Распространение христианства




Скачать 82.16 Kb.
НазваниеРаспространение христианства
Дата публикации16.06.2014
Размер82.16 Kb.
ТипСочинение
literature-edu.ru > История > Сочинение
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Студент 1 курса Сектора заочного обучения

Сторчак Владимир



Сочинение по предмету История Древней Церкви
по теме
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

(вторая половина I – начало IV века).

Шедше убо научите вся языки,

Крестяще их во Имя

Отца и Сына и Святаго Духа
Мф. 28, 19


Спаситель, что особенно ясно видно в приведенных в эпиграфе словах Его, возложил на Своих учеников дело распространения веры Христовой, дело строительства Святой Православной Церкви.

О начальном периоде этого строительства яснее всего рассказывает нам Книга Деяний святых апостолов, а также апостольские послания. Определенная информация, хотя и косвенная, содержится в исторических и иных текстах языческих писателей того времени.

Основываясь на этих источниках, мы видим, что уже в первые полвека своего существования христианство распространилось далеко за пределы Палестины.

Вот как об этом пишет Е. Смирнов: «Апостолы, по слову Спасителя, ходили с проповедью Евангелия ко всем известным тогда народам. Греко-римская империя была центром деятельности нескольких апостолов. А некоторые из них посвятили себя проповеди Евангелия среди народов варварских, вне пределов римского владычества. /…/ Проходя с проповедью Евангелия, апостолы, за исключением немногих, не останавливались навсегда на одном месте, но, устроив церковь в одном месте, переходили в другое. Результатом их деятельности было то, что во всех больших и важных почему-либо городах Римской империи, например, Иерусалиме, Антиохии, Эфесе, Филиппах, Солуни, Афинах, Коринфе, Александрии, Риме и других, устроены были христианские церкви» (цит. по Н. Тальберг, История Христианской Церкви, Джорданвиль, 1964).

Но прежде чем перейти к более детальному рассказу о процессе распространения христианства, хотелось бы дать геополитическую картину состояния мира в 1-м веке по Рождестве Христовом.

Римская империя (еще, впрочем, именуемая республикой) включала в себя, помимо собственно Италии, Северную Африку (территория современных Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта), Ближний Восток (современные Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, частично Турция), а также Балканский полуостров (Греция, Албания, республики бывшей Югославии), территорию современных Португалии, Испании, Франции, частично Германии и Великобритании.

С Римской империей соседствовали: в Африке Эфиопия (пожалуй, единственное государство в Африке того времени); в Европе германские племена; в Азии арабские племена, Персия и Армения. В этот период сильная государственность вообще в мире существовала еще только в Индии, Китае, формировались государства инков и майя в Южной Америке.

Таким образом, геополитически мир выглядел совершенно иначе, чем сегодня, и действительно наиболее мощным и обширным государством мира в тот период можно назвать Римскую империю. А сильная государственность предполагает налаженную инфраструктуру, позволяющую людям, товарам и идеям свободно передвигаться внутри государства.

Естественно, что апостолы и мужи апостольские, прежде всего, выступили с проповедью в пределах империи, хотя и не ограничились этими пределами.

Данные Книги Деяний и церковного предания свидетельствуют нам о географии миссионерских путешествий апостолов.

Святой апостол Петр проповедовал и устраивал Церковь Божию в Антиохии, Понте, Галатии, Каппадокии, Вифинии, Египте и Коринфе, а также Риме. О том, что христианство прочно укоренилось в Вифинии можно убедиться, читая письмо Плиния императорского наместника Вифинии Трояну, написанное, вероятно, в конце 112 г. «Считаю своим священным долгом обратиться к тебе, государь, за разъяснением тех вопросов, которые возбуждают во мне недоумение. Я никогда не бывал на процессах против христиан. Поэтому я не знаю, о чем обыкновенно допрашивают и в какой мере наказывают. Я находился в немалом затруднении, признавать ли различие их по возрасту, или совсем не следует различать несовершеннолетних от более крепких, давать ли прощение за раскаяние, или тому, кто когда-либо был христианином отречение от христианства не приносит никакой пользы, казнить ли их за самое имя, при отсутствии других преступлений, или за преступления стоящие в связи с именем. Между теми, на которых мне доносили, как на христиан, я поступал следующим образом. Я допрашивал их, христиане ли они, и когда они сознавались, то я спрашивал их о том же второй и третий раз, пригрозив казнью. Тех, которые упорствовали, я приказывал отвести (видимо на смертную казнь)».

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов проповедовал в пределах Малой Азии. Святой апостол Матфей — в Сирии, Македонии и других странах.

Святой апостол Андрей проповедовал в Причерноморье и Скифии. По преданию, он воздвиг каменный крест на том месте, где впоследствии была возведена крепость Ставрополь, давшая развитие кафедральному граду нашей Епархии. Также на Кавказе проповедовали святые апостолы Симон Кананит и Фаддей. О проповеди христианства на Кавказе в век апостольский и позднейшее время обширные сведения содержатся в труде Высокопреосвященнейшего Гедеона, Митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» (М., 1992).

Помимо благовестнических трудов апостолов распространению христианства способствовали и некоторые события политической жизни империи.

После пожара в Риме, виновником которого народная молва считала Нерона, он приказал казнить тех, по слова Тацита: «которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами. Основатель этой новой партии Христос, в царствование Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен смертью. На первый раз подавленная, теперь эта зловредная секта снова появилась, и при том не только в Иудее, но и в столице, куда стекается и где громко о себе заявляет все, что есть неестественного и постыдного» (Цит. по В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, стр. 50).

Можно предположить, что часть учеников Спасителя и ученики Его учеников после Пятидесятницы вернулись к границам Сирии, а затем начали проповедовать в самой Сирии — Дамаске и Антиохии. В начале второй половины 1-го века христиане появляются в городах Малой Азии. Оттуда же христианские проповедники отправлялись и в другие области. Довольно рано христианство появилось в Египте, где было много иудеев. На западе христианство распространялось медленнее, исключая столицу империи.

После поражения антиримского восстания в Иудее среди пленных и проданных в рабство жителей Палестины могли оказаться и христиане, которые начали свою проповедь в городах и областях, куда их забросила судьба.

Итак, мы видим, что уже в век апостольский христианство распространилось широко по всей империи и за ее границами. Общины, на что указывают все авторы и источники, находились, как правило, в городах. Если на начальном этапе проповедь апостолов была обращена к иудеям рассеяния, то уже в сороковые годы первого века она распространилась и среди язычников, о чем свидетельствует Апостольский собор в Иерусалиме. Мы также видим и то, что распространение христианства вызывало сопротивление и со стороны иудеев, и со стороны язычников.

Второй и третий века дают нам картину уже не территориального расширения, но борьбы за выживание христианских общин. Это период неровный. Где-то ростки веры Христовой угасали, как это было на Кавказе, в Индии, Эфиопии.

Но были и области широко распространения христианства. Такое положение было в Персидском государстве. Эта область соприкасалась с христианской Месопотамией (Сирией); владычествовала в Персии парфянская династия Арсакидов, которая была не персидского происхождения, а потому не особенно заботилась о процветании национального персидского языка и религии. Самым распространенным языком здесь был арамейский.

Относительно распространения христианства в Персии можно делать заключения из одного известия, очень своеобразного. Сообщает его, по-видимому, один из приверженцев Бахрама VI Чобина, персидского царя-узурпатора 590-591гг.

Ардашир I, основатель династии Сасанидов, низвергший в 226 году парфянскую династию, и его визирь Абарсам были весьма склонны принять христианство (и объявить его государственной религией Персии), и только противодействие войска помешало им осуществить свое намерение.

В 4-6 веках судьба христианства в Персии претерпевала различные периоды, но это уже выходит за рамки нашего периода. Скажем лишь, что сегодня христианства в Иране практически не существует за исключением армянской общины.

Во времена апостолов, возможно, было распространение христианство и в Аравии. Отношения между Сирией и Аравией были довольно тесны. В Аравии образуется римская провинция с главным городом Боцрой, что способствовало устойчивости христианства в Аравии. Последнее поддерживалось еще через сношения с Александрией. Есть известия, что в III веке здесь был созван собор, на котором присутствовал Ориген — по вопросу об учении епископа боцрскго Вирилла. Оригену удалось одержать победу над Вериллом, и последний раскаялся и принял кафолическое учение. Этот факт указывает на то, что христианство в Аравии распространилось рано.

Предшественник Климента в звании александрийского катехета, Пантен, проповедовал христианство в Индии. Он нашел у тамошних христиан Евангелие от Матфея, потому что в Индии уже проповедовал апостол Варфоломей и оставил христианам это Евангелие. Можно предположить, что под Индией здесь подразумевается Йемен.

В 20-х годах 4 века к иверам, чтившим Ормузда и Аримана, попала в плен христианка Нина, вероятно монахиня, уроженка Капподокии. По ее совету грузинский царь отправил посольство Константину Великому с просьбой о присылке в Иверию епископа и клира. Просьба была выполнена. Царь и царица ревностно заботились об обращении своих подданных (стр. 119).

Апостолом Армении был Григорий Просветитель, христианство принял в Кесарии Каппадокийской. После смерти жены возвратился в Армению, поступил на службу к царю Тиридату, который бросил его в ров, наполненный змеями. Оттуда его извлекли, через 14 лет, когда лютость царя превратилась в сумасшествие. Святой Григорий исцелил царя и научил его христианской вере. Получив сан святителя от Леонтия, епископа Кесарийского, он крестил на только армян, но и множество соседних племен.

В третьем веке на территории нынешней Румынии поселились готы. Есть свидетельство о том, что уже в 325 году на Первом вселенском соборе присутствовал готский епископ Феофил, подписавший соборные определения. Отсюда можно сделать вывод, что готы приняли христианство уже в конце III начале IV вв.

На британские острова христианство проникло еще в III веке вместе с римским господством из Галлии или даже из Малой Азии и имело значительное число последователей среди местного населения, о чем свидетельствуют находки археологов.

Такова была география распространения христианства в первые три века его существования. За этот период оно распространилось от Испании на Западе до Индии на Востоке, от Эфиопии на Юге до рейнских лесов на Севере.

Остается еще вопрос о количестве христиан. Разные источники и исследователи предлагают нам разные варианты ответа на этот вопрос. Определенно можно сказать, что количество это было значительным, поскольку власти сами прекратили репрессии 303-304 годов, вызванных эдиктами Диоклетиана, когда увидели, что они не приводят к желаемым результатам — ликвидации христианства.

Более определенные цифры называет Тертуллиан в послании Скапуле, бывшем проконсулом Африки. Он заявляет: «Если проконсул воздвигнет гонение на христиан, то придется перебить около одной десятой Карфагена».

Ориген в толковании на Евангелие от Матфея возражает против воззрений тех, кто ждал близкого второго Пришествия Спасителя, тем положением, что перед пришествием Спасителя Евангелие должно быть проповедано между всеми народами, а в его время (начало 4 века) оно еще не было проповедано «у эфиопов, китайцев, британцев, германцев, даков, сарматов».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета., М., 1988.

  2. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

  3. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.

  4. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Тт. 1-4, М., 1994.

  5. Лебедев А. Эпоха гонений на христиан. М., 1994.

  6. Тальберг Н. История христианский Церкви. Джорданвиль, 1964.

  7. Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М., 1992.

  8. История древнего Рима. М., 1971.

  9. Мученичество святой Перпетуи. Ставрополь, 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Распространение христианства iconЗадача не может не увлечь того, кто берется
См введение останавливает всякого, кто занимается историей раннего христианства и его духовного окружения. В этом сочинении, обещающем...

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования...
Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено

Распространение христианства iconКлассификатора информации, распространение которойзапрещено в соответствии...

Распространение христианства iconФорма
Обобщение и распространение опыта работы школы по гендерному обучению и воспитанию

Распространение христианства iconМежрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура»
Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции