Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет истории
История искусства и литературы. Часть II
для направления 030600.62 «История»
подготовки бакалавра
Автор программы:
Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент, avdovin@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2012
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы».
Программа разработана в соответствии с:
подготовки 030600.62 «История»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденном в 2012 г.
2 Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История искусства и литературы» является формирование у студентов представлений об истории и теории литературы во взаимосвязи с социальной историей (в том числе историей культуры), а также о специфике литературных памятников как исторических источников.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты европейского классического канона; иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»;
уметь искать качественные источники и научную литературу по истории вопроса как в книгах, так и в электронных базах, иметь общее представление о поиске в библиотеках и архивах;
овладеть первичными навыками анализа художественного произведения, а также критического чтения и реферирования филологических текстов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность работать с информацией из различных типов и видов источников
|
ИК-7
|
Студент имеет представления о литературном произведении как историческом источнике, специфике отражения социальной истории в художественной литературе, умеет применять полученные знания в своей исследовательской деятельности
|
Интерактивные лекции
Дискуссии на семинарских занятиях
Подготовка эссе (домашняя письменная работа)
|
Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого
|
СЛК-1
|
Студент знает различные концепции периодизации истории отечественной и зарубежной словесности, имеет представление о понятии «большого стиля» и жанра в литературе, классических текстах мировой литературы, взаимосвязи истории общества и истории литературы
|
Интерактивные лекции
Дискуссии на семинарских занятиях
|
Способность понимать, критически анализировать и использовать историческую
информацию
|
ПК-6
|
Студент владеет основами филологической терминологии,
навыками критического анализа и реферирования художественного произведения как исторического источника
|
Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы)
|
Способность к работе в архивах, музеях и, библиотеках, владение навыками поиска
необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
|
ПК-11
|
Студент имеет представление о различных способах поиска информации, особенностях работы с электронными каталогами и базами данных, сетевыми ресурсами
|
Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы и эссе)
|
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Курс «История искусства и литературы» относится к базовой части цикла «История идей и история культуры» учебного плана подготовки бакалавров по направлению 030600.62 «История».
Изучение курса базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, ведение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства и литературы, могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии истории, истории Европы, истории России.
5 Тематический план учебной дисциплины
№
|
Темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
|
1
|
Введение. Источниковедение и литературоведение. Интернет-эвристика.
|
6
|
2
|
|
4
|
2
|
Отражение социальной истории в художественной литературе
|
16
|
2
|
4
|
10
|
3
|
Историческая подвижность представлений о границах художественной литературы
|
22
|
2
|
6
|
14
|
4.
|
Стабильные элементы в истории словесности. Понятие жанра
|
28
|
4
|
6
|
18
|
5.
|
Формирование представлений об истории литературы как о смене «больших стилей»
|
52
|
16
|
10
|
26
|
6
|
Обсуждение форм и степени зависимости истории литературы от истории общества
|
14
|
2
|
4
|
8
|
7.
|
Возможности описания истории мировой литературы как единого процесса
|
12
|
2
|
2
|
8
|
8
|
Некоторые понятия и приемы из области филологического исторического источниковедения
|
12
|
2
|
2
|
8
|
Итого
|
|
162
|
32
|
34
|
96
|
6 Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры **
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Текущий
|
Контрольная работа
|
|
|
*
|
|
Письменная работа (60 минут)
|
Эссе
|
|
|
|
*
|
Домашняя письменная работа
10-20 тыс. знаков
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
|
|
*
|
Устный экзамен
|
Помимо указанных форм текущего контроля, на некоторых семинарских занятиях предусмотрены блиц-контрольные (5-8-минутные) работы в форме письменных тестов, проверяющих знание классических текстов.
7 Содержание дисциплины
Курс строится как обсуждение представлений об «истории литературы». При этом теоретические построения описываются как порожденные и обусловленные меняющейся художественной практикой, что дает возможность предложить краткий очерк «больших стилей» и истории жанров.
Вторая существенная для курса тема – соотнесенность истории литературы с историей общества в целом и специфика литературы как исторического свидетельства.
Проверяются и уточняются уже имеющиеся у аудитории базовые представления об основных понятиях теории литературы; на практических занятиях в качестве иллюстративного материала выступают некоторые из важнейших текстов, образующих европейский классический канон (от Библии до романа XIX в.).
Раздел 1. Введение. Источниковедение и литературоведение. Интернет-эвристика. Поиск источников (лекция – 2 часа)
Раздел 2. Отражение социальной истории в художественной литературе (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)
Тема семинара:
Случай Марфы Посадницы и его репрезентация в историографии и литературе («История государства Российского» и его повесть «Марфа Посадница»).
«История пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» Пушкина.
Раздел 3. Историческая подвижность в представлениях о границах художественной литературы (лекции – 2 часа; семинары – 6 часов).
Тема семинаров:
Границы научного и художественного. Литература и история: «литературная» и «историческая» репрезентация событий.
«Правда» в историографии и в литературе: случай «Бориса Годунова»
«Правда» в историографии и в литературе: случай «Моцарта и Сальери» Пушкина
Рождение сусанинского мифа в 1830-е гг.
Раздел 4. Стабильные элементы в истории европейской словесности. Понятие жанра (лекции – 4 часов; семинары – 6 часов).
Содержание лекций:
Подвижность представлений о конкретных жанрах.
Области традиционного и экспериментального: драматургия как литература для театра, причины и формы проявления ее консерватизма.
Проблема традиционности лирических жанров.
Темы семинаров:
1) «Поэтика» Аристотеля.
Устойчивые элементы в истории словесности. Статья А.Н.Веселовского «Из истории эпитета».
Статья Ю.Н.Тынянова «Литературный факт».
Раздел 5. Формирование представлений об истории литературы как о смене больших стилей (лекции – 16 часов; семинары – 10 часов).
Содержание лекций:
«Поэтика узнавания». Современные представления о степени «литературности» фольклора и средневековой словесности.
Ориентация на греческую литературу как на образец в Древнем Риме. Представление об авторстве в средневековье. Новый культ античности в эпоху Возрождения. Спор о древних и новых во Франции конца XVII в.
Историческая концепция Гердера. Романтизм и исторический взгляд на искусство. Романтизм как первое литературное направление, последовательно осознающее себя в противопоставленности предыдущим. Формирование представлений о художественном как новаторском.
Первые русские опыты истории национальной литературы; историософия любомудров; формирование понятие «исторической поэтики» («История поэзии» С.П. Шевырева; спор о фактологическом и «философском» в описании истории словесности).
Укрепление представлений об истории литературы как о смене больших стилей и доминирующих фигур к середине XIX в.
«Историческая поэтика» А.Веселовского.
Уточнение представления о «больших стилях» в работах формалистов.
М.М.Бахтин: история литературы как история жанров.
Ю.М. Лотман и его семиотика культуры.
Темы семинаров:
1) «Мимесис» Э.Ауэрбаха: к вопросу об исторической и контрастивной поэтике.
2) Обсуждение понятия большого стиля, его развития и хронологических границ (К.Н.Леонтьев, «Анализ, стиль и веяние: о романах гр. Л.Н.Толстого»).
3) Концепция литературной эволюции у формалистов. Статья Тынянова «О литературной эволюции».
4) М.М.Бахтин об истории литературы как истории жанров. «Эпос и роман». «Проблемы поэтики Достоевского
5) Семиотика культуры Ю.М. Лотмана: бытовое поведение и литературные коды («Беседы о русской культуре»)
Раздел 6. Обсуждение форм и степени зависимости истории литературы от истории общества (лекции – 2 часа, семинары – 4 часа).
Содержание лекций:
Представления о романтизме как прямом следствии революции во Франции; ранние попытки попытки доказать имманентный характер истории искусства.
Историко-культурная школа.
Марксизм и учение о «надстройке».
Социологизм В.Ф. Переверзева и дискуссии о нем в 1920-30-е гг.
Концепция автономной истории искусства у формалистов.
Социология литературы. Canon formation studies. Теория «литературного поля» П. Бурдье.
«Новая экономическая критика».
Литература и идеология
Темы семинаров:
Крайности марксизма (на примере статьи В.Ф. Переверзева о романе Гончарова «Обломов»).
Взаимодействие литературы и идеологии (на примере глав книги А.Л. Зорина «Кормя двуглавого орла…» Литература и государственная идеология в России в конце 18 – первой трети 19 в.»)
Раздел 7. Возможности описания истории мировой литературы как единого процесса в рамках transnational history (лекции – 2 часов; семинары – 2 часа).
Содержание лекции:
Особенности истории различных национальных литератур, механизм влияния и заимствования. Случай: т.н. «ускоренное развитие» русской литературы Нового времени.
Изменение степени интенсивности взаимодействия европейских национальных литератур в различные эпохи. Автономность научных «историй» национальных литератур и общие тенденции развития европейской словесности.
Особенности рецепции классического произведения в последующие эпохи и в других национальных культурах.
Поиск повторяющихся и совпадающих элементов в литературных текстах разных эпох и национальных культур и различные научные объяснения этого явления. Мифологическая школа. Исследования контактных связей. Психоанализ. В.Я. Пропп об устойчивости сказочного нарратива и последующее развитие нарратологии. Теория интертекстуальности.
Тема семинара:
Семинар по статье Ю.М.Лотмана «К построению семиотической теории взаимодействия культур».
Раздел 8. Некоторые понятия и сведения из области филологического источниковедения (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).
Изучение творческой истории как конкретная филологическая задача и как универсальный научный метод. Понятие творческой истории в русской филологии с 1920-х гг. «Генетическая критика» во Франции.
Тема семинара:
Творческая история драмы Пушкина «Борис Годунов»
8 Образовательные технологии
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1 Тематика заданий текущего контроля
Примерные темы для подготовки эссе:
1. Литературные архивы России и материалы по истории литературы в исторических архивах (обзор печатных путеводителей и сетевых сайтов).
2. Н.В. Гоголь как историк.
3. Повести о жизни в доисторические времена и в древности как популярный жанр детской и юношеской литературы и возможные причины его успеха.
4. «История одного города» Н. Щедрина как пародия: конфликт леворадикальных, либеральных и собственно научных представлений об истории.
5. М. Альтшуллер об этических и исторических взглядах, воплощенных в жанровой модели романа Вальтера Скотта (Опыт реферирования пространного научного текста). (Альтшуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: исторический роман 1830-х годов. Спб., 1996).
6. Слова «элегия», «ода» и «баллада» в названиях русских поэтических произведений ХХ века.
7. “The Tatler” и“The Spectator” Аддисона и Стиля и русские сатирические журналы XVIII в.: общее и различное.
8. Прижизненные издания Пушкина и русские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты.
9. Прижизненные издания Байрона и английские поэтические книги его времени в Сети: алгоритм поиска и его результаты.
10. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Пушкина): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов.
11. Анализ одного номера журнала «Современник» (под редакцией Некрасова): соотношение и взаимодействие литературных, научных и публицистических текстов.
12. Философия истории в «Войне и мире» Толстого и современная Толстому научная мысль: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты.
13. Изображение наполеоновских войн в «Ярмарке тщеславия» Теккерея: материалы к истории вопроса, алгоритм их поиска и его результаты.
14. Один русский перевод и два переложения оды Горация “Exegi monumentum”: Ломоносов, Державин, Пушкин (традиция научной интерпретации различий этих текстов).
15. Русские переводы поэм Гомера: способы адаптации древнего текста.
16. Русские переводы «Божественной комедии»: способы адаптации старинного инокультурного текста
17. Русские переводы «Гамлета»: способы адаптации старинного инокультурного текста.
18. «Мера за меру» Шекспира и «Анджело» Пушкина: трансформация английского произведения в русской версии.
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
(Итоговый контроль, 4 модуль)
Историческая изменчивость объема понятия «литература». Non-fiction как особый тип литературы и его место в современной культуре.
Система жанров европейской лирики. Характер устойчивой основы долго живущего жанра (случаи: элегия, сатира, сонет).
Традиционное и экспериментальное в драматургии как литературе для театра.
Эпитет и троп как минимальные устойчивые элементы (А.Н.Веселовский, «Из истории эпитета»).
Поиск и объяснение повторяющихся элементов в литературных текстах разных эпох и национальных культур (мифологическая школа; изучение контактных связей; изучение принципов организации нарратива (В.Я.Пропп); психоанализ; учение о смене исторических формаций; учение об интертексте).
Понятие об исторической изменчивости стиховых форм.
Противопоставление «эпоса» и «романа» в европейской гуманитарной мысли XIX – XX вв. (М.М.Бахтин, «Эпос и роман»).
Библия и поэмы Гомера как начало европейской литературы (Э.Ауэрбах, «Мимесис»).
Основные идеи «Поэтики» Аристотеля и их судьба в европейской культуре.
Формалисты о «борьбе и смене» как главном содержании истории литературы (Ю.Н.Тынянов, «Литературный факт»).
Литература как иерархически организованная система. Понятие о классическом каноне, беллетристике и массовой литературе; особенности организации иерархии в русской традиции.
Русская литература как особая часть европейской: общее и специфическое.
Смена больших стилей в литературе XIX в. (К.Н.Леонтьев, «Анализ, стиль и веяние: о романах гр. Л.Н.Толстого»).
Исторически характерная трансформация классического текста в переводах и переработках (трагедии на сюжеты античных мифов; «романтический Шекспир»).
Проблема достоверности в жанрах исторической трагедии и исторического романа.
Исторический труд как книга для чтения (Н.М.Карамзин, «История государства Российского»; А.С.Пушкин, «История пугачевского бунта»).
Представления о социальной и экономической обусловленности литературного творчества.
Литература в Сети (литературные тексты, оцифрованные старые издания и документы, научные труды, библиографические базы).
Понятие о творческой истории произведения. Цели ее изучения.
Приемы датировки текста.
10 Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка по дисциплине «История искусства и литературы» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).
Учитывается не только степень усвоения проблематики лекций, но и текстуальное знание минимума классических произведений, знакомство с рекомендованной научной литературой, продемонстрированные на семинарах способности к анализу конкретного материала.
Необходимой частью освоения курса и условием допуска к экзамену является выполнение домашней письменной работы на одну из предложенных тем (10-20 тыс. знаков). Темы имеют разный характер, и в зависимости от решения студента работа может иметь библиографический, реферативный (что, однако, потребует от автора индивидуального труда, в т.ч. и аналитической деятельности), так и вполне творческий характер (эссе). В любом случае такая работа предполагает развитие навыков академического письма, самостоятельного поиска научной литературы и библиографической корректности. При обнаружении следов плагиата задание не считается выполненным; в этом случае студенту будет предложено представить новый вариант работы, но не позднее, чем за 2 дня до экзамена.
Экзамен представляет собой устный ответ на два вопроса из заранее сообщенного студентам списка, содержащиеся в традиционном билете; характер вопросов определен тематикой лекций; третье задание, содержащееся в билете, носит практический характер и проверяет знание текстов классических произведений, обсуждавшихся на семинарах.
Активная работа на семинарах положительно влияет на результирующую оценку; в случае неудачного ответа на вопросы билета право на дополнительный вопрос получают студенты, работавшие на семинарах и сдавшие самостоятельную домашнюю работу.
В целях проверки степени самостоятельности работы преподаватель также оставляет за собой право задать связанный с ней вопрос студенту в ходе экзамена.
Таким образом, преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (понимание письменного текста, проверочная работа – блиц-контрольная - на знание текста и т.п.), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Оценка за текущий контроль (3-4 модули 2 курса обучения) складывается:
Отекущий = n1·Ок/р + n2·Оэссе
При этом:
n1·= 0,5
n2·= 0,5
Накопленная оценка за 3-4 модули 2 года обучения учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная2 = k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа
При этом:
k1 = 0,4
k2 = 0,3
k3 = 0,3
Онакопленная Итоговая= Опромежуточная 1 + Онакопленная 2
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине (промежуточная оценка за Ч.1 (1 курс) и итоговая оценка за Ч.2 (2 курс)), которая формируется по следующей формуле:
Орезульт итог = q1·Оитог.контроль(экз.) + q2·Онакопленная Итоговая
q1 = 0,5
q2 = 0,5
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1 Базовые учебники
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001
Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: «Наследие», 1994.
Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.: «Наука», 1978.
11.2 Основная литература
Библия1
Аристотель, «Поэтика» (напр., в пер. М.Л. Гаспарова: Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М.: Мысль, 1983. Т.4).
Гомер, «Одиссея»
Данте, «Божественная комедия»
Ж.Расин, «Федра»
Ф.Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»
М.Сервантес, «Дон Кихот»
Шекспир, «Гамлет»
«Слово о полку Игореве» (напр., по изд.: М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, серия «Литературные памятники http://feb-web.ru/feb/slovo/default.asp?/feb/slovo/texts/a50/a50.html )
любая из былин (напр., по изд.: Свод русского фольклора. Былины: В 25 тт. Спб.: Наука; М.: Классика, 2001; см. также: http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp?/feb/byliny/texts/rf1/rf1.html)
Н.М.Карамзин, «История государства Российского»
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка»
А.И.Герцен, «Былое и думы» (вместе с «западными» главами)
Л.Н.Толстой, «Война и мир», «Анна Каренина»
К.Н.Леонтьев, «О романах гр. Л.Н.Толстого: Анализ, стиль и веяние» (изд.: М.; 1911; см. также: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/leo/leo-001-.htm).
А.Н.Веселовский, «Из истории эпитета» (напр., по изд.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989)
Ю.Н.Тынянов, «Литературный факт» (напр., по изд.: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с.255-269; см. также: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet4.htm)
Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции (напр., по изд-ю: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977)
В.Ф.Переверзев, Социальный генезис обломовщины // Печать и революция. 1925. №2.
Э.Ауэрбах, «Мимесис» (напр., по изд.: Ауэрбах Эрих. Мимесис. М.: Прогресс, 1976 или: М., Спб.: Университетская книга, 2000); он же, «Филология мировой литературы» (рус. пер. опубл.: Вопросы литературы, 2004, №5; см. также: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ma7.html
М.М.Бахтин, «Эпос и роман» (напр., по изд.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975; см. также: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/epos_roman.php)
Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство», 2010. С. 603-614.
Зорин А,Л. Заветная триада. Меморандум графа Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность» // Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…» Литература и гос. идеология в России в последней трети 18 – первой трети 19 в. М.: «НЛО», 2001. С. 339-374.
Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник. Вып. 2. М., 1997. С. 279-303.
11.3 Дополнительная литература
Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: «Наука», 1986.
История всемирной литературы: В 8 тт. М.: Наука, 1983-1994 (см. также: http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)
Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: «Алетейя», 1997.
Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: «Наука», 1990.
Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
Справочники, словари, энциклопедии
Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966 (см. также: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/)
Литературная энциклопедия: В 2 тт. М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925 (см. также: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/)
Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-39 (см. также: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/)
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор, а также компьютер с доступом к интернету (в основном для демонстрации методов библиографического поиска и поиска качественных источников в Сети).
|