Петр Первый! Во всём ты Первый!




Скачать 86.76 Kb.
НазваниеПетр Первый! Во всём ты Первый!
Дата публикации09.10.2014
Размер86.76 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > История > Урок
Тема урока: Петр Первый! Во всём ты Первый!
Цель урока: проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого. Вместе с детьми сделать общие выводы, касающиеся значения петровских преобразований для нашей страны. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра Первого.
Общеобразовательные задачи: усиление гражданской направленности исторических знаний, способствование закреплению приобретенных знаний исторического, эстетического, гуманитарного характера, привитие умения применять их в жизни,
Развивающие задачи: укрепление познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям (в данном конкретном случае - к Петру Великому); развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения, объяснения исторических терминов).
Воспитательные задачи: продолжить воспитание исторической грамотности, патриотизма в детях, уважения и гордости к истории своего Отечества.
План урока:

1. Вступительное слово учителя с объяснением целей урока.

2. Игра

3. Подвести итог проведенного урока, пояснить оценки.
Оборудование: карта «Россия в ХУШ веке» , мультимедиа с репродукциями картин: Ив. Никитина, «Петр1» В.Серова, «черный ящик».
ХОД УРОКА
То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)
Чтобы сделать Петра великим,

его делают небывалым и невероятным.

Между тем надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик.

(В.О. Ключевский)

Вступительное слово учителя:

Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф, записанный на доске).
Урок наш будет проходить в виде игры.
В игровой форме мы проверим с вами степень усвоения пройденного материала, попытаемся сделать необходимые выводы и дать оценку реформам Петра1. От вас требуются: сосредоточенность, правильные ответы, активность и умение показать себя и свои знания.

Вы заранее разбились на команды, таким образом, у нас сегодня состоится командная баталия.
Учитель: Первое задание представьте этого человека /ПОРТРЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО/
1-й конкурс Словарное лото (Приложение № 2).

Совместить термины и определения. Когда работа будет закончена, перевернуть карточки, на обратной стороне должны получиться цельные картинки на тему Петровской эпохи. Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик.

(За правильные и самые быстрые ответы – 1 б.)
2-й конкурс «Полтавская битва.» (Приложение 3)

Необходимо восстановить ход битвы и озвучить мультимедийный ролик (CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»). Дается время на подготовку. (Наиболее полный рассказ и точное озвучение – 5 б., 2 место – 4 б.)
3-й конкурс «Историко-литературное лото.»

О каких событиях пишет автор, назвать его и найти соответствующую иллюстрацию (приложение № 4.1-й вариант - на столе разложены 8 иллюстраций, ученики выбирают нужные; 2-й вариант – на экране компьютера представлены слайды с иллюстрациями).
1. «Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный; клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.» /Полтавская битва/
2. «Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. /Строительство Санкт-Петербурга/
3. «…Предписываю собирать за особое вознаграждение найденные в земле или воде каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть…также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее, все, что зело (очень) старо и необыкновенно…» (Для хранения этого в Петербурге построили здание.) /Куст-камера/

4. «По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…» /Порт Санк-Петербург/
5. «…И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла.» /Адмиралтейство/
4-й конкурс «Рыбалка» Сегодня мы попробуем прожить обычный день вместе с первым русским императором Петром1. Утро царя, как и любого человека, начинается с завтрака. Чего только не было на царском столе! Но любимое блюдо Петра – уха. И сейчас мы отправимся на царский пруд удить рыбу.

Импровизированные «рыбки» с номерами вопросов.

1. Какое сражение Петр1 назвал «Матерью Полтавской баталии»? Когда и где оно состоялось?

Ответ. Битва при Лесной. Она состоялась 28.09.1708г. Здесь был разбит 14-тысячный корпус Левенгаупта (7 тысяч подвод с продуктами и боеприпасами), который двигался на воссоединение с основной армией Карла ХП. В результате шведский корпус понес большие людские потери, а обоз почти весь уничтожен
2 Первый русский музей, собрание для редкостей. Когда и где открыт?

Ответ. В 1714 году в Петербурге по указу Петра1 был основан первый русский музей Кунсткамера, куда следовало привозить все, что «зело интересно». С 1719 года его открыли для свободного посещения. Там можно было увидеть: древние монеты, собрания минералов, скелеты вымерших животных, несколько земных и небесных «глобусов», монстров (заспиртованных уродов). Здесь хранились древние рукописи, и была большая библиотека (11 тысяч томов).
3. Есть у одного знаменитого поэта такие строки:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет ……. заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе…
Объясните, о чем идет речь? Откуда эти строчки? Кто автор?
Ответ. 17 мая 1703 года на берегу Невы был заложен город Петра Петербург. Это означало закрепление России на берегах Балтики. Для защиты города с моря построили крепость Кронштадт. Строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
4. Есть замечательный зимний праздник, который любят и взрослые и дети, мы его отмечали недавно. Как все сказанное можно связать с Петром1?
Ответ. Указом Петра1 в 1700 году вводилось новое летоисчисление, не с 1 сентября, а с 1 января. По случаю празднования Нового года следовало дома украшать еловыми или сосновыми ветками, стрелять из пушечек, пускать фейерверки и поздравлять друг друга.
5. Как называлось пособие с правилами хорошего тона, составленными самим царем?

Ответ. В 1717 году Петром1 была написана книга, получившая название «Юности честное зерцало». Это были правила поведения за столом и в обществе.
6. Назовите первый печатный орган времен Петра1.

Ответ. С 1703 года стала выходить в свет первая печатная газета «Ведомости», из которой можно было не по наслыше узнать новости о ходе Северной войны, а также зарубежные новости.
7. Он недолго просуществовал при Алексее Михайловиче, а при Петре1 он стал общедоступным. О чем идет речь?

Ответ. В 1704 году на Красной площади была построена Комедиальная храмина – общедоступный театр. Билеты назывались ярлыками, а зрители – охотными смотрельщиками. Поначалу в театре играли иностранные актеры, спектакли на библейские сюжеты, но позже появились и русские актеры.
8. Должность губернатора он ухитрился получить за восемь лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он, будучи неграмотным, первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр… Исаак Ньютон.

О ком идет речь?

Ответ (А.Д. Меншиков)
5-й конкурс - «Текст с ошибками»

Петр 1 много работал с документами. Сейчас я дам возможность и вам поработать с ними. «Текст с ошибками». Найти и исправить.
Петр 1 стал первым русским царем из династии Романовых.

Посетив Европу, он хотел демократизировать систему управления и для этого создал первый российский парламент – Сенат.
Нам нужен был выход в Черное море, поэтому и началась Северная война.
Первые сражения были очень удачными для нашей армии. Война длилась 15 лет, началась она в 1706 году и закончилась в 1721. Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.
Ошибки: 1)Петр 1 – первый император, Михаил Федорович – 1 русский царь из династии Романовых.

2)Сенат – не парламент.

3)Выход не в Черное, а в Балтийское море.

4)Первые сражения были неудачными – Нарвская конфузия. Война длилась 21 год, началась в 1700 году.
6-й конкурс «Тест» /Приложение/
7-й конкурс «Чёрный ящик» ».

В ящике находится то, что появилось в России благодаря Петру 1. Дети должны догадаться, что там находится.

В ящике: чай, кофе, табак, картофель.
8-й конкурс «Сейквен»

Группа 1:

Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор


Группа 2:

Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император


Группа 3:

Царь?
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император

Заключительное слово учителя:

Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.

Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни.

Закончить наш урок-игру я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconРоман А. Толстого «Петр Первый»: концепция истории, специфика проблематики....
Роман А. Толстого «Петр Первый»: концепция истории, специфика проблематики. Новаторство в жанре исторического романа

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconКогда не можешь – это мука!
Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво...

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconUrn: lj: livejournal com: atom1: perdyat
Первый информационно-завлекательный дятловский единый центр Первый информационно-завлекательный дятло Первый информационно-завлекательный...

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconК 300- летию Михаила Васильевича Ломоносова Он создал первый университет...
Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; заложил основы науки о стекле

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconПервый заместитель директора школы Елисеева Елена Петровна
Основной круг должностных обязанностей включает в себя решение общих проблем управления образовательным процессом в школе, исполнение...

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconКонспект урока Тема «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Мой первый друг, мой друг бесценный…» (по стихотворению А. С. Пушкина «И. И. Пущину»)

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconКритерии оценивания сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому...

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconМ. В. Ломоносов – первый русский академик
Введение 3

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconНазвание конкурса
Районная краеведческая конференция «Мой первый доклад» в рамках Всероссийской программы «Отечество»

Петр Первый! Во всём ты Первый! iconКиевские князья второй половины IX в. Согласно летописи они были...
Аскольд и Дир – киевские князья второй половины IX в. Согласно летописи они были боярами Рюрика и около 866 г возглавили первый поход...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции