду учиться, но всегда с удовольствием буду возвращаться в свое родное село.

Моя работа на этом не завершена, я планирую продолжить изучение истории своего села и народа.
Выводы:

1.Каждый человек должен знать историю своего села и рода.

2. Изучение своего края, истории своего села воспитывает в человеке любовь к своей Родине, родному селу и своему народу.

3. Я своей работой внесла определенный вклад в изучение истории своего села.

4. Я также пришла к выводу, что изучение истории села развивает чувство гордости и достоинства к истории своего народа и республики.

5. Используя собранный мной материал можно написать очерки и статьи.


Использованная литература:

1.История ахвахцев. Материал собран, описан, переведен Исаевым Шамсудином. Хасавюрт 2005г.

2. Народы Дагестана. Республиканский общественно – политический журнал. г.Махачкала 5. 2007.

3. Возрождение- журнал. 2. 1995г.г. Махачкала.

4. Воспоминания старожилов с. Тунситли Ахвахского района.

6. Воспоминания участников Великой Отечественной войны.

7. Амачиев Ш.Т. Воспоминания о войне. Рукопись «Дневник Солдата».


1 Воспоминания Абдулхамидова А.Г. 82 года.

2 Воспоминания Абдулхамидова А.Г. 82 года.

3 Воспоминания Абдулхалимов Х.А.80 лет.

4 Воспоминания Абдулаевой Б.А.86 лет.

5 Воспоминания Абдулхамидова А.Г. 82 года.

6 Воспоминания Абдурахмановой З.81 лет.

7 Амачиев Ш.Т. Воспоминания о войне. Рукопись «Дневник Солдата».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. Андропова г моздока
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. АндРопова г моздока
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Автор проекта: Ученица 7-1 класса гбоу сош №347 спб, Невский район...
Петербурга в столичном статусе позволило собрать в этом великом городе все новшества и высокие достижения культур разных народов....
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon «Говорящие имена в русской литературе 18-19 веков». Бимбаева Заяна, ученица 9 класса
Выбор именно этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе. Я считаю, что глубокое и всестороннее...
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Республиканский конкурс, посвящённый Всемирному дню воды Номинация...
Цели моей работы провести качественный анализ проб воды и дать экологическое обоснование полученным результатам, проверить, удовлетворяет...
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Сочинение по тексту демоверсии 2011 г (Текст о войне) (Выполнила...
Война – это самое страшное явление в жизни как целого государства, так и отдельного человека. Те, кто ощутил на себе все её ужасы,...
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А....
А. С. Пушкин самый любимый писатель. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь...
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...
Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса icon Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции