Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века




Скачать 260.68 Kb.
Название Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века
страница 1/3
Дата публикации 14.10.2014
Размер 260.68 Kb.
Тип Вопросы к экзамену
literature-edu.ru > История > Вопросы к экзамену
  1   2   3
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО КУРСУ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 ПОЛОВИНЫ Х1Х В.
1. Жуковский В.А. Лирика. Баллады. Поэмы, повести и сцены в стихах («Аббадона», «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Пери и ангел», «Ундина», «Камоэнс» - два произведения на выбор).

2. Батюшков К.Н. Лирика.

3. Крылов И.А. Басни.

4. Рылеев К.Ф. Лирика. Думы. Поэма «Войнаровский». Агитационно-сатирические песни.

5. Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума».

6. Пушкин А.С. Лирика. Романтические поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Исторические поэмы («Полтава», «Медный всадник»). Драматургия («Борис Годунов», «Маленькие трагедии») Проза («Арап Петра Великого», «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История пугачевского бунта). Роман «Евгений Онегин».

7. Лермонтов М.Ю. Лирика. Поэмы «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича», молодого опричника и удалого купца Калашникова». Драма «Маскарад». Роза («Вадим», «Герой нашего времени»).

8. Поэты-декабристы. Лирика и баллады П.А.Катенина. Лирика Ф.Н.Глинки, В.Ф.Раевкого, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского.

9. Поэты пушкинской поры. Лирика. Д.В.Веневитинова, П.А. Вяземского, Д.Давыдова, Н.М.Языкова, И.И.Козлова, А.А.Дельвига, Е.А.Баратынского.

10. Бестужев-Марлинский А.А. Проза (три повести на выбор).

11. Литература 1830-х годов. Н.А.Полевой. Роман «Клятва при гробе Господнем», «Аббадонна», повести «Живописец», «Эмма» и другие. Повести Н.Ф.Павлова, О.Сомова, А.Ф.Вельтмана. Одно из перечисленных выше произведений на выбор. В.Ф.Одоевский. Две повести на выбор. Пьесы Н.А.Полевого, Н.В.Кукольника, А.С.Хомякова (одно драматическое произведение любого из этих авторов). М.Н.Загоскин «Юрий Милославский», И.И.Лажечников «Последний Новик», «Ледяной дом» (одно из произведений). А.Полежаев. Стихотворения. В.Г.Бенедиктов. Стихотворения.

12. Кольцов А.В. Лирика.

13. Гоголь Н.В. Циклы повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести. Драматургия «Женитьба», «Ревизор». Поэма «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь».

14. Герцен А.И. Роман «Кто виноват?» Мемуарная эпопея «Былое и думы».

15. Писатели «натуральной школы». Сборник «Физиология Петербурга» (повести В.И.Даля, Д.В.Григоровича, И.И.Панаева и других).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Первой половины XIX века.


  1. Общественная и литературная жизнь 1-ой четверти 19 века /1800-1825/. Литературные течения, общества, журналы, салоны.

  2. Идейно-художественные особенности литературного творчества поэтов-декабристов.

  3. Романтизм как художественный метод. Социально-философские корни романтизма. Различные течения. Поэтика романтизма. Историко-литературное значение романтизма.

  4. Своеобразие и историко-литературное значение поэзии К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. «Легкая поэзия». Антологические стихи. В.Г.Белинский и А.С.Пушкин о поэзии Батюшкова.

  5. Черты сентиментализма и романтизма в лирике В.А.Жуковского. Историко-литературное значение его поэзии. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о лирике В.А.Жуковского.

  6. В.А.Жуковский – родоначальник русского романтизма. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Особенности сюжетосложения, характеры, идеи. Художественные особенности баллад. Современные исследования о жизни и творчестве В.А.Жуковского.

  7. Творчество К.Ф.Рылеева. Гражданская лирика. Жанровое и стилистическое своеобразие. Агитационно-сатирические песни. Поэма «Войнаровский» – классическое произведение декабристского романтизма. Современные исследования о творчестве К.Ф.Рылеева.

  8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности драматургического конфликта, языка. Общественная и личная драма Чацкого. «Горе от ума» в русской критике.

  9. И.А.Крылов - баснописец. Народность и реализм басен. Специфика жанра. Основные идеи, темы, сюжеты, персонажи, язык басен. В.Г.Белинский о национальном своеобразии басен И.А.Крылова.

  10. Поэзия А.С.Пушкина. Идейно-художественная эволюция /начало творческого пути, политическая лирика петербургского периода, темы, образы, мотивы; художественное своеобразие лирики периода южной ссылки, михайловского периода, философские, духовно-нравственные мотивы лирики середины 1820-1830-х гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Пушкина. Современные исследования о поэзии А.С.Пушкина.

  11. Своеобразие романтических поэм А.С.Пушкина. Анализ одной поэмы /на выбор/.

  12. Исторические поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Изображение Петровской эпохи, Полтавского боя. Образы исторических деятелей. Любовная линия сюжета. Сложность художественной структуры поэмы. Философские, нравственные, социальные проблемы в поэме «Медный всадник». Споры в современном пушкиноведении о «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина.

  13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис Годунов». Проблема власти и народа. Образы Годунова, Самозванца, Шуйского, юродивого и др. Особенности пушкинского историзма. Художественное своеобразие трагедии. Современные исследования о трагедии. «Маленькие трагедии». Проблематика, сюжеты, характеры, художественные особенности.

  14. Новаторство, художественное своеобразие, историко-литературное значение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Характеры и судьбы. Образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и др. Образы автора повествователя В.Г.Белинский и современные исследователи о романе.

  15. «Повести Белкина». Проблематика, сюжеты, характеры. Литературный традиционализм и художественное новаторство.

  16. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Социально-психологическая проблематика. Система образов. Проблема народного бунта.

  17. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – роман нового типа. Синтез истории и вымысла. Философско-историческая и духовно-нравственная проблематика. Своеобразие жанра, стиля, языка. Современные исследования о прозе Пушкина.

  18. Раннее творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836). Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа.

  19. Основные темы, идеи, мотивы, художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова 1837-1841 гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Лермонтова. Современные исследования о поэзии Лермонтова.

  20. Историзм и фольклоризм «Песни про купца Калашникова». Проблематика. Образы. Поэтика. В.Г.Белинский о «Песне».

  21. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова. Композиция, стиль, образ романтического героя в поэме «Мцыри». В.Г.Белинский о сущности характера Мцыри и художественном своеобразии поэмы. Поэма «Демон» и европейская «демониана». Универсализм и богоборчество. Диалектика добра и зла. Современные исследования о поэмах М.Ю. Лермонтова.

  22. «Герой нашего времени» – первый русский философско-психологический роман в прозе. Композиционные принципы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Характеристика Печорина Максимом Максимычем и путешественником. Нравственный и духовный облик Печорина в его дневнике. Тема судьбы, фатума в оценке современных исследователей.

  23. Поэты пушкинской поры (Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.Давыдов Д.В.Веневитинов, И.И.Козлов).

  24. Проблематика, герои, сюжеты, стиль повестей А.А.Бестужева-Марлинского.

  25. Общественная и литературная жизнь 30-х годов Х1Х века (1826-1840). Философско-эстетические и политические искания. Историческая мысль. Теория официальной народности. Развитие журналистики. Философский романтизм.

  26. Повести Н.В.Гоголя. особенности художественного метода, своеобразие стиля. Функции юмора и фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Идиллические мотивы, героика и фантастика, сатира и юмор в сборнике «Миргород», «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственная, эстетическая, социально-психологическая проблематика. Современные исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

  27. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» как общественная комедия и учительное произведение. Новаторство сюжета и характеров. Городничий и чиновники. Хлестаков и хлестаковщина. «Ревизор» на русской сцене.

  28. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Жанр. Композиция. Смысл названия. Образ Чичикова. Предыстория героя. Комментарии автора-повествователя. Приемы сатирической характеристики помещиков. Содержание и функции лирических отступлений. Религиозно-нравственный пафос поэмы. В.Г.Белинский и К.С.Аксаков о поэме. Современные исследования о «Мертвых душах».

  29. Духовный кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Письмо к Гоголю В.Г.Белинского». Судьба 2-го тома «Мертвых душ».

  30. «Натуральная школа» 1840-х годов. В.Г.Белинский об основных особенностях и значении «натуральной школы».

  31. Жизненный и творческий путь А.И.Герцена. Роман «Кто виноват?» как произведение «натуральной школы». Проблематика, жанровое своеобразие, мастерство литературного портрета, личность автора в мемуарах «Былое и думы».

  32. Мир поэзии А.В.Кольцова.


Семинарские занятия по русской литературе

первой половины Х1Х века.

(заочное отделение)
Цель семинарских занятий:

Развитие у студентов навыков работы с критической и монографической литературой, навыков анализа художественных произведений разных жанров в единстве формы и содержания с учетом их специфики, умения убедительно аргументировать свои мысли, формирование художественного вкуса, самостоятельности мысли.
Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Характеры и судьбы. Принципы пушкинской характерологии.
Цель: Понять художественную сложность и идеологическую многомерность романа, оценить его значение для развития русской литературы и русского общественного сознания, приобретать навыки анализа текста "высокой степени сложности".
План:

  1. Предыстория Онегина. Культурно-исторический контекст.

  2. Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский. Испытание жизнью.

  3. Татьяна Ларина. "Воспитание чувств" и становление души.

  4. В.Г. Белинский и Ф.М. Достоевский о Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Так кто же из героев "нравственный эмбрион"?

  5. Образ автора. Духовный мир автора-повествователя в лирических отступлениях. Автор и его герой. Автор и читатель.


Обязательная литература:

  1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 16-ти т. М.-Л.: АН СССР, 1937. т.6.

  2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. Статья 8 и 9. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. лит., 1981. т.6.

  3. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине. // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. М., 1982. Т.26.

  4. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л.: Просвещение, 1980.

  5. Макогоненко Г.П. Евгений Онегин» А.С.Пушкина. // Медведева И. «Горе от ума». А.С. Грибоедова. Г. Макогоненко. "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. М.: Худ.лит., 1971.


Практическое задание:

  • Сделать конспекты 8 и 9 статей В.Г. Белинского о романе Пушкина "Евгений Онегин" и Пушкинской речи Ф.М. Достоевского.

  • Выписать цитаты из текста романа, раскрывающие внутренний мир Татьяны Лариной.


Дополнительная литература:

  1. Баевский В.С. Сквозь магический кристалл. М.: Изд-во "Прометей", 1990.

  2. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

  3. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978.

  4. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974.

  5. Гуковский Г. А.Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

  6. Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав». М., 1994.

  7. Турбин В.Н. Поэтика романа Пушкина «Евгений Онегин». М.: Изд-во МГУ, 1996.


Тема 2.

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый прозаический

социально-психологический и философский роман в русской литературе.
Цель: Развитие навыков анализа крупного произведения в свете поставленных проблем социального, психологического, нравственно-философского характера. Выявление роли различных художественных средств в создании сложного, противоречивого человеческого характера.

План

1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение хронологической последовательности, три рассказчика).

2. Последовательное раскрытие характера, психологии, судьбы Печорина от первой главы до последней.

Предисловие к роману.

Лермонтов о типичности Печорина.

"Бэла".

Проблема "природы и цивилизации", столкновение национально-родового и личностного начал. Психофизический склад Печорина. Печорин в восприятии Максима Максимовича.

1 .Какие странности в Печорине заметил Максим Максимович?

2.Как удалось Печорину похищение Бэлы? Бэла, Азамат, Казбич как национальные типы.

З.Чем вызывает Печорин доверие и расположение Бэлы?

4.Как объясняет сам Печорин причину своей скуки и охлаждения к Бэле?

5."Я за нее отдам жизнь", - говорит Печорин Максиму Максимовичу о Бэле. Не пустая ли это фраза?

6.Похищение Бэлы Казбичем. Как оценить поступок Казбича?

7.Как переживает смерть Бэлы Печорин и Максим Максимович?

8.Какое остается от Печорина впечатление в целом?

Максим Максимыч”

1. Портрет Печорина - первый психологический реалистический портрет в рус. литературе.

2. Рассказ о встрече Максима Максимовича и Печорина. Что испытывает М.М., узнав о приезде Печорина? Как ведет себя Печорин? Прав ли Максим Максимович, сделав такой вывод: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара". Путешественник о Максиме Максимыче.

Послесловие к "дневнику Печорина".

Еще раз о типичности Печорина.

"Тамань".

1 .Почему Печорин наблюдает за слепым мальчиком?

2.Чем привлекает Печорина девушка-контрабандистка?

3.Как ведет себя Печорин во время ночного свидания?

4.Почему "Тамань" кончается печально?

5.Какие свойства натуры Печорина проявились в повести "Тамань"?

6.Печорин о роли судьбы, рока в своей жизни.

"Княжна Мери".

1 .Как описывает Печорин Пятигорск? Как характеризует его это описание?

2.В каком стиле дается описание "водяного общества"? За что Печорин презирает это общество?

3.Почему "водяное общество" не любит Печорина и преследует его?

4.В чем причина ссоры Печорина и Грушницкого?

5.Как ведут себя на дуэли Печорин и Грушницкий? Какие стороны характеров и нравственного облика обоих здесь раскрываются?

6.Почему Печорин, не любя, начинает ухаживать за княжной Мери? Чем кончаются их отношения? Как характеризует Печорина его разрыв с Мери?

7.В чем смысл последнего визита Печорина к княжне Мери?

8.Что нового мы узнаем из письма Веры о Печорине?

9.Рассуждения Печорина общего характера:

- Что думает Печорин о дружбе вообще, о Вернере, в частности?

- Как рассуждает Печорин о любви, о женщинах? Поступает ли он в соответствии со своими рассуждениями?

-Как объясняет Печорин охладелость своей души, эгоизм, раздвоенность?

- Что думает Печорин о цели и смысле жизни, судьбе, роке?

"Фаталист"

1. О чем спорят офицеры?

2. Как испытывает судьбу Вулич? Какую роль играет в этой сцене Печорин?

3.К каким выводам приходит Печорин после истории с казаками?

4.Печорин о вере и безверии.

5. Фаталистический эксперимент Печорина. К каким выводам он приходит?
Общие выводы о Печорине. Роман "Герой нашего времени" в свете лермонтовской философии жизни (понятий свободы, вечности, любви, смерти, судьбы).
Обязательная литература:

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. //Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т.

М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т.6.

1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. Лит., 1978. Т.З.

2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы "Герой нашего времени", "Мотивы").

3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова. //Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968 или Литературное наследство, т.43-44.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова. //"Новый мир", 1964, №6 или: Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: Просвещение, 1969.
Сделать конспект статьи В.Г.Белинского, подглавки "Судьба" в главе "Мотивы" (Лермонтовская энциклопедия, стр. 311-312) и на выбор статьи В.Ф. Асмуса или работы И. Виноградова.
Дополнительная литература:

  1. Герштейн Э. "Герой нашего времени" Лермонтова. М., 1976.

  2. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". Л.: Наука, 1975.

  3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М.: Правда, 1973.

  4. Мануйлов В. А. Роман Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. М.-Л.:

  5. Маркович В.М. "Герой нашего времени" и становление реализма в русском романе. // Русская литература. -1967 - № 4.

  6. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

  7. Просвещение, 1966.

  8. Удодов Б.Г. Образно-смысловая структура "Героя нашего времени". // Удодов Б.Г. М.Ю.Лермонтов. Воронеж, 1973.

  9. Эйхенбаум Б.М. "Герой нашего времени". // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Худ. лит., 1969

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Литература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon 1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon 1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской...
Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философских и публицистических произведений второй половины...
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Кол-во часов
Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные...
Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века icon Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции