Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат




Скачать 103.4 Kb.
Название Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат
Дата публикации 14.10.2014
Размер 103.4 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > История > Конкурс
Городской конкурс

«Пока в России Пушкин длится»

Реферат



«А.С.Пушкин как историк»

Автор: Пономаренко Анжелика,

ученица 10 класса

средней школы №8

г.Лениногорска

Республики Татарстан
Руководители: Полякова Л.Г.,

учитель истории первой квалификационной истории
Фаттахова Л.Р.,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

средней школы №8

г.Лениногорска

Республики Татарстан

Структура реферата

Введение



Глава 1. Исторический век.
Глава 2. Формирование исторических взглядов А.С.Пушкина
Глава 3. Историзм - основная черта пушкинского творчества
Глава 4. Научные изыскания Пушкина.

Заключение
Список использованной литературы.






Введение


А.С.Пушкин – гениальный русский поэт. Об этом знают все, или почти все. На уроках литературы нам об этом говорят постоянно. Но в десятом классе, серьезно увлекаясь отечественной историей и намереваясь в будущем получить высшее историческое образование, я столкнулась с такой точкой зрения, что Пушкина можно зачислить в профессиональные историки наряду с Карамзиным. Он первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк. Это утверждение меня заинтересовало, и я захотела проверить, так ли это на самом деле?

Оказалось, о гениальном русском поэте-историке писали почти все пушкинисты, многие специалисты по российской и всемирной истории (В.О.Ключевский, Г.В.Вернадский, П.Н.Милюков, Г.Н.Волков, Б.В.Томашевский и другие). Усилиями этих ученых выявлен широкий круг исторических интересов Пушкина, источники, которыми он пользовался, его методы научного и художественного освоения исторических материалов, оценки различных событий и лиц; наконец эти разыскания позволяют представить общий взгляд Пушкина на историю своей страны, всего человечества.

Познакомившись с трудами историков, с письмами Пушкина к друзьям, я решила написать реферат. При написании реферата я ограничилась постановкой двух проблем:

Первая проблема: как формировались исторические взгляды Пушкина и зачем гениальному поэту понадобилось делаться ещё и историком?

Вторая проблема: как работал Пушкин – историк? Каков был «творческий механизм», наиболее интересные особенности его обращения к прошлому?

Глава 1. Исторический век.

Начало девятнадцатого века принесло с собой поистине революционную ломку всех прежних представлений о ходе развития человеческого общества. Именно тогда стал складываться взгляд на общество как на организм непрерывно развивающийся, изменяющийся по определенным законам, то есть взгляд исторический. Сам девятнадцатый век получает название «исторического» в отличие от восемнадцатого «просветительского»

Иван Кириевский, близкий знакомый Пушкина писал: «История в наше время есть центр всех познаний, наука наук, естественное условие всякого развития; направление историческое обнимает все…». Ту же мысль высказывал В.Белинский: «Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все формы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания; без неё стало невозможно постижение ни искусства, ни философии»1

События, происходящие в настоящем, обусловлены прошлыми историческими процессами, и поэтому в истории народа кроется объяснение настоящего и указание на будущее.

_____________

1 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С.211
Вместе с тем каждый наступающий период представляет собой более высокую ступень общественного развития. Такой взгляд был тогда откровением. Он резко отличался от просветительского мировоззрения, которому ход развития общества не представлялся единой цепью, где события вытекают одно из другого, а просто друг с другом соседствуют, а то и возвращаются «на круги своя»

Исторический взгляд на вещи был естественным. Сначала Великая французская революция тысяча семьсот восемьдесят девятого года, а затем и последующие европейские революции, показали, что не личности творят историю, а напротив, ход исторического развития распоряжается судьбами великих государей, народов, то, вознося их на вершины, то, низвергая в бездну.

А так как Пушкин жил в исторический век, то он не мог уйти от повседневной жизни. Следовательно, в своих произведениях он делал исторические вставки, а иногда и полностью посвящал произведение какому-либо историческому событию или персонажу, например, Е. Пугачеву, Петру Первому и другим.
Глава 2. Формирование исторических взглядов А.С.Пушкина.

Исторические взгляды молодого Пушкина складываются под влиянием на него идей века просвещения. С детства, с десяти лет, у него начала развиваться страсть к чтению. Он прочел сначала Плутарха, потом «Одиссею» и «Иллиаду», потом приступил к библиотеке своего отца, которая была наполнена французскими классиками семнадцатого века и произведениями философов последующего столетия. Первый биограф Пушкина Анненков писал: «Александр тайком забирался в кабинет отца и без разбора «пожирал» все книги, попавшие под руку. На одиннадцатом году он уже знал наизусть всю французскую литературу, может быть принято с некоторым ограничением» 1

Победа в войне 1812 года сыграла также важную роль в сознании поэта, ведь без этой победы над Наполеоном Пушкина, как национального поэта – историка, не было бы, как не было бы декабристов.

В лицее многие его однокашники, а также и учителя упоминали о том, что Пушкин был большим знатоком исторических произведений. Он внимательно изучал труды как отечественных авторов Феофана Прокоповича, Татищева, Карамзина, так и зарубежных Тацита, Вольтера, Гизо, Юма. В его библиотеке хранилось более четырехсот книг по истории! 2

Таким образом, историческое миропонимание Пушкина не сразу оформилось в определенную, самостоятельную систему воззрений, оно развивалось и укреплялось с каждым новым этапом его жизни, творчества.

________________

1Анненков П. Материалы для библиографии Пушкина. Москва, 1984г. С.197


2 Милюков П.Н. Живой Пушкин (1837-1937). Историко-биографический очерк. М., 1997.
Глава 3. Историзм - основная черта пушкинского творчества
Историзм - основная черта пушкинского творчества. Начиная с юношеского "Вспоминания в Царском Селе" (1814 год!), голос Клии - богини истории, одной из девяти муз, покровительниц искусств и наук, - постоянно звучит в творчестве Пушкина. К нему, к этому "страшному гласу", он прислушивается всю свою жизнь, стремясь постигнуть ход истории, причины возвышения и падения, славы и бесславия великих полководцев и мятежников, законы, управляющие судьбами народов и царей.

Исторический дар Пушкина относился одинаково к прошлому, настоящему и будущему.

К будущему: Пушкин мысленно всегда продолжал дальше, вперёд. Он всё время как бы нащупывает неведомую почву будущего: что выйдет, если будет в России продолжаться сословная революция, начавшаяся с Петра Великого, что выйдет, если царь всегда будет держаться той же политики, как Николай I, при усмирении народных волнений. Отсюда и знаменитый вопрос Пушкина:

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет?

Настоящее: на современную ему жизнь Пушкин смотрит сквозь историческую призму. Он ощущает биение исторического пульса. События польского восстания 1831 года, грозный исторический смысл которых, по замечанию самого Пушкина, совершенно неясен был тогдашнему московскому обществу, ярко осветились в сознании Пушкина всей историей длинных отношений России и Польши; так возникло знаменитое стихотворение "Клеветникам России".

Прошлое: оно даёт особенно обильную пищу пушкинскому историзму. Именно поэтому у Пушкина так много творений на "исторические сюжеты" - из прошлого русского или других народов. Пушкин любил эти сюжеты. Сюда можно причислить следующие произведения: "Песнь о вещем Олеге", "Вадим", "Русалка", "Борис Годунов", "Полтава", "Арап Петра Великого", "Капитанская дочка", "История Пугачевского бунта" и многие другие. И даже представляя себе, что император Александр I сошлёт его в Сибирь, Пушкин думает о том, что он написал бы тогда эпическую поэму на мотивы Сибирской истории - "Ермак" или "Кучум".

Страны, века и народы проходят перед духовным взором Пушкина. Он чувствует исторический аромат каждой эпохи, он проникает в вечные, психологические законы людского общежития, подмечает тайные пружины человеческого сердца.

Понятно, что певец России по преимуществу, Пушкин главные вдохновения свои отдал именно русскому прошлому. Но различные эпохи русской истории не одинаково его захватывали. Так, архаическую, домосковскую старину Пушкин любил и постарался постигнуть, - но в этой области у него было сравнительно мало фактических знаний; здесь то, чего он достиг, было плодом его гениальной интуиции, чем серьёзных изучений, которые помогали ему проникать в Россию восемнадцатого века. Пушкин плохо знал старую русскую литературу. Он считал ёё ничтожеством, "степью", "пустыней" (приписывая это татарскому погрому) и полагал, что "уединённым памятником" в этой пустыне возвышается лишь "Слово о полку Игореве"1

За допетровской Русью следует Москва. Особенно притягивает Пушкина своим драматизмом смутное время. Пусть его "Борис Годунов" с фактической стороны почти всецело взят у Карамзина - со стороны внутреннего проникновения в глубь эпохи пушкинский "Борис Годунов" представляет одно из высших достижений поэтического творчества.

Но если Пушкин вообще певец России, то в особенности он певец новой России, певец Петра Великого и творения Петрова. Пётр, по определению Пушкина, "один - целая всемирная история". Известен пушкинский вдохновенный гимн Петрограду во вступлении к "Медному всаднику":

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит...

Под этим настроением Пушкин собирает материалы для "Истории Петра", создаются поэмы "Медный всадник" и "Полтава", повесть (неоконченная) "Арап Петра Великого". Затем следуют произведения, характеризующие вторую половину XVIII в., - повесть "Капитанская дочка", "История Пугачёвского бунта". В ряде стихотворений нашли отражение и волнующие Пушкина образа современной (или почти современной) истории XIX в.: Наполеон, полководцы 1812г., декабристы, император Николай I и т. д.

Таким образом, историзм поэтического мышления Пушкина - не самоцельное обращение в прошлое. Этот историзм, как мы видим, всегда современен, политически, социально заострен. Он для него – всегда средство разобраться в настоящем, понять, «куда влечет нас рок событий»

Глава 4. Научные изыскания Пушкина.

Научные изыскания для Пушкина – один из необходимых его творческих путей к духовным достижениям. На этом пути поэт трудился серьезно и упорно.

Задумывая широкую работу по новой истории России, он хотел основать её на архивных данных. В 1831 году он с радостью сообщает Нащокину, что царь Николай позволил ему «рыться в архивах». Пушкину часто отказывали в доступе в архивы под разными предлогами. Ему не было, например, показано следственное дело о Пугачеве. «Будущий историк, – с горечью замечает Пушкин – коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд»

Тем не менее, несмотря на все препятствия, Пушкин добивается возможности архивной работы.

______________________

1 Вернадский Г.В. Пушкин как историк/ Преподавание истории в школе, №8, 1998г. С.12

Он мечтает придать ей широкий размах, и даже хочет пригласить ученого помощника Погодина. Но он не успел до смерти наладить свою работу в архивах.

Единственная законченная ученая работа Пушкина – «История Пугачевского бунта» - не могла быть написана на основании архивных данных. Это – предварительное изыскание – «первый опыт», как выразился однажды сам поэт – историк. Но этот первый опыт удался блестяще. Пушкин написал не «Историю Пугачевского бунта», а только «Историю Пугачева» - лично Пугачева. Именно этот эпизод показывает, какие неожиданные стороны исторического изучения затронул Пушкин, те стороны народной жизни, на которые никто и никогда не обращал внимание.

Замечателен стиль, в котором написана «История Пугачевского бунта». Он ясен, выразителен, строг, энергичен. Это идеальный стиль для исторического рассказа, созданный Пушкиным.

Занимаясь специальными историческими изысканиями, Пушкин интересовался чужою научною работою. Поддерживал личные связи с работниками русской исторической науки, а именно с Погодиным, Карамзиным.

Пушкин замышлял написать историю новой России 19 века. «Какое поле эта новейшая русская история! И как подумаешь, что оно вовсе ещё не обработано и что кроме нас русских никто того не может предпринять»1, - с горечью вспоминал поэт - историк. На замысел свой он смотрел серьезно. Если бы Пушкин не был убит в 1837 году, история эта, вероятно, была бы им написана.

Заключение.

Значение Пушкина не ограничивается его местом в истории литературы художественной. У него есть место и в более тесной литературной области: в его творчестве есть сторона специальная, но близкая всякому, для кого русское слово родное. Его творения представляют интерес и для русского историка.

Так как Пушкин жил в исторический девятнадцатый век, то он не мог уйти от повседневной жизни. Следовательно, в своих произведениях он делал исторические вставки, а иногда и полностью посвящал произведение какому-либо историческому событию или персонажу.

Историческое миропонимание Пушкина не сразу оформилось в определенную, самостоятельную систему воззрений, оно развивалось и укреплялось с каждым новым этапом его жизни, творчества. Серьезное влияние на взгляды Пушкина оказала Французская буржуазная революция, отечественная война 1812 года, выступление декабристов.

Историзм - основная черта пушкинского творчества. Он стремится постигнуть ход истории, причины возвышения и падения, славы и бесславия великих полководцев и мятежников, законы, управляющие судьбами народов и царей. Исторический дар Пушкина относился одинаково к прошлому, настоящему и будущему.

1 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С.121

Научные изыскания для Пушкина – один из необходимых его творческих путей к духовным достижениям. На этом пути поэт трудился серьезно и упорно. Единственная законченная ученая работа Пушкина – «История Пугачевского бунта»

Пушкин - первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк. Все написанное Пушкиным – исторический документ, длинный ряд его произведений – поэтическая летопись его времени.
Использованная литература.

1.Анненков П. Материалы для библиографии Пушкина. Москва, 1984г.


2 Вернадский Г.В. Пушкин как историк/ Преподавание истории в школе, №8, 1998г.

3. ВолковГ.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М., 1989

4. Катенин П.А. Избранное. М., 1989; Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1974. Т.1

5 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990

6. Милюков П.Н. Живой Пушкин (1837-1937). Историко-биографический очерк. М., 1997.

7. Пушкин А.С. Ассамблея при Петре Первом/Преподавание истории в школе, №8, 1998г.

8. Пушкин А.С. Заметки по русской истории 18 века/ Преподавание истории в школе, №8, 1998г.

9. Томашевский Б.Н. Пушкин А.С.. Т.1. М., 1979

Очень жаль, что требования конкурса ограничивают объем исследования: не более 5 печатных страниц. Тема интересна, актуальна, требует серьезной проработки. Думаю продолжить изучение в дальнейшем.

Автор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Тема: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»
Если на вопрос команды не ответили- отвечают зрители, затем разыгрывается 2 очка
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Конкурса
Городской конкурс «it- технологии в образовательном процессе» в номинации «Лучший сайт», учителя
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Дни Франкофонии в Санкт-Петербурге
Праздник французской песни; Награждение участников и победителей городской олимпиады по французскому языку среди школьников; Интеллектуальный...
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Алексей Давыдов Пушкин и становление «срединной культуры» в России
...
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Актуальность темы исследования. История образования в России в целом...
В дореволюционной России, наряду с государственными, частные и общественные учебные заведения охватывали все уровни образования:...
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Перспективный учебный план мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ»фгос....

Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Результаты участия учащихся гимназии в интеллектуальных мероприятиях...
Список победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011-2012 учебного года
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Городской отраслевой проект «1 Школьный на 1 Тульском» Паспорт проекта
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Городской информационно-методический центр»...
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon Игра-конкурс «Знатоки Сказок»
Оформление: а) портреты писателей-сказочников(А. С. Пушкин, Г. Н. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др
Городской конкурс «Пока в России Пушкин длится» реферат icon ««согласовано»
Московский городской конкурс ученического творчества "Игумен Земли Русской", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции