40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг




Скачать 27.33 Kb.
Название40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг
Дата публикации05.10.2014
Размер27.33 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
история зарубежных литЕРАТУР втоРоЙ Половины ХХ вЕКА (36 часов)
40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште.
60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация.
80-е – 90-е – Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира.
***
40-е – 50-е – поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи – история как трагедия, история как порочный круг (Г. Казак, Э. Юнгер), исторический сбой (отклонение европейской цивилизации от прогрессивного пути); острая конфронтация идей – усиление религиозного мировоззрения (особенно католического – Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности – национально-культурная, социальная идентичность (мы – они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я – они) – оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, «рассерженные молодые люди», «битники», М. Дюрас, А. Моравиа).
50-е годы – период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, возрождают интерес к немецкоязычному роману Т. Манна, Р. Музиля, Г. Гессе (популярность Гессе не спадает до середины 70-х годов). Особенно популярен в Европе и США Дж. Оруэлл («1984», «Скотный Двор»). Германия вновь открывает литературу США: Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер. Популярность «современных» американских писателей (Э. Хемингуэй, У. Сароян, Т. Капоте, Дж. Сэлинджер) становится знаковой в общеевропейских культурных изменениях.
«Антитрадиционалистские» тенденции в конце 50-х – 60-е годы. Французский «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор, К. Симон). «Новый журнализм», эстетические поиски Джона Барта, Т. Пинчона в США, У. Голдинга, А. Мердок, Дж. Фаулза. «Театр абсурда». Противоречие теоретических манифестаций (обвинение традиционной литературы в использовании стереотипных приемов, скрывающих реальность) и художественной практики (сужение репертуара приемов, гипертрофия авторского самосознания, литературная игра). «Открытие» эстетически родственных тенденций в литературе 30-40-х годов (Х.Л. Борхес, Брайон О'Нолон, В. Набоков). Закат европоцентризма и феномен латиноамериканского романа (Х. Кортасар, Г. Маркес). Сдвиг в традиционных понятиях «статус художника», «статус художественного текста».

Новое осмысление традиционной дихотомии «искусство – реальность».
70-е – 80-е годы – «карнавализация» литературы: параллельное сосуществование и взаимопроникновение «пара-культуры» и «интеллектуального романа». Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Реальность, включая внутренний мир, перестает быть главным и «достойнейшим» для изображения. Возможные миры (воображаемые, галлюциногенные, аллегорические конструкты, фэнтаси и т.д.) более не расцениваются как признак маргинальной литературы. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность), его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес).
90-е годы – расширение художественного репертуара, возвращение традиционных конвенций в условиях неоспоримого права литературы на фиктивность. Конец 20 века – период «мирного сосуществования» большинства ярких тенденций художественной жизни трех последних веков. (М. Эмис, П. Акройд, И. Уэлш).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconИз опыта индивидуальной работы с учащимся над песней
Сергиев Посад существует детско-юношеская студия авторской песни, в которой я работаю – «обучаю играть на гитаре», петь. Как любое...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconБежаницы
У одних отзовется ностальгической болью в сердце, у других, может статься, вызовет ироническую улыбку. Но как бы то ни было, это...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconВопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconВопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века»
Народничество: представители, идеи, теоретические манифесты Г. И. Успенский как представитель народничества

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы
Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История...
Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconВыготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира
Шекспирова трагедия положительно тонет в безбрежном море толкований, окружающем ее. Вот почему всякое новое сочинение на эту тему...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconРабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....

40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг iconОлега Мороза "1996: как Зюганов не стал президентом"
«развал в проклятые девяностые преодолен порядком и вертикалью власти» такие книги, как Ваша, особенно нужны. Спасибо за Ваш труд!...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции