Скачать 6.11 Mb.
|
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ под редакцией доктора философских наук, проф. А С Панарина Предисловие 5 Введение 6 1.1.О предмете философии истории 6 1.2. Актуальность философии истории 8 1.3. Структура историософского знания 10 14 Раздел I Современные проблемы философии истории 15 Глава I Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток-Запад 15 1.1.Кризис европоцентризма 15 1.2. Биполушарная модель всемирной истории 17 1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории 19 1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории 25 Глава 2 Проблемы демократизации исторического процесса 30 2.1. Исторические и неисторические народы: драма «догоняющего развития» 30 2.2. Кризис постулатов исторической рациональности 31 2.3. Историзм и финализм 35 2.4. Парадоксы исторического творчества 37 2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы 42 Глава 3 Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой перспективы 44 3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира 44 3.2. Ограниченность дихотомии Север — Юг в глобалистике 48 3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире 49 3.4. Глобальные проекты глобального мира 53 Глава 4 Смысл истории 59 4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю 59 4.2. Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму» 68 4.3. Второй парадокс всемирной истории: «злоключения тотальной упорядоченности» 70 4.4. Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие духом"» 73 4.5. Смысл и назначение истории 77 Раздел II Национальные школы философии истории 83 Глава 1 Немецкая школа философии истории 83 1.1. Общая характеристика немецкой историософской традиции 83 1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса 84 1.3. Органология немецкой «исторической школы». А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт 86 1.4. Прусская школа. И.Г. Дройзен 88 1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт 88 1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше, В. Дильтей 90 1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа. В. Виндельбанд, М. Вебер 93 1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп 95 1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте современности 96 Глава 2 Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации 96 2.1. Общая характеристика французской историософской традиции 96 2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта 97 2.3. «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля 99 2.4. Французские просветители о философии истории 99 2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле 108 2.6. Историософская традиция утопического социализма. Сен-Симон 110 2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Конт, Э. Лависс 110 2.8. Биологизаторские концепции философии истории. Ж.А. Гобино, В.Ляпуж 112 2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма 113 2.10. Школа «Анналов» 115 2.11. Новая историческая школа. П. Нора 120 2.12. Рационалистическое направление французской историософии. Р. Арон 122 2.13. Исторический нигилизм «новых философов» 123 2.14. Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло 124 Глава 3 Философско-историческая мысль России 127 3.1. Общая характеристика русской историософской традиции 127 3.2. «Древлее любомудрие» 129 3.3. Идеологема «Москва — третий Рим» 133 3.4. Русское просвещение и поиски национальной идентичности 135 3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея 137 3.6. Историософские ориентиры западников 141 3.7. Модели культурно-исторических типов 144 3.8. Социологическое направление. «Формула прогресса» 147 3.9. Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм» 151 3.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс 154 3.11. Религиозный материализм С. Булгакова 158 3.12. Историософия всеединства Л. Карсавина 160 3.13. Историософия евразийцев 162 3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории 165 Раздел III Проблемы исторического познания 170 Глава 1 Интерпритация истории и парадигмы исторического знания 170 1.1. О возможностях и границах историософской интерпретации 170 1.2. Циклическая парадигма истории 171 1.3. Парадигма исторического прогресса 181 1.4. Постмодернистская парадигма истории 186 Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra 188 2.1. Формации или цивилизации? 188 2.2. О формационном подходе к истории 189 2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории 194 2.4. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории 196 2.5. О возможных путях модернизации формационного подхода 199 Программа курса «Философия истории» 206 Введение в философию истории 206 Тема 1. Предмет философии истории 206 Тема 2. Метод философии истории 206 Раздел I Современные проблемы философии истории 206 Тема 1. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток — Запад 206 Тема 2. Проблемы демократизации исторического процесса 206 Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы 207 Тема 4. Смысл истории 207 Раздел II Национальные школы философии истории 207 Тема 1. Немецкая школа философии истории 207 Тема 2. Французская школа философии истории 208 Тема 3. Философско-историческая мысль России 208 Раздел III Проблемы исторического познания 209 Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания 209 Литература 211 Оглавление 220 Философия истории 223 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям МОСКВА 1999 УДК 1(075.8) ББК 87 Ф54 Коллектив авторов: Профессор А.С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1—4) (ответственный редактор); профессор И.А. Василенко (разд. II, гл. 1; разд. III, гл. 1); доцент Е.А. Карцев (разд. И, гл.2); профессор Л.И. Новикова и доктор философских наук И.Н. Сиземская (разд. II, гл.3);профессор Г.К. Овчинников (разд. III, гл. 2); Ф54 Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. — 432 с. ISBN 5-8297-0020-4 (в пер.) В условиях крушения прежних мировоззренческих и социально-исторических синтезов решены две взаимосвязанные задачи: исследовательская, касающаяся прояснения основных философских проблем современного исторического развития, и учебно-методическая, связанная с изложением учебного материала в соответствии с образовательным стандартом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Учтен международный опыт формирования подобного курса, связанный в основном с классической европейской (континентальной) традицией Представленный в учебнике курс прошел апробацию в ряде ведущих вузов: Московском государственном университете, Московском государственном институте международных отношении, Государственном университете гуманитарных наук, на гуманитарных факультетах Московского авиационного института (технический университет) и Московского государственного индустриального института. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений. УДК 1(075.8) ББК 87 В оформлении переплета использован фрагмент картины Антонелло да Мессина «Святой Иероним в келье» (1475-1476) ISBN 5-8297-0020-4 © Гардарики, 1999 © Коллектив авторов, 1999 |
Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено... Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия |
Статья Наименование и место нахождения общества Полное фирменное... «Казанское авиапредприятие» (в дальнейшем именуемое – «Общество») создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным... |
||
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Инмарко» Полное фирменное наименование организации: Открытое акционерное общество «Инмарко» |
Книга, давно ставшая классической, рассчитана на всех интересующихся историей общественной мысли «Открытое общество и его враги»: Международный фонд «Культурная инициатива». Soros Foundation (usa); Москва; 2009 |
||
Становление личности Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» \ при поддержке Центра по развитию... |
Становление личности Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию... |
||
Программа институционального развития тасис институт «Открытое общество» И если в России малый бизнес так и не решил одну из основных проблем на пути своего развития доступ к финансовым ресурсам, то организации... |
А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Центра по развитию... |
||
Прайм-еврознак Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:... |
Уведомление о проведении закупки технической литературы для нужд... Заказчик: Открытое акционерное общество «интер рао электрогенерация» (сокращенное наименование ОАО «интер рао электрогенерация») |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |