Время читать!
5 – 11 классы
МОУ «СОШ № 4»
5 класс
Из русской классики
-
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
-
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Мир истории
-
А. Ишимова «История России в рассказах для детей»
Книги о ровесниках
-
А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
-
В. Катаев «Сын полка»
-
В. Драгунский «Денискины рассказы»
-
К. Драгунская «Честные истории»
-
А. Линдгрен «Мы на острове Сальткрока»
-
Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
-
В. Крапивин «Та сторона, где ветер»
-
Д. Пеннак «Глаз волка», «Собака Пес»
-
А. Гиваргизов «Со шкафом на велосипеде»
-
К. Нестлингер «Долой огуречного короля»
Мир приключений и фантастики
-
А. Беляев «Человек - амфибия»
-
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
-
Ж. Верн « Пятнадцатилетний капитан»
-
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
-
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
-
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Мир сказки
-
Н. Носов «Незнайка на луне»
-
Т. Янссон «Волшебная зима»
-
В. Крапивин «Ковер-самолет»
-
М. Энде «Бесконечная история»
Мир природы
-
Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
-
С. Сахарнов «По морям вокруг земли»
-
Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», «Животные -герои»
-
О. Перовская «Ребята и зверята»
Уроки русского
-
Лев Успенский «Слово о словах»
-
Корней Чуковский «Живой как жизнь»
6 класс
У истоков культуры
-
Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
-
М. Еременко «Славянские боги»
-
Н. Кончаловская «Наша древняя столица»
Культура повседневности
-
Алла Сальникова «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку»
Из русской классики
-
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Метель»
Книги о ровесниках
-
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
-
В. Катаев «Хуторок в степи»
-
А. П. Гайдар «Судьба барабанщика»
-
В. Железников «Чучело», «Чудак из «6 б»
-
В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
-
Д. Пеннак Повести о Камо: «Побег», «Агентство «Вавилон», «Идея века»,
«Камо и я»
-
Э. Портер «Поллианна»
-
А. Гиваргизов «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия»
-
М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», «За все хорошее - смерть»
-
Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?»
-
М. Энде «Момо»
О сильных духом
-
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
-
Д. Лондон «Любовь к жизни»
-
Скотт О Делл «Остров голубых дельфинов»
Мир приключений и фантастики
-
А. Дюма «Три мушкетера»
-
Д. Лондон «Белый клык»
-
Ж. Верн «Таинственный остров»
-
Г. Уэллс «Человек - невидимка»
-
Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
-
А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
-
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
-
Джон Толкин «Властелин колец»
-
К. С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Мир природы
-
С. Востоков «Остров, одетый в джерси»
-
Э. Сетон – Томпсон «Рассказы о животных»
-
Сат-Ок «Земля соленых скал»
-
М. Зверев «Белый марал», «Кладовая чудес»
Уроки русского
-
Лев Успенский «Ты и твое имя»
7 класс
Культура и современность
-
Л. Улицкая Детский проект «Другой, другие, о других»
-
В. Воскобойников «Жизнь замечательный детей»
Культура повседневности
-
Ю. Лотман, Е. Погосян «Великосветские обеды»
Книги о ровесниках
-
А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
-
В. Крапивин «Взрыв генерального штаба», «Застава на якорном поле»
-
Э. Портер «Поллианна возвращается»
-
Ч. Айтматов «Ранние журавли»
-
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
-
А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
-
Е. Пастернак, А. Жвалевский «Время всегда хорошее»
Взрослые и дети
-
Н. и С. Пономаревы «Боишься ли ты темноты?»
-
Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи», «Чудаки и зануды»
-
К. Нестлингер «Само собой и вообще»
-
Ася Петрова «Волки на парашютах»
-
Дина Рубина «Терновник»
-
З. Прилепин «Белый квадрат»
Человек на войне
-
Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
-
К. Икрамов «Семенов», «Скворечник, в котором не жили скворцы»
-
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Мир приключений
-
Л. Буссенар «Капитан Сорви Голова»
-
В. Скотт «Айвенго»
-
М. Рид «Всадник без головы»
О гениальных сыщиках
-
Б. Акунин «Нефритовые четки»
-
М. Чудакова «Дела и ужасы Жени Осинкиной»
-
А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
Уроки русского
-
Э. Вартаньян «Путешествие в слово»
-
С. Максимов «Крылатые слова»
8 класс
Из русской и зарубежной классики
-
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
-
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Ревизор»
-
И. С. Тургенев «Ася», «Первая любовь»
-
Л. Н. Толстой «После бала», «Севастопольские рассказы»
-
А. П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»
-
И. А. Бунин «Сны Чанга»
-
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
-
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Король Лир»
-
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
-
Оноре де Бальзак «Евгения Гранде»
-
Д. Остин «Гордость и предубеждение»
Мир истории
-
А. Иванов «Хребет России»
-
М. Фонотов «Родная старина. Очерки истории Южного Урала»
-
А. Деникин «Очерки русской смуты»
Культура повседневности
-
И. Ильин «Книга тихих созерцаний»
О любви и дружбе
-
В. Каверин «Два капитана»
-
Э. М. Ремарк «Три товарища»
-
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»
-
Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»
-
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…»
Опаленные войной
-
Э. Казакевич «Звезда»
-
А. Алексин «В тылу как в тылу»
-
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Сильные духом
-
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Мир приключений и фантастики
-
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу»
-
Р. Бредбери «Марсианские хроники»
-
Кир Булычев «Доктор Павлыш»
-
Терри Пратчетт «Мор, ученик Смерти»
О гениальных сыщиках
-
Ж. Сименон «Гнев Мегре»
-
Б. Акунин «Алмазная колесница»
«О, засмейтесь, смехачи!»
В мире сатиры и юмора
-
О. Генри «Короли и капуста»
-
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
Уроки русского
-
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
-
Тексты Тотального диктанта 2010 – 2013 гг. (Б. Стругацкий, Д. Быков, З. Прилепин, Д. Рубина)
9 класс
Из русской и зарубежной классики
-
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
-
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
-
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
-
Данте Алигьери «Божественная Комедия»
-
У. Шекспир «Гамлет», «Король Лир»
-
В. Гюго «Отверженные»
-
Данте Алигьери «Божественная Комедия»
-
Оноре де Бальзак «Гобсек»
По следам классики
-
М. Булгаков «Похождения Чичикова»
-
Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»
-
Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
-
В. Набоков «Лекции по русской литературе»
Культура повседневности
-
Ольга Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль»
Дом семьи
-
Д. Рубина «Учитель музыки»
-
М. Петросян «Дом, в котором…»
Опаленные войной
-
В. Богомолов «Иван»
-
В. Быков «Сотников»
-
В. Кондратьев «Сашка»
-
Аника Тор «Остров в море»
Мир фантастики
-
А. и Б. Стругацкие «Град обреченных», «Обитаемый остров»
-
С. Лем «Непобедимый»
О гениальных сыщиках
-
Агата Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз»,
«Вечерний клуб «Вторник».
-
Ж. Сименон «Человек из Лондона»
-
Г. Честертон «Тайна отца Брауна»
«О, засмейтесь, смехачи!»
В мире сатиры и юмора
-
Н. Тэффи. Рассказы.
-
А. Аверченко. Рассказы.
-
М. Зощенко. Рассказы.
Уроки русского
-
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
-
Тексты Тотального диктанта 2010 – 2013 гг. (Б. Стругацкий, Д. Быков, З. Прилепин, Д. Рубина)
Читательский клуб «Читать, нельзя(,) пропустить…»
-
И. Шварц «Дракон»
-
Д. Оруэлл «Скотный двор»
-
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
-
У. Голдинг «Повелитель мух»
-
Р. Бредбери «Вино из одуванчиков»
-
В. Пелевин «Затворник и Шестипалый»
-
Х. Л. Борхес «Роза Парацельса»
10 класс
Из русской классики (программные произведения)
-
И. А. Гончаров «Обломов»
-
И. С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
-
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
-
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
-
Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные, «Бедные люди»,
«Преступление и наказание», «Дневник писателя»
-
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Из зарубежной классики
-
У. Шекспир «Макбет»
-
И. Гете «Фауст»
-
Ф. Стендаль «Красное и черное»
-
С. Цвейг «Смятение чувств»
Культура повседневности
-
Вера Мильчина «Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь»
-
Ольга Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре»
Мир фантастики
-
А. Азимов «Фантастические миры»
-
А. Кларк «Космическая одиссея 2001 года»
-
С. Лем «Солярис»
-
Рэй Бредбери «И грянул гром»
-
Стивен Кинг «Темная башня»
-
Макс Фрай «Лабиринты Ехо»
Читательский клуб «Читать, нельзя(,) пропустить…»
-
Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»
-
Акутагава Рюнескэ «Муки ада», «Ворота Расёмон»
-
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
-
Д. Оруэлл «1984»
-
Ф. Кафка «Превращение»
-
Джером Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
-
А. Камю «Посторонний»
-
Э. М. Ремарк «Триумфальная арка», «Жизнь взаймы»
-
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие»
-
Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
-
Анника Тор «Пруд белых лилий»
Уроки русского
-
М. Кронгауз «Самоучитель олбанского»
-
Тексты Тотального диктанта 2010 – 2013 гг. (Б. Стругацкий, Д. Быков, З. Прилепин, Д. Рубина)
11 класс
Из русской классики ХХ века
-
А. П. Чехов «Дуэль», «Студент», «Черный монах», «Вишневый сад»
-
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», цикл «Темные аллеи»
-
А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
-
Л. Андреев «Иуда Искариот»
-
М. Горький «На дне», «Челкаш»
-
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
-
М. Шолохов «Тихий Дон»
-
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом»
-
В. Шаламов. «Колымские рассказы»
-
Е. Замятин «Мы»
-
А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»
-
В. Набоков «Приглашение на казнь»
-
А. Платонов «Усомнившийся Макар»
-
В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
-
С. Алексиевич «У войны не женское лицо»
-
Г. Владимов «Генерал и его армия»
-
В. Астафьев «Последний поклон», «Пастух и пастушка»
-
В. Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
-
С. Довлатов «Чемодан»
-
В. Аксенов «Остров Крым»
Из современной литературы (2-3 книги на выбор)
-
А. Варламов «Рождение»
-
Д. Быков «Оправдание», «ЖД»
-
Р. Сенчин «Лед под ногами»
-
З. Прилепин «Грех», «Санькя»
-
Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Зеленый шатер»
-
Д. Рубина «Почерк Леонардо», «Синдром Петрушки»
-
О. Славникова «Легкая голова»
-
А. Терехов «Каменный мост»
-
А. Иличевский «Воробей», «Математик»
-
М. Тарковский «Замороженное время»
-
А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
-
А. Битов «Багажъ»
-
В. Пелевин «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «S.N.A.F.F.»
-
С. Беляков «Гумилев, сын Гумилева»
-
М. Степнова «Женщины Лазаря»
-
М. Кучерская «Тетя Мотя»
Из зарубежной литературы
-
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»
-
Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»
-
Борис Виан «Пена дней»
-
Умберто Эко «Маятник Фуко»
-
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
-
Ж. П. Сартр «Тошнота»
-
А. Камю «Чума»
-
У Фолкнер «Шум и ярость», «Осквернитель праха»
-
Х. Кортасар «Игра в классики»
-
Г. Гессе «Игра в бисер»
-
Ж. Сарамаго «Слепота»
-
О. Памук «Другие цвета»
-
Х. Л. Борхес «Вымыслы»
Три сказочные истории знаменитого интеллектуала, ученого и романиста на первый взгляд изданы и оформлены как сборник для детей. Большой формат, картинки. Впрочем, пристальный осмотр книги обнаруживает, что для самых юных читателей картинки, пожалуй, слишком затейливы: это коллажи из фотографий, фрагментов газет, карт, обрезков ткани, сделанные художником-абстракционистом, патриархом жанра Эудженио Карми. Да и сами сказки не стоит торопиться читать детям — маленьким уж точно.
Во всяком случае четырехлетняя дочь литобозревателя газеты, которая у вас перед глазами, так и не сумела оценить всей глубины и накала антивоенного пафоса первой сказки, «Бомба и генерал» (до других мы уже не дошли). И хотя в сказке этой совершенно справедливо указывается, что, когда взрывается атомная бомба, гибнут «все дети, все мамы, все кошечки, все козочки, все птички», а для наглядности нарисована даже страшная черная дыра, не всякий, нет не всякий ребенок в силах перенести изложение подобных событий, пусть случившихся и в сослагательном наклонении.
Но признав, что сказки эти не для детей, а для родителей и тех, кто еще и входит в фан-клуб Эко и рад любому жесту маэстро, полистать эту книгу любопытно.
Историю про атомы, сбежавшие из бомб и предотвратившие ядерную войну, сменяет не менее поучительная сказка о трех космонавтах, русском, американце и китайце, которые повстречали на Марсе шестирукого аборигена и в конце концов осознали, что «у каждого свой вкус». И те, кто говорит и выглядит совсем иначе — например, шестирук и с хоботом! — ничуть не хуже тебя. Оттого и гномы Гну, персонажи следующей сказки, оказываются гораздо мудрее прилетевших «открывать» и колонизировать их землян.
Как и в своей романной прозе, Эко играет разными общественными моделями, архетипами, весело смешивая (подобно иллюстратору Карми) пропагандистскую лексику и анекдоты, сентиментальность и безжалостность. Но его мораль в итоге оказывается значительно шире либеральных ценностей — толерантности, мультикультурности, пацифизма. Сочиняя еще и назидательные сказки, Эко, как кажется, прозрачно намекает коллегам по литературному — да и академическому — цеху о том, что в их миссию входит и это: стоя «под крышей мира» (как сказано в другом его тексте), терпеливо повторять тривиальные, но вечные истины. Это вовсе не призыв «пасти народы», Эко не так прост, но это, безусловно, призыв утверждать человечность в человечестве. А куда денешься — итальянский гуманист.
Эко У., Карми Э. Три сказки. М.: ОГИ, 2013 (перевод Михаила Визеля)
Лошадь без головы
Поль Берна
Перевод с французского Екатерины Воейковой
Иллюстрации Дарьи Клюшниковой
|
О книге
...Вся Франция взбудоражена громким преступлением: из поезда Винтимилья—Париж похищены 100 000 000 франков! Об этом трубят газетные заголовки, на поиски преступников брошены лучшие сыщики страны. В это же время в маленьком городке Лювиньи совершена ещё одна кража. Но она не интересует журналистов, и даже местный полицейский спокоен: невелика беда — у детей с улицы Маленьких Бедняков стащили игрушечную трёхколёсную лошадь. Кому она могла понадобиться — старая, облезлая, к тому же давно лишившаяся головы!?
Что может связывать эти два события? Возможно ли, чтобы их тайны открывались одним и тем же ключом? И где он, этот ключ?
|
|
КОЛ - Коллекция остросюжетной литературы
Пианино на лямке
Поль Берна
Перевод с французского Натальи Шаховской
Иллюстрации Юлии Бычковой
Редактор Илья Бернштейн
|
О книге
Впервые по-русски — французский детектив (продолжение много раз издававшейся в нашей стране повести «Лошадь без головы»).
Как и первая книга о приключениях Десятки — компании детей и подростков из городка Лювиньи, «Пианино на лямке» рассказывает о совершенном преступлении и ведущемся расследовании. И то, что Десятка узнает и поймёт в ходе своих поисков, изменит жизнь всех — тех, кто пытался раскрыть тайну, и тех, кто её скрывал.
«— Хорошие приключения выпадают только тем, кому не лень их искать, — объяснила Марион, улыбаясь. — Чем болтаться просто так по Малому Лювиньи, лучше действовать организованно. Загадок кругом полно: смотрите в оба, держите ухо востро — и, спорю на что хотите, не пройдёт и двух дней, как мы нападём на след чего-нибудь интересного, не хуже той истории с лошадью».
|
|
|
Встречное движение
Где кончается небо
Фернандо Мариас
Перевод с испанского Ирины Беньковской
|
О книге
Роман знаменитого испанского писателя Фернандо Мариаса «Где кончается небо» — это история военного летчика, пятнадцатилетним подростком посланного шпионом в дом к людям, с которыми потом навсегда свяжет его судьба. В книге прошлое переплетается с настоящим, это роман в романе, и мы слышим поочередно голос автора, повествующий о событиях наших дней, и голос подростка, мечтающего об авиации, который оказался втянутым в кровавые события гражданской войны в Испании.
За эту книгу Фернандо Мариас награжден Национальной премией Испании по литературе для детей и подростков в 2005 году.
Книга дополнена фотографиями типов самолетов, принимавших участие в Гражданской войне в Испании и упоминающихся в романе.
|
|
Все мы не красавцы
Валерий Попов
Иллюстрации Леонида Шмелькова
|
О книге
Валерий Попов (р. 1939) рассказывает о своём герое (школьнике, затем студенте и, наконец, молодом инженере) весело, но заботы этого героя — самые настоящие: отношения с одноклассниками, первая любовь, поиски призвания.
Стиль Валерия Попова — это гротеск, парадокс обыденности, умение видеть под другим углом зрения привычные явления и давно знакомых людей, выявляя их индивидуальность , неповторимость.
А еще рассказы Валерия Попова — это заряд позитивного отношения к дару жизни, к любому ее проявлению.
«И тут я вдруг понял, почувствовал: «Не так важно,
что с тобой будет, — главное, каждую секунду чувствовать, что ты живёшь!»
|
Послушай мое сердце
Бьянка Питцорно
Перевод с итальянского Ксении Тименчик
Иллюстрации Квентина Блейка
|
О книге
Роман «Послушай мое сердце» живого классика итальянской литературы Бьянки Питцорно (р.1942) «Послушай мое сердце» вышел в 1991 году и сразу же завоевал читательскую любовь.
Эта отчасти автобиографическая история из жизни трех подружек, учащихся в четвертом классе, рассказывает об одном школьном годе в начале 1950-х.
Абсурдные эпизоды, показывающие самодурство взрослых и беззащитность детей перед их несправедливостью, перемежаются со смешными сочинениями главной героини, историями про черепаху, хроникой борьбы с Подлизами и Лицемерками и девичьей болтовней, а волшебные иллюстрации знаменитого Квентина Блейка превращают книгу в сокровище для юных искателей правды и любителей приключений.
|
Где нет зимы
Дина Сабитова
|
О книге
У Павла и Гуль были бабушка, мама и чудесный старый дом ― свидетель истории их семьи. Но все меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте.
В новом романе для подростков Дина Сабитова, лауреат премии «Заветная мечта» за повесть «Цирк в шкатулке», говорит о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь ― тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких людей и родных стен.
Павел ― тринадцатилетний подросток, но именно его Сабитова наделяет его почти инстинктивным чувством ответственности за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль ― не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.
Знак «Нравится детям Ленинградской области»-2011
|
Аннотация к книге "Взгляд кролика"
Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась - к лучшему.
Роман известного японского писателя Кэндзиро Хайтани "Взгляд кролика" (1974) выдержал множество переизданий (общим тиражом более двух миллионов экземпляров), был переведен на английский, широко известен в Великобритании, США и Канаде и был номинирован на медаль Ганса Христиана Андерсена.
Сборник посланий Евгения Гришковца режиссеру Андрею Тарковскому, по словам самого автора, являет собой «набор эмоциональных банальностей». Спорить с ним не хочется.
«В России почти нет качественной популярной литературы, — посетовала моя знакомая француженка-славистка. — Чтобы не про серьезное, а про обычные переживания простого человека. Вот разве что “Рубашка” Гришковца». К слову, не только роман «Рубашка», но и «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Планка» и другие книги Евгения Гришковца виртуозно играют на эмоциональных струнах среднестатистического россиянина. Гришковец не скрывает, как много внимания он уделяет деталям, способным вызвать в читателе/зрителе архетипическое сопереживание: армейский опыт для мужчины, сонливая тоска ребенка, едущего на автобусе в школу, влюбленность… Причем все ощущения подчеркнуто вневременные. Вы нигде не встретите у Гришковца уточнения, что мороженое было, скажем, за 20 копеек. Потому что «20 копеек» отсечет подростка, лишенного опыта советского детства, а Гришковец ищет именно общее, то, что объединяет его с разношерстной аудиторией. Или, во всяком случае, искал до последнего времени. Пока не написал «Письма к Андрею», сборник посланий… режиссеру Андрею Тарковскому.
С одной стороны, это книга принципиально иная. В ней автор не нащупывает точек соприкосновения с читателем, а подчеркнуто обосабливается: «Тарковский много писал о художнике, о его предназначении и о его миссии. Он много писал об искусстве, о сути таланта и долге человека, создающего искусство. Но он писал и о долге человека, искусство воспринимающего, о долге зрителя, читателя… Вот я и захотел написать ему, захотел сообщить ему, что он услышан». То есть посыл ясен: не знаю, понимаете и любите ли вы Тарковского, — я же (в отличие от вас) понимаю и люблю. С другой стороны, Гришковец — такой Гришковец. Он так привык стараться быть понятным, что его рассуждения об искусстве и предназначении художника, мягко говоря, вылились в «набор эмоциональных банальностей», по меткому определению самого автора, что свидетельствует о том, что поклонник Тарковского догадывается о результате.
Наталья Кочеткова
|