Скачать 3.63 Mb.
|
Профессор Хасан Камиль Йылмаз ТАСАВВУФ и ТАРИКАТЫ Москва - 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор Айдар Хабибуллин Литературный редактор Сафийа Хабибуллина Перевод осуществлен с оригинала: Prof. Dr. Hasan Kâmil YILMAZ “Anahatlarıyla Tasavvuf ve Tarîkatlar” İstanbul – 2004 Профессор, доктор Хасан Камиль Йылмаз, Тасаввуф и тарикаты. Перевод с турецкого. М.: ООО «Издательская группа «САД», 2007. – 300 стр. 1-е издание. ISBN 978-5-902855-11-8 Сегодня тема Тасаввуфа является лидирующей среди проблем, о которых больше всего говорят, спорят, думают, и о ней больше всего высказывается положительных или отрицательных суждений. Автор на протяжении многих лет преподает предмет «Тасаввуф» студентам богословского факультета Стамбульского Университета и представляет книгу, которая, по его мнению, отвечает потребностям и запросам как студентов и преподавателей богословских факультетов, так и всех интересующихся Тасаввуфом людей. Все права защищены. г. Москва, м. Петровско-Разумовская, ул. Ангарская, 21 Тел: 8 (499) 9066717, 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083 www.sadpress.com - izdatelstvo-sad@yandex.ru Почтовый адрес 125412 г. Москва, а/я 28 © ООО «Издательская группа «САД», 2007 SAD GRAPHICS Тел: 8 (499) 9066717, 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083 izdatelstvo-sad@yandex.ru - http://www.sadpress.com Верстка и обложка: Адем Оздемир ПРЕДИСЛОВИЕ Хвала Всевышнему Господу, благословение Любимому Пророку, его семье, потомкам, сподвижникам. Тасаввуф является частью исламской жизни и нашей культуры. Со времени своего возникновения и доныне он служит объектом постоянного интереса. И сегодня тасаввуф вызывает интерес и является предметом различных споров, как система мировоззрения и как образ жизни и методика воспитания. Хотя с начала двадцатого столетия государственными властями некоторых исламских стран прилагаются усилия, для того чтобы отстранить от участия в общественной жизни “текке” – социальные органы тасаввуфа и “тарикаты” – его образовательные учреждения, интерес народа к этим институтам не уменьшается. Особенно на Западе и в Америке способ обучения посредством “тариката” и образ мышления по тасаввуфу подвергаются пристальному изучению. Очень многие члены тариката, происходящие родом из Северной Африки, находятся в авангарде распространения Ислама в странах Европы, например, в Англии, Франции и Америке. Идеи и произведения таких великих последователей тасаввуфа, как Мавляна, Ибн Араби и Йунус Эмре, продолжают привлекать к себе внимание людей с Запада. Своеобразной ступенью в развитии тасаввуфа явилось то, что на богословских факультетах университетов Турции предмет “Тасаввуф” стал одним из основных разделов знания. Это означает, что тасаввуф начал признаваться и приниматься научными кругами. Это произведение возникло в итоге редактирования лекций, которые я на протяжении многих лет читаю студентам богословского факультета Стамбульского Университета. По мере необходимости, они были местами дополнены, местами сокращены и собраны в книгу, которая могла бы отвечать потребностям и запросам как студентов и преподавателей богословских факультетов, так и всех интересующихся тасаввуфом людей. Этот труд состоит из “Введения” и пяти частей. Во “Введении” приводятся варианты сегодняшнего понимания тасаввуфа и дается краткое понятие о мистицизме. В “Первой части” рассказывается о происхождении и источниках тасаввуфа, его цели и связи с другими науками, дается его описание. Во “Второй части” дается понятие истории тасаввуфа, его предмета и цели. Затем идет подробное изучение истории тасаввуфа с подразделением ее на три исторических периода: зухд, тасаввуф и тарикат. В “Третьей части” приводятся понятия и идеи тасаввуфа с подразделением их на две большие главы, связанные с “тахаллук” и “тахаккук”. В “Четвертой части” рассказывается о наиболее распространенных тарикатах, а также текке и братствах. В “Пятой части” уделено внимание специальным вопросам тасаввуфа. Здесь рассматривается понимание человека через призму идей “вахдат-и вуджуд” (единство в существовании, единство бытия) и “вахдат-и шухуд” (единство восприятия). Также здесь оспариваются мнения относительно таких понятий, как карамат1, сон, “скрытые люди”, обращение к праведникам и связь с ними. Считаю своим долгом выразить благодарность всем коллегам, оказавшим поддержку, одобрение и помощь в работе над этим трудом, и сотрудникам издательства «ENSAR NEŞRİYAT», приложившим усилия для того, чтобы эта книга дошла до читателей. Лишь Всевышний Аллах приводит к успеху. Хасан Камиль Йылмаз Стамбул - 06.02.1994 ВВЕДЕНИЕ А. Современные ВАРИАНТЫ ПОНИМАНИЯ ТАСАВВУФА Сегодня тасаввуф лидирует среди проблем, о которых больше всего говорят, спорят, думают, относительно которых больше всего высказывается положительных или отрицательных суждений. Что же мы знаем по этой теме, о которой столько говорят? Никто из нас: ни народ, ни его выдающиеся деятели, не может сказать, что знаем об этом очень много. К тому же, и мои ученики, и мои друзья на вопрос: “Что такое, по-вашему, тасаввуф?” – давали совершенно противоречивые ответы. По мнению некоторых из них, сущность тасаввуфа составляет набор церемоний, в том числе обряды зикра2 и поклонения Аллаху, осуществляемые в специально отведенных местах, называемых текке, под руководством наставников, именуемых шейхами, в одеждах, называемых хырка и тадж, с помощью специальных инструментов, называемых кудум и нэй; а также включает скрытые состояния, называемые “муракаба” и “рабита”. Согласно другим, тасаввуф – это организация, которая через свои представительства, назваемые тарикатами, направляет людей к одиночеству и отрешенности и отдаляет их, таким образом, от общественной жизни. По мнению третьих, это наука, в отличие от других исламских наук, занимающаяся вопросами кашфа3, карамата, тасарруфа (бережливости), относящимися к миру невидимого, наука, использующая вместо методов наблюдения и умозаключения, принятых в естественных науках и философии, методы интуитивного познания и вдохновения. Некоторые видят в тасаввуфе философскую систему, занимающуюся философскими проблемами, из-за принятых в нем идей “вахдат-и вуджуд” (единство бытия) и “вахдат-и шухуд” (единство восприятия). Согласно еще более распространенной точке зрения, тасаввуф – это нравственно-этическая система, религиозный институт, действующий с целью реализации в человеке чувства “ихсан”4, используя такие средства, как зикр, фикр, риязат,5 борьба со своими недостатками, зухд, дополнительные поклонения (нафиля). Каждая из этих оценок напоминает рассказ о слепых, передаваемый от Платона и Мавляны. Он о том, как слепым привели слона, и каждый из них, ощупывая какую-то отдельную часть его тела, пытался составить суждение обо всем слоне. Их характеристики в отдельности, конечно, неприемлемы для описания слона. Ведь каждый из них описывал не слона целиком, а только его отдельную часть. То же относительно суждений о тасаввуфе, приведенных выше. Каждая из этих оценок по отдельности недостаточна, чтобы получить целостное представление о тасаввуфе и не спутать его ни с чем другим. Но если собрать все эти суждения вместе, возможно, перед нами предстает целостная картина, и мы увидим тасаввуф таким, какой он есть. Это правда, что тасаввуф включает все вышеперечисленные аспекты и создает ради этого свои институты (представительства). Прежде чем приступить к отдельным темам, а именно: что такое тасаввуф, его положения и история происхождения, мы сначала рассмотрим понятие мистицизма, имеющего западное происхождение, которое часто используют синонимично тасаввуфу и которое часто путают с ним. Б. ЧТО ТАКОЕ МИСТИЦИЗМ? Слово “мистицизм” имеет древнегреческое происхождение. В буквальном смысле переводится как “не иметь языка, не разговаривать, сомкнуть губы и глаза”. Как термин, “мистицизм” означает “нравственное совершенствование человека, достижение духовного счастья, постижение человеком своей сущности; метод достижения состояния сознания, когда познается то, что находится выше и за пределами видимого”. Это внутренняя и духовная суть религий. С этой точки зрения, насколько древним является религиозное сознание, настолько же древни мистицизм и духовная жизнь. Как не бывает общества без религии, так же не бывает и религии без духовной жизни, без мистической составляющей. Это истинно как в отношении религий, имеющих божественное происхождение, так и в отношении религий, имеющих человеческое происхождение. Во всех религиях и философских системах мы можем найти подобие духовного ощущения и внутреннего состояния, называемого “мистический опыт”. Все различие во влиянии культурной среды, в которой получил свое развитие мистицизм, и в объяснении духовных состояний. Мистицизм видит нравственное совершенствование человеческого духа в риязате и борьбе с собственными недостатками. Это, в свою очередь, ведет человека к тому, что он осознает свою бренность и заложенную в нем великую истину не разумом, а посредством чувств. В результате он обретает внутреннее счастье и покой. Это невозможно описать, это можно познать только в переживании. В. ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА 1. У каждой мистической системы есть присущая ей система нравственных состояний. Достижение этих нравственных состояний связано с условием очищения нафса6 путем риязата. 2. Непременным результатом риязата, осуществляемого для нравственного самоусовершенствования, является осознание собственной бренности. 3. Познание истины происходит не путем наблюдения и умозаключения, свойственного работе мозга, а через интуитивное познание, ощущение и духовный опыт, присущие душе. 4. Осознание результата жизни в виде кончины с переходом в бесконечное бытие приводит человека в невыразимое состояние удовлетворенности, покоя и мира. 5. Мистический опыт раскрывается при помощи аллегорий и символов. Причина этого кроется в желании скрыть духовные наслаждения, переживаемые мистиками, от людей, не причастных к этим ощущениям. Г. РАЗНИЦА МЕЖДУ ТАСАВВУФОМ И МИСТИЦИЗМОМ Хотя зачастую понятия “мистицизм” и “тасаввуф” смешивают и принимают за одно и то же, между ними существует целый ряд различий. Самые основные из них следующие: 1. В то время как вся практика тасаввуфа целиком направлена на духовное совершенствование человека, в мистицизме присутствуют также пустые и бесполезные наслаждения. 2. В мистицизме страдание и боль являются важными составляющими, а в тасаввуфе они не имеют особого значения. 3. В то время как в тасаввуфе методы воспитания различны в зависимости от особенностей характера личности, в мистицизме нет такого различия и богатства выбора. 4. В тасаввуфе основой духовного совершенствования является усилие самой личности, а в мистицизме – нет. 5. Мистик занимается лишь интуитивным познанием, последователь тасаввуфа занимается не только этим, но и является учеником науки7. 6. В тасаввуфе зикр (поминание Аллаха) и нахождение рядом с шейхом (беседа) являются основой. В мистицизме такая основа отсутствует. 7. Мистицизм ― это операция по установлению власти духа над телом. Тасаввуф – это достижение единения с Всевышним через очищение духа. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАСАВВУФЕ А. ЧТО ТАКОЕ ТАСАВВУФ? Тасаввуф – это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама (саллаллаху алейхи ва саллям), которые выражаются в форме институтов и представительств тасаввуфа, и в этом виде дошли до нашего времени. Под духовным авторитетом подразумеваются образцовые личные качества Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), выраженные в определении “образцовый пример”8. Как известно, Досточтимый Пророк воплотил в своей личности авторитет в политике, науке, духовности и других аспектах человеческой жизни. Тасаввуф представляет собой наивысшую точку, сущность и стержень исламских наук. Та сторона тасаввуфа, которая представляет собой “духовный опыт” получила название “халь - состояние”, это сторона, связанная с наслаждением и удовольствием. По мнению тех, кто понимает тасаввуф в виде нравственности, тасаввуф – это исламская наука, ставящая своей целью духовную зрелость и нравственное совершенство. Потому что это нравственная система, направленная на обустройство внутреннего мира человека и очищение его от дурных качеств. Есть много повелений Досточтимого Пророка, наставляющих к преданности Всевышнему Аллаху, выдвигающих на первый план внутренние духовные чувства в поклонении и поступках, отношениях и поведении. То, что наш Пророк, ожививший в человеке чувство поклонения и служения Господу, отбросивший приверженность к этому миру, причиной достижения любви Всевышнего и людей сделал жизнь, связанную с отречением от мирского, привело к возникновению явления, названного вначале “зухд” (отречение), а позднее ― “тасаввуф”. В хадисе, упоминаемом в книгах хадисов как “Хадис Джибриля”, понятия “ислам, иман и ихсан” перечисляются именно в этой последовательности.9 Это перечисление демонстрирует алгоритм постепенного восхождения к совершенству. Ислам охватывает части тела человека и представлен повторением языком того, что установлено религией. Иман относится к сердцу и представляет собой утверждение и установление веры в душе. К тому же, в следующем аяте Корана объясняется, что иман находится на следующей ступени после ислама: “Бедуины говорят: “мы уверовали”. Скажи им: “Вы еще не уверовали. Скажите лучше: “Мы в исламе”, ведь вера еще не установилась в ваших сердцах”10. Когда понятия “мусульманин” и “му’мин” упоминаются в Коране рядом, вначале идет слово “мусульманин”11. И в этом перечислении прослеживается градация. В хадисе нашего Пророка: “Человек не совершит прелюбодеяние или воровство, будучи му’мином”12 имеется в виду, что когда человек преступает границы запретного, хотя и остается в исламе, но, с точки зрения имана, наносит себе глубокую рану. “Ихсан”, упомянутый в хадисе Джибриля и имеющий значение: “служить Аллаху, словно видишь Его”13, ― это следующая ступень после ислама и имана. Потому что ихсан – это чувство близости к Аллаху и успокоения сердца, для достижения которого му’мины прилагают столько усилий. Раб, достигший ихсана, достиг осознанности в воздержании от запретного и в совершении обязательных для исполнения предписаний, ведь он достиг тайны, выраженной в аяте: “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху”14. Всевышний Аллах в Коране приравнивает му’минов, достигших этого чувства, к “первым”: “В авангарде му’минов - мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину, ансары, принявшие их в Медине и те, кто следует за ними с чувством ихсана. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом”15. Каждое понятие, упомянутое в хадисе Джибриля, стало предметом исследования отдельной науки: ислам стал предметом фикха, иман – акаида и каляма, ихсан стал предметом тасаввуфа. Предписания и запреты исламского законодательства – шариата можно разделить на две большие группы: те, что касаются внешних, видимых действий человека, и те, что относятся к внутренним, невидимым. Из них – намаз, пост, закят, повторение языком калима-и шахадат (формулы веры) и т.п. – это предписания, выполняемые человеком посредством собственного физического, видимого тела, а прелюбодеяние, спиртное, слова неверия – это нарушение запретов, связанных с видимыми поступками и состояниями. Внутренние, связанные с духовной сферой действия, которые ислам считает способом приближения к Господу – это такие духовные предписания, как иман, подтверждение в сердце истин ислама, преданность, терпение, благодарность, довольствование имеющимся, упование на Аллаха. Порицаемые внутренние действия и состояния, препятствующие достижению духовной близости с Господом, тоже связаны с духовной сферой. К ним относятся нетерпеливость, высокомерие, тщеславие от своего служения, служение ради видимости, умаление значения божественных благ. Хотя все эти перечисленные предписания и запреты определены в аятах и хадисах, почему-то мусульмане не проявляют в отношении духовных предписаний и запретов той тщательности и тонкости, какую проявляют в отношении предписаний и запретов, касающихся сферы видимого. Основная причина этого кроется, прежде всего, в том, что та тщательность, которая присуща изучению предписаний, относящихся к науке фикха, не проявляется при обучении по темам, связанных с духовностью и тасаввуфом. |
Ислам Профессор Мухаммад Хамидуллах Москва 2008 г. Перевод Азат Урманов,... Ислам, перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад» 2008. – 304 стр. 1-е издание тираж 000 экз |
Профессор Хасан Камиль Йылмаз Золотая Сильсиля Цепь Преемственности... Золотая Сильсиля. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад» 2009. – 248 стр., 1-е издание, тираж: 000 экз |
||
Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алейхи ва саллям Осман Нури Топбаш... Осман Нури Топбаш. Несравненная личность образец для подражания Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алейхи ва саллям. Перевод с турецкого.... |
Последний Вздох Осман Нури топбаш куда путь держите? Перевод с турецкого... Неужели болезни, чрезвычайные происшествия, беды и опасности, которые подстерегают человека каждое мгновение его жизни и остаются... |
||
Перевод осуществлен с оригинала Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г., 616 стр., 2-е издание. Тираж 500 зкз |
«Знайте, что для друзей Аллаха нет страха, и они не будут печалиться» Кувшин воды, перевод с турецкого. М.: Благотворительный фонд содействия духовному развитию личности «Ихлас», ООО «Издательская группа... |
||
Мистическая Физика Издание на английском языке, 2007 Москва, 2008,... Авторские права © 2007 Живорада Михайловича Славинского. Авторские права сохранены |
Нильс-Горан Ольве Жан Рой Магнус Веттер Издательский дом "Вильяме"... Перевод с английского Э. В. Кондуковой, И. С. Половицы Научный редактор Э. В. Кондукова |
||
Курбан символ покорности Перевод с турецкого. – М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г., 1-е издание. Тираж: 000 экз. – 48 с |
Рамадан Перевод с турецкого. – М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г. 1-е издание. Тираж: 000 экз. – 104 стр |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |