Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и




Скачать 170.63 Kb.
НазваниеПетра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и
Дата публикации14.10.2014
Размер170.63 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > История > Реферат
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Петр и Петровская эпоха в творчестве А.С.Пушкина 20 –х годов 19 века………….……………………………………………………………………..4

1.1 Образ Петра Великого в ранних произведениях……………………………4

1.2 «Станы»………………………………………………………………………..5

1.3 «Арап Петра Великого» - птенцы гнезда Петрова………………………….7

Глава 2 Образ сильного и милосердного царя………………………………….9

2.1 Петр в лирике Пушкина . «Полтава»………...………………………………9

2.2 «Медный всадник»…………………………………………………………..11

2.3 «история Петра Великого»………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Введение

Сложно определить, какая тема более подходит для написания реферата, автором выбрана именно эта потому, что интерес к истории воспитан с детства. Возможно и то, что некоторые периоды истории имеют свойства повторяться и именно в наше время, похожее на допетровскую эпоху, необходим сильный и властный государственный лидер.

Тема Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А.С.Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. Согласно мнению критиков, образ Петра увлекал Пушкина всю жизнь и рассматривался поэтом во многих произведениях, но наиболее ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». И в том, и в другом произведении предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого.

Однако отношение Пушкина к своему герою неоднозначно и это хорошо отражается в разных произведениях. В чем же это проявляется? Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.

И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке с точки зрения исторической науки»1

Таким образом, исходя из темы реферата, его цель изучение творчества А.С.Пушкина посвященного образу Петра Великого.

Согласно цели в реферате решаются задачи:

  • Исследуется творчество А.С.Пушкина.

  • Выявляется место и роль образа Петра Великого в творчестве А.С.Пушкина.

  • Обосновывается и обобщается роль А.С.Пушкина, как историка.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работе использованы труды отечественных писателей и историков, произведения А.С.Пушкина.

Глава 1. Петр и Петровская эпоха в творчестве А.С.Пушкина 20 – х годов.

1. 1 Образ Петра Великого в ранних произведениях А.С.Пушкина

Самые первые глубокие замечания о петровском царствовании появляются у Пушкина в 1822 году в «Заметках по русской истории», которые не были опубликованы при жизни поэта. Посвященные в основном анализу екатерининской эпохи, пушкинские «Заметки» начинаются с петровских преобразований. Неспешное эпическое начало, выдержанное в ритме «Истории» Карамзина, напоминает о том движении русского общества, которое началось при Петре и постепенно затихало: «Воспоминания старины мало-помалу исчезали».

Больше всего Пушкина интересуют проблемы просвещения, исторический толчок которому дал Петр. Возникает поразительная фраза, в которую молодой Пушкин вложит свое понимание силы и двойственности личности великого царя: «Петр 1 не страшился народной Свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон»… Образ Петра, который позже отольется в знаменитые литые формулы «Полтавы» и «Медного всадника», выражен в лаконичных и сильных определениях: «северный исполин», «сильный человек». Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения.

1. 2 «Стансы» - «На троне вечный был работник…»

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I:

К тебе я вопию, премудрость бесконечна,

Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна

И полон ревности спешит в восторге дух

Петра Великого гласит вселенной вслух

И показать, как он превыше человека

Понёс труды для нас неслыханны от века…

(«Пётр Первый», Ломоносов)2

Оставя, скипетр, трон, чертог,

Быв странником, в пыли и в поте,

Великий Пётр, как некий бог,

Блистал величеством в работе:

Почтен и в рубище герой!

(«Вельможа», Державин)3

В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».

Итак, «Стансы», написанные в 1826 году и связанные с восшествием на престол Николая 1, были первым законченным произведением, где Пушкин обратился к личности Петра Великого. Именно в этом стихотворении создан тот образ великой исторической личности, который будет развиваться и дальше в творчестве Пушкина и получит мощное продолжение в «Полтаве», «Медном всаднике», «Арапе Петра Великого», незавершенной «Истории Петра». В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен».

Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх:

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

1. 3 «Арап Петра Великого» - птенцы гнезда Петрова.

Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.

Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В.Г.Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман». 4Интерес к Петру подогревался жгучим интересом к биографии самого удивительно го из предков Пушкина Абрама Петровича Ганнибала. Этот черный прадед, самый невероятный из «птенцов гнезда Петрова», как и вся ганнибаловская ветвь пушкинской родословной, невольно уводил юного поэта в ту далекую эпоху, будил фантазию и мысль. Может быть, именно Петр и Ганнибал в наибольшей степени определили интерес Пушкина к отечественной истории.

Глава 2 Образ сильного и милосердного царя .

2.1 Петр в лирике Пушкина. «Полтава»

Кроме «Стансов», образ Петра не слишком часто будет появляться в лирике Пушкина. «Моя родословная» и «Пир Петра Первого» — вот, пожалуй, и все лирические стихотворения; где поэт обратился к Петру и его эпохе. Характерно, что в лирике (кроме «Стансов») Петр осмысляется Пушкиным, прежде всего, не как государственный деятель европейского масштаба, а как крупный, незаурядный человек, яркая личность. Этот мотив державности станет основным в эпических произведениях Пушкина, посвященных Петру 1. Самое яркое и радостное явление Петра мы встречаем в «Полтаве»:

Тогда-то свыше вдохновленный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как божия гроза.

И он промчался пред полками,

Могуч и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой…

Сильный, прекрасный, одержимый волей к победе, Петр вызывает у Пушкина искренний, неподдельный восторг. Пушкину нравится не только бесстрашие царя, но и его великодушие: « и славных пленников ласкает, и за учителей своих заздравный кубок поднимает». 5Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас»; высокую лексику: «вдохновенный», «жребий». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе. Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих заздравный кубок подымает.

2.2 . « Медный всадник»

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».Торжественно звучит начало поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял Он, дум великих поли,

И вдаль глядел..

И думал Он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Великая мечта Петра осуществилась, «и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво». Вступление к «Медному всаднику» в, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина, но в этой поэме впервые Пушкин задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами.

Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы над «Историей Петра Великого», но и в «Медном всаднике» есть Петр-самодержец. Он предстает не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бес человечной государственности даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело -Петра, уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Железная узда» в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения:

И во всю ночь безумец бедный

Куда стоны ни обращал,

За ним повсюду всадник медный

С тяжелым топотом скакал.

Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.

Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногою твёрдой стать при море». Он видел, как перед Петром, «мощным властелином судьбы», смирялась «побеждённая стихия». Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках». Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока. Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбном уделе «малых сил»; возникает новый образ Петра:

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать. Медный всадник - это, конечно, не Петр, который «могущ и радостен как бой», который «весь как божия гроза». Медный всадник — это превращение Петра, которое произошло с его делом за минувший век. Медный всадник – это сложная скульптурная композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельной значение. Петр одет в отвлеченную одежду, которую скульптор назвал просто «героической». Он подчеркивал, что хочет изобразить Петра не полководцем, а законодателем: «Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны…Природа и люди воздвигали перед ним самые трудные препятствия, которые он поборол своим могучим гением и упорством». «Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в письме к Д.Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей». Такое понимание роли Петра лишь отчасти совпадает с пушкинским. Интерпретация Петра у Пушкина богаче и значительнее скульптурной аллегории.

6. «История Петра Великого»

Никто, как Пушкин, не мог так глубоко проникать в суть истории, так воспитать и чувствовать исторические личности, так видеть их глубокие противоречия «История Петра Великого» осталась незавершенной. Пушкин погиб, не дописав, может быть, самое главное свое историческое сочинение. Но известно, что он откладывал его и при жизни. Потому-то такими бесценными для нас остаются все произведения Пушкина, посвященные Петру: в них нет ни догматизма, ни предвзятости, ни слепого преклонения, а глубокое и мудрое проникновение в трагическую суть истории. Как никто из русских художников, Пушкин имел право сказать: «История народа принадлежит поэту». По-новому открылся ему царь-реформатор. Пушкин увидел в нем не только умного, мудрого полководца и человека, который много работал на благо своей страны и народа, но и жестокого, самовластного царя. Как это произошло?

В 1832 году по поручению Николая I Пушкин начинает писать «Историю Петра I», хотя надо отметить, что собирать материалы он начал десятью годами раньше, в 1822. Для этой цели в его распоряжение были представлены архивы империи, тайные документы. Но этому прозаическому произведению не суждено было быть законченным, работу над ним прервала смерть поэта. Николай I, рассмотрев незавершенный исторический труд Пушкина, указал: «Сия рукопись издана быть не может по причине многих неприятных выражений на счет Петра Великого». И рукопись, состоящая из 31 тетради, была забыта и потеряна. Лишь спустя почти сто лет случайно были найдены эти тетради, листочки из них подкладывали в клетку попугаю. Сохранилось всего 22 тетради, остальные безвозвратно потеряны. Впервые исторический труд Пушкина был опубликован в 1938 году.

Что же неприличного усмотрел в рукописи Николай I?

Работая над историческим трудом, Пушкин увидел, что Петр I был не только преобразователем, патриотом, но и деспотом, крепостником. Эта мысль подкрепляется и обогащается многими страницами «Истории Петра I». Многие «временные» указы Петра Пушкин называет «тиранскими», «жестокими». Так за ослушание приказов «юфть для обуви делать не с дегтем, а с ворваньем салом» и «делать полотна широкие вместо узких» карается конфискацией и галерами. Пушкин этот факт дополняет своим замечанием: «как обыкновенно кончаются хозяйственные указы Петра». Историка поразил контраст между незначительностью преступления и жестокостью наказания. Стремясь определить, кем был Петр, Пушкин писал в черновике «после смерти деспота», и рядом «после смерти великого человека». Эти строки показывают, как ясно видел Пушкин двойственность, противоречивость исторической деятельности Петра. Это осознание нашло отражение в поэме «Медный всадник».

Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни. Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии – таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина. С первых страниц «История Петра» перед нами в живом изображении является юный Пётр.

Пушкин подчёркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые он применял для их достижения. «Когда народ встречался с царём, - читаем мы в «Истории Петра» – то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Пётр Великий в Петербурге запретил коленопреклонение, так как улицы были грязные и болотистые, а народ, его не слушался, то Пётр Великий запретил уже под жестоким наказанием». Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянских детей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как показано в «Истории Петра», и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов. К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершённым. Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал «ничтожными наследниками северного исполина». Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет: «В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика».

Заключение

В работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция не только художественного мастерства поэта, но и его идейно-политических взглядов. Развитие жанрового многообразия отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы к эпическим жанрам. В творчестве поэта прослеживается эволюция его идейно-художественных и историко-философских взглядов. С темой Петра связана богатая проблематика: личность в истории, власть, трагическое противопоставление человека и государственной власти.

Оценка личности Петра в неоднозначна: с одной стороны, это выдающийся государственный деятель, просветитель и великий творец, созидатель новой просвещенной России, образец для подражания власть предержащим, с другой стороны – это суровый властитель, не знающий сострадания к живому человеку. А главная мера ценности по Пушкину – это живой Человек с душой и сердцем. В заключении реферата надо отметить, что личность Петра интересовала Поэта потому что: Пётр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь, более того Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя. Но и надо отметить, что Пушкин, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Стансы», «Заметки по русской истории 18 века», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра». Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современники создали свои замечательные произведения, например: А. Толстой «Пётр Великий» и т. д.

Список литературы.

  1. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература»

  2. Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 – е годы. Л., «Художественная литература».

  3. Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.

  4. С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.

  5. В.Г. Белинский Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая. // Собрание сочинений в трех томах. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. Том III. Статьи и рецензии 1843-1848.

  6. Проблемы современного пушкиноведения. ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1986 г.

  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М: Азбуковник, 1988г

1 Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г

2 Б. Г. Кузнецов. "Великий русский ученый Ломоносов"

3 Гаврила Державин – «ВЕЛЬМОЖА».

4 В.Г. Белинский Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая. // Собрание сочинений в трех томах. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. Том III. Статьи и рецензии 1843-1848.

5 А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconВ рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и icon29. 01. 1837 (11. 02). Умер Александр Сергеевич Пушкин На смерть Пушкина
Сергеевич Пушкин (26. 05. 1799–29. 01. 1837) родился в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconПетербург в поэме А. С. Пушкина
Слово учителя: Мы учимся у Пушкина с самого раннего детства. Читаем его сказки, потом стихи, поэмы, узнаем его биографию, знаем по...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconЕсли Вы учитесь и Вам необходимо серьезно подготовиться к занятиям,...
Если у вас появилось свободное время и вы хотите провести его с пользой для себя: просмотреть новые газеты и журналы, побольше узнать...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconНа пороге нового времени
Актуальность. Решение важнейших проблем ХХI в невозможно без понимания истории, поэтому важно пробудить у подрастающего поколения...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconРиторика: границы понятия, предмет изучения
Риторика становится востребованной. Изменилось отношение к ней, стало ясно, что она не заканчивалась, а лишь спала, это был период...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconПо устремлению, по размаху. Нерелигиозная мысль у нас всегда неоригинальна,...
Но любая национальная культура имеет не только свое собственное представление о мире, свое видение мира, но

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconЦель: расширить представления о значении великого поэта в духовной...
Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное более чем два века назад, пройдя через многие поколения,...

Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени, всегда хочется большее и подробнее поработать над ней, узнать новую информацию о человеке, который смог преобразить Россию. И не менее важно отношение А. С. Пушкина к Петру. Русская философская мысль относилась различно к Петру I и iconЮ. А. Курочкин Институт физики нан беларуси
Лобачевского (1792-1856гг.). Жизнь великого поэта целиком вмещается в период жизни великого математика. Интересно провести их сравнительное...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции