Скачать 262.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКИЙ государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________201__ г. Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Нижний Новгород 2011 1. Цели освоения дисциплины Программа курса «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр», соответствующего требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ФГОС направлен на подготовку бакалавра, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни. Целями освоения дисциплины «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» являются: – освоение следующих вопросов: причины раскола в Русской православной церкви в XVII веке, история зарождении я и развития старообрядческого движения, мировоззренческие принципы раннего старообрядчества, динамика мировоззренческих принципов в XVII – XX веках; – умение критически анализировать памятники старообрядческой письменности, классифицировать и систематизировать старообрядческие толки и согласия, излагать учебный материал по истории развития старообрядчества; – владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические знания в практической педагогической деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б. 1, Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Вариативная часть, дисциплина по выбору. Дисциплина «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества» логически и содержательно-методически взаимосвязана с такими дисциплинами, как: – отечественная история (Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России.); – культурология (Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре.). В целом, приступая к освоению дисциплины «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества», обучающийся должен обладать приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин «входными» знаниями: основные этапы развития Российского государства и русской культуры; – «входными» умениями: способность к коммуникации и межличностному общению, умение критически анализировать памятники средневековой русской письменности, излагать учебный материал; – «входными» готовностями: владение методами логического анализа различного рода суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические исторические и общефилософские знания в практической педагогической деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); знание различных методов научного и философского исследования (ПК-11); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в преподавании обществознания и философии в системе среднего и среднего специального (школах, лицеях, колледжах, гимназиях) образования (ПК-16);
способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8); способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14); способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15); умение использовать в профессиональной деятельности, в процессе преподавания знание традиционных и современных проблем философской антропологии (ПК-15);
владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний (ПК-13); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18). 4. Структура и содержание дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Содержание дисциплины
4.3. Темы дисциплины и виды занятий
4.4. Рейтинг-план по дисциплине «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества»
5. Образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины предполагается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В процессе лекционной работы предполагается применять просмотр видеофильмов по программе, активно использовать медиапроектор. Семинарские занятия будут проводиться в виде ролевых игр, диспутов по истории и мировоззренческим причинам раскола. Предусмотрены встречи с представителями Русской православной и Старообрядческой церквей, мастер-классы экспертов и специалистов. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Вопросы к проведению текущего контроля 1.Сущность русской национальной идеи 2.Основные этапы развития русской национальной идеи 3.Проявление русской национальной идеи на теоретическом уровне и на уровне общественной психологии 4.Основные аспекты русской идеи 5.Специфика русского менталитета 6.Проявленность черт русской ментальности в русском средневековом сознании 7.Русский народ как народ крайностей 8.Государственность, соборное мировосприятие, духовность (религиозность) русского человека 9.Идея русского мессианизма в средневековье 10.Сущность концепции Москвы – «Третьего Рима» 11.Трансформация идеи русского мессианизма в XVII в. 12.Социально-политические причины раскола 13.Духовные причины раскола 14.Мировоззренческие основы раннего старообрядчества (общие черты) 15.Старообрядчество – яркий образец православного народного национального мировоззрения 16.Противоречивость раннего старообрядчества, возникшего на стыке эпох средневековой Руси и России Нового времени 17.Старообрядческое прочтение идеи падения третьего Рима и утверждения в мире антихриста. 18.Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток» 19.Глобализм мышления ранних старообрядцев 20.Поляризация мира по принципу «свои / чужие» 21.Узкий провинциальный национализм ранних старообрядцев 22.Заслуга раннего старообрядчества. 23.Старообрядчество XVIII–XX веков (общие черты) 24.Противоречивость более позднего старообрядчества 25.Дробление старообрядчества XVIII в. на толки и согласия и причины этого дробления 26.Выработка оригинального старообрядческого Логоса в полемике с православной церковью 27.Старообрядчество как Народный вариант монархизма 28.Феномен старообрядческого предпринимательства 29.Протестантизм и старообрядчество 30.Уставное благочестие старообрядцев: религиозность как обустройство бытовой сферы 31.Старообрядчество как воплощение принципа христианской общинности Вопросы промежуточной аттестации 1.Сущность и основные этапы развития русской национальной идеи 2.Проявление русской национальной идеи на теоретическом уровне и на уровне общественной психологии 3.Основные аспекты русской идеи 4.Специфика русского менталитета и проявленность черт русской ментальности в русском средневековом сознании 5.Государственность, соборное мировосприятие, духовность (религиозность) русского человека 6.Идея русского мессианизма в средневековье. Сущность концепции Москва – «Третий Рим» 7.Трансформация идеи русского мессианизма в XVII в. 8.Социально-политические и духовные причины раскола 9.Мировоззренческие основы раннего старообрядчества (общие черты) 10.Противоречивость раннего старообрядчества, возникшего на стыке эпох средневековой Руси и России Нового времени 11.Старообрядческое прочтение идеи падения третьего Рима и утверждения в мире антихриста. 12.Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток» 13.Глобализм мышления ранних старообрядцев и поляризация мира по принципу «свои / чужие» 14.Узкий провинциальный национализм ранних старообрядцев 15.Заслуга раннего старообрядчества 16.Старообрядчество XVIII–XX веков (общие черты) 17.Дробление старообрядчества XVIII в. на толки и согласия и причины этого дробления 18.Выработка оригинального старообрядческого Логоса в полемике с православной церковью 19.Старообрядчество как Народный вариант монархизма 20.Феномен старообрядческого предпринимательства 21.Протестантизм и старообрядчество 22.Уставное благочестие старообрядцев: религиозность как обустройство бытовой сферы 23.Старообрядчество как воплощение принципа христианской общинности Формы самостоятельной работы студентов 1) Написание эссе по согласованной с преподавателем проблеме. В ходе написания студент консультируется по методу написания и отбору материала. Задача: выработка собственной мировоззренческой позиции по проблеме раскола в Русской православной церкви, исследование мировоззренческих особенностей старообрядчества.
В ходе самостоятельного изучения тем по дисциплине «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» студент руководствуется учебным пособием: Парилов О.В. Старообрядчество: генезис, мировоззренческие принципы, вклад в развитие национального самосознания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2007. – 59 с. Данное пособие аккумулирует и предлагает студентам в доступной форме причины паскола Русской православной церкви, основные этапы развития старообрядчества, а также генезис мировоззренческих принципов старообрядчества. Кроме того, студент использует конспекты лекций по темам. Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только составление конспектов ответов, но и систематизацию знаний по рассмотренным на лекции вопросам. Подготовка рефератов и докладов проводится студентами чаще всего по желанию и представляет собой качественную проработку заявленной проблемы, что на выходе дает свободное владение материалом с выдвижением собственной гипотезы и аргументацией ее. Индивидуальная работа со студентами: всем студентам на вводном занятии объясняется порядок работы по курсу и предлагается выбрать доклад (реферат) по предложенной тематике. Проводятся консультации по структуре работы, проблематике, литературе. В течение семестра проводится коллоквиум или одна письменная работа, по итогам которой проходит собеседование и аттестация. На занятиях по курсу, кроме индивидуальных, предусматриваются и групповые формы работы: обсуждение проблем курса студенческим коллективом, заслушивание докладов и рефератов с последующим активным обсуждением; анализ печатных материалов по старообрядческой проблематике: студенты формулируют проблему, определяют ее корни, предлагают пути решения. Итоговая оценка подготовки студента по курсу выводится на комплексной основе: а) учитывается работа на лекционных и семинарских занятиях – посещение и прогулы регулярно фиксируются; б) принимаются во внимание наличие и качество реферата. Критерии оценки знаний и умений студентов на экзамене: Оценка «5» ставится студенту, представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; свободно владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, уяснившему суть ключевых проблем раскола; знающему историю развития старообрядчества и умеющему анализировать различные старообрядческие толки и согласия. Оценка «4» ставится студенту, хорошо представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; хорошо владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, хорошо знающему историю развития старообрядчества и умеющему в целом анализировать различные старообрядческие толки и согласия. Оценка «3» ставится студенту, в целом представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, знающему в общих чертах историю развития старообрядчества и умеющему в целом анализировать различные старообрядческие толки и согласия. Оценка «2» ставится студенту, не представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; не овладевшему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, не знающему историю развития старообрядчества и не умеющему анализировать различные старообрядческие толки и согласия. Список тем для рефератов и курсовых работ Историография раскола Духовный строй старообрядческого предпринимательства Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства) Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в. Причины раскола церкви и общества в середине 17 века Проявление русской средневековой эстетики в старообрядчестве Ход церковной реформы и раскол церкви и общества Старообрядческое движение в конце 17– начале 18 вв. Религиозно-культурная жизнь старообрядчества в условиях гонений Старообрядчество во 2 пол. 18 – 1 пол. 19 вв. Старообрядчество и русская средневековая философия Социально-экономическое развитие старообрядчества Старообрядчество во 2 пол. 19 – нач. 20 вв. Старообрядчество в советский период Старообрядчество за рубежом Старообрядчество в Нижегородском крае Старообрядчество в кон. 20 – нач. 21 вв. Литература Каптерев Н.Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. – Сергиев Посад, 1912. Мельников Ф.Е. Краткая история старообрядческой церкви. – Барнаул, 1999. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI — XVII века. – М.: «Мысль», 1995. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. – М., 1995. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии – М.: ИФРАН, 1997. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. – СПб., 1906. Карцев В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. – Калинин, 1971. Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая теория. Ежегодник. – М., 1999. Керов К.К. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв. // Отечественная история. – 2001. – № 4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства) // Отечественная история. – 1999. – № 4. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв. – Новосибирск, 1994. Кириллов И.А. Правда старой веры. – М., 1916. Сенатов В. Философия истории старообрядчества. – М., 1995. Быковский И.К. История старообрядчества всех согласий. – М., 1906. Рогов А. Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в. Рябушинский В.П. Русский хозяин. – М., 1998. Вурфгарт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и имволы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1991. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература: Парилов О.В. К вопросу о возникновении старообрядческого движения // Русское православие: Вехи истории: М-лы международных VI Рождественских православных чтений. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998. Парилов О.В. Идея "Москва - третий Рим" в мировоззрении раннего раскола // Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998. Парилов О.В. Протопоп Аввакум и Алексей Хомяков о сущности Церкви // Рождественский свет: Ученые записи Волго-Вятского отделения МСА. – Нижний Новгород, 2000. Парилов О.В. К вопросу о защите ранним старообрядчеством национальных духовных ценностей // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике: Внутривузовский сб. статей. – Вып. 4. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2003. Парилов О.В. Мировоззренческие аспекты старообрядческого предпринимательства (XVIII – XIX вв.) // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса (Москва, 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М., 2005. Парилов О.В. Роль самобытников в развитии русского самосознания (от протопопа Аввакума – к Алексею Хомякову): Монография. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. Парилов О.В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени: Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2005.ультуры Парилов О.В. Старообрядчество: генезис, мировоззренческие принципы, вклад в развитие национального самосознания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2007. б) дополнительная литература: Аввакум Петров. Послания и челобитные / Сост. А.Ф. Замалеев и Т.А. Овчинникова. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001. Борисов Н.C. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. – М.: Изд-во МГУ, 1988. Бороздин А. Протопоп Аввакум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. – Киев: Лыбедь., 1991. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI — XVII века. – М.: «Мысль», 1995. Герман (Иванов), протодиакон. Русская православная церковь лицом к Западу. – Мюнхен, 1994. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. – М.: Изд-во МГУ, 1990. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии – М.: ИФРАН, 1997. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы // Труды отдела древнерусской литературы. – Л., 1974. – Т. 28. Добротворский И.М. Русский раскол в его отношении к церкви и правительству // Православное обозрение. – 1862. – № 3. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. – СПб. Изд-во СПб. ун-та, 1996. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л.: Лениздат, 1991. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. – М.: «Церковь», 1995. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в 16 – 17 столетиях. – М., 1885. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. – М., 1887. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. – М.: «Терра», 1992. Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. – Калинин: Калининский гос. ун-т, 1971. – Вып. 3. Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая теория. Ежегодник. – М., 1999. Керов К.К. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв. // Отечественная история. – 2001. – № 4. Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. – 1973. – №1. Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства) // Отечественная история. – 1999. – № 4. Кутузов Б. Алексеевская реформа // Москва. – 1992. – № 5 – 6. Макарий (Булгаков), Митр. История русской церкви. Соч.: В 12 т. – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. – Т. 7. Макарий (Булгаков), Митр. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб., 1889. Материалы для истории раскола за первое время его существованияя / Под ред. Н. Субботина. – М., 1879. – Т.6. Мельгунов С.П. Москва и старая вера: Очерк из истории религиозно-общественных движений XVII-XVIII вв. – М., 1917. Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: М-лы международной научной конференции // Под ред. И.В. Поздеева. – М.: РОССПЭН, 1998. Никольский Н.М. История Русской церкви. – М., 1931. Нильский И.Ф. Несколько слов о происхождении раскола // Христианское чтение. – 1861. – Ч.1. Огнев В. Несколько слов о происхождении раскола в Русской Церкви // Православное обозрение. – 1861. – №11. Памятники первых лет русского старообрядчества / Сост. Я.Л. Барсков. – Спб., 1912. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII в. Литературные панегирики / Под ред. В.И. Буганова. – М., 1983. Поморские ответы. – М., 1911. Понырко Н.В. Узники Пустозерской земляной тюрьмы // Древнерусская книжность. – Л.: Наука, 1985. Публичное собеседование архимандрита Михаила с синодальным миссионером о. К. Крючковым в Киеве 20 июля 1908 года. – М.: Издание союза старообрядческих начетчиков, 1908. Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. – Л.: Наука, 1975. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. – М.: АН СССР, 1963. Рогов А. Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в.// Вопросы истории. – 1973. – № 4. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М.: Наука, 1986. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. – Москва – Иерусалим: «Мосты», 1994. Семенова А.В. Менталитет купечества в период становления российского предпринимательства // Отечественная история. – 1998. – № 6. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. – М., 1908. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. – СПб.: тип. Главн. Упр. Уделов, 1895. – 2-е изд. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. – СПб.: Печатня С.П. Яковлева, 1898. Старообрядчество в России (XVII — XVIII вв.) / Под ред. Е.М. Юхименко. – М.: «Археографический центр», 1994. – Вып. 2. Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования. – М., 1881. – Т. 6. Субботин Н. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом. – М., 1902. Тимофеев В.В. Старообрядческое предпринимательство в XIX-XX вв. – Чебоксары, 2002. Филатов Н.Ф. На родине огнепального Аввакума. – Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. – СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1862. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ "Википедия" [http://en.wikipedia.org/wiki/MainPage], [http://ru.wikipedia.org/wiki/]. Старообрядчество (Раскольничество, Староверие) http://religion.babr.ru/chr/east/prav/star/index.htmСтарообрядчество. http://drevo-info.ru/articles/534.html Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа. http://www.starover.religare.ru/article7780.html Православное старообрядчество. http://www.edinoslavie.ru/ Библиотека Гумер – история Церкви. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/kreml_star.php А.В. Карташев. Смысл старообрядчества. http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/staroobrjad.htm Каталог сайтов о старообрядчестве. http://konstan-ivanov.narod.ru/links_Starover-by-WWW.html 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Оборудованная аудитория; читальный зал; класс для занятий в режиме конференций (конференц-зал). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор Парилов О.В. Рецензент Целиков А.Н. Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________. |
Рабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении... Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку... |
Рабочая программа дисциплины логика Направление подготовки 030100 Философия Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... |
||
Рабочая программа дисциплины Философская антропология Направление подготовки 030100 Философия Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... |
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,... |
||
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического... |
Рабочая программа дисциплины статистичекая обработка зоологического... Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» Цель дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» формирование систематизированных знаний и компетенций в области графических... |
||
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |