«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна




Скачать 72.66 Kb.
Название«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна
Дата публикации17.06.2014
Размер72.66 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > История > Пояснительная записка



«Человек в истории Отечества и собственной судьбе»

Тюмейко Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 «А» класса

МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода


Словарь опорных слов

Вероломный – способный нарушить своё слов, обязательство. Коварный, содержащий обман, измену.

Ветеран – старый воин, участник какого-нибудь важного события в прошлом, человек, долго проработавший в той или иной области.

Отечественная война – справедливая война в защиту своего Отечества.

Фашизм – форма политического устройства, в основе которой лежит идея человеконенавистничества.

Предложить детям ответить на вопросы:

- Какие чувства вы испытываете, глядя на поседевших ветеранов, слушая истории тех лет?

- Какие слова вы сказали бы тем, кто защитил нашу Родину, наш народ?

Пояснительная записка

В последние годы заметно увеличение интереса к истории вообще и Великой Отечественной войны в частности. Моему классу в свое время очень повезло: в 2004 году ребята познакомились с замечательным, мудрым, очень добрым человеком Иваном Макаровичем Жуковым.

Теплые отношения сложились и с женой Ивана Макаровича – Лилией Ивановной. На протяжении пяти лет дети постоянно поддерживали связь с Иваном Макаровичем. Его часто можно было встретить на торжественных мероприятиях в нашей гимназии (он был Почетным гостем).

Иван Макарович трагически погиб в 2008 году (его сбила машина). Учащиеся провожали в последний путь заслуженного ветерана…

В настоящее время дети хранят память о нем. 19 февраля 2011 года в стенах нашей гимназии состоялась встреча с Лилией Ивановной Жуковой и Марией Макаровной, сестрой Ивана Макаровича.

Цель этой незабываемой встречи – пробудить ценностное отношение к людям, которые нас окружают, вспомнить легендарную историю жизни ветерана Великой Отечественной войны – Ивана Макаровича Жукова;

- героико-патриотическое воспитание;

- воспитание чувства гражданского долга;

- расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов страны.

Задачи:

- формирование представления об историческом времени и пространстве;

- определение системы ценностей и отношение к миру.

Форма встречи – час воспоминаний.

Оборудование: компьютер + мультимедиа-проектор (со звуком)

Эпиграфом встречи стали слова:

Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел. Огонь и воду,

И трубы медные прошел.

А. Плотников

Организационный момент: Тюмейко Наталья Анатольевна рассказывает о приглашенных гостях.

На экране - слайды, на которых запечатлен Иван Макарович Жуков и учащиеся гимназии №3.

Приглашённые выпускники гимназии №3 (Шахов Андрей, Бокарёва Ольга, Новосельцев Алексей, Потапенко Игорь) делятся своими воспоминаниями о первой встрече с Иваном Макаровичем Жуковым…


Ваня большой и Ваня маленький


Долгожданная встреча …



Иван Макарович Жуков и Лилия Ивановна Жукова


Андрей Шахов в форме


Встреча с ветераном в стенах нашей гимназии (2007 г.), май

«Я, Жуков Иван Макарович, родился 20 марта 1921года в селе Нагуты Ставропольского края…» (Презентация.)

В начале классного часа - просмотр и обсуждение фильма «Урок истории» (6 мин. 40 сек.) Автор фильма – Екатерина Глушенко.

После просмотра фильма предложить детям ответить на вопросы:

- Какие чувства вы испытываете, глядя на поседевших ветеранов, слушая истории тех лет?

- Какие слова вы сказали бы тем, кто защитил нашу Родину, наш народ?

Слово приглашённым гостям.

Лилия Ивановна вспоминает:

- Было это в Белоруссии, куда после госпиталя направили служить Ивана Макаровича Жукова , 26 лет ему было, когда мы познакомились…

Мысленно она переносится в тот далёкий год, и воспоминания всплывают в памяти так, будто все происходило только вчера. Она помнит до мельчайших подробностей день, когда они с Зиной пошли в кино. Перед началом сеанса в фойе играла музыка. И когда два бравых офицера подошли пригласить девушек на танец, бойкая подружка закружилась в вальсе с тем, при одном взгляде на которого сердце подсказывало, что это и есть тот единственный, кого она ждала всю жизнь, так и дружили вчетвером, вместе и в кино, и на танцы. А 23 февраля Иван впервые открылся в своих чувствах.

Так все и решилось. Не испугало меня и то, что у любимого, после того, как он горел в танке на подступах к Берлину, было 52 процента обожжённых участков тела, что все оно было в шрамах от осколков и незаживающих ран. Через месяц мы расписались.

- После успешного окончания высшей офицерской школы, - продолжает рассказ Лилия Ивановна, - мы с мужем переехали в город Борисов. Комдив, посмотрев документы, направил его в Минск, к начальнику штаба округа, сказал: «Полезный для армии человек. Нам такие нужны».

Да и Иван Макарович не мыслил себя без армии, которой без малого были отданы 39 лет жизни. За время службы в Вооруженных Силах он прошел путь от курсанта до полковника. За боевые заслуги награжден многими орденами и медалями СССР.

«Я не сгорел в танке, - говорил Иван Макарович, - и должен дорожить этой жизнью». Он всегда на своем личном примере пропагандировал здоровый образ жизни. Никогда не курил. По утрам, независимо ни от какой погоды – зарядка, гантели, эспандер, пробежка в парке Победы, физически здоров был отменно – восхищались врачи, и это после всех увечий и ранений!

В 2007 году хирурги извлекли из его тела два осколка времен Великой Отечественной войны. Все эти годы они находились под лопаткой, совершенно не беспокоя Ивана Макаровича… Очень любил море, путешествия. Объездил весь Крым, Кавказ…

- Все было за эти годы, - вспоминает Лилия Ивановна.

- Мы жили и в палатках, и в землянках. Когда муж служил в Белоруссии, каждый год на пять месяцев уезжал в Витебск, на стрельбы. Я брала дочь и ехала следом. Снимала квартиру. И все это время была рядом.

На слайде «Я, Жуков Иван Макарович, родился 20 марта 1921года в селе Нагуты Ставропольского края…»

Обращаемся к младшей сестре Марии Макаровне с просьбой рассказать о брате.

- В нашей семье было трое детей: Ваня, Андрей и я. Ваня был старший, всегда становился на мою защиту, называл Манюней. С детства мечтал стать военным. После окончания школы уехал в Одессу, где поступил в артиллерийское училище. Выпуск их состоялся в июне 1941 года. Его направили в Московский военный округ в Тяжелый пушечный артиллерийский полк на должность комвзвода. Отец и брат тоже ушли воевать. И мы с мамой остались вдвоем. Было очень тяжело. Жили только сообщениями с фронта да ожиданием писем.

Папа погиб во время оборонительных боев под Москвой. Андрей служил в разведроте, был ранен, награжден орденом Красной Звезды. После войны учительствовал.

Ваня прошагал от Смоленска до Москвы сначала в обороне, а потом в контрнаступлении от Москвы до Гжатска.

Мария Михайловна задумывается на мгновение.

-Знаете, трое мужчин из нашего дома ушли на фронт, но мама никогда не жаловалась. Многие были в таком положении. Зато сколько было радости, когда Ваня после госпиталя на недельку приехал домой. Со станции шел пешком. А до нашей станицы километров десять будет. По дороге нагоняет его мужичок на бричке, спрашивает: «Куда идешь, служивый?»

- В Нагуты.

- Откуда?

- С фронта, - отвечает брат.

- А чей будешь?

- Жуковых знаешь? Я – Ванька.

…Мама удивленно: «Какие гости!»

- А ты посмотри.

Оглянулась, а на пороге - Ваня. Она так и упала без сознания. Целую неделю наглядеться да нарадоваться на него не могла, молоком отпаивала. Я тоже не отходила от брата. Вся станица приходила, расспрашивала его о положении дел на фронте.

В составе 409-го отдельного тяжелопушечного артиллерийского дивизиона был направлен в блокадный Ленинград командиром батареи. Хлебнули горя… Но, несмотря ни на что, батарея поставленную командованием задачу выполнила. Ваню наградили орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». Когда сняли блокаду, дали две недели отпуска, вот он и приехал домой. А потом опять на фронт.

Лилия Ивановна продолжает: «Батарея, которой командовал Иван Макарович, одной из первых открыла огонь по окраинам Берлина, а затем вела огонь по рейхстагу, по узлам сопротивления противника. В боях за Берлин муж был тяжело ранен. Когда его достали из горящего танка, не было никаких шансов на то, что выживет. Пол-лица и тело обожжены. Повезли в полевой госпиталь, оттуда спецавтобусом в Польшу. Только через 18 суток пришел в сознание.

Больше года находился Иван Макарович в госпитале, а в мае 1946 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в Белоруссию, где нас и свела судьба. Оттуда в 1959 году мы переехали в Белгород.

Жизнь только вошла в свою колею, наладили быт, а тут приходит приказ ехать в Гороховецкие лагеря. Я в слезы. Нет, говорю, поезжай сам, я остаюсь в Белгороде. За 25 лет это было первый раз, когда я отказалась с ним ехать. Муж не спал всю ночь, говорит: «Куда я без вас? Действительно, сколько можно? Все, решено. Напишу рапорт на увольнение.

- Да кто ж его уволит? – улыбается сквозь слезы Лилия Ивановна. Вызвали в Москву, побеседовали, и еще до 1972 года он продолжал работать в военкомате. А после увольнения из Вооруженных Сил Иван Макарович активно продолжал заниматься общественно-патриотической работой.

Она показывает присутствующим почетные грамоты, благодарственные письма за большой вклад в формирование гражданской позиции молодежи, за активное, деятельное участие в духовно-нравственном воспитании и подготовку молодежи к армейской службе.

В центре – фотография Ивана Макаровича в Кремле. Он в военной форме. Улыбка и крепкое рукопожатие Президента В. В. Путина. Это было за месяц до того трагического момента, когда его сбила машина. Семь месяцев борьбы за жизнь. Ни пули, ни горящие танки, ни осколки от вражеских снарядов не смогли лишить жизни Ивана Макаровича Жукова. А в мирное время на мирной дороге мирный легковой автомобиль смог…

Ответное слово: выступление Андрея Шахова (чтение фрагмента «Война» из поэмы Р. Рождественского «Двести десять шагов»).

Просмотр фильма, созданного самими учащимися.

Подведение итогов встречи.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconНоминация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Диплом I степени – Гилёва Наталья Анатольевна, воспитатель маоу «сош №5», сп «Детский сад №41»

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconМуниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин
Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1» Кавалер Наталья Анатольевна

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна icon«осенний бал литературных героев» Разработали и подготовили мероприятие
Кл руководители – Гузовец Татьяна Анатольевна, Лопатко Лидия Сергеевна, Масляева Галина Алексеевна, Василенко Наталья Сергеевна

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconАнжелика Анатольевна Резник Ксения Евгеньевна Меньшикова
«Как стать Хозяйкой собственной судьбы. Заблуждения, которые портят тебе жизнь / Ксения Меньшикова, Анжелика Резник.»: Центрполиграф;...

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconЖиваго Аннотация «Доктор Живаго»
Нобелевской премии по литературе. Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно...

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconКол-во часов
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники...

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconРабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня
Отечества. Одним из конкретных проявлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального...

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconНаталья Георгиевна Харланова 2012 год Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на егэ
Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором...

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconВадим Старк. Наталья Гончарова
Наталья Александровна Дубельт, во втором браке Меренберг – младшая дочь А. С. Пушкина

«Человек в истории Отечества и собственной судьбе» Тюмейко Наталья Анатольевна iconПоложение о проведении «Дней защитников Отечества» посвященных 70-летию...
Х мероприятий, с планом работы школы и областным положением «О проведении месячника, посвященного Дню защитника Отечества» оргкомитет...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции