Скачать 417.07 Kb.
|
Православная Церковь в Швеции ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Почти во всех исследованиях историки исходили из предположения, что христианская история Швеции является частью истории западного христианства. Задача данного очерка—показать, что такое осмысление истории не во всем справедливо. И если настоящая статья внесет вклад в исследование вопроса в целом, автор будет считать, что его цель достигнута. КРЕЩЕНИЕ ШВЕДОВ Начало христианизации Швеции сокрыто в глубине веков. Первые исторические сведения относятся к IX в. Франкский король Людовик Благочестивый в 830 или 831 году—источники расходятся в определении точной даты— направил саксонского монаха Ансгара Корвей-ского в город Бирка, ко двору шведского короля. По-видимому, Ансгару удалось основать там небольшую христианскую общину. Однако год спустя, когда ему пришлось оставить Швецию, община распалась. Ансгар вновь посетил Швецию в 850 году, но, видимо, и на этот раз его миссионерская деятельность не принесла постоянных плодов. На миссию Ансгара ссылаются все очерки по истории христианства в Швеции. Так ли это? До XI в. не было еще конфессиональной разобщенности. Конечно, имелись расхождения в богословских взглядах между Византией и Римом. Существовала напряженность во взаимоотношениях между византийским императором и франкскими, а позднее немецкими императорами. Однако Церковь оставалась единой. Обычно упускают из виду, что разделение христианской Церкви на восточную и западную ветви в значительной степени явилось результатом борьбы франкских, а позднее немецких императоров против Византии. В подтверждение своих притязаний на признание его императором Запада Карл Великий должен был как-то доказать, что византийский император — еретик. В качестве доказательства его придворные богословы приняли учение, впервые возникшее среди ариан-вестготов, о двойном исхождении Святого Духа—от Отца и Сына, так называемое «филиокве», Противоречие этого учения словам Христа и Никео-Цареградской формуле церковного исповедания веры не слишком заботило Карла Великого и его богословов. Так политические мотивы получили догматическую санкцию. Когда в Швецию прибыл Ансгар, церковная политика Карла Великого еще не успела принести свои печальные плоды. Утверждали, будто Людовик Благочестивый направил Ансгара на Север в расчете, что в результате крещения народов Севера удастся положить конец опустошительным набегам викингов (норманнов). Но можно предположить, что миссия Ансгара имела целью противостоять растущему влиянию Византии на Севере. Постоянные набеги викингов, по всей видимости, являлись следствием перенаселения в областях европейского Севера в VII—XI веках. Множество норманнов устремлялось в Европу ради торговли или колонизации, а иногда и ради пиратского промысла. Пути викингов пролегали, как свидетельствуют археологические находки, на Восток, Отсюда дорога вела в Новгород, Смоленск, а по Днепру—к Константинополю. Таким образом норманны знакомились с византийской традицией христианства. Впрочем, мы не располагаем данными, что викинги, дошедшие до Константинополя, обязательно становились христианами. К концу Х века в Швецию начали прибывать шотландские и ирландские монахи-миссионеры. Их деятельность была весьма успешной, и через несколько десятилетий Швеция официально приняла крещение. В 1000 году крестился шведский король Олоф Шётконунг. Это произошло в Хусабю, Западная Швеция. Быстрый рост Шведской Церкви можно объяснить тем, что в стране уже были общины христиан. Но откуда же пришло христианство? Безусловно — с Востока! Однако одновременно развернута была организованная миссионерская деятельность с Запада. История этой миссии подтверждена документами. Различные католические монашеские ордена посылали своих миссионеров в Швецию, где они должны были основывать монастыри и обращать в христианство шведов. Православные же миссии не организовывались на официальной основе. Несколько иноков или простых христиан провозглашали благую весть о спасении. Редко когда они задумывались над организационными вопросами. Главным для них было спасение человеческих душ, а не церковно-политические соображения. В связи с этим у нас отсутствуют документально подтвержденные данные о влиянии Православия на христианизацию Швеции. Существуют, впрочем, косвенные указания, говорящие о том, что история крещения Швеции не ограничивается только свидетельствами документов. 1. Ранее уже упоминалось о движении викингов на Восток. Такое движение могло привести к весьма важным последствиям. 2. Вопрос о том, доверять ли сведениям преподобного Нестора Летописца о Рюрике и его братьях, имеет лишь второстепенное значение. Важнее для нас другое. Известно, что Рюриковичи в течение продолжительного времени поддерживали тесные родственные отношения с нормансиими князьями. Во время смут в своих землях и те, и другие обращались друг к другу за помощью. Так, преподобный Нестор в своей летописи свидетельствует, что святой князь Владимир в 997— 1000 годах находился в Швеции, спасаясь от своего брата Ярополка. В 1017 году Новгородский князь Ярослав Владимирович вступил в брак с Ингигердой, дочерью первого шведского короля-христианина Олофа Шётконунга. Став супругой Ярослава, она получила имя Ирина. Означает ли перемена имени, что она приняла на Руси •крещение, неизвестно. Сообщается, однако, что молодая великая княгиня отличалась ревностью к православной вере. В одном из своих слов Митрополит Киевский Иларион обращается к святому Владимиру: «Воззри на благочестивую сноху твою Ирину, воззри на внуков своих и правнуков, как они живут. Видишь, как хранит их Господь, видишь, как хранят они заповеданную тобой православную веру. Видишь, как часто посещают они святой храм, как они славят Христа, как чтут Его Имя». О жизни княгини Ирины в русских источниках содержатся довольно скудные сведения. Известно только, что она, по кончине своего мужа Ярослава, приняла иночество с именем Анна в одном из новгородских монастырей. В том же монастыре она приняла схиму и скончалась 10 февраля 1050 года. В недавно изданной в Русской Православной Церкви «Настольной книге священнослужителя» годом ее кончины указан 1056. Этот год — дата ее прославления Новгородской Церковью. Таким образом первой из уроженцев Швеции была прославлена преподобная Анна Новгородская. Она является одной из наиболее замечательных личностей в христианской истории Швеции, поэтому растущая Православная Церковь в Швеции считает ее своей Небесной покровительницей. 3. Политические и торговые связи Швеции с Х—XI веков направлены в основном на Восток. В Швеции центром этих связей был город Сигтуна, в России — Новгород. Связи между этими двумя городами, по большей части, носили мирный, торговый характер. Однако иногда они сменялись военными действиями. О военных походах свидетельствуют так называемые Корсунские, или Сигтунские, ворота в новго родском Софийском соборе. Эти врата, изготовленные, по-видимому, в Магдебурге в Германии, по преданию, были захвачены в Сигтуне новгородскими воинами и привезены в Новгород для украшения его главной святыни. Даже если эти ворота в действительности не из Сигтуны, само предание об их происхождении указывает на память о военных действиях между Сигтуной и Новгородом. В Сигтуне, по преданию, находилась православная церковь во имя Святителя Николая. Итак, в отношении римской миссии в Швеции в период Х—XI веков мы имеем свидетельства документов, в отношении же православного влияния располагаем только предположениями и заключениями из хода исторических событий. В дальнейшем мы постараемся показать, что такие предположения и заключения, по-видимому, не лишены оснований. Вывод, к которому пришел автор, заключается в том, что Швеция со времени своего крещения была подвержена влиянию как С Запада, так и с Востока. В борьбе между Римом и Византией в области церковной политики победа в конечном итоге осталась за Римом. Однако влияние со стороны Византии накладывало свой отпечаток на шведское христианство и шведское благочестие. В СРЕДНИЕ ВЕКА Крещением короля Олофа Шётконунга в Хусабю в 1000 году начинается христианская история Швеции. Однако крещение одного человека—даже если этот человек король—не означает полной победы нового вероучения. В течение долгих лет Православной Церкви пришлось вести борьбу против языческих влияний. Миссия Римской Церкви в Швеции была тогда подчинена архиепископии Гамбургско-Бременской. Оттуда время от времени в Швецию направлялись епископы-миссионеры. Однако нет свидетельств о результатах этих миссионерских поездок. К концу Х века в Швецию устремился поток миссионеров из Шотландии и Ирландии. Известны имена многих из них. В частности, святой Зигфрид — епископ, крестивший Олофа Шётконунга, святой Эскил, потрудившийся в области Сёдерманланн, святой Давид, подвизавшийся в Вестманланне. Эти миссионеры и епископы не состояли в юрисдикции Гам-бургско-Бременской архиепископии, их связи с Константинополем были более тесными, чем с Римом. В «Деяниях предстоятелей Гамбургской церкви» Адама Бременского (около 1080 года) говорится о святом Зигфриде, который «проповедовал свёям и норманнам» (шведам и норвежцам). Благодаря деятельности этих миссионеров в Швеции утвердилась система церковных областей, характерная для Православной Церкви. В качестве еще одного проявления православного влияния в тот период можно указать на то, что посвящаемые в Швеции священники были из числа лиц, вступивших в брак. Только в 1248 году, когда в Шеннинге состоялся Собор шведской церковной области, одержало верх решение Римской Церкви о безбрачии (целибате) духовенства. Собор проходил под председательством папского легата Вильгельма Сабинского. В Деяниях Собора в отношении безбрачия духовенства говорилось: «В духовном отношении нашли мы, что почти все священники были сыновьями священников и, следуя своим отцам, торжественно вступали в брак... тогда как от Святейшего Престола не было даровано какое-либо изъятие из существующего порядка ... В силу наших апостольских полномочий мы постановили, чтобы впредь ни один священник не вступал в брак...». Однако, несмотря на это решение, женатые клирики продолжали существовать в Швеции до начала Реформации. Расхождения между восточной и западной традициями явно сказываются и в Швеции. С 1035 года в течение нескольких лет Швецией правил король Эдмунд. О его правлении мало известно, однако он все же оставил по себе след в истории развития страны. При его дворе был епископ по имени Осмунд. Адам Бременский называет его episcopus ace-phalus («епископ без главы»). Есть предположение, что Осмунд, англичанин по происхождению, был хиротонисан во епископа в Восточной Европе. В таком случае наименование его «епископом без главы» означало бы, что он являлся православным епископом, получившим хиротонию, не утвержденную Главой Римской Церкви. Очевидно, это могло быть одним из проявлений начинавшегося разделения Церквей. Упоминавшийся ранее Церковный Собор 1248 года в Шеннинге свидетельствует о присоединении Шведской Церкви к западному сообществу Церквей. Однако отпечаток православной духовности сохранился в шведском христианстве до наших дней. Официально с 1248 года вся Швеция стала католической, за исключением острова Готланд и ганзейского города Висбю. Остров Готланд был в то время центральным пунктом торговли западных стран с Новгородом. В свою очеоедь, Новгород являлся выдающимся средоточием русской экономики, политики и духовной культуры. Уже в XIII веке у новгородских купцов был на Готланде свой торговый двор и храм. В Висбю, неподалеку от центральной площади, археологами обнаружены руины русской церкви. В своей работе о связях между Ганзой и Новгородом М. Бережков приводит следующую выдержку из документа, находящегося, по его словам, в Упсале: «In Wisbya sicut gentes aliae ita Russi quoque templum habuere publicum do-mumque convehendis ac permutandis mercibus proprium» («В Висбии также люди иные, как-то русские, имеющие общественный храм и дом для хранения своего товара и торговли им») 10. В 1262 году святой князь Александр Невский заключил мирный договор с готланд-цами и немцами, в котором, в частности, говорилось: «Новгородцы должны без препятствия, согласно прежнему миру, жить в своих прежних прибежищах на Готландском берегу». Все это свидетельствует, что у русских купцов было на Готланде в то время, по крайней мере, два храма: один—в Висбю, другой — на восточном побережье острова. Во многих храмах острова обнаружены росписи с изображениями русских святых, что свидетельствует о православном влиянии на Готланде. Наиболее известной является роспись в храме в Гарда, расположенном на восточном побережье. На фреске изображены два князя-мученика, как предполагают, святые Борис и Глеб. Если это действительно так, то, возможно, что именно эта церковь принадлежала новгородским купцам на восточном побережье Готланда. Готланд и город Висбю были в те времена торговым центром всей Балтики. Важнейшей предпосылкой для процветания торговли был мир на побережье Балтийского моря, но он был нарушен в 1361 году датским королем Вальдемаром Аттердагом и шведским королем Магнусом Эрикссоном. Вальдемар Аттердаг к концу лета 1361 года обрушился на Готланд и в скором времени захватил его. Это подорвало позиции Готланда как центра мирной торговли. В дальнейшем ее развитие пошло другими, более безопасными путями. Готланд же на многие годы становится главным опорным пунктом «фета-лиебрёдер» — пиратов, опустошавших балтийское побережье. Таким образом были прерваны 'И связи с Новгородом. Исчезла еще одна из немногих нитей, продолжавших соединять в Европе западную и восточную традиции. Только спустя двести лет после этих собы< тий Швеция вновь 'вступает в контакт с Православной Церковью. ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ В XV веке западный христианский мир переживал период религиозных противоречий, истоки которых восходят в значительной мере к притязаниям римских епископов на власть и в мирской области. Идеология Возрождения, объявив средоточием всего существующего человека, дала политической власти подходящее оружие для решения вопроса о взаимоотношениях между духовной я светской властью. Лютер, Кальвин и Цвингли богословски обосновали борьбу феодальных властителей против светских притязаний Рима. Сторонники Реформации опирались на поддержку растущего среднего класса в городах с развитой торговлей. Реформация в определенной степени была делом секуляризовавшихся немецких князей. Однако она не имела бы успеха, если бы в широких кругах народа не существовало -He-удовлетворенности духовностью, предлагавшейся Римской Церковью. Когда диктат князей и среднего класса наталкивался на духовное противодействие народа, он терпел поражение. Об этом свидетельствует и история Православия в Швеции на протяжении последовавших столетий. Швеция в XVI веке стала лютеранской страной. Но в Швеции Реформация не во всем следовала континентальным образцам. При реформе Шведской Церкви, благодаря усилиям е епископов, удалось многое сохранить из древнего церковного устройства. Так, и после реформы Шведская Церковь сохранила апостольское преемство, многие из прежних церковных чинопоследований. В храмах были оставлены священные иконы. Богослужения совершались клириками в традиционных облачениях. Чинопоследование литургии в значительной степени осталось неизменным, но совершалась она после реформы уже на национальном языке, а не на латинском. Однако реформированная таким образом Церковь оставалась кафолической. Еще раньше реформаторы обращали свои взоры к Православной Церкви. Около 1570 года лютеранские богословы из Тюбингена обратились к Константинопольскому Патриарху с тем, чтобы получить поддержку своим начинаниям. Но переговоры не дали результатов. Богословы Реформации слишком далеко ушли от Апостольского Предания, чтобы Православная Церковь могла признать их учение. Швеция в то время была далекой окраиной западноевропейского мира, и важнейшие принципиальные духовные вопросы Реформации там приобретали местные особенности и, в частности, нашли осуществление благодаря династической поддержке. Движущей силой шведской Реформации был король Густав I Ваза (1523—1560). Своей железной волей и жесткими методами он достиг абсолютной монархии — единства королевства как в политическом, так и в религиозном отношения. Он сделал Шведскую Церковь государственной, зависимой от политической власти. Его внук Густав II Адольф мог поэтому сказать свою знаменитую фразу о «Его Величестве короле Шведском и Церкви Божией, опирающихся друг на друга». Церковная политика Густава I увенчалась успехом. На протяжении XVI века протестантство утвердилось в шведском народе — Швеция стала протестантской не только по форме, но и по содержанию. К концу столетия «переобучение» народа было закончено. Этому духовному перевороту способствовала также династическая борьба сыновей Густава I с иными претендентами. Один из его сыновей, Юхан, в 1562 году вступил в брак с Екатериной Ягеллонской, сестрой польского короля Сигизмунда Августа. От этого брака в 1566 году родился сын Сигизмунд. Благодаря своему происхождению из рода Ягелло, он стал в 1587 году королем Польским, а после кончины своего отца в 1592 году—одновременно и королем Шведским. При этом Сигизмунд был убежденным католиком. Православным верующим он известен как польский король, насаждавший так называемую Брестскую унию. Возможность расширения при нем польского и соответственно римско-католического влияния в Швеции и установления ее зависимости от Польши вызвали в стране сильное противодействие. Во главе оппозиции стал дядя короля герцог Карл. Идеология оппозиции была лютеранской. На сессии риксдага (парламента) в Упсале в 1593 году для Шведской Церкви было принято в неизменной форме Аугсбургское исповедание веры наряду с решением, что отныне в Швеции может совершаться лишь лютеранское богослужение. В соответствии с этим постановлением риксдага в 1600 году король Сигизмунд был объявлен низложенным. На престол вступил герцог Карл. Таким образом между католической Польшей и лютеранской Швецией возник династический конфликт, продолжавшийся потом в течение десятилетий. Для шведских лютеран было важно сохранить кафоличность своей Церкви. Радикальные кальвинисты и цвинглиане едва ли могли быть гарантами этой кафоличности. Единственной Церковью, которая могла ее обеспечить, была Православная Церковь. Поэтому интересно отметить, что Швеция обращается к Русской Церкви за поддержкой в своей борьбе против католической Польши. Как уже говорилось, исповедание тюбингенских богословов не получило признания со стороны Православной Церкви. Швеция и Россия переживали в то время период внутренних усобиц — «Смутное время». Обе страны, кроме того, вели между собой борьбу за владения в Прибалтике и Восточной Финляндии. В Россию вторглась шведская армия под начальствованием де ла Гарди. В 1608 году между шведским командованием и русским военачальником князем Михаилом Скопиным-Шуйским был заключен временный договор о размежевании территории. С. М. Соловьев в своей «Истории России» сообщает, что шведский регент Карл IX вскоре после этого вступил в переговоры с Патриархом Московским ради, по его собственному выражению, «сохранения и соблюдения древней греческой веры». Уже по этому выражению ясно, что шведские лютеране того времени считали Реформацию восстановлением веры и устройства Древней Церкви. Они, очевидно, еще не осознавали, что учение Лютера подразумевает совершенно иное понимание христианства. В связи со всем этим договор, заключенный де ла Гарди 25 июля 1611 года с «новгородскими господами», можно рассматривать в качестве небезынтересной подробности. Согласно этому договору, Новгород должен стремиться к признанию шведского принца Карла Филиппа новгородским князем. Новгородцы, со своей стороны, выдвинули требование, чтобы Карл Филипп в таком случае перешел в православную веру. Шведское правительство не выдвинуло возражений против этого требования. Обращение Карла IX к Патриарху Московскому и планы в отношении шведского принца остались безрезультатными. Однако эти попытки свидетельствуют о тех притязаниях шведского правительства, которые сказались затем и при заключении Столбовского мирного договора между Россией и Швецией в 1617 году. По этому договору русские вынуждены были отказаться от областей, в течение столетий служивших причиной раздора между Россией и Швецией, именно от Восточной Карелии и Ингерманландии. Население этих областей достигало в 1617 году 30 тысяч человек. Этнический состав был достаточно пестрым. Карелы, ижорцы и водь относились к финно-угорским племенам. Кроме того, было довольно много русских, особенно в городах. Население было почти сплошь православным и состояло в ведении Новгородского архиепископа. Новгород продолжал оставаться центром миссионерской деятельности, которая осуществлялась иноками Псково-Печерского монастыря, Коневецкого (Коневского) и Валаамского монастырей на Ладоге, а также подворьями двух последних. Точно неизвестно, сколько храмов было в этих областях в 1617 году. В 1630 году в Карелии было сорок восемь православных храмов. В Ингерманландии в 1693 году их насчитывалось девять. Однако можно предположить, что численность их в 1617 году была выше по сравнению с приве-
Столбовской мир, однако, знаменовал собой отступление от этого принципа. Правда, мирный договор предусматривал, что все монашествующие должны в обязательном порядке покинуть Швецию. Из-за этого Валаамский и Коневецкий монастыри на Ладоге пребывали в запустении на протяжении почти ста лет. Но вместе с тем священники, мещане и крестьяне могли оставаться там, где жили, и продолжать свою деятельность. Это решение должно было свидетельствовать, что Швеция признает в своих пределах нелютеранскую Церковь. В формах мышления того времени это могло означать, что Православная Церковь была как бы признана второй государственной Церковью Швеции. Далее, Столбовской мирный договор давал гарантию, что подданные русской короны будут обладать в стране определенными привилегиями, как торговыми, так и политическими и религиозными. В договоре говорилось, что подданные русского царя получают торговые дворы и храмы в определенных, специалъйо оговоренных городах шведского королевства, а именно: в Стокгольме, Выборге и Ревеле (ныне Таллин). Столбовской мирный договор свидетельствует о различном отношении к православным подданным шведской короны (ставшим таковыми по условиям этого мирного договора) и к русским подданным, прибывавшим в Швецию по торговым делам: последние могли иметь определенные конфессиональные привилегии. Однако в обоих случаях наблюдалось отступление от решений 1593 года, и после Столбовского мира Швеция уже не была в религиозном отношении страной, где царило единообразие. Практически создались две государственные Церкви. Одновременно возникла первая «свободная Церковь» в Швеции, так как православный приход в Стокгольме получил особый статус. Он не приравнивался к православным общинам в Карелии и Ингер-манландии, ибо с самого начала был приходом для русских подданных. Тот факт, что русские купцы в Нарве, с того времени шведские подданные, считали Стокгольм своим духовным домом, не изменял статуса этого прихода как чисто русской общины. |
Ю. А. Пустовойт Политическая элита российского общества: история и современность «Политология»,040201 «Социология», 030602 «Связи с общественностью», 032400 «Реклама», 040101 «Социальная работа» |
Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития» |
||
А. Ю. Шевчук Российский рынок труда: история и современность В условиях трансформации российской экономики остаются актуальными проблемы поиска закономерностей развития и направлений регулирования... |
Список литературы к итоговым рефератам Бауман З. Текучая современность. 2008. Или его же Индивидуализированное общество (выбрать несколько статей). – М., 2002 |
||
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском... Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:... |
||
Рабочая программа по курсу «история» 7 класс Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... |
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени «История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
||
Источник Общественные науки и современность Во-вторых, отдельно рассмотреть ситуацию в ряде посткоммунистических стран, которая недостаточно изучена именно в контексте взаимосвязей... |
Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия... Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |