Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования




Скачать 438.76 Kb.
НазваниеОб утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования
страница1/4
Дата публикации10.05.2014
Размер438.76 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 января 2012 г. № 3

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования

На основании части второй пункта 9 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Министр

С.А.Маскевич



СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель
Министра финансов
Республики Беларусь

В.В.Амарин

03.01.2012

СОГЛАСОВАНО

Министр информации
Республики Беларусь

О.В.Пролесковский

24.06.2011





СОГЛАСОВАНО

Министр культуры
Республики Беларусь

П.П.Латушко

15.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя
Брестского областного
исполнительного комитета

М.И.Юхимук

17.06.2011





СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

А.Н.Косинец

16.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

17.06.2011





СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

15.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

17.06.2011





СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

П.М.Рудник

20.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

20.06.2011






УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

06.01.2012 № 3

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок подготовки и выпуска учебных изданий, а также их использования в образовательном процессе учреждениями образования при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, специального образования, в том числе иными организациями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования).

2. К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания – издания, содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, в порядке, определенном частью второй пункта 9 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

К видам учебных изданий относятся:

учебник – учебное издание (печатное и электронное), содержащее систематизированное изложение учебного предмета (учебной дисциплины), части учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области, темы учебного предмета (учебной дисциплины), соответствующее учебной программе;

учебное пособие (в том числе изготовленное на основе рельефно-точечной системы Брайля) – учебное издание (печатное и электронное), частично (полностью) заменяющее или дополняющее учебник;

учебно-методическое пособие – учебное издание (печатное и электронное), содержащее материалы по методике преподавания и (или) изучения учебного предмета (учебной дисциплины), раздела, части учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области, а также по методике обучения и воспитания;

учебное наглядное пособие – учебное изобразительное издание (с пояснительным текстом или без него) (печатное и электронное), содержащее материалы, представленные в наглядной форме, в помощь изучению, преподаванию, воспитанию;

пособие – учебное издание (печатное и электронное), предназначенное в помощь практической деятельности или в помощь овладению учебным предметом (учебной дисциплиной), образовательной областью;

практикум – учебное издание (печатное и электронное), содержащее практические задания, задачи и упражнения, способствующие усвоению и закреплению пройденного учебного материала и проверке знаний, умений и навыков;

рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующее самостоятельной работе обучающегося по освоению учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области или обеспечивающее работу обучающегося по освоению учебных предметов (учебных дисциплин), образовательных областей под руководством педагогического работника;

хрестоматия – учебное издание (печатное и электронное), содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области.

3. В настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины и их определения:

автор (авторский коллектив) – физическое лицо или группа лиц, творческим трудом которых создано произведение, являющееся объектом авторского права;

авторская справка о доработке – документ, в котором аргументированно обосновывается согласие (либо несогласие) автора (авторского коллектива) с замечаниями рецензентов, с описанием исправлений и дополнений согласно полученным замечаниям;

авторский оригинал учебного издания (далее – авторский оригинал) – произведение (текстовый и (или) изобразительный материал), созданное автором (авторским коллективом) и представленное для рецензирования, рекомендации к выпуску в качестве определенного вида учебного издания с соответствующим грифом;

адаптированный оригинал учебного издания (для издания на основе рельефно-точечной системы Брайля) – плоскопечатный вариант текстового и (или) изобразительного материала учебного издания, представленный для рецензирования, рекомендуемый к выпуску в качестве определенного вида учебного издания с соответствующим грифом;

адаптированное учебное издание – учебное издание, содержание которого приспособлено к возможным способам его восприятия обучающимися с нарушениями зрения путем особого текстового редактирования, создания рельефно-графического оформления с учетом сенсорно-познавательных возможностей обучающихся;

выпуск учебных изданий – выход учебных изданий из печати (опубликование, запись на электронный носитель);

гриф – надпись, содержащая информацию об утверждении, допуске или рекомендации учебного издания в качестве соответствующего вида учебного издания, размещаемая на титульном листе экземпляра учебного издания после его заглавия (или над ним);

заказ на учебные издания – предварительная потребность учреждений образования в учебных изданиях;

издательский оригинал – текстовой оригинал, прошедший редакционно-издательскую обработку;

мастер-диск электронного учебного издания – диск с записанной на него информацией, предназначенный для размножения (тиражирования);

оригинал-макет учебного издания – издательский оригинал, представляющий собой точный макет будущего учебного издания, подписанный в печать и передаваемый на полиграфическое предприятие или предприятие по тиражированию на машиночитаемых носителях;

план выпуска учебных изданий (далее – планы выпуска) – документ, содержащий информацию о наименованиях учебных изданий, языках издания, объемах, тиражах, предварительной стоимости одного экземпляра, предварительной стоимости тиража, размере средств, необходимых для финансирования выпуска учебных изданий;

подготовка учебных изданий – планирование выпуска, подготовка авторами (авторскими коллективами) авторских оригиналов, рецензирование авторских оригиналов, рекомендация их к выпуску с присвоением соответствующего грифа, размещение авторских оригиналов в издательских организациях;

подготовка к выпуску учебных изданий – процесс редакционно-издательской обработки авторских оригиналов, подготовки оригинал-макетов, осуществления процедуры подтверждения присвоенного грифа, размещения одобренных оригинал-макетов на полиграфических предприятиях;

рецензент – специалист или коллектив специалистов, осуществляющие рецензирование авторского оригинала учебного издания;

рецензирование – процесс анализа авторского оригинала учебного издания для оценки соответствия его содержания требованиям, предъявляемым к учебным изданиям, способствующий повышению качества учебных изданий для дальнейшего утверждения, допуска или рекомендации учебного издания к опубликованию;

рецензия – документ, содержащий анализ и аргументированную оценку авторского оригинала, на основании которого производится его доработка и принимается решение о рекомендации издания к использованию в образовательном процессе в учреждениях образования;

читательский адрес – один из основных признаков издания, по которому выделяются виды изданий для определенных групп читателей (по возрасту, роду занятий), влияющий на содержание издания;

экспертиза – процесс анализа технического и дизайн-эргономического решения, дидактической, методической, педагогической ценности представленного учебного издания (в том числе электронного), анализа сопутствующей документации, завершающийся заключением о возможности или невозможности присвоения соответствующего грифа.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ


4. Планирование выпуска учебных изданий включает:

изучение потребностей учреждений образования в учебных изданиях;

сбор, анализ заказов и формирование тиражей на учебные издания;

составление планов выпуска;

согласование и утверждение планов выпуска Министерством образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования).

5. Изучение потребностей учреждений образования в учебных изданиях проводят:

5.1. управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (далее – рай(гор)исполкомы), отделы образования районов в городах областного подчинения (управления образования администраций районов в городе Минске), которые организуют сбор заказов на учебные издания от всех учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, находящиеся на территории района (города), района в городе независимо от их подчиненности, анализируют, уточняют и направляют сформированную общую потребность соответствующего района в учебных изданиях в управления образования облисполкомов и комитет по образованию Минского горисполкома по подчиненности;

5.2. управления образования облисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома), которые осуществляют сбор, анализ и уточнение заказов на учебные издания, подготовленных отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, отделами образования районов в городах областного подчинения (управлениями образования администраций районов в г. Минске), и направляют в Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования) общий заказ на учебные издания для соответствующей области (г. Минска), если в настоящей Инструкции не установлено иное.

Заказы на учебные издания оформляются управлениями образования облисполкомов (комитетом по образованию Минского горисполкома) на бланке заказа учебных изданий по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

5.3. Национальный институт образования, который анализирует заказы на учебные издания для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, представленные управлениями образования облисполкомов (комитетом по образованию Минского горисполкома), определяет общие заказы на учебные издания, составляет планы выпуска;

5.4. учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – Республиканский институт профессионального образования), которое осуществляет сбор заказов на учебные издания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального образования, составляет планы выпуска;

5.5. государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – Республиканский институт высшей школы), которое осуществляет сбор заказов на учебные издания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы высшего образования, составляет планы выпуска;

5.6. государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия последипломного образования), которое осуществляет сбор заказов на учебные издания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, составляет планы выпуска.

6. Заказы на учебные издания для использования в образовательном процессе учреждениями образования, реализующими образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, осуществляются в процентных соотношениях к планируемому контингенту обучающихся и составляют:

сто восемь процентов – на учебники, учебные пособия, которые используются в образовательном процессе на ступенях общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляющих обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования;

сто десять процентов – на учебники, учебные пособия, которые используются в образовательном процессе в учреждениях специального образования;

сто один процент – на рабочие тетради, которые используются в образовательном процессе в первом классе учреждений общего среднего образования, в первом, втором классах учреждений специального образования.

Рабочие тетради, которые используются в образовательном процессе в первых классах учреждений общего среднего образования, заказываются на один год, в первых, вторых классах учреждений специального образования, – на пять лет.

Заказ на учебные пособия, рабочие тетради, которые используются в образовательном процессе на уровне дошкольного образования, осуществляется ежегодно с учетом планируемого контингента воспитанников и составляет сто процентов.

7. Заказ на учебные издания, выдаваемые на кабинеты для работы в классе в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Допризывная и медицинская подготовка», «Математика», «Физика», «Химия», осуществляется из расчета:

одно учебное издание на двух обучающихся для учреждений образования, расположенных в сельских населенных пунктах;

двадцать пять учебных изданий на учреждения образования, расположенные в городах.

8. Заказ на учебно-методические пособия, пособия, учебные наглядные пособия и иные виды учебных изданий, адресованные педагогическим работникам для организации ими образовательного процесса при освоении воспитанниками и учащимися содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, осуществляется из расчета не менее одного учебного издания на каждое учреждение образования.

9. Заказ на учебные издания, которые используются в образовательном процессе, формируется:

для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего, специального образования, дополнительно к количеству учебных изданий, которые заказываются в соответствии с частью первой и второй пункта 6 настоящей Инструкции, из расчета одно учебное издание на педагогического работника вышеперечисленных учреждений образования;

для учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального, высшего образования, при подготовке специалистов по профилям образования «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное обучение», из расчета одно учебное издание на десять обучающихся;

для учреждений образования, реализующих такие образовательные программы дополнительного образования взрослых, как программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование по профилям образования «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное обучение», из расчета два учебных издания на учреждение образования.

10. Заказ на учебные издания для использования в образовательном процессе учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического, среднего специального образования, формируется по каждому подлежащему изучению в предстоящем году учебному предмету (учебной дисциплине) профессионального компонента из расчета не менее одного учебника (учебного пособия) на пять учащихся в очной и на каждого учащегося в заочной форме получения образования.

11. Формирование заказа на электронные учебные издания, которые используются в образовательном процессе учреждений образования, осуществляется в зависимости от читательского адреса: для обучающихся – в соответствии с пунктами 9, 10 настоящей Инструкции, для педагогических работников – из расчета одно учебное издание на каждое учреждение образования.

12. Для обеспечения образовательного процесса по отдельным учебным предметам учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего, специального образования, комплектуются хрестоматиями, которые заказываются из расчета одно издание:

на трех обучающихся – при изучении произведений на уроках;

на пять-шесть обучающихся – для внеклассного чтения;

на десять обучающихся – при изучении произведений на факультативных занятиях.

13. Заказы на учебные издания формируются с учетом сроков использования учебных изданий.

14. Сроки использования учебных изданий составляют:

14.1. в учреждениях образования при реализации образовательных программ общего среднего, специального образования:

14.1.1. учебников и учебных пособий:

четыре и более раза используемых в учебную неделю, – четыре года;

два-три раза используемых в учебную неделю, – пять лет;

один (полтора) раз (раза) используемых в учебную неделю, – шесть лет;

букваря – три года;

учебников и учебных пособий, выдаваемых на кабинет для работы в классе (класс-комплект), – семь лет;

учебников и учебных пособий, изготовленных на основе рельефно-точечной системы Брайля, – по срокам действия учебных программ, в соответствии с которыми они разработаны, но не менее пяти лет;

14.1.2. хрестоматий, учебно-методических пособий, учебных наглядных пособий, пособий, электронных учебных изданий – в соответствии со сроками действия образовательных стандартов общего среднего образования и учебных программ, в соответствии с которыми они разработаны;

14.1.3. рабочих тетрадей, используемых в образовательном процессе в первых классах учреждений общего среднего образования и первых, вторых классах учреждений специального образования, – один год;

14.1.4. учебного пособия «Беларусь – наша Радзiма. Падарунак Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А.Р.Лукашэнкi першакласнiку», используемого в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования, – один год;

14.2. учебных пособий, рабочих тетрадей, используемых в образовательном процессе на уровне дошкольного образования, – один год, учебно-методических пособий, учебных наглядных пособий, пособий – пять лет;

14.3. сроки использования учебных изданий в образовательном процессе на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых при реализации образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), определяются сроком действия соответствующих образовательных стандартов.

По истечении сроков использования учебных изданий может осуществляться их повторный выпуск (с изменениями или без них).

15. В целях формирования и утверждения авторских коллективов, определения средств на осуществление мероприятий по подготовке и выпуску учебных изданий, учитывая общую потребность учреждения образования в учебных изданиях и сроки их использования, которые определены пунктом 14 настоящей Инструкции:

Национальным институтом образования составляются перспективные планы выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, и представляются в Министерство образования для утверждения не позднее чем за два года до года выпуска учебных изданий;

Республиканским институтом профессионального образования составляются на очередной финансовый год предварительные планы выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального образования, и представляются в Министерство образования для согласования до первого апреля года, предшествующего году выпуска;

Республиканским институтом высшей школы составляются предварительные планы выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы высшего образования, и представляются в Министерство образования для согласования до первого апреля года, предшествующего году выпуска;

Академией последипломного образования составляются предварительные планы выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и представляются в Министерство образования для согласования до первого апреля года, предшествующего году выпуска;

Министерством образования утверждаются годовые планы выпуска учебных изданий, которым в установленном порядке присваиваются соответствующие грифы, определенные в пунктах 36–38, 40, 41 настоящей Инструкции, в следующие сроки:

планы выпуска учебников и учебных пособий для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, – не позднее чем за четыре месяца до первого сентября года, предшествующего году выпуска учебных изданий;

планы выпуска иных учебных изданий (за исключением учебников и учебных пособий) для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, – до тридцать первого декабря года, предшествующего году выпуска учебных изданий;

планы выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, – до тридцать первого декабря года, предшествующего году выпуска учебных изданий.

16. Учебные издания, находящиеся в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, учитываются и хранятся отдельно от художественной и отраслевой литературы.

17. Обучающимся учреждений образования, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания по формуляру читателя.

18. Планирование выпуска учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего, специального образования, осуществляется с учетом языка обучения:

для учреждений образования с белорусским языком обучения – на белорусском языке;

для учреждений образования с русским языком обучения – на русском языке;

для учреждений образования с белорусским и русским языками обучения – на одном из государственных языков (белорусском или русском).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconРабочая программа по обж для 7 класса разработана на основании: Приказ...
«Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconИнформация об опытной проверке учебных изданий в 2013/2014 учебном году
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26. 06. 2013 №556 в 2013/2014 учебном году проведена опытная...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconМолодежной политики и спорта орловской области прика з
Об утверждении Инструкции по заполнению бланков ответов и форм бланков ответов участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconОб утверждении учебных программ и программ дополнительного образования
Утвердить принятые на педагогическом совете мбоу сош с. Верхний Ломов (протокол № от 30. 08. 2013 года) учебные программы, планирование,...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconЗаседание Педсовета директор школы
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, приказа Министерства просвещения №167 от 27. 12. 1974...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconУчебных и методических изданий
Муниципальное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconУчебная (образовательная) продукция
Авторам такого вида методической продукции необходимо знать классификацию учебных изданий и порядок присвоения им грифа

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconИнструкция к ведению классного журнала
Правительства Российской Федерации от 23. 12. 2002 №919 с последующими изменениями, Приказом Министерства Просвещения СССР от 27....

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconОбщеобразовательные предметы
Перечень учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования...

Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования iconПриказ 18 мая 2012 г. Бирикээс №01-16/ 2598 г. Якутск Дьокуускай...
В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) №579-зм 49-4 от 19. 06. 2008 г. «Об учебных программах и учебных изданиях для...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции