Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история»




НазваниеИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история»
страница1/3
Дата публикации08.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
literature-edu.ru > История > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

____________В.А.Будкевич

«25» июня 2014 г.
Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в учреждениях общего среднего образования

в 2014/2015 учебном году»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Изучение истории в учреждениях общего среднего образования ориентировано на выполнение следующих задач:

  • осмысление учащимися знаний об историческом процессе, о месте и роли Беларуси во всемирно-историческом процессе, необходимых для анализа современного этапа развития общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

  • осознание самоценности и уникальности культур народов мира;

  • формирование ценностных ориентаций учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, культурно-исторического наследия белорусского народа, принципов гражданского общества и правового государства.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.
ІІІ. НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси».

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования.

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования.

1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241.

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам на изучение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси»:

Вид
учреждения общего среднего образования


Количество учебных часов
в неделю по классам


V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

средняя школа

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

санаторная школа-интернат

учебно-педагогический комплекс

2


2


2


2


2


2


2


кадетское училище







2

2

2

2

гимназия

гимназия-интернат

2


2


2


2


2


2 (4 — для обществовед-ческого направления)

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

суворовское училище

специализированный лицей





2


2


2


2


2


лицей

2

2

2

2

2

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

2 (4 — для обществовед-ческого направления)


На изучение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» установлено следующее количество учебных часов в неделю для вечерних классов:

Количество учебных часов в учебную неделю для вечерних классов

X

XI

XII

2

1

1

Во всех типах учреждений общего среднего образования Республики Беларусь учебные предметы «Всемирная история» и «История Беларуси» изучаются последовательными блоками.
1.2. Учебные программы:

Всемирная история. История Беларуси. V—XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V—XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларуская мовай навучання. – Мінск: НІА, 2012.

По учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» в X – XIІ вечерних классах образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями учебных программ для X –ХІ классов учреждений общего среднего образования, утвержденных в 2012 году.
2. Учебники и учебные пособия.

В 2014/2015 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения рекомендованы следующие учебные пособия:

V класс

История Древнего мира: в 2 ч.: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.С. Кошелева. — Минск: Народная асвета, 2014.

Гісторыя Старажытнага свету: ў 2 ч.: вучэбны дапаможнік для 5 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. У.С. Кошалева. — Мінск: Народная асвета, 2014.

Авдеев И.А. [и др.]. Атлас. История древнего мира. 5 класс. — Минск: Белкартография, 2011.

Аўдзееў І.А. [і інш.]. Атлас. Гісторыя старажытнага свету. 5 клас. – Мінск: Белкартаграфія, 2011.

VI класс

История средних веков, V—XІІІ вв.: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.А. Федосика. — Минск: Народная асвета, 2009.

Гісторыя сярэдніх вякоў, V—XІІІ стст.: вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. В.А. Фядосіка. — Мінск: Народная асвета, 2009.

История Беларуси с древнейших времен до середины ХIII в.: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.В. Штыхов, С.Н. Темушев, В.В. Ракуть; под ред. Г.В. Штыхова, Ю.Н. Бохана. — Минск: Изд. центр БГУ, 2009.

Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХIII ст.: вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Г.В. Штыхаў, С.М. Цемушаў, В.У. Ракуць; пад рэд. Г.В. Штыхава, Ю.М. Бохана. — Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2009.

Авдеев И.А. [и др.]. Атлас. История средних веков. 6 класс. — Минск: Белкартография, 2007—2014.

Аўдзееў І.А. [і інш.]. Атлас. Гісторыя сярэдніх вякоў. 6 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2007–2011.

Аўдзееў І.А. [і інш.]. Атлас. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2011-2014.

Авдеев И.А. [и др.]. Атлас. История Беларуси с древнейших времен до середины ХІІІ в. 6 класс. – Минск: Белкартография, 2011.

VII класс

История средних веков, XIV—XV вв.: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.А. Федосика. — Минск: Народная асвета, 2009.

Гісторыя сярэдніх вякоў, XIV–XV стст.: вучэбны дапаможнік для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. В.А. Фядосіка. — Мінск: Народная асвета, 2009.

История Беларуси, вторая половина XІІІ — первая половина XVI в.: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.В. Штыхов, Ю.Н. Бохан, М.А. Краснова; под ред. Ю.Н. Бохана. — Минск: Народная асвета, 2009.

Гісторыя Беларусі, другая палова ХІІІ — першая палова ХVІ ст.: вучэбны дапаможнік для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Г.В. Штыхаў, Ю.М. Бохан, М.А.Краснова; пад рэд. Ю.М. Бохана. — Мінск: Народная асвета, 2009.

Авдеев И.А. [и др.]. Атлас. История средних веков. 6 класс. — Минск: Белкартография, 2007—2014.

Аўдзееў І.А. [і інш.]. Атлас. Гісторыя Беларусі ў сярэднія вякі. 6 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2007.

Аўдзееў І.А. [і інш.]. Атлас. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2011-2013.

VIII класс

Всемирная история Нового времени, XVI—XVIII вв.: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.С. Кошелева. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010.

Сусветная гісторыя Новага часу, XVI—XVIII стст.: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. У.С. Кошалева. — Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010.

История Беларуси, вторая половина ХVІ — конец XVIII в.: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.П. Крень, В.А. Белозорович, Н.Н. Ганущенко. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010.

Гісторыя Беларусі, другая палова ХVІ — канец XVIII ст.: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І.П. Крэнь, В.А. Белазаровіч, Н.М. Ганушчанка. — Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010.

Авдеев И.А., Кошелев В.С. Атлас. Всемирная история нового времени, XVI—XVIII вв. 7 класс / под ред. В.С. Кошелева. — Минск: Белкартография, 2006 – 2014.

Аўдзееў І.А., Кошалеў У.С. Атлас. Сусветная гісторыя новага часу, XVI—XVIII стст. 7 клас / пад рэд. У.С. Кошалева. — Мінск: Белкартаграфія, 2006.

Аўдзееў І.А., Перзашкевіч А.В. Атлас. Гісторыя Беларусі. другая палова XVI—XVIII ст. 8 клас. – Мінск: Белкартаграфія, 2008 – 2014.

Авдеев И.А., Перзашкевич О.И. Атлас. История Беларуси, вторая половина XVI—XVIII в. 8 класс. — Минск: Белкартография, 2009.

IX класс

Всемирная история Нового времени, XIX — начало XX в.: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.С. Кошелева. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010.

Сусветная гісторыя Новага часу, XIX — пачатак XX ст.: вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. У.С. Кошалева. — Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010.

История Беларуси, конец XVIII — начало XX в.: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.А. Сосно. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011.

Гісторыя Беларусі, канец XVIII — пачатак XX ст.: вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. У.А. Сосны. — Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2011.

Кошелев В.С., Темушев В.Н. Атлас. Всемирная история нового времени, XIX — начало XX в. 8 класс. — Минск: Белкартография, 2008 - 2014.

Кошалеў У.С., Цемушаў В.М. Атлас. Сусветная гісторыя новага часу, XIX — пачатак ХХ ст. 8 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2007.

Каханоўскі А.Г., Лукашэвіч А.М. Атлас. Гісторыя Беларусі (ХІХ ст. — 1917 г.) 8 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2007.

Кохановский А.Г., Темушев В.Н. Атлас. История Беларуси (ХІХ в. — 1917 г.). 8 класс. — Минск: Белкартография, 2007.

X класс

Всемирная история Новейшего времени, 1918–1945 гг.: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова; под ред. Г.А. Космача. — Минск: Народная асвета, 2012.

Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1918–1945 гг.: вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Г.А. Космач, У.С. Кошалеў, М.А. Краснова; пад рэд. Г.А. Космача. — Мінск: Народная асвета, 2012.

История Беларуси, 1917–1945 гг.: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.К. Новик, методическое обеспечение В.В. Гинчук. — Минск: Народная асвета, 2012.

Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг.: вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Я.К. Новік, метадычнае забеспячэнне В.В. Гінчук. – Мінск: Народная асвета, 2012.

Космач Г.А., Темушев В.Н. Атлас. Всемирная история Новейшего времени, 1918–1945 гг. 10 класс. – Минск: Белкартография, 2010 - 2014.

Космач Г.А., Цемушаў В.М. Атлас. Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1918–1945 гг. 10 клас. – Мінск: Белкартаграфія, 2010.

Тугай В.В., Фомин В.М. Атлас. История Беларуси, 1917–1945 гг. 10 класс. – Минск: Белкартография, 2009-2014.

Тугай У.В., Фамін В.М. Атлас. Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. – Мінск: Белкартаграфія, 2009.

XI класс

Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. – начало ХХІ в.: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова; под ред. Г.А. Космача. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012.

Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1945 г. – пачатак ХХІ ст.: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Г.А. Космач, У.С. Кошалеў, М.А. Краснова; пад рэд. Г.А. Космача. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2012.

История Беларуси, вторая половина 1940-х гг. — начало ХХІ в.: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.М. Фомина. — Минск: НИО, 2013.

Гісторыя Беларусі, другая палова 1940-х гг. — пачатак ХХІ ст.: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэд. В.М. Фаміна. – Мінск: НІА, 2013.

Космач Г.А., Темушев В.Н. Атлас. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. — начало ХХI в. 11 класс. — Минск: Белкартография, 2010-2014.

Космач Г.А., Цемушаў В.М. Атлас. Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1945 г. — пачатак ХХI ст. 11 клас. — Мінск: Белкартаграфія, 2010.
3. Учебно-методическая документация.

3.1. Календарно-тематическое планирование.

В помощь учителю разработано примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси», в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом особенностей класса.

Примерное календарно-тематическое планирование «Всемирная история. История Беларуси. 5—11 классы» (Минск: НИО: Аверсэв, 2014).

В 2014/2015 учебном году в соответствии с Методическими рекомендациями по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 29.03.2013 № И-06-19/28, по желанию законных представителей учащихся и решению учредителя учреждения образования возможно изучение учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» на повышенном уровне в X-ХІ классах в объеме 2 учебных часов в каждом классе (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь, напечатаны в Настаўніцкай газеце 04.04.2013 и Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 9, 2013 год).

Изучение истории в этих классах должно быть направлено на более глубокое овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси, на совершенствование способов учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения необходимо вести систематическую работу по овладению учащимися навыками работы с историческими источниками, инструментарием к самостоятельному познанию социально-исторической действительности.

Рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, семинары, практикумы, лабораторно-практические занятия, деловые и ролевые игры, диспуты, конференции и др. с применением активных и интерактивных методов обучения.

Для организации изучения учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» на повышенном уровне учителю можно использовать Примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» для Х–ХІ классов обществоведческого направления (размещено на сайте научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования) www.adu.by).
3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий.

Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь:

Класс

Название, УМК факультативных занятий

V

Кошелев В.С., Краснова М.А. Этот загадочный древний мир. Пособие для учителей. 5 класс. — Минск: Асар, 2010.

Кошелев В.С., Краснова М.А. Этот загадочный древний мир. Пособие для учащихся. 5 класс. — Минск: Асар, 2010.

VI

Цемушаў С.М. Беларускія землі ад старажытнасці да сярэдзіны XIII ст. Дапаможнік для настаўнікаў. 6 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Цемушаў С.М. Беларускія землі ад старажытнасці да сярэдзіны XIII ст. Дапаможнік для вучняў. 6 клас. — Мінск: Асар, 2010.

VII

Воронович В.М. На пороге нового времени. Пособие для учителей. 7 класс. — Минск: Асар, 2010.

Воронович В.М. На пороге нового времени. Пособие для учащихся. 7 класс. — Минск: Асар, 2010.

Варонін В.А. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага. Дапаможнік для настаўнікаў. 7 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Варонін В.А. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага. Дапаможнік для вучняў. 7 клас. — Мінск: Асар, 2010.

VIII

Кудраўцава С.А. Беларускія землі ў складзе Рэчы Паспалітай. Дапаможнік для настаўнікаў. 8 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Кудраўцава С.А. Беларускія землі ў складзе Рэчы Паспалітай. Дапаможнік для вучняў. 8 клас.— Мінск: Асар, 2010.

Луговцова С.А. Всемирная история Нового времени, XVI — XVIII вв.: страны и люди. Пособие для учителей. 8 класс. — Минск: Асар, 2010.

Луговцова С.А. Всемирная история Нового времени, XVI — XVIII вв.: страны и люди. Пособие для учащихся. 8 класс. — Минск: Асар, 2010.

IX

Кошелев В.С., Краснова М.А. История Нового времени (конец XVIII — начало XX века). Становление индустриальной цивилизации. Пособие для учителей. 9 класс. — Минск: Асар, 2010.

Кошелев В.С., Краснова М.А. История Нового времени (конец XVIII — начало XX века). Становление индустриальной цивилизации. Пособие для учащихся. 9 класс. — Минск: Асар, 2010.

Корзюк А.А., Паноў С.В. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства і нацыі (канец ХVІІІ — пачатак ХХ ст.). Дапаможнік для настаўнікаў. 9 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Корзюк А.А., Паноў С.В. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства і нацыі (канец ХVІІІ — пачатак ХХ ст.). Дапаможнік для вучняў. 9 клас. — Мінск: Асар, 2010.

X

Космач Г.А., Кошелев В.С., Краснова М.А. Всемирная история Новейшего времени, 1918—1945 гг.: проблемы войны и мира. Пособие для учителей. 10 класс. — Минск: Асар, 2010.

Космач Г.А., Кошелев В.С., Краснова М.А. Всемирная история Новейшего времени, 1918—1945 гг.: проблемы войны и мира. Пособие для учащихся. 10 класс. — Минск: Асар, 2010.

XI

Космач Г.А., Филимонов А.И. Новейшее время: проблемы и перспективы (1945 — начало ХХІ века). Пособие для учителей. 11 класс. — Минск: Асар, 2010.

Космач Г.А., Филимонов А.И. Новейшее время: проблемы и перспективы (1945 — начало ХХІ века). Пособие для учащихся. 11 класс. — Минск: Асар, 2010.

Паноў С.В. Ад БССР да Рэспублікі Беларусь: выбар шляхоў развіцця. Дапаможнік для настаўнікаў. 11 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Паноў С.В. Ад БССР да Рэспублікі Беларусь: выбар шляхоў развіцця. Дапаможнік для вучняў. 11 клас. — Мінск: Асар, 2010.

Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений образования.

Следует отметить, что с целью повышения качества образования при проведении факультативных занятий рекомендуется соблюдать преемственность в системе двух форм учебной работы: учебных занятий, на которых учебный материал рассматривается на базовом уровне, и факультативных занятий, призванных обеспечить повышенный уровень владения знаниями.

Также в 2014/2015 учебном году можно использовать учебные программы факультативных занятий, имеющие соответствующий гриф Министерства образования Республики Беларусь:

Класс

Название программы факультативных занятий

V


Историческая азбука. Программа факультативных занятий для 5 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Занимательная археология. Программа факультативных занятий для 5 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

VI


Библия как памятник истории и литературы. Программа факультативных занятий для 6 класса общеобразовательных учреждений.

VII


История географических открытий. Программа факультативных занятий для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Храмы, замкі і палацы Беларусі. Праграма факультатыўных заняткаў для 7 класа агульнаадукацыйных устаноў з рускай і беларускай мовамі навучання.

VIII


История географических открытий. Программа факультативных занятий для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

IX


Восточный вопрос в международных отношениях (с конца XVIII в. – до 30-х годов ХХ в.). Программа для 9 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Генеалогическое древо моей семьи. Программа факультативных занятий для 10 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Асновы вучнеўскай даследчай працы па гісторыі. Праграма факультатыўных заняткаў для вучняў 9 класа агульнаадукацыйных устаноў з 12-гадовым тэрмінам навучання.

X



Всемирная история в тестах и задачах. Программа факультативных занятий для 10 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

История китайской цивилизации. Программа для 11–12 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

История России: основные вехи развития общества и государства. Программа факультативных занятий для 10–11 классов общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Основы источниковедения. Программа факультативных занятий для учащихся 10–11 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Асновы этнаграфіі Беларусі. Праграма для 11 класа агульнаадукацыйных устаноў з 12-гадовым тэрмінам навучання.

Палітыка беларусізацыі ў 1920-я гг. Праграма факультатыўных заняткаў для 10 класа агульнаадукацыйных устаноў.

XI


История китайской цивилизации. Программа для 11–12 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

История России: основные вехи развития общества и государства. Программа факультативных занятий для 10–11 классов общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Основы источниковедения. Программа факультативных занятий для учащихся 10–11 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Введение в историческую науку. Программа для 12 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Мировые войны в истории ХХ в. Программа для 12 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Теория и практика тестирования по истории. Программа факультативных занятий для 11 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения.

Обобщающий факультативный курс по всемирной истории Новейшего времени. Учебная программа факультативных занятий для XI класса.

Абагульняючы факультатыўны курс па гісторыі Беларусі. Учебная программа факультативных занятий для IX–XI (X–XI) классов.

Гісторыя Беларусі ў імёнах і падзеях. Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў для 11 класа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Освоение химических знаний на основе важнейших законов, теорий, понятий для объяснения природных и техногенных процессов

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» в учреждениях общего среднего образования в...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Изучение учебного предмета «Музыка» осуществляется в I–iv классах в количестве 1 часа в неделю

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Учебный предмет «Информатика» изучается в vi–xi классах учреждений общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании литературы в 2008-2009...
Все это позволяет говорить об особой значимости преподавания литературы среди других предметов

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции