Скачать 479.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Оренбург 2011 Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. Авторы: _______________ А.В. Кирьякова, доктор педагогических наук, профессор _______________ Т.А. Ольховая, доктор педагогических наук, профессор _______________ Н.А. Каргапольцева, доктор педагогических наук, профессор Программа одобрена на заседании кафедры теории и методологии образования от «3»ноября 2011 г., протокол № 3. Согласовано: Зав. кафедрой ______________________________ /А.В. Кирьякова Декан факультета ___________________________ /С.В. Гуленина Зав. отделом докторантуры и аспирантуры__________________ /Е.А. Кострюкова ВВЕДЕНИЕ Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования» рассчитана на определение профессиональной компетентности соискателя ученой степени кандидата педагогических наук. Кандидатский экзамен по специальности 13.00.01 предполагает знание соискателем основных проблем современной педагогической науки, а также истории ее развития. Соискатель обязан изучить основные труды по методологии и методике педагогических исследований, наиболее важные работы по истории и теории педагогики, уяснить основные педагогические взгляды классиков отечественной и зарубежной педагогики. Программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие педагогические исследования. В программе представлено две части:
Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, умения осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах, извлекать исторические уроки из педагогических теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее. Наряду с общетеоретическими знаниями по данной специальности соискатель должен показать возможные пути решения новых, нерешенных, дискуссионных проблем, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению. В ходе кандидатского экзамена соискатель должен решить следующие задачи:
Экзамен по специальности 13.00.01.- «Общая педагогика, история педагогики и образования» состоит из двух частей. Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических проблем, сущности современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования. Содержание разделов программы Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей педагогики Актуальные проблемы науки и образования. Объект, предмет и функции педагогики. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке. Место педагогики в системе знаний о мире. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Актуальные проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Система категорий современной педагогики. Характеристика терминологии (языка, категориального и понятийного аппарата) педагогической науки. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. Аксиологические основы педагогики. Психология человека. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. Технологии профессионально-ориентированного обучения и научно-методической работы. Основы риторики, дискуссий и общения. Природа и структура научных дискуссий. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня. Литература к разделу
Раздел 2. История образования и педагогической мысли Значение историко-педагогических исследований для модернизации теории и практики современного образования. Основные задачи, методологические основы изучения истории образования и педагогической мысли. Развитие идеи природосообразности воспитания в истории педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В.А. Фребелъ и др.). Принцип культуросообразности воспитания в истории образования (Д. Дидро, А. Дистервеп, И.Ф. Гербарт, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревичидр.) Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, К.Н. Вентцель, Я. Корчак и др.) Антропологическая тенденция в развитии истории образования. Развитие высшего и среднего образования в Европе: университетское образование, Гуманизм, эпоха Возрождения и Реформация. (Э. Ротердамский, Леонардо да Винчи, М. Лютер, Ж. Кальвин, И. Лойола, Ф. Бэкон, Д. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В, Гумбольт, З.Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, Р. Штайнер, М. Монтессори, А Маслоу, К. Роджерс и др.). Развитие высшего и среднего образования в России. Университетское образование: автономия и авторитарность. (М.В. Ломоносов, И. Шварц, Й. Бецкой, В.Н. Карамзин, А.Н Голицын, А.С.Шинжов, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский, II.A. Корф, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Ковалевский, В.М. Бехтерев, В.В. Зеньковский, К.А. Тимирязев, В.М. Вернадский, С.П. Трубецкой, М.Н. Покровский, А.В. Луначарский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, П.И. Бяонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили) Реформы, контрреформы и модернизации системы отечественного образования. Смена парадигм в области образования. Литература к разделу
Раздел 3. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований Методологические проблемы развития педагогической науки. Понятие «методология» педагогической науки. Методология педагогики и ее специфика. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Методологические основы научного познания в педагогике. Научное познание среди других форм отражения педагогической действительности. Предмет научного исследования в педагогике. Характер и детерминация воспитательных явлений в педагогике. Характер и детерминация учебного процесса как педагогического явления. Взаимоотношения метода и предмета исследования. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Логика педагогического исследования. Методы исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Теоретические методы педагогического исследования. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования. Методологические характеристики педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, гипотеза и защищаемые положения, цель и задачи исследования, новизна, значение для науки и практики. Научная проблема в развитии процесса познания. Педагогический факт как категория научного познания. Функция и особенности гипотезы в развитии научного познания в педагогике. Планирование научно-педагогических исследований. Программа эксперимента. Критерии и система диагностического инструментария. Уровни, типы, виды эксперимента как метода исследовательской деятельности. Особенности констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного экспериментов. Требования к результатам и выборке экспериментальных данных: достоверность, воспроизводимость, валидность, репрезентативность. Методологические требования к организации исследований в педагогике и оформление результатов научно-исследовательской работы. Методологические вопросы использования методов математической статистики в педагогике. Оформление диссертации: текст, таблицы, формулы, иллюстративный материал, библиографический аппарат. Составление автореферата диссертации. Литература к разделу
|
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования По научной специальности 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования |
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая... Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... |
||
Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» «Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,... |
Рабочая программа кандидатского экзамена для подготовки аспирантов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10 Финансы,... Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... |
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии» |
||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами вак минобразования России по педагогике и... |
Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки» Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык) |
||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов... |
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |