Монография санкт-петербург издательство «Нестор»




НазваниеМонография санкт-петербург издательство «Нестор»
страница1/44
Дата публикации16.05.2014
Размер6.96 Mb.
ТипМонография
literature-edu.ru > История > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ»

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ФИЛОСОФОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ им. ПРОФЕССОРА В.И. СТАРЦЕВА


Э.Ф. АСАДУЛЛИН

ВИРТУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
МОНОГРАФИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Издательство «Нестор»

2009

УДК 141.319.8

ББК 87.2 ISBN 978-5-303-00362-0

А 90
Рецензенты:

научно-методический совет (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Стерлитамакский филиал); кафедра истории Отечества и методики преподавания истории (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой); кафедра психологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой); доктор философских наук, профессор Г.Х. Валеев (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Стерлитамакский филиал); доктор исторических наук, профессор Д.П. Самородов (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой); доктор философских наук, профессор Р.Б. Сабекия (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой); доктор психологических наук, профессор А.Г. Маджуга (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой)
Ответственный редактор – доктор философских наук, профессор Р.А. Нуруллин (Казанский государственный технологический университет)

Асадуллин Э.Ф.

А 90 ВИРТУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ: Монография. – СПб: Нестор, 2009. – 443 с. − ISBN 978-5-303-00362-0

Монография посвящена разработке виртуальной антропологии социально-исторического познания. Ее актуальность обусловлена переходным, кризисным состоянием социально-исторического познания. Новый постнеклассический этап развития науки предъявляет свои требования к научным подходам и, в частности, к историческому подходу. Разработана концептуальная модель истории и социально-исторического-познания в принципах постнеклассического этапа развития науки.

Работа выполнена на базе научно-исследовательской лаборатории виртуалистики Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой.

Предназначена для психологов, философов, историков, преподавателей и студентов высших учебных заведений.


ISBN 978-5-303-00362-0

© Асадуллин Э.Ф., 2009

© Издательство «Нестор», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА 5

ВВЕДЕНИЕ 7

ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ

«ВИРТУАЛЬНОСТЬ» 24

1.1. От виртуальности к виртуалистике 24

1.2. Постнеклассический тип научной рациональности

как теоретическое основание виртуального подхода 43

1.3. История развития виртуального подхода

в отечественной науке 54

1.4. Основные концептуальные положения виртуального

подхода Н.А. Носова 65

1.5. Социально-историческое познание в виртуальном подходе 78

1.5.1. Концептуальные подходы социально-исторического

познания 78

1.5.2. Виртуальный подход в социально-историческом познании 105

ГЛАВА 2. ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ 125

2.1. Виртуальный подход к реконструкции виртуального мира

людей в древности (теоретическая основа) 125

2.2. Виртуальные миры древних египтян и древних греков

в динамике исторического развития (развитие и движение

реальностей соби) 138

2.3. Борьба виртуальных реальностей на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды 148

2.4. Родовая организация общества и ее трансформация 171

2.5. Феномен казачества 178

ГЛАВА 3. ТЕРРОР КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

ФЕНОМЕН В ВИРТУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ 193

3.1. Истоки и природа террора и терроризма 199

3.2. Классификации сфер террора 225

3.3. Психологические аспекты террора и терроризма

в виртуальном подходе 233

3.4. Сходство и различие в характере политического террора

и терроризма Новейшего времени и на рубеже XVIII – XIX веков

в России 248

ГЛАВА 4. ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 260

4.1. Генезис виртуального конфликта 260

4.2. Виртуальный конфликт в социально-исторических процессах 264

4.3. Виртуальный подход в формировании исторического сознания

как вариант разрешения виртуального конфликта в структуре

исторической науки (на примере студентов педвуза) 268

4.4. Виртуальный конфликт в социально исторической

действительности: террор и терроризм 273

4.5. Исторически сложившиеся способы разрешения виртуального

конфликта в социуме (на примере гражданского

неповиновения М. Ганди) 275

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО,

СИСТЕМНОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ 282

5.1. Виртуальный и системный подходы: соотношение

относительно исследуемого объекта 282

5.2. Проблема соотношения виртуального и синергетического

подходов 295

5.3. Синергетический историзм по Л.И. Бородкину 299

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 322

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 335

БИБЛИОГРАФИЯ 376

ПРИЛОЖЕНИЯ 421

ИЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ ВИРТУАЛИСТИКИ СГПА

им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ 443

Щелкунову Михаилу Дмитриевичу

с благодарностью посвящаю

ОТ АВТОРА
Моя работа по данной проблеме началась в студенческую пору, когда в начале второго курса (2000 г.), я занимался проблемой методов в исторической психологии. Приблизительно в то же время я стал интересоваться самим виртуальным подходом, с которым был знаком только в рамках виртуальной психологии. Проработав труды Лаборатории виртуалистики ИЧ РАН за десять лет, я окончательно сформировал мнение о том, что сейчас новые наибольшие результаты в исторической науке можно получить в полионтичной парадигме виртуального подхода. В это время и началась работа под руководством профессора Николая Александровича Носова.

Постепенно пришло осознание, что для получения твердых результатов и полной картины исторической действительности необходимо разработать концепцию виртуального подхода в истории. Построенная модель была отражена в монграфии «Виртуальный подход в истории».

В дальнейшем стало очевидно, что в ядре концепции, наряду с принципом историзма, принципом полионтизма, заложен стержневой, антропологический принцип, согласно которому в центре концепции находится человек, а эволюция социума есть эволюция одного сложно устроенного человека. В результате этого в ядре концептуальной модели оказалось значительное количество категорий виртуальной психологии и стало ясно, что удаление психологизма не только невозможно, но и некорректно. Мера психологизма в концепции виртуальной антропологии социально-исторического познания определена именно антропологическим принципом.

Трехлетняя практика преподавания данного подхода в виде спецкурсов на историческом факультете СГПА им. Зайнаб Биишевой показала актуальность данной проблемы, и значительный интерес со стороны студентов, что послужило причиной издания учебного пособия «Виртуальный подход к истории».

Моя работа под руководством Николая Александровича продолжалась почти два года и прервалась с его трагической смертью в январе 2002 года. Позже, еще в течение целого года, текст моей первой монографии «Виртуальный подход в истории» дорабатывался и в 2003 году был издан в центре виртуалистики института человека РАН.

В 2004 году разработка данной проблемы эволюционировала в «Виртуальный подход в социально-историческом познании» в рамках кандидатской диссертации. В 2007 году диссертация была защищена в КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «09.00.11 – Социальная философия» под руководством профессора Щелкунова М.Д.

В дальнейшем в русле этой проблемы вместе с коллективом авторов лаборатории виртуалистики СГПА им. Зайнаб Биишевой, были написаны и опубликованы монография «Теория и практика историко-психологического познания в контексте виртуального подхода», учебник «История психологии: виртуальный подход», и предлагаемый к вниманию читателя труд: «Виртуальная антропология социально-исторического познания».

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помог мне в работе над этой книгой. Прежде всего, я благодарю профессора Носова Николая Александровича. Его помощь на самом начальном этапе была колоссальной. Я благодарен Носовой Татьяне Владимировне за ее поддержку. Неоценимую помощь оказал профессор Аболин Лев Михайлович, мой научный руководитель профессор Щелкунов Михаил Дмитриевич, оппоненты Нуруллин Рафаиль Асгатович, Бессонова Людмила Александровна. Большую поддержку оказали профессора Самородов Д.П., Иванов В.А. и Маджуга А.Г.

В заключение я хотел бы обратиться к читателям с просьбой присылать свои отзывы и комментарии по адресу: london-2@mail.ru
Э.Ф. Асадуллин

Стерлитамак, май 2009 г.

ВВЕДЕНИЕ
Если наш современник хочет понять другую эпоху, он должен осознать, что за прошедшее время условия жизни и менталитет людей. – а может быть, и сама человеческая природа – существенно изменились.

Джон Тош. Стремление к истине.
В настоящее время в области социально-исторического познания есть много аспектов, которые недостаточно представлены как в работах философов-методологов, так и историков-практиков. Серьезные пробелы не дают до конца понять самого главного в социально-историческом познании – человека, как ее творца. В этой работе к анализу фактического материала исторической науки мы применяем виртуальный подход.

Применение виртуального подхода с его полионтичной парадигмой в исторической науке, на наш взгляд, дает широкие возможности для исследования некоторых, ранее недоступных для исторического осмысления, гуманитарных аспектов, как отдельных исторических событий, так и всего исторического процесса в целом.

Основатель виртуального подхода Николай Александрович Носов дал следующее его определение: «Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход применимый в любой научной дисциплине» (Н.А. Носов. 2000).

Причиной нашего обращения к виртуальному подходу послужила недостаточность результатов большинства применяемых на данный момент в исторической науке моноонтичных подходов и разнородность ее методологической базы.

Существенные искажения возникают в результате теоретической узости современных исторических подходов – как формационного, так и цивилизационного. На наш взгляд, в центре исторического исследования должен стоять сам человек или человеческое общество во всей полноте всех сфер его бытия.

Степень разработанности проблемы. В конце XX века в обиход прочно вошел термин «виртуальная реальность», отражающий одно из самых значимых явлений нового столетия. Первоначально никак не концептуализированное понятие, чаще всего употребляемое как метафора, использовалось в самых разных смысловых значениях. Понятие «виртуальная реальность» стало употребляться приблизительно с начала девяностых годов прошлого века. Наиболее активно исследования в этой области с 1984 года вел Н.А. Носов – заведующий центром виртуалистики ИЧ РАН. В рамках центра виртуалистики велось абсолютное большинство исследований в России в данной области.

Основное содержание виртуальной философии изложено в трудах Н.А. Носова, О. И. Генисаретского, В.И.Фалько, Р.А.Нуруллина, Ф.И. Гиренок, М. В. Шугурова, С. А. Борчикова, Э.Ф. Асадуллина, О.И. Елховой, Г.П. Менчикова, а так же О.А. Анисимова. Содержание виртуальной психологии отражено в трудах Н.А. Носова, Т.В. Носовой, С.Х. Асадуллиной, Э.Ф.Асадуллина, А.Г. Маджуги. Виртуальной медицины – Н.А. Носова, Г.П. Юрьева, Н.А.Юрьевой, А.Н. Михайлова, М.А. Пронина, Ю.Т. Яценко. Разработкой концепции виртуального актерского искусства занимается И.И. Силантьева, В.Ф. Жданов Ю.Г. Клименко Т.В. Смирнова. Виртуальную антропологию разрабатывает Я.В. Чеснов. Разработкой концепции виртуального подхода в истории занимается Э.Ф. Асадуллин. Виртуальную сущность игромоделирования раскрывает О.И. Анисимов. В области практической виртуалистики – аретеи – работают более половины вышеперечисленных авторов. Все эти работы написаны в рамках полионтичной парадигмы виртуального подхода Н.А. Носова, определенных общим мировоззрением обозначенным как виртуалистика.

Иное понимание идеи виртуальности в исследованиях, проводимых вне центра виртуалистики, разрабатывается в трудах В.Д. Иванова, И.Г. Корсунцева, М.Ю. Опенкова, С.С. Хогужего Р.А. Нуруллина.

На данный момент в отечественной философии существуют три направления развития идеи виртуальности. Первое понимание виртуальности, разрабатываемое в трудах Н.А. Носова и его центра виртуалистики, базирующееся на полионтичной парадигме. Второе направление, большинство авторов которого остались в рамках моноонтичной парадигмы, понимает виртуальность как возможное, потенциальное, умозрительное замещение реальных объектов их образами – симуляциями и т.д. Третье направление особенно характерно для трудов иностранных авторов – «киберспейс», понимающих виртуальность как киберпространство, существующее как продукт компьютерной индустрии.

Методологическая база исследования. В качестве научного подхода, который применяется к социально историческому познанию, мы используем виртуальный подход. Существо виртуального подхода выражается в эпистемологических принципах, то есть установках, организующих направление и характер исследования.

В качестве такового в настоящей работе использован принцип исследования множества различных, несводимых друг к другу реальностей людей прошлого, рассматриваемых как история развития одного сложно устроенного человека. В этой работе был применен антропологический принцип, а также повсеместно реализован принципполионтизма и историзма (См. рис.1).



Рис.1. Базовые принципы виртуального подхода в социально-историческом познании
Виртуальный подход к истории (социально-историческом познании) и его методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследовательским методом виртуального подхода в социально-историческом познании, как форме организации определенного способа познания, является исследование коллективных и индивидуальных реальностей людей (человека) прошлого изнутри каждой конкретной реальности и снаружи. Рассматривать все события и протекающие процессы следует с двух точек зрения: изнутри их реальности с точки зрения человека (группы людей) того времени и снаружи каждой конкретной реальности, рассматривая всю совокупность реальностей отдельного человека и общества в их развитии, движении, и динамике взаимодействия. Если рассмотрение изнутри реальности предполагает ее реконструкцию (получение информации о том, как думали и поступали люди в прошлом), то рассмотрение снаружи каждой конкретной реальности предполагает анализ, с целью выяснения причин, закономерностей развития и интерпретацию исторических процессов и событий под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможность реконструкции и рассмотрения исторического процесса с этих двух точек зрения сразу в едином подходе позволяет составить наиболее полную картину происходившего, выявляя причины и закономерности исторического развития в единой логике не только конкретных исторических событий, но и развития человека и общества в динамике филогенеза.

Рассмотрение изнутри каждой конкретной реальности, предполагая реконструкцию ее специфических законов существования, а, следовательно, соответствующую реальности логику поступков людей, позволяет объяснить причины и последствия тех или иных их действий, объяснить то, как они их видели и понимали. Логика поступков людей зависит от специфических законов существования текущей доминирующей в их соби реальности, развернутой в виртуальный мир. Исследовательская позиция снаружи позволяет рассмотреть множество реальностей сразу, увидеть рождение, развитие, движение различных реальностей, как они разворачиваются и сворачиваются в индивидуальных и коллективных собях социальных, этнических и родовых групп людей.

В свою очередь, метод виртуального подхода в социально-историческом познании конкретизируется в конкретных исследовательских методиках. Некоторые из них, будучи созданными в рамках моноонтичной парадигмы, выступили в качестве исходной базы для создания методики реконструкции в рамках виртуального подхода. Так, в качестве одной из исследовательских методик виртуального подхода в истории, позволяющих реконструировать каждую реальность «изнутри», мы применили теорию иерархии логических уровней, разработанную английским философом Бертраном Расселом (См. рис.2).

Актуальность нашего исследования. Рассмотрение истории человечества с точки зрения развития производительных сил – реальности телесности, как в формационном подходе или развития культуры – реальности сознания, как в цивилизационном подходе, очень важно и нужно, но выдавать часть человеческого бытия за все бытие, за хоть сколько-нибудь полную историю жизни (бытия) людей никак нельзя. С точки зрения виртуального подхода человеческое бытие протекает на пяти уровнях (в пяти реальностях): реальности телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека, описанных Н.А. Носовым (449, с.73-96), и только полионтичная парадигма позволяет рассматривать их все в совокупности и каждую в отдельности, не позволяя ни опустить, ни преувеличить значение какой-либо из них в общем ходе исторических процессов. Любой исторический подход, базирующийся на моноонтичной парадигме, может рассматривать историю только изнутри, с точки зрения одной реальности и только в ее внутренней логике, внутренних причин и факторов, влияющих на исторические события. Поэтому чаще всего просто не учитывает, либо приуменьшает значение всех остальных факторов и процессов, относящихся к другим реальностям, протекающих во внутренней логике законов существования других реальностей внешних по отношению к этой конкретной реальности. В результате этого смысл и в целом интерпретация исторических событий искажается, теряя логику.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconОпубликовано: Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический...
Пространственно-временная организация музея и особенности ее восприятия посетителем

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconСанкт-петербург
А17 Менеджмент: Учебник. – Спб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с. – (Серия «Высшая школа»)

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconСтатья опубликована в издании: Методология и методы исторической...
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» icon«Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс»
Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconРабочая программа по предмету «Русская литература»
«Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы рф» (составители: Н. С. Русина, С. К. Бирюкова, А. М. Мансурова, Е. В. Ефремова,...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconДиалектика • Санкт-Петербург • Киев Москва' ббк (Ю)88. 6 Б75
...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconРедактор Алексей Богословский (Санкт-Петербург)
Алексею Капустину (Рига), Александру Кудрявцеву (Николаев), Сергею Сербину (Таллинн), Сергею Шишко (Минск), Сергею Ефимову (Волгоград),...

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconВ аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях
Философском факультете «Санкт-Петербургского государственного университета» (СПбГУ) (Санкт-Петербург)

Монография санкт-петербург издательство «Нестор» iconРусский XX век на кладбище под Парижем Санкт-Петербург
Меланхолическая прогулка по знаменитому русскому некрополю Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Истинная энциклопедия русской эмиграции....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции