Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России»




Скачать 57.83 Kb.
Название Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России»
Дата публикации 17.06.2014
Размер 57.83 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Открытый урок на тему:

«200 лет присоединения Дагестана к России».

Цель: рассказать учащимся о истории присоединения Дагестана к России; воспитать чувство патриотизма, привить любовь к малой родине, к республике и к России в целом; развивать чувство ответственности перед народом и родиной.

Ход урока:

Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята!

Тема нашего урока: «200 лет присоединения Дагестана к России». Сегодня на уроке мы узнаем о истории присоединения Дагестана к России, дадим определение понятиям – толерантность, патриотизм, малая Родина.
План:

  1. История присоединения Дагестана к России.

На доске: тема урока, термины: патриотизм, малая родина, толерантность, Гюлистанский договор, русско-иранская война.


  1. Изучение новой темы.

Осенью в нашей республике пройдут торжества в честь 200-летия вхождения Дагестана в состав России. Для нас, сегодняшних дагестанцев, одновременно являющихся гражданами многонациональной Российской Федерации, в этом историческом факте заключен великий, без всяких натяжек смысл.

Значительная часть территории Дагестана занята горами. Это сравнительно небольшая страна была населена, как и теперь многочисленными народностями и отличалась исключительным многоязычием. Однако при всей этой пестроте преобладающую часть населения, численность которого к началу XIX века едва доходила до 500 тысяч человек, составляли аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы.

1

В Дагестане ко времени присоединения его к России было 12 феодальных владений. Наиболее крупными из них являлись шамхальство Тарковское, уцмийство Каракайтагское, ханства Аварское, Казикумухское и Кюринское. Некоторые феодальные образования находились в вассальной зависимости от крупных феодальных владений.



Ко времени присоединения к России уровень экономического развития Дагестана, угнетавшегося в течение многих веков Турцией и Персией, был далеко не одинаков. Во многих районах горной части страны, где плошадь пахотоспособных земель была крайне ограничена, основным занятием населения являлось отгонное животноводство. На плоскости, в приморской полосе и в предгорной зоне, преобладало земледелие. Сельское хозяйство велось крайне примитивным способом и не могло прокормить население. Большим подспорьем для жителей горной части страны служили домашние промыслы, перераставшие в ряде населенных пунктов в ремесло.

Подписание Гюлистанского мирного договора от 12(24) октября 1813 года, в результате которого Дагестан был присоединен к России, явилось переломным этапом в судьбе дагестанских народов. Отныне на международном уровне получал признание исторический выбор наших предков – развиваться в составе

2

многонационального Российского государства и быть под его надежной защитой, откуда бы ни исходила внешняя угроза.

Если говорить о вхождении в состав Российской империи конкретных владений и «вольных» обществ, то одними из первых владетели Дагестана - кумыкские Гирей и Султан-Мут, казикумухский Алибек, аварский Махти, сын шамхала Албури, эрпелинский Будайчи и многие другие попросили принять их в подданство России. В 1793г. в подданство России были приняты ногайцы, в 1799г. уцмий Кайтага и кадий Табасарана обратились с петицией о приеме под покровительство России.В 1801г. по просьбе жителей царское правительство утвердило Дербентским владетелем Гусей-хана, а Ших-али-хана-Кубинским.В 1803 г. было оформлено вхождение Аварского ханства, в1809 г. с просьбой о принятии в российское подданство обратились такие общества Нагорного Дагестана. В 1810 г. в подданство было принято Чохское общество, в1812 г. Кюринское и Казикумухское ханства, союз вольных обществ Акуша-Дарго и «весь даргинский народ». Вхождением последних завершился процесс окончательного вхождения Дагестана в состав России, что было обусловлено позитивной динамикой развития взаимоотношений народов Дагестана с Российским государством и русским народом. Это был внутренний процесс взаимодействия дагестанской и русской культур, объединения дагестанских и русского народов.



3

Что такое Гюлистанский договор?

12 октября 1813 г. в урочище Гюлистан Карабахского владения произошло судьбоносное событие – подписание Гюлистанского мирного договора между Ираном и Россией. Данным актом был положен конец многовековым притязаниям персов и османов на дагестанские земли, подведен итог длительному и весьма сложному размежеванию Ирана, Османской Турции и царской России и заложено начало объективному процессу политико-культурного сближенияи дальнейшего общежития великого русского и многострадальных от иноземных захватчиков народов Дагестана и Северного Кавказа. Именно с этого момента на основе положений Гюлистанскогодоговора между Россией и Ираном доселе политически

разнородный Дагестан стал единым субъектом России и ее неотъемлемой частью.

Таким образом, Гюлистанский мирный договор, явивший следствием победы Российской империи над шахским Ираном и султанской Турцией и имеющий по праву всемирно-историческое значение, наряду с юридическим оформлением вхождения Дагестана в состав России, положил конец соперничеству трех стран за обладание Кавказом и Дагестаном, начавшийся еще в XVI веке вскоре после появления на политической карте мира Российского централизованного государства с претензиями на великую мировую державу.

Дагестан не мог оставаться независимой страной. Его народы должны были либо подпасть под власть Турции, Персии, либо присоединиться к России.

Появилась сеть русских школ, десятки представителей дагестанской молодежи отправлялись за пределы республики. Открывались библиотеки, функционировали типографии.

В начале ХХ века вышли в свет периодические издания, стали печататься издания на русском, азербайджанском и дагестанских языках. В Дагестане строились новые промышленные предприятия, развивались транспорт и связь, возводились объекты гидроэлектростанций, оснащался современной сельскохозяйственной техникой аграрный сектор.

4



Высокими темпами развивались образование, наука, здравоохранение, литература, искусство. Все это способствовало расширению сферы русско-дагестанских взаимоотношений, укреплению дружбы народов Дагестана с русскими и другими народами России.

Первыми врачами, учителями, строителями были русские специалисты. Потому дату 200-летия присоединения Дагестана к России не могли оставить незамеченной. Нелегка была доля российской интеллигенции, попавшей по распределению в дагестанскую глубинку. Голод и холод стали их постоянными спутниками. Приезд российской интеллигенции ознаменовал собой не только богатейший обмен опытом, но и повлиял на создание ряда интернациональных браков. Слияние нескольких культур, несомненно, сделало наши богатые традиции еще более яркими и колоритными .

По поводу присоединения Дагестана к России до сих пор идут споры. Кто-то считает нас самодостаточной республикой, кому-то по душе входить в состав одной из самых больших мировых держав. Бесспорно одно – не присоединись мы 200 лет назад к Российской империи, наша независимость и свобода.

5

3. Подведение итогов урока.

Давайте рассмотрим что же означают слова – толерантность, дружба, патриотизм?

Толерантность – терпимость, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям.

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности. Признаками дружбы являются доверие и терпение.

Патриот – человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя своей Родины.

Мы с вами должны быть толерантными по отношению друг к другу, проявлять уважение не зависимо какой мы нации и вероисповедания, дружить и почитать традиции и обычаи всех народов проживающих на территории России.



6





7





8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon План воспитательной работы школы на 2013 2014 учебный год Сентябрь ( месячник безопасности)
День Знаний. Уроки, посвященные творчеству Р. Гамзатова, 200-летию присоединения Дагестана к России
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Положение о республиканском конкурсе исследовательских и творческих...
В зеркале истории в рамках празднования 200-летия вхождения Дагестана в состав Российского государства
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Урок на тему: «Крым принял важное и правильное решение быть с Россией»
Жители Дагестана переживают за события на Украине. Учителя и учащиеся республики поддерживают жителей Крыма и всего русскоязычного...
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Библиографический указатель на тему: «Хозяйственно-бытовые печи и...
В указателе отражена литература по данной теме, выпущенная в России за последние 100 лет. Данный указатель является рабочим вариантом...
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Проект программы «Национальная культура народов Дагестана» (5-9 кл.)
«Национальная культура народов Дагестана» ориентирована для расширения углубления и систематизации знаний базового курса ктнд, истории...
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Урок-презентация, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова....
Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему...
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий,...
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется...
Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России» icon «Дагестан: 200 лет в составе России»
Приобщение учащихся к отечественной культуре и истории, активизация научно-исследовательской и краеведческой работы, выявление и...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции