Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания




Скачать 243.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания
Дата публикации19.10.2014
Размер243.49 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > История > Методические рекомендации

Серия: «Методические рекомендации»



Методические рекомендации по использованию

дискуссионных форм обучения в преподавании

истории и обществознания.


Составитель: Дудина

Татьяна Алексеевна
Издательство МОУ СОШ №3

Суровикино 20013г.

ББК 74. 266.3
Д 81

Автор – составитель Т.А. Дудина- г. Суровикино, 2013г.


Д 81 Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания

( 2013 учебный год) составление Т. А. Дудина - МОУ СОШ №3, 2013г.
В сборнике представлен опыт работы районного дискуссионного клуба «Эрудит» и дискуссионного клуба МОУ СОШ №3 «Ровесники» 2008-2013г.г.

Данная форма работы очень эффективна.

Дискуссия позволяет: моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особенно сложные, когда коллективное мышление становится основой большинства решений, вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими участниками дискуссии, продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений, обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

В сборнике описаны различные формы проведения дискуссий, имеются вопросы для дискуссий по различным темам из всех сфер жизни общества. подробная разработка дискуссии по теме: « Экономическая модернизация: достижения и потери».

Данные методические рекомендации предназначены для учителей истории и обществознания, других педагогических работников образовательных учреждений.

ББК 74.266.3

Составитель: Дудина Т.А.

Издательство МОУСОШ №3

Отпечатано в ОАО

«Суровикинская типография»

Введение
В учебной литературе учебный материал, как правило, преподносится в форме законченных истин, что ведет к пассивному усвоению знаний. Современная действительность требует критического мышления, познавательных, исследовательских умений, коммуникативной культуры. Всему этому способствует дискуссия.
В сегодняшней школе дискуссия используется и как отдельный педагогический прием, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса, и как образовательная модель . В процессе дискуссии, по мнению ряда исследователей (Ю.Б.Алешиной, Ю.Н.Емельянова, В.С. Магуна ) наиболее полно представлена возможность:
- моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особенно сложные, когда коллективное мышление становится основой большинства решений ;

-вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

-продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

-обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
Молодое поколение не может обойтись без знаний об обществе и происходящих в нем процессах, о своих правах, политике, культуре, религии.

Однако усвоить идеи и ценности открытого общества только на теоретическом уровне невозможно: принципы и идеалы открытого общества усваиваются постепенно, а для этого они должны входить в содержание образования с помощью новых педагогических технологий.
Заученные готовые знания останутся чужими знаниями, даже если школьники поймут их смысл и оценят значение. Собственными знаниями станут тогда, когда они будут получены при знакомстве с процессом научного творчества, решении проблем, сформулированных в ходе исследования, выдвижении и проверке гипотез. Все это возможно при участии в учебной дискуссии. Она позволяет обсудить различные точки зрения (иногда противоположные); собирать и обрабатывать новую

информацию по теме, обменяться информацией, ставить и критически осмысливать проблему, продумать возможные способы её решения; воспитать толерантность по отношению к другому мнению, личности собеседника, выработать умение взаимодействовать с другими участниками дискуссии; развить умение конструктивно критиковать; формулировать вопросы и давать ясные, убедительные ответы. В дискуссии ребята овладевают ораторскими умениями, у них вырабатываются навыки устной речи, умение выступать публично.

Из опыта работы

Учителя истории и обществознания Суровикинского района и раньше использовали дискуссию на уроках и во внеурочное время, во многих школах работали

дискуссионные клубы старшеклассников. В 2007-2008 учебном году на

августовской конференции было принято решение создать районный

дискуссионный клуб старшеклассников «Эрудит» в рамках РМО учителей истории и обществознания. На базе школ г. Суровикино ежегодно проходят заседания клуба в рамках семинаров РМО учителей истории и обществознания..

На заседаниях клуба использовались различные виды дискуссии.
Первое заседание проходило в форме круглого стола.

Круглый стол – учебное занятие, вид коллективного тренинга по типу дискуссии, в которой представлено не две, а много позиций, в конце вырабатывается общий взгляд на проблему. Ребята рассаживаются за столом

лицом друг к другу. (Участвовало 15 человек по 5 человек от 3-х школ) .

Вёл дискуссию учитель, другой учитель выступал в роли эксперта. Он подводил итог обсуждению каждого вопроса и дискуссии в целом.

Круглый стол был по теме: «Третья мировая война: миф или реальность?»
Второе заседание проходило в форме классических дебатов.

Классические дебаты – в дискуссии принимают участие две команды по 3 человека. Утверждающая команда защищает тему игры и приводит все возможные аргументы для того, чтобы убедить судью в правильности своей позиции .

Отрицающая команда стремится доказать судье что позиция утверждающей команды неверна или аргументация недостаточно убедительна. Вместе с аргументами команды должны представить судьям цитаты, статистику, конкретные факты, которые подтверждают аргументацию. В игре участвуют

6 человек, остальные могут быть судьями, участниками команд поддержки,

«рецензентами».

Первая команда была представлена учащимися. Вторая команда – учителями.

Первую часть дискуссии командой утверждения была команда учащихся.

Во второй части им дана была возможность стать командой отрицания .

Классические дебаты помогают рассмотреть проблему с разных точек зрения, понять, что многие явления имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Круглый стол был по теме: «Экономическая модернизация: достижения и потери…»
Третье заседание прошло в форме проблемной дискуссии.

Проблемная дискуссия – это вид дискуссии, который предполагает что учащиеся не ограничиваются фактами из какой-либо одной темы, а используют достаточно обширный материал из области права, социологии, политологии, философии и других наук; привлекают все известные им источники информации в которых поднимается данная проблема.

Проблемная дискуссия помогает учащимся научиться систематизировать материал, работать со сквозными темами, оперировать большим количеством фактов, цифр, использовать разные источники информации. Использование этой формы дискуссии позволяет обсудить экономический, философский, социальный, политический аспекты проблемы. Дискуссия прошла по теме :

«Некоторые проблемы и перспективы духовного развития современного общества».
Четвёртое заседание – конференция с элементами дискуссии в форме круглого стола по теме: «Уроки Сталинградской битвы».

В последующие годы использовались и другие формы дискуссий.
Существует много других форм дискуссии, которые используются учителями

РМО.

Формы дискуссий
Дискуссия от имени…(ролевая дискуссия)

В данном случае учащимся необходимо встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Можно использовать элементы научных споров, которые когда-то реально происходили, современных парламентских дискуссий. Эта форма дискуссии помогает снять некоторые ограничения у тех школьников, которые пока ещё не могут внести собственную точку зрения на обсуждение всего класса. Необходимость высказаться от имени другого человека поможет им преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.

Примером использования этой формы дискуссии может служить обсуждение позиций западников и славянофилов, исторического пути российской цивилизации. Учащиеся получают задание выступить от имени одного из западников или славянофилов, а для этого им нужно познакомиться с их работами.

Дискуссии может предшествовать общее обсуждение , в котором формулируются темы , например:

- У России есть особый путь развития;

- Путь развития России и Запада различны;

- Самодержавие в России необходимо сохранить;

- Россия имеет преимущества перед западной цивилизацией;

- Пётр 1 нарушил естественное развитие России;

- России нужны революционные преобразования;

- Реформы Петра были благом для России.
Дискуссия на основе изучения текстов

(текстовая дискуссия)

Она проводится на основе изучения отрывков научных статей , монографий,

философских текстов, научно-популярных публикаций. Класс делится на две части , учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения,

используя цитаты, факты, примеры из изученных текстов. Учитель может предложить для изучения текст, в котором представлена точка зрения одного автора на какую- либо проблему. Школьникам предлагается ответить на вопросы:

- С каким положением текста вы согласны и почему?

- Какие идеи вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.
Так на уроке истории Отечества в 11 классе при изучении аграрной реформы П.А. Столыпина можно провести дискуссию на тему: «Были ли достигнуты цели аграрной реформы П.А. Столыпина?» При подготовке можно использовать публикации , монографии разных авторов(В.С. Дякина, С.М.Дубровского, Г.П.Жидкого, А.С. Забоенковой ), речи самого П.А. Столыпина.

Вопросы для дискуссии:

- Какие цели имела реформа П.А. Столыпина?

- Были ли достигнуты социально-политические цели реформы?

- Соответствовало ли реальное проведение реформы первоначальным замыслам Столыпина?

- Были ли у реформы внутренние и внешние помехи?

- Каково значение опыта аграрной реформы Столыпина для современных преобразований российской экономики?
«Аквариум»

Участники дискуссии делятся на две или три группы, которые располагаются в аудитории по кругу. В каждой группе выбирается представитель, который будет высказывать мнение группы по главному вопросу дискуссии. Тема предлагается либо в начале дискуссии, либо до её начала. В первом случае члены «аквариума» в течение 15-20 минут обсуждают тему и вырабатывают общую точку зрения . Во втором случае участники имеют возможность обменяться мнениями до начала дискуссии. Представители групп собираются в центре и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Представители групп могут взять тайм-аут, чтобы проконсультироваться с остальными членами группы. Этот вид дискуссии

можно использовать, например на уроке обществознания по теме

«Избирательное право». Тема дискуссии - «Избирательное право не должно быть всеобщим». Участники каждой группы обосновывая свою точку зрения прорабатывали какой -либо избирательный ценз : возрастной, имущественный, половой т.д.
Альтернативные ситуации ( что было бы , если…)

Само применение сослагательного наклонения в преподавании истории достаточно спорно, у него есть как сторонники, так и противники. Но этот вид дискуссии интересен именно своей неоднозначностью. Важно чтобы в результате дискуссии школьники осознали, что история предоставляет возможность выбора, а анализ несостоявшихся вариантов исторического развития может быть достаточно интересен. Примером могут служить темы:
- Выбор религии князем Владимиром;

- А. Невский – возможные альтернативы;

- Альтернативы развития российской государственности в 14-16в.в.;

- Существовала ли социалистическая альтернатива большевистской диктатуре?

- И.Сталин «отец народов» или «враг народа»?

- Была ли альтернатива «перестройке»?
Либеральный клуб
Либеральный клуб- более свободная форма дискуссии, которая используется как первое приближение к теме, как способ определить «поле проблем». Высказаться могут все желающие. Для либерального клуба нужен ведущий( учитель или наиболее подготовленный ученик), репортёр, хронометрист, эксперты. Ведущий предоставляет слово участникам дискуссии, экспертам,

задаёт необходимые вопросы, следит за тем , чтобы каждый желающий имел возможность высказаться, толерантно руководит дискуссией, если атмосфера накаляется, подводит итоги дискуссии. « Репортёр» записывает аргументы на больших листах бумаги. «Репортер» записывает аргументы на больших листах бумаги, для того чтобы участники дискуссии могли обратиться к ним в нужный момент. В качестве экспертов можно пригласить педагогов и родителей. Это могут быть историки, юристы, экономисты, представители власти и общественных организаций. В конце либерального клуба, когда выскажутся все желающие, может быть проведен опрос при помощи карточек разного цвета. Ведущий раздаёт участникам дискуссии карточки с заданием написать ответ на заданный вопрос. Таким образом, могут высказать своё мнение те, кто не принимал непосредственного участия в обсуждении.


Разработка занятия дискуссионного клуба 1.

Тема: « Экономическая модернизация: достижения и потери…»
Цели: развивать умение видеть исторические процессы, в том числе экономическую модернизацию, с двух противоположных позиций, понимать, что большинство событий несут в себе и отрицательные и положительные последствия.

Форма проведения - классические дебаты – в дискуссии принимают участие две команды по 3 человека. Утверждающая команда защищает тему игры и приводит все возможные аргументы для того, чтобы убедить судью в правильности своей позиции .

Отрицающая команда стремится доказать судье что позиция утверждающей команды неверна или аргументация недостаточно убедительна. Вместе с аргументами команды должны представить судьям цитаты, статистику, конкретные факты, которые подтверждают аргументацию. В игре участвуют

6 человек, остальные могут быть судьями, участниками команд поддержки,

«рецензентами».

Первая команда была представлена учащимися. Вторая команда – учителями.

Первую часть дискуссии командой утверждения была команда учащихся.

Во второй части им дана была возможность стать командой отрицания .
Участникам заранее были предложены вопросы для дискуссии:
1.Модернизация в истории России и других стран – исторический аспект:

- Этапы экономической модернизации в России;

- Россия – страна догоняющего развития.
2. Экономическая модернизация :

- достижения;

- потери;

- где лучше жить : в большом городе или маленькой деревне? За чем будущее?
3. Ведёт ли НТП к гибели цивилизации – цивилизационный аспект.
4.Экономическая модернизация и глобализация – есть ли альтернативы?
Основные знания: примеры процессов модернизации в истории; исторический и цивилизационный аспекты модернизации, суть процесса глобализации.

Основные понятия: модернизация, глобализация , глобальные проблемы догоняющее развитие,НТП, цивилизация, индустриализация, урбанизация.
В начале дискуссии учитель акцентирует внимание на понятии модернизация.

Модернизация – ( от французского moderne – современное) – обновление, изменение применительно к новым , современным требованиям.
Модернизация – изменение в соответствии с требованиями современности :

Придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам идеям, потребностям.
1.Исторический аспект
Этапы Экономической модернизации:
1)Реформы Петра 1


Достижения

Потери


- строительство мануфактур, верфей; - развитие образования;

- победа в Северной войне; - укрепляется абсолютизм;

- Россия по многим показателям - деспотические методы;

выходит на уровень передовых

европейских стран.



- все процессы происходят при использовании крепостного труда; - укрепляется абсолютизм;

- деспотические методы; - напряжение сил народа до крайнего предела.



Резюме: В экономике страны произошли великие изменения , но и потери были огромны.

2)Реформы Александра 2


Достижения

Потери


- уничтожение крепостного права;

- земская, городская, судебная реформы;

- военная реформа, усиление оборонной мощи страны;

- появление свободных рабочих рук;

-развитие промышленности;

-реформы в образовании.

- реформы проведены в интересах помещиков;

- среднего класса создано не было;

- общинная земля не подлежала купле- продаже;

- временно обязанные отношения;

- выйти из общины было невозможно;




Резюме: Все эти реформы стали шагом вперёд по пути модернизации России по европейскому образцу, однако были половинчаты, имели свои негативные черты.
3)Индустриализация 30-х годов


Достижения

Потери


- страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную;

- построены новые заводы, фабрики;

- выпускается современная техника;

- по производству металла Россия вышла на 1-е место;

-

- сплошная коллективизация;

- раскулачивание;

- изъятие хлеба у колхозов в пользу государства;

- голод;

- гибель людей;

- разорение деревни.


Резюме: Несмотря на то что в плане индустриализации СССР достиг высокого уровня, цена успеха была несоизмеримо высока.
4)Перестройка

Достижения

Потери


- рыночная экономика;

- многообразие форм собственности;

- политический плюрализм4

- многопартийность;

- парламентаризм;

- развитие кооперативного движения;

- развитие предпринимательства.


- народ оставался отчуждённым от собственности, власти, управления;

- « ускорение» привело к авариям;

- борьба с « нетрудовыми доходами»

Ударила по крестьянству;

- непоследовательность в проведении реформ;

- реальное ухудшение жизни людей;

- 1990г.- провал перестройки.


Резюме: Экономическая модернизация несёт в себе положительные моменты: облегчает условия труда, человек создаёт новые механизмы, приборы и т.п. С другой стороны, экономическая модернизация имеет негативные последствия: напряжение сил, непоследовательность реформ. большие трудности.

Где лучше жить : в большом городе или маленькой деревне? За чем будущее?
Вывод: Выход в «золотой середине». Должны быть большие города, но должна развиваться и деревня. При этом условия жизни деревне нужно приблизить к городским.


2. Цивилизационный аспект

Ведёт ли НТП к гибели цивилизации?


Достижения

Потери


- облегчает труд человека;

- машинизация, автоматизация;

- компьютеризация;

- развитие транспорта и средств связи;

- развитие космонавтики и т.п.

- загрязнение окружающей среды;

- вытеснение человека из производственного процесса;

- безработица;

- модифицированные продукты и т.п.


Мнение учёного: Известный учёный Эрих Фромм ещё в начале 20-го века доказал, что с развитием НТП человек не прогрессирует, а остаётся прежним:

стремится к войнам, конфликтам , не думает о вредных последствиях своих действий, безудержно использует природу.
Вывод: человечество должно задуматься о последствиях своих действий.
3.Экономическая модернизация и глобализация – есть ли альтернативы?
Глобализация- усиление интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, рост взаимозависимости между ними в современном мире.
Глобализация- качественно новый этап развития человечества, связанный с транснационализацией мировой экономики и финансов, созданием единых пространств, ростом взаимозависимости народов и государств.
Мы сегодня связаны со всем миром теснее, чем когда-либо: хорошо это или плохо? Какие проблемы ставят под угрозу будущее всего человечества?

Решать общие проблемы можно лишь совместными усилиями: готовы ли правительства и народы к такому международному сотрудничеству. Что требуется от каждого из нас?

Проблемное задание:

Американский философ Э.Валлерстайн разработал теорию мировой системы.

Эта система, которая начала формироваться ещё в 16 веке, включает ядро( индустриальные страны Запада), полупериферию ( к ним Э. Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие как Испания), периферию( страны Восточной Европы) и внешнюю арену( государства Азии и Африки,

вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным , а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, полупериферию, периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Точка зрения:

за

против

Люди найдут приемлемые средства

Решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации.

-Глобализация порождает глобальные проблемы человечества:

- войны и мира;

- экологическая;

- разрыв в экономическом развитии и др. Разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крахсовременной цивилизации.

Выскажете свою точку зрения.


Разработка занятия дискуссионного клуба 2.
Тема: «Нужно ли пересматривать итоги Второй мировой войны».

«Никто не может лишить нас

Гордости за подвиги

Наших отцов и дедов,

Лишить нашей истории».
Дмитрий Медведев, премьер министр РФ
« Мы никогда не забудем

Тот вклад, который Россия

Внесла в победу

Над фашизмом.

Если бы не Россия, то вряд

ли мир победил бы

эту угрозу».

Шимон Перес, президент Израиля.

Цель дискуссии:

- расширить знания учащихся о Второй мировой войне;

-способствовать развитию навыков самоподготовки, умению корректно спорить;

- развивать интерес к истории;

-военно - патриотическое воспитание(воспитание гордости за свою страну, умение отстоять историческое прошлое своей страны, опираясь на факты.)

Вступление учителя: «История – битва за будущее». Так назвал свою статью в журнале «РФ сегодня» писатель Анатолий Слуцкий. Он считает, что двигаться вперёд, оставляя в тылу острые, нерешенные вопросы, значит игнорировать необходимость консолидации общества вокруг единых, понятных каждому общенациональных целей. В последнее время положение на «историческом фронте» столь усугубилось, что игнорировать ужесточившуюся схватку за прошлое стало невозможно. В результате последовал шаг: в России создали Комиссию, призванную бороться с искажениями исторической правды.

В нашей стране грубое, огульное и примитивное поношение прошлого постепенно сменяется дискуссионной борьбой научных мнений. Наверное – это, наиболее, приемлемая форма выяснения истины о минувшем.

Существуют разные формы дискуссии. Мы проведём заседание нашего клуба в форме «либерального клуба», когда каждый участник имеет возможность высказать своё мнение.

Для кого – то тема нашего дискуссионного клуба является хорошо изученной, кто – то впервые знакомится с ней, но каждый откроет для себя что – то новое.

Немного о правилах ведения дискуссии:

- необходимо не только высказаться самому, но и внимательно выслушать мнение других;

-быть терпимыми к иному мнению;

-использовать корректные выражения;

- спорить аргументировано, подтверждая своё мнение историческими фактами, мнением историков и политиков;

- учиться не только у своих сторонников, но и у своих оппонентов.

Чтобы дискуссия имела свою логику, работу построим по трём вопросам:

1.Кто развязал Вторую мировую войну?

2. Секретные протоколы к договору о ненападении между Германией и

Советским Союзом от 23 августа 1939 года .

3. Войска КА – освободители или оккупанты?
(Учитель управляет дискуссией, предлагая вопрос для обсуждения, некоторые точки зрения по данному вопросу, предлагает высказаться участникам дискуссии, затем подводит итог обсуждению и переходит к следующему этапу)

Учитель.1.Кто развязал Вторую мировую войну?
Разные подходы:

  • Эту войну развязали империалистические страны с целью передела мира.

  • Виновником развязывания войны является исключительно германский фашизм, все остальные её участники – его жертвы.

  • Виновником начала этого конфликта является Сталин и его желание построить мировой социализм.

(Высказываются учащиеся, происходит собственно дискуссия)
Учитель. Выводы:

Советское руководство считало в принципе возможным решение внешнеполитических проблем СССР военным путём, но только отвечая на агрессию. Красная армия, по мнению Сталина, могла вести победоносную войну на чужих территориях, где она встретит поддержку трудящихся. На такую военную стратегию и была сориентирована советская военная стратегия до 22 июня 1941 года.

Однако, неправомерно считать, что Сталин стремился первым начать агрессию против гитлеровского рейха. Так как неудачная война с Финляндией показала неготовность Красной армии к широкомасштабным военным действиям. Сталин понимал, что «чистка» военных кадров в 30-е годы снизила боеготовность армии, поэтому он стремился оттянуть начало войны.

Т.о., Вторая мировая война была следствием взаимодействия множества объективных причин и субъективных факторов. Главным её виновником был германский фашизм. Попытка представить его жертвой , чем бы они ни мотивировались , являются не только ненаучными, но и безнравственными.
Учитель.2. Секретные протоколы к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года .


  • Секретные протоколы – жестокая необходимость.

  • Секретные протоколы – реализация агрессивных планов СССР.


Дискуссия.

Учитель.Выводы:

Созданный Сталиным и его окружением политический режим закрывал возможности поиска и реализации альтернативных вариантов, если они не совпадали с точкой зрения Сталина. Это сказалось в принятии решения о подписании СССР секретных протоколов к пакту о ненападении с Германией (август 1939 года), которые зафиксировали раздел территории Польши между двумя государствами. Хотя к СССР отошли бывшие российские земли – Западные Украина и Белоруссия, сам факт тайного соглашения с фашистской Германией социалистического государства свидетельствовал об отходе сталинизма от социалистических принципов.

Происходит фальсификация истории: выстраиваются ложные причинно – следственные связи путём манипуляции с хронологией. Например, советско-германскому договору о ненападении приписывается решающее значение с т.з. развязывания Второй мировой войны и он рассматривается вне связи с Мюнхенскими соглашениями 1938 года, также другими событиями. Другие фальсификации происходят следующим образом: историческому лицу приписываются определённые черты. А затем объясняется мотив его деятельности. Так на основе определённых черт Сталина делается вывод о его желании и стремлении начать войну.
Учитель.3. Войска КА – освободители или оккупанты?


  • В украинских учебниках истории Украина приобретает образ колонии .Украинский советский партийный аппарат трактуется как колониальная администрация, обслуживающая интересы оккупационного режима и московских верхов. Прогрессивное развитие Украины происходило вопреки русско-советскому влиянию. В учебниках объясняется, что украинская повстанческая армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году освободила от немцев большинство городов Украины. Они –народные герои, не советские воины. Войска Красной армии - освободители или оккупанты?

Возможные доводы за ту или иную точку зрения:

  • Оккупанты:

  • Проводилась насильственная коллективизация, переселение, проводились безальтернативные выборы, устанавливался советский политический режим.

  • Освободители:

  • СССР в 1944 году освободил Украину и другие западные республики от фашистов. По плану «Ост « украинское население предполагалось в большей части уничтожить, переселить, а оставшееся должно было обслуживать немецкие интересы.

  • После освобождения оказываласьэкономическая помощь.

Учитель. Выводы: под утверждением, что Красная армия – оккупанты есть основания, т.к. советская власть устанавливалась, в том числе насильственными методами. Красная армия является в большей степени освободительной, т.к. спасла украинский и др. народы от уничтожения фашистами.
Учитель.4. Кто внёс главный вклад в победу над фашистской Германией ?

  • Советский Союз.

  • Союзные англо-американские войска, открывшие второй фронт.


В зарубежной литературе бытует мнение о том, что победа советского народа в отечественной войне в значительной степени была предопределена поставками США по ленд-лизу.

-высказывание Микояна(журнал история и обществознание№3за 2006г.

Учитель.Выводы:

Решающую роль в разгроме фашистской Германии и в спасении мировой цивилизации от варварского уничтожения сыграл Советский Союз:

Советско-германский фронт в 2-4 раза превышало общую протяженность фронтов, на которых воевали США и Англия.

  • Из 1418 суток на советско-германском фронте 1320 суток (93%)велись напряженные военные действия.

  • На советско-германском фронте были разбиты 507 из 587 дивизий, а союзники – 176 дивизий.

  • Самые большие людские потери у СССР.



Учитель.Завершая дискуссию можно сделать выводы о том, что наша страна имеет богатое историческое прошлое. Были и негативные моменты в, но нельзя забывать о победах, достижениях своего Отечества. Отстаивать историю своей страны, не дать пересмотреть значение нашего государства в важнейших событиях истории предстоит именно вам.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
1. Третья мировая война: миф или реальность?

1) Каждый индивид хочет жить в мире «?»( политика и природа человека).

2)Национальные интересы и общечеловеческие ценности .

3) Предчувствие войны и образ врага.

4) « Законный мир покоится на силовом балансе».

5) Победа… на руинах?

6)Возможный разгром США и вероятный исход истории.

2. «Некоторые проблемы и перспективы духовного развития современного общества»:

1) Нравственные ориентиры личности современного общества. Каковы они?

2) Можно ли сформировать гармонично развитую личность в негармонично развитом обществе?

3) Социальная и личностная значимость образования :

- система образования, её проблемы и недостатки;

- плюсы и минусы платного образования;

- вписывается ли российское образование в мировые стандарты?

4) Легко ли быть молодым? Проблемы молодёжи в современной России.

3. Современные проблемы молодёжи.

1)Как вы считаете: выгодно ли государству, чтобы граждане хорошо знали свои права и пути их защиты, реализации?

2) Какие знаете нарушения прав человека, в том числе молодёжи? (на жизнь, на свободу, на жилище, насилие, приобщение к наркобизнесу, беспризорность).

3) Могут ли права ребёнка быть равны правам взрослых?

4) Как вы считаете: бывают ли маленькие нарушения прав человека?

5) Как вы считаете: изучение прав человека способствует их укреплению, реализации в стране?

6) Какие проблемы стояли перед современной молодёжью?

- доступно ли образование?

- легко ли можно устроиться на работу?

- игровые автоматы (как вы относитесь к возможности выиграть?)

- понимаете ли вы насколько легко вас втянуть в преступный мир или подтолкнуть к неправовому поведению? (примеры)

4. Семья.

1)Официальный брак – пережиток прошлого?

2) Брак по расчёту лучше , чем брак по любви?

3) Любовь мешает учиться?

5.Наука и образование.

1)Компьютерные игры вредно влияют на личность ребёнка.

2) Высшее образование должно быть платным.

3) Переход к обязательному 12-летнему образованию в России необходим.

6.Власть и общество.

1)Общество, где нет неравенства, существовать не может.

2)Избирательное право не должно быть всеобщим.

3) Непосредственная демократия неэффективна.

4) Власть портит человека.
Как учащиеся оценивают учебную дискуссию:

« Дискуссия учит меня правильно вести спор, полемику, даёт мне возможность выразить своё мнение. Учителю дискуссия даёт возможность выслушать мнение ученика по актуальной проблеме. Участие в дискуссии помогает научиться правильно и красиво говорить , понимать сложную информацию, находить её различными путями, получить новые знания.

Участие в учебных дискуссиях готовит к общественной деятельности, к обучению в ВУЗе.»

Рекомендуемая литература

1. Боголюбов Л.Н., ЛазебниковаА.Ю., ИвановаЛ.Ф. «Человек и общество»

Москва «Просвещение»2006г.

2. В.Филин « Как Вторая мировая война переросла в Третью»,журнал «Российская Федерация сегодня» №9 2005г.

3.Варенников В. «Я расписался на Рейхстаге!» журнал «Российская Федерация сегодня» №9 2005г.

4.Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах , Ростов -на- Дону , Феникс. 2001г.

5. Полковникова Т.А. « Дискуссионные формы обучения» журнал «Школьные технологии№3 2006г.

6. Правила ведения дискуссии журнал народное образование№2 2006г.стр.129

7. Поляков Ю. «Почему мы победили»., журнал «Российская Федерация сегодня» №9 2005г.

Содержание
Введение………………………………………………………………..стр.3

Из опыта работы……………………………………………………..стр.4

Формы дискуссий…………………………………………………….стр.5

Разработки занятий дискуссионного клуба

  1. Экономическая модернизация в истории России достижения или потери.

  2. Нужно ли пересматривать итоги второй мировой войны?……………………….........................................................стр.8

Примерные темы дискуссий………………………………………...стр.12

Как учащиеся оценивают учебную дискуссию……………………стр13

Рекомендуемая литература………………………………………….стр13





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.)
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) Иллюстративный ряд (Т. А. Кузнецова

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Экономика организации»...

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconКафедра истории и обществознания
Кафедрой истории и обществознания руководит учитель первой категории Кардашева Аниса Зиятхановна

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconОтчёт учителя истории и обществознания Федориной Е. В. за 2011-2012год....
Методическая тема: «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации для подготовки курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
«Макроэкономика» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки – 0501 – «Экономика и предпринимательство», 0502 – «Менеджмент»...

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы (для студентов всех форм обучения)
Студентами техникума очного и заочного отделений всех специальностей выполняются курсовые работы по нескольким дисциплинам. Это вызывает...

Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения в преподавании истории и обществознания iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции