МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАНПАУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
на заседании МО учителей СЭЦ
Протокол № 1 от 01.09.2013г.
Руководитель МО Н.Е.Фомина
|
Согласовано
02.09.2013г
зам. директора по НМР
Капшук Р.М.
|
Утверждаю
Приказ № 9504.09.2013г
Директор МБОУ ССОШ
___________ А.Д.Попов
|
Рабочая программа
История
10 класс
Учитель истории и обществознания
I категории
Фомина Н.Е.
С.п. Саранпауль
2013-2014гг
Рабочая программа
по курсу «История»
10 класс
Пояснительная записка
Планирование по истории России составлено на основе программы для общеобразовательных школ. М.: Издательство “Просвещение”. 2007-с.13-18
Авторы программы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство “ Просвещение”. 2007-с.62-74
Авторы программы: А. О. Сорока-Цюпа, О. Ю. Стрелова.
Цели и задачи изучения курса истории:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины;
ознакомление учащихся с событиями новейшей истории, фактами, биографиями исторических деятелей, основными процессами развития человеческого общества;
создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;
развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
Включение регионального компонента в образовательный процесс призвано помочь учащимся в контексте Отечественной истории осознать ключевые события истории Кузбасса, определить важнейшие тенденции развития нашего региона, сформировать целостное представление о месте и роли Кузбасса в истории Отечества.
Основными задачами курса являются:
ознакомить учащихся с историей Кузбасса, фактами, биографиями известных людей, основными процессами развития региона;
создать у учащихся представление об исторических источниках, их особенностях, формировать основы их анализа;
развить у учащихся способности к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
формировать у учащихся систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях человечества;
воспитывать гуманизм, патриотизм и уважение к традициям и культуре народов, населяющих Кемеровскую область.
При обучении учащихся в 9 классе используются следующие методы: информационно-поисковой, проблемный, исследовательский.
Приемы: дифференцированный, групповой, самостоятельная работа.
Формы урока: лекция с элементами беседы, семинары, уроки с использованием ИКТ (презентации, видеоуроки), комбинированные уроки.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX- начала XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, считать карту, группировать исторические события
Литература для учителя:
О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Учебник для 9 класса «Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI в.» М.: «Просвещение» 2009г.
«Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI века » Поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, авторы-составители: С.В.Парецкова, И.И.Варакина Волгоград
Творческая Мастерская Учителя «История» 5-11 класса Технологии современного урока Авторы-составители: В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова, Е.А.Вах и др. Волгоград
Н.И.Дорожкина «Современный урок истории» Использование Мультимедийных презентаций 5-11 классы М. «Вако» 2009г.
Данилов А.А, Косулина Л.Г, Брандт М.Ю. «История России XX - начало XXIв. » Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс – Москва. Просвещение, 2009г.
История Кузбасса / Д.В. Арзютов, В.В. Бобров, З.П.Галаганов [и др.] ; под ред. Н.П.
Шуранова. - Кемерово : Кузбасс , «Скиф» 2006. - 359 с. : ил.
Поурочные разработки по истории России. 9 класс. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г.
Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. ХХ - начало XXI века. 9 класс» Симонова Е.В.
КИМы «История России» 9 класс М. «Вако» 2010г.
Творческая Мастерская Учителя «История» 5-11 класса Технологии современного урока Авторы-составители: В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова, Е.А.Вах и др. Волгоград
Н.И.Дорожкина «Современный урок истории» Использование Мультимедийных презентаций 5-11 классы М. «Вако» 2009г.
А.В.Ушаков «Справочник школьника по Отечественной истории XIX – XX веков»
8-9 класс. Москва «Аквариум» 2000г.
Л.Б. Яковер «Справочник по истории Отечества»Творческий центр «Сфера» М. 1998г.
Литература для учащихся:
О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Учебник для 9 класса «Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI в.» М.: «Просвещение» 2007г.
Данилов А.А, Косулина Л.Г, Брандт М.Ю. «История России XX - начало XXIв. » Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс – Москва. Просвещение, 2008г.
2. Е.В. Симонова «История» Типовые тестовые задания 9 класс
Дополнительная литература:
Мировая (всеобщая ) история. Школьный справочник/Составители: А.С.Бабуркин, М.А.Буланакова, Н.В.Новикова Ярославль «Академия развития» 1997г.
Алиева С.К. «Всеобщая история» (в таблицах и схемах) для школьников «Лист» М.2004г.
Л.И.Соловьев «Краеведческие игры» Учебное пособие Кемерово КРИПК и ПРО 2004г.
Уроки Города «Методические разработки» Кемерово 2010г.
Е.Н.Сорокина « Поурочные планы по Истории России, 9 класс; Волгоград 2006г.
И.С. Хромова Тесты «История России. XX век» 9 класс «Дрофа» М. 2002г.
Материалы для учебных проектов 9 класс Москва АСТ « Астрель» 2007г
С.В.Мироненко «История Отечества: люди, идеи, решения» Очерки истории России IX-начало XX века. М.: Политиздат. 1999г
№ п/п
|
Раздел.
Тема
|
Оборудование
|
Способы формирования деятельности
|
ЗУН
|
Д/З
|
Социальные знания
|
Контроль знаний
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
2-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
|
Введение.
Место России в европейской и мировой истории.
Ч.I. Древняя Русь (17 ч.)
Праславяне. Происхождение славян.
Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
Складывание государства у восточных славян в VIII-IX вв.
Русь в конце IX-X вв. Правление первых русских князей.
Реформа управления и налогообложения. Правление Святослава.
Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси.Принятие христианства.
Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого.
Русское общество в XI в.
Время новых усобиц.
Любеческий съезд князей.
Владимир Мономах. Последние годы великой державы.
Обобщающий урок по теме: «Киевская Русь».
Политическая раздробленность Руси.
Галицко-Волынское княжество. Господин Великий Новгород.
Владимиро-Суздальская Русь. Андрей Боголюбский.
Культура Руси X - началаXIII вв.
|
Карта: Восточная Европа в IX в.
Карта: Восточная Европа в IX в.
Таблица: «Первые русские князья»
Карта: «Киевская Русь в IX- нач.XII в.»
Карта: Феод.раздробленность Руси в XII – XIIIвв.
Атласы.
Схема управления в Новг. республике.
Альбом по истории культуры «Слово о полку Игореве»
|
Лекция, работа с атласами
Лекция
Заполнение таблицы
Сообщения уч-ся. Работа с документами «Повесть временных лет». Рефераты
Составление схемы развития госсуд-ва.
Лекция, сообщ-я уч-ся.
Работа со схемой «Русское общество в IXв»
Работа с документами. Сообщения уч-ся «Поучение детям»
Самостоятельная работа учащихся.
Составление схемы-таблицы в тетрадях.
Сообщения учащихся.
Лекция.
Сообщения уч-ся. Работа с документами.
|
Указывать хронологические рамки существования Древнерусского государства. Называть, показывать на карте террит. расселения славян, древнерусские города.
Описывать занятия, образ жизни населения
Объяснять значение понятий.
Сравнивать развитие отдельных русских земель.
Излагать суждения о причинах и последствиях полит.раздробленности, объединения земель вокруг Москвы.
Умение работать с картами.
Знание и умение работать с историческими источниками.
|
Стр. 5-15
§ 2-3
§ 4
§ 5-6
Чтение текста
§ 7
Классификация, моделирование §7.
§8
Работа со справочной литературой §9
§ 10-11
§12
§13
§ 2 – 13
§ 14
§ 15
§ 16
§ 17-18
Умение слушать, выделять главное из сказанного.
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)понимания исторической причины и исторического значения событий и явлений современной жизни;
2)высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
3)объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
Н/ использования знаний об историческом пути и традициях народов россии и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
|
Выучить новые термины. Спросить у родителей о наличии в семье генеалогии.
Выполнить задание на контурной карте.
Ответить на вопросы документа.
Составление характеристики Святослава.
Сравнить политику Святослава и Ярослава Мудрого.
Знание дат, терминов.
Семинарское занятие.
Сам.работа: причины раздробленности Руси. Составить хар-ку А. Боголюбского.
Проверочная работа в форме тестов.
|
|
|
Ч. II. Объединение Руси. Развитие централизованного государства (9 ч.)
|
19
20
21
22
23
24
|
Начало татаро-монгольского вторжения. Вторжение крестоносцев.
Русь во II п. XIII – Iп. XV вв. Татаро-монгольское иго.
Москва-центр объединения русских земель.
Образование единого государства России. Иван III.
Культура и быт в XIV–XVв
Обобщающий урок
|
Карта: «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII»
Карта: «Образование и расширение российскогогос-ва». Альбом по истории культуры. Исторические источники.
|
Самостоятельная работа учащихся.
Работа с картой и атласами.
Составление хар-ки личностей: Чингисхана, Ал. Невского, ЕвпатияКоловрота.
Составление схем «Ледовое побоище», чтение и анализ документов.
|
Приводить оценки: значение Куликовской битвы.
Определять автора, время создания и др.
|
§ 19-20
§ 21
Рецензировать ответы учащихся
§ 22
§ 23
§ 24
§ 14-24
|
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
|
Ответы на вопросы к §.
Знать причины образ.централиз.гос-ва.
Проверочная работа в форме тестов и ответов на вопросы.
|
|
|
25
26
27
|
Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана IVГрозного.
II этап правления ИванаIVГрозного.
Культура и быт конца XV-XVI вв.
|
Карта: «Экономическое развитие России в XVIв.»
Альбом по истории культуры
|
Самост. работа: подведение итогов деят-ти Ивана III по расширению террит. гос-ва.
Работа с документом «Москва-III Рим».
Заполнение таблицы «Расширение террит. гос-ва. при Вас. III и Иване IV»
|
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
|
Умение задавать вопросы на понимание, обобщение.
§ 27
§ 28-29
|
Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ.
Ориентация в выборе профессии.
|
Проверка д/з.
Решение исторических задач: правление Ивана IVГрозного.
|
|
|
Ч. III. Россия в конце XVI-XVII вв. (9 часов)
|
28
29
30
31
32
33
34
35
36
|
Конец династии Рюриковичей. Смутное время (1584-1607 гг.)
II этап Смуты. польско-литовская интервенция.
Правление первых Романовых.
Церковь и гос-во в XVIIв.
Экономическое развитие сословия в России в XVII в.
«Бунташный век»
«Внешняя политика России в XVIIв.»
Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.
Культура и быт России в XVIIв.
Обобщающие уроки по Iчасти курса.
|
Карта: Россия в XVII в.
Портреты «героев» Смутного времени.
Схема: династия Романовых
|
Сообщение уч-ся о памятниках культуры.
Самостоятельная работа уч-ся. Знание таблицы «Причины Смуты»
Сообщение уч-ся о Михаиле Романове, Скопине-Шуйском, Лжедмитрии I и II. Обсуждение документов в учебнике.
Заполнение таблицы «Сословия в России в XVIIв.» «Крестьянская война под руководством Разина »
Знание таблицы «Специализация в России в XVIIв.»
Лекция, сообщения уч-ся, заполнение таблицы.
|
Развивать навыки заполнения таблицы.
Знать: основные причины и события, происходящие в XVIIв.
|
§ 30
§ 31
§ 32
§ 34
§ 35
§ 36-37
§ 38
§39-40
§ 2- 40
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
|
Проверка д/з.
Исторический диктант на знания терминов и исторических личностей.
Выписать основные товары экспорта и импорта.
Семинарское занятие.
|
|
|
Ч. IV. Россия в конце |XVII-XVIII вв. (10 часов)
|
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
|
Начало славных дел Петра I
Внешняя политика Петра I. Северная война (1700- 1721 гг.)
Реформы и личность Петра I
Эпоха дворцовых переворотов
Золотой век Екатерины II.
Внешняя политика России во IIп. XVIIIв.
Хозяйственное развитие России в 18 в.
Народные восстания в России.От Булавина до Пугачева.
Русская церковь в XVIII в.
Русская культура и быт в XVIIIв.
Россия в конце XVII – XVIIIвв. Повторительно-обобщающий урок.
|
Карта: « Россия в XVII-1760г.»
Портреты полководцев и гос-х деятелей.
«Юности честное зерцало» - особенность обыденного поведения.
Карта: «Россия в XVIII в.»
Карта: «Россия в 1760-1800 гг.»
Карта: «Крестьянская война 1773-1775 гг.»
Альбом по истории культуры.
|
Сам.работа.
Лекция
Сообщения уч-ся.
Заполнение таблицы «Основные события Северной войны».
Заполнение таблицы «Дворцовые перевороты»
Хар-ка личности Екатерины II.
Работа с атласами. Характеристика личностей полководцев.
Сам.работа «Сравнить экономическое развитие в XVIIIв. и XVIIв.»
Лекция. Заполнение таблицы «Восстания в XVIIIв.»
Лекция.
Работа уч-ся с тетрадями.
Сообщения уч-ся о выдающихся деятелях культуры.
Лекция.
|
Знать основные реформы проведенные Петром I.
Развивать умения оценивать других людей.
Развивать навыки самостоятельной работы.
Развивать умение обобщать и систематизировать материал.
|
§ 40
§ 41-42
§ 43-44
§ 45
§ 46
§ 47-48
§ 50
§ 51
§ 49
Составление плана, конспектов, тезисов по тексту.
§ 52-53
§ 40-53
|
Высказывать собственные суждения об исторических событиях и исторических личностях.
|
Д/з.
Исторические задачи: Сравнить задачи, стоящие перед Петром Iи их выполнение.
Урок – конференция «Русское военное искусство»
Д/З.
Проверочная работа в форме тестов.
Повторение в форме беседы с уч-ся по вопросам.
|
|
|
Ч. V. Россия в 1пол. XIX века (10 часов)
|
47
48
49
50
51
52
53
54
55
|
Россия в началеXIXв.
Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I (1801 – 1825 гг.)
Отечественная война 1812 г. Загроничные походы русской армии.
Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г.
Восстание декабристов.
Внутренняя политика Николая I, попытка укрепить империю 1825-1855
Общественная жизнь России при Николае I.
Крымская война (1853 - 1856гг.)
«Золотой век» русской культуры.
|
Карта: Российская империя вI п. XIX в.
Портреты деятелей эпохи.
Карты учебника и атласа.
Портреты героев Отечественной войны 1812 г.
Портреты декабристов. Схема выступления на Сенатской площади.
Портреты деятелей эпохи.
Карты: «Российская империя во II п. XIXв.»
Портреты деятелей эпохи.
Карта атласа и учебника.
Альбом по истории культуры.
|
Заполнение таблицы«Сословия в России»
Лекция.
Работа с атласами.
Лекция.
Заполнение таблицы: Реформы I периода Александра I.
Сообщения уч-ся о личностях Павла I, Александра I
Сперанского М.М.
Строгонова М.А. и др.
Лекция. Сам.работа уч-ся. со схемой, картой.
Сообщения уч-ся о героях войны.
Рассказ, беседа, сообщение уч-ся. Составление таблицы ««Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Н. Муравьева».
Таблица «Взгляды западников и славянофилов»
Лекция..
Сообщения о подвигах защитниковСевастополя.
Лекция.
Мини сообщения уч-ся о деятелях культуры.
1.Фронтальный опрос.
2. письменная проверочная работа.
|
Умение работать с картами.
Развивать навыки определения и объяснения понятий.
Развивать умение оценивать других людей и как ***** через категории гуманности.
Учится анализировать, выделять главное.
Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное.
Развивать умение оценивать других людей и деятельность человека.
Развить навыки обобщения и систематизировании материала.
Развивать навыки установления причин следственной связи.
Развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему
|
§ 54
§ 55
§ 56-57
Умение записывать под диктовку.
§ 58
§ 58
§ 59-60
§ 61
§ 62
§64-65
Правильно оформлять работу.
§ 54-65
|
Подготовка к сдаче экзаменов.
|
Проверка д/з
Проверочная работа в форме тестов.
Проверка д/з
Проверочная работа в форме тестов.
Проверка д/з
Проверка д/з
|
|
|
Ч. VI. Россия во II половине XIX века. (14 часов)
|
57
58
59
60
61
62
63
65
66
67
68
69
70
|
На кануне отмены крепостного права.
Отмена крепостного права в России.
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.
Либеральные реформы 60-70 х г.г.
Промышленность и транспорт в пореформенной России.
Сельское хозяйство после отмены крепостного права.
Общественное движение 60-70 х г.гXIXв.
Внешняя политика в 60 – 70 е г.г XIX в.
Русско – турецкая война 1877-1878г.
Оживление оппозиционных движений.
После русско – турецкой войны 1877 – 1878 г.г.
Россия в конце XIXвека.
Промышленный подъем 90 х г.г. Достижения и просчеты.
Россия в первые годы правления Николая II
Культура России во II половине XIX в.
Русская православная церковь во II половинеXIX в.
Россия во II половине XIX в.Обобщающий урок.
Россия в VII – XIX веках.
|
Карта «Российская империя во II половине XIXв.»
Основные положения «Манифеста»
Портреты деятелей эпохи.
Документы.
Портретная галерея.
Альбом по истории культуры.
|
Сообщение уч-ся о личности Александра I.
Лекция.
Сам.работа уч-ся.
Запоминание таблицы «Содержания реформы 1861г.»
Лекция. Запоминание таблицы.
Работа в парах с документами.
Работа с документами.
Лекция.
Заполнение таблицы «Течение рев-го народничества»
Сам.работа
Сообщения уч-ся.
Лекция.
Лекция, мини сообщения уч-ся о памятниках культуры.
Лекция.
|
Умение учеников выступать с устными сообщениями.
Навыки анализа локументов, определять и объяснять понятия; обобщать материал ,выделять главное.
Умение строить аналогии, ставить и разрешать проблемы. Навыки использования литературных произведений в качестве исторических источников.
Развивать умение определять главное, определять и объяснять понятия.
Рассказывать прочитанный материал.
Развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы.
Развивать умение анализировать, обобщать материал, определять и объяснять понятия.
Развивать навыки сам работы, подбора материала на заданную тему.
Развивать умения обобщать и систематизировать материал.
|
§ 67-68
Работа с дополнительной литературой.
§9
§70
§71
§72
§ 73
§74-75
§ 76
§ 77
§ 78
§ 79
§ 80-82
§ 83
§ 67-83
§ 2-83
|
Формирование опыта и применение полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Использование знаний об историческом пути и традиции народов России и мира в общение с людьми другой национальной и культурной принадлежности.
Подготовка и сдача экзаменов.
|
Проверка знания в форме исторического «Домино»
Исторический диктант (термины, даты, личности.)
Проверка д/з.
Составить конспект.
Повторение в форме тестов.
Семинарские занятия.
|
|
|
|