Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов»




Скачать 2.88 Mb.
Название Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов»
страница 1/15
Дата публикации 06.10.2014
Размер 2.88 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО_________ Заместитель директора по УР Директор школы

_______________________ _________ Гарипова Л.Р. ______________ Набиев Д.Ф.

Протокол №_____ от ___________ 27.08.2013г. приказ № ___ от 01.09.2013г.

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

Предмет: история

Класс: 6

Общее количество часов: 68

Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» (Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов)

Учебник: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова. Всеобщая история. 6 класс. – Москва, БАЛАСС, 2010.

Учебник: А.А..Данилов. История России с древнейших времен до конца XVI в. – Москва, БАЛАСС, 2008.

Учитель: Синигатов Ильшат Галимзянович
Дюртюли – 2013 г.
Структура рабочей программы


Наименование видов работы

1 четверть (количество)

2 четверть (количество)

3 четверть (количество)

4 четверть (количество)

Практикум

1

2

2

2
































Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета «История»

1. Интеграция всеобщей и российской истории – как объединить два курса в одном предмете?

Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Интегрированность проявляется не только в единой системе понятий, системе заданий, но и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия. Между 6-м и 7-м классом (рубеж Средневековья и раннего Нового времени) – это начало Великих географических открытий на рубеже XV–XVI веков. С этим рубежом совпадает такой важный процесс отечественной истории, как завершение образования Российского государства. Между 7-м и 8-м классами (рубеж раннего и собственно Нового времени) – это Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны. С этим рубежом может быть соотнесено такое важное явление российской истории, как начало переоценки российской элитой процессов европеизации России, постановка в правление Александра I вопроса о выборе между консервативно-традиционной и либерально-западнической моделями развития. Между 8-м и 9-м классами (рубеж Нового и Новейшего времени) – это, естественно, Первая мировая война. Она же рассматривается и как рубеж для российской истории, так как события мировой войны непосредственно перетекают в революцию 1917 года. При этом такой важный период, как история России начала XX века, представлен у нас как в учебнике 8-го класса (хронологически и подробно), так и в учебнике 9-го класса (проблемно и обзорно).
2. Единая система общественно-исторических понятий: как школьникам систематизировать факты в условиях многообразия теорий исторического процесса?

Линии наших учебников построены на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основу этой системы понятий мы заложили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

Естественно, что наше решение может вызывать вопросы. Более 20 лет назад, когда строгая и отточенная система понятий исторического материализма была признана не единственной и не объясняющей многих особенностей исторического развития, перед историками встал вопрос: как объяснять школьникам теорию развития общества? Не делать этого вообще?! Но тогда история превращается в набор не связанных между собой фактов. Остановиться на одной научной теории?! Но в современной науке их несколько! Сразу обрушить на учеников весь спектр теорий?! Но ученики в 5–9-м классах явно не готовы воспринять столько абстракций.

Наш подход таков – в 5–9-м классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомить учеников с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс. В 10–11-м классах – учить объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.

Наша система понятий представлена во введении к каждому учебнику (в тексте, схемах), а также в словаре. Каждое понятие, описывающее общество в целом, мы представляем ученикам как набор четырех групп признаков – отличительных черт в экономике, социальных отношениях, политике, культуре.

В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».

В учебниках 7-го класса для описания процессов Нового времени всеобщей и российской истории к имеющимся ключевым понятиям мы добавляем новые: «аграрное общество» и «признаки его разрушения» (пропедевтика понятия «модернизация»). Для описания социально-экономических явлений и процессов активно используются категории исторического материализм «феодальные отношения», «капиталистические отношения» и т.п. Однако эти понятия не противопоставляются понятиям из цивилизационной теории и теории модернизации.

В учебниках 8-го класса достраивается полноценное понятие «модернизация» и вводится понятие «индустриальное общество». И здесь впервые мы знакомим ребят с тем, что существуют разные теории, описывающие ход истории. Так на основе исторического материализма вводятся понятия «капитализм», «социализм», «коммунизм».

В 9-м классе по линии теории модернизации добавляется понятие «информационное общество». И уже вводятся задания на сравнительное описание одних и тех же исторических процессов с позиции, например, теорий модернизации и исторического материализма. Подробно это делается уже в 10-11-м классах.

Чтобы сделать всю эту схему научно обоснованной, мы берем определения понятий (цивилизация, модернизация и т.д.) из различных научных изданий. Чтобы сделать эти понятия доступными ученикам, заменяем в определениях непонятные ученикам соответствующего возраста иностранные научные термины на эквиваленты с русской корневой основой. Конечно, такие определения, на первый взгляд, могут показаться «упрощенными», но только так мы можем реально сочетать научность и доступность.

У нас появляется возможность регулярно при изучении новой темы давать ученикам задания: «докажите, что в такой-то стране началось разрушение аграрного общества», «складываются черты капиталистических отношений» и т.д. Выполняя их, ученик соотносит теоретические признаки (рост городов, развитие машинной промышленности, замена сословного деления гражданским равноправием, рост образования и т.п.) с реальными фактами, изложенными в тексте. Таким образом, мы реально учим делать выводы, переходить от частного к общему, развиваем абстрактное мышление, логику, умение видеть общее в разном.

3. Культурологический и гражданско-толерантный подходы – «как история помогает человеку стать гражданином?»

Культурологическая направленность нашей линии проявляется в ключевых проблемах каждого учебника, которые ставятся во введении и (или) осмысливаются на повторительно-обобщающих уроках, помогая выстраивать современному школьнику его историческую картину мира, объясняя современный мир через знание истории.

Для учебника «История Древнего мира» эта проблема звучит так: «Какое наследство оставили нам древние?». Для учебника «История Средних веков» «Почему мир разделен на разные культуры (христианская, исламская и т.д.)?». Для учебника «История Нового времени. Конец XV-XVIII века» «Как возник современный западный мир?». Ответ здесь будет связан с изучением уникальных процессов разрушения традиционного общества в Западной Европе и формирования новых типов общественных отношений. Для учебника «История Нового времени. XIX – начало XX вв.» ключевая проблема звучит так: «Почему западные порядки распространены по всему миру?». Ответ находится в плоскости изучения становления индустриального общества и его колониальной экспансии. Для учебника «История Новейшего времени» проблема очевидна: «Как мир стал таким, каким мы его знаем?»

Аналогичные ключевые проблемы ставятся и в учебниках по истории России. Однако здесь помимо культурологической они имеют и очень важную гражданскую направленность. В нашем учебнике мы представляем историю России как историю всех народов и государств, существовавших на просторах нашей Родины. Как историю, в которой постоянно боролись противоречивые тенденции, возможности, варианты развития и общественные силы, стремящиеся реализовать тот или иной вариант. Соответственно, для понимания всех этих процессов важно изучать не только ту альтернативу, которая, в конечном счете, была реализована на том или ином этапе, но и те, которые ей противостояли или были реализованы на последующих этапах истории нашей страны.

Таким образом, для учебника «История России с древнейших времен до начала XVI века» ключевая проблема такова: «Почему наша Россия такая многоликая, разнообразная страна?». Для ответа на этот вопрос мы принципиально отказываемся от «славяноцентричного» подхода и представляем широкую историческую палитру народов и государств с первобытных времен и до конца Средневековья. Больший массив времени, конечно, уделяется истории Руси, русских княжеств и Российского государства. Однако помимо этого тексты и задания учебника позволяют посмотреть на те же самые процессы с позиции кочевых народов, Золотой Орды или великого княжества Литовского и Русского. Для учебника «История России. XVI–XVIII века» ключевая проблема уже противоположна предыдущей: «Как Россия стала единой страной?», т.е. в каких условиях и при каких альтернативах шел процесс формирования по сути современной территориально-культурной общности многонационального Российского государства.

Для учебника «История России. XIX – начало XX века» ключевая проблема строится на споре А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева: «Каково место России в семье цивилизаций?» Этот вопрос в обозримом будущем не получит однозначного решения, но с вариантами ответов на него и действиями, вытекающими из этих ответов, восьмиклассники могут познакомиться в ходе решения проблем конкретных уроков (исторических тем и процессов). Для учебника «История России XX – начало XXI века» основная проблема: «Как примирить историческую память разных поколений?». Любая тема этого периода – это повод для острых и даже жестоких споров в современном общественном мнении и в науке. Авторы школьного учебника не могут делать вид, что этих споров нет. Наша позиция – представить ученикам широкую палитру фактов и мнений, на основании которых каждый из нас может формулировать собственную позицию, договариваться с собеседниками, находя то, что дорого и близко всем, т.е. учиться жить в нашей общей стране. Именно таким видится нам вклад курса истории в становление российской гражданской идентичности школьников.
4. Что такое принцип минимакса, или Как найти время на изучение «безмерного» исторического материала?

В основу работы с содержанием в нашей Образовательной системе «Школа 2100» положен один из принципов развивающего образования, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым, – принцип минимакса. Он предполагает, что учебник и учитель создают ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет нам предложить свой вариант решения проблемы разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Количество вопросов после параграфа и объем информации в тексте изначально избыточны. Это сделано для того, чтобы у учителя и ученика был выбор наиболее интересного варианта урока. Соответственно действует правило: Не все, что включено в учебник, нужно прочитать и выполнить! Необходимо самостоятельно выбирать главное и интересное.

Чтобы научиться этому, и учителю, и ученикам требуется список обязательного минимума информационных единиц. Он, как известно, в самом общем виде представлен в фундаментальном ядре ФГОС. Однако для практического использования на уроке этого недостаточно. Поэтому мы – авторы – для каждой главы любого нашего учебника конкретизировали перечень информационных единиц Стандарта и представили его на специальной странице в начале каждой главы (раздела) в хронологической таблице. Весь материал таблицы в сжатом виде представляет ученику содержание главы, реальную «живую» последовательность событий, не разделенных по научному принципу на линии: социально-экономических отношений, внешней и внутренней политики, истории культуры и т.д. В то же время в хронологической таблице часть понятий, дат, имен, названий выделены жирным шрифтом – это и есть обязательный минимум содержания данной главы, о чем и сказано в начале учебника – в статье «КАК РАБОТАТАТЬ С УЧЕБНИКОМ». Там же описан порядок действия учителя при отборе содержания к уроку:

1. Определить обязательный минимум содержания урока (например, по хронологической таблице в учебнике).

2. Выделить в материале параграфа те части (абзацы, фрагменты), в которых раскрывается этот минимум.

3. Спланировать урок с использованием, прежде всего, минимально необходимого материала

4. Добавить к плану урока часть максимум, которая будет изучена, если на нее хватит времени.
5. Продуктивные задания – чем заменить зубрежку текста учебника?

В соответствии с требованиями ФГОС наша программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями.

Возможно, при первом прочтении может даже создаться впечатление, что эти задания сложны для школьников. Однако если внимательно сравнить каждое задание с текстом, к которому оно адресовано, то легко заметить, что вся необходимая для ответа информация находится в тексте. Хотя прямого ответа нет! Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д. Именно эти продуктивные задания и составляют, на наш взгляд, основу развивающего учебника в отличие от традиционного, где главное – текст-объяснение.

Соответственно, отличительные особенности нашего текста – почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий. Выводы мы позволяем себе только в том случае, если считаем, что уровень большинства учеников еще не позволяет им самим произвести теоретическое обобщение материала. Во всех остальных случаях ученики должны делать выводы сами, выполняя задания к тексту, осмысливая приведенные в нем факты: «ускорялся или не ускорялся процесс модернизации», «преобладали в обществе капиталистические или крепостнические отношения», «какие причины породили те или иные реформы, революции, войны» и т.д.

Авторские оценки событий, на наш взгляд, вообще недопустимы в тексте, так как, согласно требованиям стандарта (прежде всего к личностным результатам) мы должны научить наших детей самостоятельно оценивать происходящее, сравнивать и объяснять свои и чужие оценки. Соответственно, вместо указания на то, что тот или иной персонаж был «прогрессивным» или «реакционным», реформы «удачными» или «вредными», мы приводим в нашем тексте факты, которые могут служить основанием для разных точек зрения. А также цитаты исторических источников, в которых содержатся разные (подчас полярные) оценки современниками происходящих событий.
6. Комплекс технологий «Школы 2100», или Как организовать разные виды деятельности на уроках истории?

Как и большинство учебников, созданных в концепции развивающего образования, наш учебник рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии1 освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.

Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы – в конце каждого параграфа приведены фрагменты источников или справочные сведения с системой вопросов к ним. Урок можно начинать именно с чтения этих источников, и в ответах на вопросы будут выявляться противоречащие друг другу факты, мнения, положения, которые позволяют создать проблемную ситуацию и сформулировать учебную проблему темы в виде вопроса. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно, удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной).

Чтобы согласовать проблемно-диалогическую технологию с насыщенным историческим материалом, мы предлагаем использовать еще одну технологию – продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Она осваивается учениками на уроках литературы еще в начальной школе, а потом переносится на другие предметы. Применительно к истории это выглядит следующим образом. Перед уроком ученики получают домашнее задание – предварительное чтение текста нового (еще не изученного) параграфа. При этом от учеников вовсе не требуется запомнить или заучить что-либо из нового материала. Предварительное чтение необходимо для того, чтобы на уроке ученики смогли ориентироваться в тексте при выполнении заданий по нему. Уже на уроке в ходе изучающего чтения происходит присвоение и первичное закрепление нового знания. Для облегчения понимания тексты учебника (введение, параграфы, тексты на повторение) разделены на смысловые фрагменты, каждый из которых имеет номер (от 1 до 3–4) и название.

В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу. Этот этап актуализации обеспечен в учебнике вопросами перед параграфом. Они входят в домашнее задание вместе с чтением текста нового параграфа. Вопросы актуализации предлагают ученикам вспомнить основные понятия и факты, с которыми они познакомились на предыдущих уроках и которые необходимы для понимания новой темы. Причем вопросы о ключевых понятиях и фактах повторяются многократно, и мы можем задавать их в течение всего учебного года. Таким образом постепенно осуществляется их освоение и запоминание.

При оценивании на этом и на последующих этапах используется третья технология комплекса «Школы 2100» – технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила.

1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания: 1. Какое было задание? 2. Удалось получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. По каким признакам мы различаем разные отметки? 6. Какой отметки заслуживает решение этой задачи?

В проблемно-диалогической технологии присвоение и частичное закрепление нового материала происходит на этапе открытия нового знания. Для обеспечения этого этапа к каждому его фрагменту ставятся продуктивные вопросы и задания после параграфа. Они носят характер интеллектуальных задач, в которых ученикам необходимо оперировать с новыми информационными единицами темы – присваивать новые знания и отрабатывать умения. Решая эти задачи, ученики пошагово приближаются к снятию учебной проблемы урока. При этом каждое из таких заданий (интеллектуальных задач) должно способствовать достижению одной из целей изучения истории – линии развития. Как указано во вступительной статье «КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ», задания, отрабатывающие разные умения, промаркированы разными цветами. В результате и учитель, и ученики знают, в каком случае они выполняют задание на обобщение исторических фактов, в каком – на установление причинно-следственных связей, а в каком – на определение и аргументирование собственной оценки исторических событий.

Многолетняя практика сотен учителей разных регионов России, работающих по учебникам нашего авторского коллектива, показывает, что при использовании проблемно-диалогической технологии заметно повышаются как мотивированность и активность детей, так и собственно их учебные успехи, соответствующие тому, что теперь прописано во ФГОС как основные требования к результату.
7. Методическая структура учебников – как продвигаться от единичного к общему?

Смысл структуры каждого нашего учебника в следующем:

1) Введения служат материалом для одного-двух вводных уроков, со следующими задачами: а) вспомнить главный исторический материал, изученный в прошлом учебном году; б) сформулировать основную познавательную задачу нового учебного года, связать изученный материал с новым.

2) Число параграфов каждого учебника соответствует числу уроков изучения нового материала, которые можно выделить в соответствии с имеющимися учебными часами.

3) Параграфы объединяются в главы, а главы – в крупные учебные модули (разделы). Каждый из них открывается страницей «входа в модуль», указывающей цели изучения материала (основные умения, которые необходимо развивать), а завершается страницей «выхода из модуля» - системой обобщающих заданий для урока-повторения и диагностикой достигнутых целей
Цели изучения истории на ступени основного общего образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.



6 КЛАСС

РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 68 часов
Цели обучения

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.

4-я линия развития. Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

5-я линия развития. Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
Содержание

Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта.

Прямой – обязательная для контроля часть программы.

Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.
Вводная тема. Рубеж древности и Средневековья. (2-3 часа)

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?

Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: Музыка Класс:...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с. Верхнеяркеево муниципального района...
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа По истории Класс 6 Количество часов 2 часа в неделю...
Программа разработана на основе примерной программы по «Истории средних веков», 6 класс и авторской программы «История России»,6...
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: окружающий мир...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми...
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: литературное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми...
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа по курсу «История» 10 класс
Планирование по истории России составлено на основе программы для общеобразовательных школ. М.: Издательство “Просвещение”. 2007-с....
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа по предмету «История» на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной...
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Количество часов
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 класс., 10-11кл./ сост. Е. И. Харитонова....
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы 10 Количество...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку. М. «Просвещение»
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: история Класс: 6 Общее количество часов: 68 Планирование составлено на основе «Программы по истории для 5-9 классов» icon Рабочая программа по математике 1 класс
Автор программы – Чекин А. Л. Рабочая программа разработана для начальных классов (1-4 кл.). Общее количество часов на 4 года обучения...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции