Скачать 260.68 Kb.
|
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО КУРСУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 ПОЛОВИНЫ Х1Х В. 1. Жуковский В.А. Лирика. Баллады. Поэмы, повести и сцены в стихах («Аббадона», «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Пери и ангел», «Ундина», «Камоэнс» - два произведения на выбор). 2. Батюшков К.Н. Лирика. 3. Крылов И.А. Басни. 4. Рылеев К.Ф. Лирика. Думы. Поэма «Войнаровский». Агитационно-сатирические песни. 5. Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума». 6. Пушкин А.С. Лирика. Романтические поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Исторические поэмы («Полтава», «Медный всадник»). Драматургия («Борис Годунов», «Маленькие трагедии») Проза («Арап Петра Великого», «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История пугачевского бунта). Роман «Евгений Онегин». 7. Лермонтов М.Ю. Лирика. Поэмы «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича», молодого опричника и удалого купца Калашникова». Драма «Маскарад». Роза («Вадим», «Герой нашего времени»). 8. Поэты-декабристы. Лирика и баллады П.А.Катенина. Лирика Ф.Н.Глинки, В.Ф.Раевкого, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского. 9. Поэты пушкинской поры. Лирика. Д.В.Веневитинова, П.А. Вяземского, Д.Давыдова, Н.М.Языкова, И.И.Козлова, А.А.Дельвига, Е.А.Баратынского. 10. Бестужев-Марлинский А.А. Проза (три повести на выбор). 11. Литература 1830-х годов. Н.А.Полевой. Роман «Клятва при гробе Господнем», «Аббадонна», повести «Живописец», «Эмма» и другие. Повести Н.Ф.Павлова, О.Сомова, А.Ф.Вельтмана. Одно из перечисленных выше произведений на выбор. В.Ф.Одоевский. Две повести на выбор. Пьесы Н.А.Полевого, Н.В.Кукольника, А.С.Хомякова (одно драматическое произведение любого из этих авторов). М.Н.Загоскин «Юрий Милославский», И.И.Лажечников «Последний Новик», «Ледяной дом» (одно из произведений). А.Полежаев. Стихотворения. В.Г.Бенедиктов. Стихотворения. 12. Кольцов А.В. Лирика. 13. Гоголь Н.В. Циклы повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести. Драматургия «Женитьба», «Ревизор». Поэма «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь». 14. Герцен А.И. Роман «Кто виноват?» Мемуарная эпопея «Былое и думы». 15. Писатели «натуральной школы». Сборник «Физиология Петербурга» (повести В.И.Даля, Д.В.Григоровича, И.И.Панаева и других). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫПервой половины XIX века.
Семинарские занятия по русской литературе первой половины Х1Х века. (заочное отделение) Цель семинарских занятий: Развитие у студентов навыков работы с критической и монографической литературой, навыков анализа художественных произведений разных жанров в единстве формы и содержания с учетом их специфики, умения убедительно аргументировать свои мысли, формирование художественного вкуса, самостоятельности мысли. Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Характеры и судьбы. Принципы пушкинской характерологии. Цель: Понять художественную сложность и идеологическую многомерность романа, оценить его значение для развития русской литературы и русского общественного сознания, приобретать навыки анализа текста "высокой степени сложности". План:
Обязательная литература:
Практическое задание:
Дополнительная литература:
Тема 2. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Цель: Развитие навыков анализа крупного произведения в свете поставленных проблем социального, психологического, нравственно-философского характера. Выявление роли различных художественных средств в создании сложного, противоречивого человеческого характера. План 1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение хронологической последовательности, три рассказчика). 2. Последовательное раскрытие характера, психологии, судьбы Печорина от первой главы до последней. Предисловие к роману. Лермонтов о типичности Печорина. "Бэла". Проблема "природы и цивилизации", столкновение национально-родового и личностного начал. Психофизический склад Печорина. Печорин в восприятии Максима Максимовича. 1 .Какие странности в Печорине заметил Максим Максимович? 2.Как удалось Печорину похищение Бэлы? Бэла, Азамат, Казбич как национальные типы. З.Чем вызывает Печорин доверие и расположение Бэлы? 4.Как объясняет сам Печорин причину своей скуки и охлаждения к Бэле? 5."Я за нее отдам жизнь", - говорит Печорин Максиму Максимовичу о Бэле. Не пустая ли это фраза? 6.Похищение Бэлы Казбичем. Как оценить поступок Казбича? 7.Как переживает смерть Бэлы Печорин и Максим Максимович? 8.Какое остается от Печорина впечатление в целом? “Максим Максимыч” 1. Портрет Печорина - первый психологический реалистический портрет в рус. литературе. 2. Рассказ о встрече Максима Максимовича и Печорина. Что испытывает М.М., узнав о приезде Печорина? Как ведет себя Печорин? Прав ли Максим Максимович, сделав такой вывод: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара". Путешественник о Максиме Максимыче. Послесловие к "дневнику Печорина". Еще раз о типичности Печорина. "Тамань". 1 .Почему Печорин наблюдает за слепым мальчиком? 2.Чем привлекает Печорина девушка-контрабандистка? 3.Как ведет себя Печорин во время ночного свидания? 4.Почему "Тамань" кончается печально? 5.Какие свойства натуры Печорина проявились в повести "Тамань"? 6.Печорин о роли судьбы, рока в своей жизни. "Княжна Мери". 1 .Как описывает Печорин Пятигорск? Как характеризует его это описание? 2.В каком стиле дается описание "водяного общества"? За что Печорин презирает это общество? 3.Почему "водяное общество" не любит Печорина и преследует его? 4.В чем причина ссоры Печорина и Грушницкого? 5.Как ведут себя на дуэли Печорин и Грушницкий? Какие стороны характеров и нравственного облика обоих здесь раскрываются? 6.Почему Печорин, не любя, начинает ухаживать за княжной Мери? Чем кончаются их отношения? Как характеризует Печорина его разрыв с Мери? 7.В чем смысл последнего визита Печорина к княжне Мери? 8.Что нового мы узнаем из письма Веры о Печорине? 9.Рассуждения Печорина общего характера: - Что думает Печорин о дружбе вообще, о Вернере, в частности? - Как рассуждает Печорин о любви, о женщинах? Поступает ли он в соответствии со своими рассуждениями? -Как объясняет Печорин охладелость своей души, эгоизм, раздвоенность? - Что думает Печорин о цели и смысле жизни, судьбе, роке? "Фаталист" 1. О чем спорят офицеры? 2. Как испытывает судьбу Вулич? Какую роль играет в этой сцене Печорин? 3.К каким выводам приходит Печорин после истории с казаками? 4.Печорин о вере и безверии. 5. Фаталистический эксперимент Печорина. К каким выводам он приходит? Общие выводы о Печорине. Роман "Герой нашего времени" в свете лермонтовской философии жизни (понятий свободы, вечности, любви, смерти, судьбы). Обязательная литература: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. //Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т. М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т.6. 1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. Лит., 1978. Т.З. 2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы "Герой нашего времени", "Мотивы"). 3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова. //Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968 или Литературное наследство, т.43-44. 4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова. //"Новый мир", 1964, №6 или: Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: Просвещение, 1969. Сделать конспект статьи В.Г.Белинского, подглавки "Судьба" в главе "Мотивы" (Лермонтовская энциклопедия, стр. 311-312) и на выбор статьи В.Ф. Асмуса или работы И. Виноградова. Дополнительная литература:
|
Литература первой половины XIX века Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.... |
Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год) Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе... |
||
Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины... «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного... |
1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное... Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк |
||
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) |
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской... Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философских и публицистических произведений второй половины... |
||
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл |
||
Кол-во часов Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные... |
Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |