Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства




Скачать 231.87 Kb.
Название Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства
Дата публикации 12.06.2014
Размер 231.87 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

______________Л.Е.Шапошников

«_____»_________________20______г.

Рабочая программа по курсу

Повседневная жизнь русского дворянства

Пушкинской эпохи

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки

история

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

заочная

Нижний Новгород 2011

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи» в системе педагогического образования состоит в формировании систематизированных знаний о специфике повседневной жизни русского дворянства в зависимости от исторической реальности и в связи с историей изобразительного искусства, об историческом развитии стилей и направлений изобразительной художественной культуры России XIX века, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи дисциплины

1) актуализировать знания о событиях, фактах и явлениях, связанных с историей повседневной жизни русского дворянства, развитии изобразительного искусства и художественной культуры их исторической динамике;

2) раскрыть современные подходы к изучению истории повседневности, изобразительного искусства и художественной культуры России XIX века;

3)сформировать личностные и профессиональные компетенции.

2.Место дисциплины в структуре ОПП.

Дисциплина «Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.)

Для освоения дисциплины «Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России XVIII века», «История России первой половины XIX века». «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение дисциплины ««Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин истории России, «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», а также курсов по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-3);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

- способность использовать законы логического мышления (ОК-9);

- способность приобретать новые научные знания (ОК-10);

- способность учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий (ОК-12);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-14);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-15);

- готовность работать с информацией из различных источников (ОК-17);

- способность анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

- способность использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

- способность соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные закономерности развития истории повседневности русского дворянства Пушкинской эпохи, изобразительного искусства и художественной культуры России первой половины XIX века;

- даты и периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

уметь:

- анализировать проблемы развития истории повседневности, изобразительного искусства и художественной культуры, устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять общие черты и различия сравниваемых культурно-исторических источников;

владеть:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по мировой художественной культуре и культуре России;

- научными понятиями и терминами.

4. Структура изучаемой дисциплины

Структура дисциплины состоит из 3 дидактических единиц (3 темы лекций). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 12 часа, из них 6 часов аудиторных занятий, 6 часов – самостоятельная работа студентов.

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы

Тема и содержание лекций

Часы

Виды учебной работы

1. Понятие культуры повседневности. Человек и окружающий мир Пушкинской эпохи в культуре повседневности.

2

Экспресс-опрос, работа с электронными сайтами

2. Времяпровождение русского дворянина Пушкинской эпохи (дворянское собрание и английский клуб, салоны, театр, бал, дуэль и карточная игра)

2

Тестирование, контрольная работа

3. Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи в зеркале изобразительного искусства

2

Эссе, итоговое собеседование

Итого

6




Таблица 2. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы

Виды деятельности

баллы

Сроки выполнения

1. Работа с электронными сайтами

5

Лек. 1

2. Экспресс-опрос

5

Лек. 1

3. Тестирование

15

Лек. 2

4. Эссе

20

Лек. 3

5. Подготовка и написание контрольной работы по теме

25

Лек. 2

6. Итоговое собеседование

30

Лек. 3

5. Образовательные технологии.

Модульно-рейтинговая технология обучения

Рейтинг-план по дисциплине ««Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи»»

Таблица 3.

Виды деятельности студента

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

мин

макс




ДЕ 1. Понятие культуры повседневности. Человек и окружающий мир Пушкинской эпохи в культуре повседневности
















1. Экспресс-опрос

1

5

1

5




2. Работа с электронными сайтами

5

1

1

5




ДЕ 2. Времяпровождение русского дворянина Пушкинской эпохи (дворянское собрание и английский клуб, салоны, театр, бал, дуэль и карточная игра)
















1. Тестирование

1

15

8

15




2. Контрольная работа

5

5

15

25




ДЕ 3. Повседневная жизнь русского дворянства Пушкинской эпохи в зеркале изобразительного искусства
















1. Эссе

10

1

10

20




2. Итоговое собеседование

5

6

20

30




Итого







55

100




Поощрительные баллы
















1. Выступление с докладом, презентацией










3




2. Творческий, самостоятельный подход к выполнению заданий










2




3. Прилежание










1




Штрафные баллы
















1. Отказ от ответа










2




2. Нарушение сроков сдачи работ










2




3. Недисциплинированное поведение, препятствие работы группы










2

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В качестве оценочных средств выступают специально созданные задания для оценки всех видов деятельности, которые выполняют студенты в процессе изучения дисциплины (Измерители). Выполнение заданий оценивается в баллах. Указывается минимальное и максимальное число баллов, позволяющих оценивать уровень и качество подготовки студентов на этапах текущего и рубежного контроля.

Таблица 4. Форма контроля и средства измерения

Форма контроля

Средства измерения

Коэффициент трудности

Макс. балл

Мин. балл

Текущий

Измеритель 1

1

5

1

Измеритель 2

2

5

1

Измеритель 3

3

15

8

Измеритель 4

4

20

10

Рубежный

Измеритель 5

5

25

15

Измеритель 6

5

30

20




Итого

100

55

Номера измерителей взяты из таблицы 2.
6.1.Оценочные средства

Матрица компетенций




ОК-

2

ОК-

3


ОК-

5


ОК-

9


ОК-

10


ОК-

12


ОК-

14


ОК-

15

ОК-

17

СК-

2

СК-

6

СК-

8

Средства

из таблицы 2

знать





































1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9

основные закономерности развития истории повседневности русского дворянства Пушкинской эпохи, изобразительного искусства и художественной культуры России первой половины XIX века;

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2, 4, 5, 6, 7, 8, 9

даты и периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9

уметь





































1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

анализировать проблемы развития истории повседневности, изобразительного искусства и художественной культуры, устанавливать причинно-следственные связи;

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

выявлять общие черты и различия сравниваемых культурно-исторических источников;

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

владеть





































2, 4, 5, 6, 7, 8, 9

технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по мировой художественной культуре и культуре России

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6, 7

научными понятиями и терминами.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2, 4, 5, 6, 8, 9

6.2. Самостоятельная работа студентов:

Видами самостоятельной работы студентов являются работа с электронными сайтами; подготовка к экспресс-опросу, тестированию, контрольной работе и итоговому собеседованию; подготовка и написание эссе; подготовка презентации или доклада по теме (по желанию для повышения рейтинга).

Задания для рубежного этапа контроля: контрольная работа и итоговое собеседование.

Тесты для проверки текущих знаний
1. Бальный танец, считавшийся в начале 19 века «не совсем приличным»

а) вальс;

б) мазурка;

в) полька.

2. Женщин не пускали

а) в дворянское собрание;

б) в театр;

в) в английский клуб.

3. Игра в карты в начале 19 века считалась

а) легким развлечением;

б) игрой с судьбой;

в) способом заработать деньги.

4. Знаменитое литературное общество, в которое входил А.С. Пушкин

а) «Северная пчела»;

б) «Арзамас»;

в) «Общество любителей русского слова».

5. Куда был ранен А.С. Грибоедов во время двойной дуэли

а) в ногу;

б) в палец;

в) в голову.
Примерные темы эссе


  1. Мода первой половины XIX века.

  2. Дворянская усадьба как культурный феномен XIX века

  3. Придворная жизнь императорского двора в XIX веке.

  4. Кулинария XIX века.

  5. Дворянское собрание, английский клуб, масонская ложа как организованное времяпровождение дворян.

  6. Интеллектуальные развлечения пушкинской эпохи.

  7. Знаменитые дуэли и дуэлянты

  8. Дуэль и карточная игра в художественной литературе.

  9. Люди пушкинской эпохи в зеркале изобразительного искусства.

10.Чем отличались сады и парки сентиментализма и романтизма?

  1. Чем отличалась повседневная жизнь московского и петербургского дворянина?

  2. Роль театра в повседневной и культурной жизни XIX века.

  3. Бал как феномен культуры XIX века.

  4. Салон как вариант времяпровождения дворянина.

  5. Чем привлекало творческую интеллигенцию общество «Арзамас»?

  6. Язык цветов.

  7. Правила и формы проведения дуэлей.

  8. Чем привлекала дворянина пушкинской эпохи игра в карты?


Оценочные средства рубежной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Общее представление о культуре повседневности.

  2. Женская мода Пушкинской эпохи.

  3. Мужская мода Пушкинской эпохи.

  4. Культура еды в Пушкинскую эпоху.

  5. Садово-парковая культура «дворянских гнезд» в Пушкинскую эпоху.

  6. Повседневная жизнь Москвы и Петербурга.

  7. День в северной столице: от парада до театра.

  8. Культура дворянского бала.

  9. Организованное времяпровождение: дворянское собрание, английский клуб, салон.

  10. Интеллектуальные развлечения: культура переписки, книжные лавки, литературные общества.

  11. Дуэли и карточная игра.

  12. Пушкинская эпоха в изобразительном искусстве.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Исторические источники к курсу:

Аксаков С.Т. Воспоминания.//Собр. соч. Т.3. М., 1966


Болотов А.Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. Т. 1-2. Тула, 1988

Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1990

Жизнь А.С. Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: Переписка, воспоминания, дневники. В. 2 Т. М., 1988

Жихарев С.П. Записки современника. Т. 1-2. Л., 1989

Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1989

Последний год жизни Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. М., 1989

Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: Мемуары современников. М., 1989

Смирнова-Россетт А.О. Дневник. Воспоминания. М., 1989

Соллогуб В.А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. СПб., 1992

Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания, дневник 1853-1882. Тула, 1990

Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997
Художественная литература
Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 2 т. М., 1970.

Грибоедов А.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1971.

Лермонтов Ю.М. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1958.

Мережковский Д.М. Павел 1, Александр 1. М., 1991.

Пушкин А.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4, 5. М., 1969.

Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1990.

Тынянов Ю.Н. Собр. соч.: В 3 т. М., 1994.
Основная литература к курсу
Аникст М.А., Турчин В.С. «…В окрестностях Москвы»: Из истории русской усадебной культуры ХУП – ХУШ веков. М., 1979.

Гордин А., Гордин М. Дуэли и дуэлянты. СПб,. 1996.

Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб., 1995.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

Из истории русской культуры. Т.У, Х1Х век. М., 1996.

Кирцидели Ю.И., Левин Н.Р. Мой город – Санкт-Петербург: очерки истории города. М., 1994.

Лаврентьева Е.Л. Повседневная жизнь русского дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2005.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ – начало Х1Х века). СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995.

Манин В. Русская живопись XIX века. М., 2005.

Марченко Н. Приметы милой старины: нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2000.

Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Х1Х век. М., 1995.

Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.

Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили, нравы, этикет. М., 2000.

Охлябин С. Повседневная жизнь русской усадьбы. М., 2006.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало Х1Х века). М., 1997.

Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1962.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт ХУШ – Х1Х вв. М., 1997.

Суслина Е. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2004.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Шедевры русской живописи: альбом /Гл. ред. Н. Астахова. М., 2006.

Шмелев Л.Е. Чиновный мир России. ХУШ – нач. ХХ в. СПб., 2002.
Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник для вузов. М., 2010.
Дополнительная литература к курсу
Бартенева И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер ХУШ – Х1Х вв. Л., 1977.

Глинка Н.Н. «Строгий, стройный вид…» М., 1992.

Еда и питье в литературе // Новое литературное обозрение. 1996. № 21.

История костюма, составленная Наталией Будур. М., 2001.

Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России // Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1995.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. М., 1995.

Кирюхина Е.М. Светская культура России ХУШ – Х1Х веков. Методические материалы и указания к курсу. Н.Новгород. 2002.

Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде и обычаях стола. М., 1994.

Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб,. 1991.

Манин В. Русская живопись XIX века. М., 2005.

Маркина Л. Бидермейер // Юный художник. 2001. № 5. С. 17-21.

Маркина Л. Классицизм // Юный художник. 2000. № 8. С. 22-25.

Маркина Л. Романтизм // Юный художник. 2001. № 1. С. 26-29.

Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 2002.

Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. М., 2002.

Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб., 1998.

Русское искусство: Архитектура. Графика. Живопись. Скульптура. Художники театра. Иллюстрированная энциклопедия. М.. 2001.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт ХУШ – Х1Х вв. М., 1997.

Шестимиров А. Забытые имена: Русская живопись XIX века. М., 2008.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/hist1.htm - сайт «Образовательные ресурсы Интернета» – раздел «История»

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека истфака МГУ

http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия «Кругосвет» (гуманитарные и естественные науки)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/index.php - электронная библиотека «Гумер» - книги по гуманитарным наукам

http://bibliotekar.ru/ электронная библиотека: статьи и книги по истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции
8.Материально-техническое обеспечение модуля

Использование мультимедийной техники для презентации ко всем занятиям.

Автор Е. М. Кирюхина

Рецензент

Заведующая кафедрой

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от

года, протокол №

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Оглавление
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-начало XIX века)
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Ада Баскина Повседневная жизнь американской семьи
Автор, журналист и социолог, десять последних лет работала в университетах сша, жила в американских семьях, встречалась с людьми...
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Реферат на тему: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
«типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе...
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» для 4-5 классов составлена...
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа Мись Елены Владимировны учителя русского языка...
Конкретного оу, с опорой на авторскую рабочую программу к учебнику «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченкова...
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа по курсу «литературное чтение»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа По курсу английского языка
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа по курсу Всеобщая история 11 класс рабочая программа составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования базового уровня по истории
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая программа учителя русского языка и литературы Лукашовой Ларисы...
Элективные курсы, которые мы предлагаем ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать...
Рабочая программа по курсу Повседневная жизнь русского дворянства icon Рабочая учебная программа по русскому языку 11 класс для базового уровня
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции