Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по




НазваниеПояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по
страница1/4
Дата публикации20.10.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по истории возникла необходимость в разработке вариативных подходов к составлению учебной программы предмета «История России» и «Всеобщая история».При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В данном случае целесообразно объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории ( темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры) и др. в количестве 68 часов в учебном году.

Главная цель изучения истории в 9-х классах- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностей на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса:

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в XX веке в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;

  • Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Курс по истории в 9 классах является базовым по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями:

  1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены.

  2. В календарно-тематическом планировании не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьном курсе может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке цивилизационного, культурологического и формационного подходов.

  3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идёт о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков среднего возраста эмоционально- ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

  4. В связи с сокращением учебных часов и объединением тем по всеобщей истории, учителям рекомендовано использовать такие приёмы и методы, как обзорные лекции, самостоятельная работа учащихся, защита творческих работ в виде рефератов и презентаций.

При освоении содержания курса отечественной и зарубежной истории в 9 классе старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

Хронологические знания и умения

  • Называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;

  • Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

Знание фактов

  • Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

Описание (реконструкция)

  • Рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

Анализ, объяснение

  • Соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

  • Классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;

  • Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • Излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;

  • Объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

Версии, оценки

  • Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

  • Сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

  • Высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

  • Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;

Работа с источниками

  • Читать историческую карту с опорой на легенду;

  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

  • Оказывать суждение о назначении, ценности источника;

  • Характеризовать позиции, взгляды автора источника;

  • Сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личност­ного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-позна­вательной и профессионально-трудовой.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Программа по истории России. 6-9 классы. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: Просвещение, 2007.

  2. Программа по Новейшей истории зарубежных стран. XX- начало XXI века. Авторы: А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова., М.: Просвещение, 2007.

Структура курса



Тема

Количество часов

1.

Тема № 1. Россия и мир на рубеже XIX - XXвв

10

2.

Тема № 2. Великая российская революция и мир в 20-30-е годы

14

3.

Тема №3. СССР на путях строительства нового мира.


9

4.

Тема №4. Вторая мировая война и Великая Отечественная война

8

5.

Тема №5. СССР и мир в послевоенное время

3

6.

Тема №6. СССР в 1953-середине 60-х гг. XX в

4

7.

Тема № 7. СССР и мир в 60-х- середине 80-х гг

8

8.

Тема № 8. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг).


4

9.

Тема № 9. Россия в конце XX- начале XXI вв

6

10.

Резерв.

2




всего

68

Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения большой темы

в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

Учебники:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История России XX- начало XXI века». 9 класс. М.: 2009-11 гг.

  2. Сороко-Цюпа А.О., Сороко-Цюпа О.С. «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» 9 класс. М.: 2009-11гг.

Содержание программы: «Россия и мир в XX-начале XXI века»

68 часов
Тема №1. Россия и мир на рубеже XIX-XX в.в. (10ч)
Индустриальное общество в начале XX века. Новые явления в экономике. Научно-технический прогресс. Характеристика индустриального общества. Реформизм в деятельности правительства.

Российское общество в начале XX века. Территория и население Российской империи. Особенности российской модернизации. Монополистический капитализм в России и его особенности. Сельское хозяйство.

Политическое развитие. Новые явления в политике. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).

Революция 1905 – 1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.

Начало революции. П. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны – лета 1905г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый совет рабочих депутатов.

Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.

Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906-1907 гг. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Начало российского парламентаризма. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

Экономические реформы. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения.

Политическая жизнь России в 1907-1914 г. III Государственная дума. Общество и власть в годы столыпинских реформ. IV Государственная дума.

Культура в 1-ой половине XX в. Развитие естественных и гуманитарных наук. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Возникновение новых научных дисциплин. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Серебряный век российской культуры.

Первая мировая война. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Россия в Первой мировой войне. Успехи русской армии в Галиции и поражение в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Закавказье. Брусиловский прорыв. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Революционные движения. Поражение стран Четвертого союза. Подписание Компьенского перемирия. Итоги Первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Версальско-Вашингтонская система.

Тема № 2. Великая российская революция и мир в 20-30-е годы

(14ч)
Свержение монархии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавие. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.

России весной и летом 1917 г. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский и июньский кризисы власти. События 3-5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов.

Октябрьская революция. Общенациональный кризис. Курс большевиков на вооруженное восстание. Возможные альтернативы развития революции. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование временного Советского правительства во главе с В. И. Лениным.

Формирование советской государственности. Утверждение советской власти в стране. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Созыв и разгон Учредительного собрания.

Блок партии большевиков с левыми эсерами. Создание Красной Армии, ВЧК. Начало утверждения однопартийной системы. Конституция РСФСР. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, земли, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.

Советская Россия в годы Гражданской войны и интервенции. Причины интервенции и Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны и интервенции, её фронты, сражения. Социальный состав и политический характер сил революции и контрреволюции. Военные и политические деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С.С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.) в период Гражданской войны. Политика военного коммунизма.

Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны современниками и потомками.

Экономический и политический кризис 1920 начало 1921 г.

Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.

Капиталистический мир в 20 – 30 – е годы. Особенности развития капиталистических стран в 20 – е годы. США – «процветание» по-американски. Германия – кризис Веймарской республики. Создание коалиционных правительств в Великобритании. Политическая неустойчивость Франции. Мировой экономический кризис. «Новый курс» Востока и Латинской Америки.
Тема № 3. СССР на путях строительства нового мира.

( 9ч )
Переход от политики военного коммунизма к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и её регулирование. Трудности, противоречия и кризисы нэпа.

Образование СССР. Проекты создания советского многонационально государства. I Всесоюзный съезд Советов. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Последствия создания СССР.

Политическое развитие. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 1920-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.

Индустриализация. Коллективизация. Цели, источники, итоги.

Политическая система в 30-е годы. Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».

Духовная жизнь в 20-30-е годы. Ликвидация массовой неграмотности и переход ко всеобщему обязательному начальному образованию. Трудности культурного строительства. Отношение к интеллигенции. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Положение советской науки: достижения, трудности, противоречия.

Международное отношение в 30-е годы. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Советская внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.

Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР и Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.) Договор о дружбе и границе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.) Просчеты и ошибки советской внешней политики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconРабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана в...
Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования и рабочими программами...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconРабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии...
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconИ. О. Директора мбоу сош №1 г. Макарова
Рабочая программа по литературе (9 класс) составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (2004), Примерной...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconРабочая программа по истории 9 класс
М.: «Просвещение», 2008 г и в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconПрограмма по информатике для 5 9 классов составлена в соответствии...
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Рф «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ мо и н РФ №373...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconПрограмма разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта...
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего...

Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по  iconРабочая программа по предмету «История» на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции