Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История»




Скачать 161.56 Kb.
Название Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История»
Дата публикации 04.10.2014
Размер 161.56 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
Утверждено на заседании

Совета исторического факультета

Протокол № от

Декан исторического факультета

_______________Р.В.Кауркин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах»

Специальность 032600 (050401) - «История»

4 курс (семестры VII-VШ) 2010/11 уч.год

Лекционных занятий – 48

Отчетность: аттестация, зачеты

Утверждена на заседании

кафедры истории России

Протокол № 1 от 1.09.2010

Зав. каф. Истории России

____________В.Н. Костерев

Составитель:

доцент кафедры

истории России

_______Е.М. Кирюхина



Знакомство с имагографическими источниками играет немаловажную роль в курсе подготовки педагогов гуманитарного профиля в связи с интересом к «Новой исторической науке» и социокультурной истории.

Целью данного курса является: дать студентам целостное представление о специфике имагографических источников; сформировать систематизированные знания об историческом развитии стилей и направлений художественной культуры и, в частности,— изобразительного искусства Западной Европы с эпохи Возрождения до ХХ века включительно; научить студента применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса студенты

  • Имеют целостное представление об основных закономерностях развития стилей, направлений, выразительных средствах и техниках изобразительного искусства Западной Европы с эпохи Возрождения до ХХ века включительно и творчестве мастеров соответствующей эпохи; о датах и периодах соответствующего этапа истории, а также основных фактах и явлениях, характеризующих целостность исторического процесса.

  • Умеют анализировать проблемы исторического развития изобразительного искусства и художественной культуры, устанавливать причинно-следственные связи; выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических источников;

  • Могут свободно пользоваться технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории и истории изобразительного искусства; научными понятиями и терминами.



Методические рекомендации для преподавателя

Курс «Всеобщая история в художественных образах» предназначен для студентов, изучивших историю Средних веков и Нового времени и изучающих историю Новейшего времени, знакомых с основными понятиями, принципами и этапами развития изобразительного искусства. В предложенном курсе рассматриваются сложные, во многом спорные вопросы развития истории и искусства Западной Европы с эпохи Возрождения до ХХ века включительно в лекционном курсе, поэтому преподаватель должен выделить наиболее важные темы и персоналии, но и построить весь курс с обязательным использованием иллюстративного материала (лекции-презентации).

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов осуществляется как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторные часы и предполагает следующие формы: составление выписок, библиографических списков, работу с электронными информационными сайтами, написание эссе. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Формы отчетности:

  • Аттестация

  • Зачеты

Аттестация проводится один раз в семестр. В ее основе заложен рейтинг. Студент аттестуется, если он по итогам проверки получает 10 баллов. Эти баллы складываются из суммы трех составляющих: выполнение заданий в тетради — 2 балла; написание эссе – 3 балла; положительный результат экспресс-тестирования - 5 баллов.

Зачеты проводятся в конце VII и VIII по результатам итогового собеседования.
Содержание
Тема 1. Цели и задачи курса «Всеобщая история в художественных образах»— 2 часа.

Тема 2. Всеобщая история в художественных образах эпохи Возрождения — 10 часов.

Тема 3. Всеобщая история в художественных образах XVII-XVIII века — 10 часов.

Тема 4. Всеобщая история в художественных образах XIX- начала XX века — 18 часов.

Тема 5. Всеобщая история в художественных образах XX века — 8 часов.

Тема 1. Цели и задачи курса «Всеобщая история в художественных образах»

Имагографические источники и их роль в историческом познании. «Новая историческая наука» и социокультурная история. Роль курса «Всеобщая история в художественных образах» для подготовки уроков истории и тем исторического кружка.

Тема 2. Всеобщая история в художественных образах эпохи Возрождения

Двойственность и противоречивость эпохи. Новое понимание образа человека в культуре Возрождения. Особенности итальянского и Северного варианта эпохи Возрождения. Искусство Предвозрождения и Раннего Возрождения, их связь со Средневековьем и Новым временем.

Предвозрождение и переходный характер творчества Джотто. Расцвет пластических начал в искусстве Раннего итальянского возрождения. Усиление светского начала в архитектуре Ф. Брунеллески, скульптура Донателло. Живописные открытия Мазаччо. Героические черты образа человека в искусстве Раннего Возрождения: П. делла Франческа, Мантенья, А. дель Кастаньо. Тонкое лирическое начало в творчестве фра Б. Анджелико и фра Ф. Липпи. Зарождение портрета и исторического жанра в искусстве Возрождения. Скульптура Верроккьо. Две линии развития искусства Флоренции последней трети XV века: бытовое начало у Д. Гирландайо, одухотворенно-лирическое — у С. Боттичелли.

Эпоха Высокого Возрождения. Уникальность личности Леонардо да Винчи, связь научных и художественных интересов. Портреты и фрески Леонардо да Винчи. Гармоничность и музыкальность художественного стиля Рафаэля Санти. Идеал гармоничной личности в портретах, монументальные росписи в Ватикане. Развитие принципов круглой скульптуры у Микеланджело Буонарроти. Росписи Сикстинской капеллы, титанизм образа человека.

Возрождение в Венеции. Джорджоне как его основоположник. Жизнелюбие, колористическое мастерство живописи Тициана. Развитие героического начала в его позднем творчестве. Отражение Позднего Возрождения у Веронезе и Тинторетто.

Искусство Северного Возрождения. Возрождение в Нидерландах. Сравнительные особенности итальянской и нидерландской культур. Единство и красота мира в творчестве основоположника Нидерландского Возрождения Яна ванн Эйка. Трагический образ мира у И. Босха. Сочетание философского и социального, фольклорного и бытового начал в творчестве П. Брейгеля. Возрождение в Германии. Крупнейший представитель немецкого Возрождения — А. Дюрер, рисунок, гравюра и портрет в его творчестве.

Тема 3. Всеобщая история в художественных образах XVII-XVIII века

Сложность и противоречивость развития художественной культуры XVII века. Изменение научно-философских представлений о мире. Многообразие стилистических движений: барокко, классицизм, реализм.

Италия XVII века. Исторические причины возникновение стиля барокко. Торжественность, грандиозность архитектурных сооружений Л. Бернини, экспрессивная патетичность его скульптуры. Народные основы живописи М.М. Караваджо, караваджизм как разновидность реализма.

Испания XVII века. Реконкиста. Роль католической церкви. Экзальтация и мистицизм живописи Эль Греко. Народность реализма Х. Риберы и Ф. Сурбарана. Д. Веласкес: осовременивание и насыщение бытовыми подробностями мифологических сюжетов, создание современной исторической картины, психологизм портретов.

Фландрия XVII века. Подъем национального самосознания в результате Нидерландской революции, жизнеутверждающее восприятие мира. Глава национальной школы П.П. Рубенс: разнообразие жанров и тем, декоративность, чувственность, колористическое мастерство. Аристократический портрет А. Ван Дейка. Демократизм Я. Йорданса. Декоративность и праздничность фламандского натюрморта.

Голландия XVII века. Значение Нидерландской революции. Светский характер искусства. Эволюция портретов Ф. Хальса. Лирический и философский голландский пейзаж. Голландский натюрморт. Разнообразие бытового жанра. Живопись «малых голландцев». Поэтизация повседневности у Я. Вермеера Дельфтского. Великий мастер XVII века Рембрандт. Переосмысление мифологического жанра. Психологизм портретов и автопортретов.

Франция XVII века. Особенности искусства в условиях сложения абсолютистской монархии. Реалистические тенденции в живописи: братья Ленен, Ж. де Латур. Н. Пуссен — основоположник французского классицизма: обращение к античной мифологии, идеи общественного долга, жанр героического пейзажа. Архитектура классицизма: ансамбль Версаля.

Западноевропейское искусство XVIII века. Идеология Просвещения. Роль Великой французской буржуазной революции. Аристократизм искусства рококо. Реализм XVIII века. Вторая волна классицизма, его гражданский пафос. Идеи «естественного человека» и сентиментализм. Предромантизм.

Франция XVIII века. Поэтическая грусть творчества А. Ватто: театрализация жизни, галантные празднества. Стиль рококо в интерьере архитектуры. Декоративное начало в живописи Ф. Буше. Поэтизация повседневности у Ж.Б.С. Шардена. Интимно-лирическое начало в творчестве О. Фрагонара. Портрет как воплощение исторической эпохи в творчестве Ж.-А. Гудона. Героический пафос искусства Ж.Л. Давида, связь с идеалами Великой французской революции.

Англия XVIII века. Итоги промышленной революции. Социально-критические темы в искусстве. Просветительское начало в творчестве У. Хогарта. Точность портретных характеристик у Д. Рейнольдса. Сентиментализм: поэтическая тонкость портретов Т. Гейнсборо.

Тема 4. Всеобщая история в художественных образах XIX- начала XX века

Западноевропейское искусство XIX века — завершающий этап художественного развития Нового времени. Быстрая смена направлений, распад стилевой целостности. Романтизм первой половины XIX века, исторические причины его возникновения. Буржуазно-демократические революции в Европе. Усиление социального начала в реализме середины XIX века.

Первая половина XIX века. Влияние Великой французской революции на творчество Ф. Гойи. Эпоха Наполеона во Франции XIX века: «Ампир» в архитектуре. Эстетизм живописной концепции Ж.О.Д. Энгра. Романтизм во Франции: героическое начало у Т. Жерико, расцвет романтизма в творчестве Э. Делакруа. Немецкий романтический пейзаж (К. Фридрих). Английский пейзаж эпохи романтизма: Д. Констебль и Д.У. Тернер.

Вторая половина XIX века. Реалистический пейзаж середины XIX века. «Пейзаж настроения» К. Коро, проблема пленера. Пейзаж «Барбизонской школы». Демократизм крестьянского жанра Ф. Милле. Г. Курбе и Парижская коммуна. О. Домье — ведущий реалист середины XIX века.

Импрессионизм как явление истории искусства и культуры. Основные категории, особенности поэтики. Национальные особенности французского и русского вариантов. Э. Мане как основоположник импрессионизма. «Певец безобразно-прекрасной современности» Э. Дега. «Художник счастья» О. Ренуар. К. Моне — ярчайший представитель французского импрессионизма. Тема женского счастья у Б. Моризо. Мастера французского пейзажа К. Писсарро и А. Сислей.

Постимпрессионизм, его историческое развитие. Особенности эстетики постимпрессионизма. П. Сезанн как основоположник постимпрессионизма. Трагизм творчества В. Ван Гога. Поиски рая на земле П. Гогеном. Образ Парижа у А. Тулуз-Лотрека.

Символизм, стиль модерн и примитивизм в контексте истории искусства и культуры. Мастера символизма и стиля модерн. Примитивизм полотен А. Руссо. Прерафаэлиты как художественно-историческое явление, отношение к символизму и стилю модерн поздних прерафаэлитов. Поэтизация прошлого, пейзаж и портрет прерафаэлитов.

Авангард как явление истории искусства и культуры. Особенности эстетики западноевропейского авангарда. Фовизм, его художественные особенности. «Живописные арабески» А. Матисса. Закономерности развития кубизма. Творческий путь П. Пикассо. Экспрессионизм, его художественное воплощение. Особенности немецкого экспрессионизма. Поэтический мир А. Модильяни. Абстракционизм как художественное явление; В. Кандинский. Сюрреализм, особенности эстетики. «Загадка ХХ века» — С. Дали. «Художественные метафоры» Р. Магритта.

Мир и человек в художественных образах XXI века.

Тематический план курса



Наименование темы

Всего часов

Лекции

Оснащение

I

Цели и задачи курса «Всеобщая история в художественных образах»

2







II

Всеобщая история в художественных образах эпохи Возрождения

10










Образ мира и человека в Предвозрождение и Раннее Возрождение

2










Образ мира и человека в Высокое Возрождение

2










Возрождение в Венеции: образ мира и человека

2










Возрождение в Нидерландах: образ человека и природы

2










Возрождение в Германии: образ человека и природы

2







III

Всеобщая история в художественных образах XVII-XVIII века

10










Новый образ мира и человека в Италия и Испания XVII века

2










Фландрия, Голландия XVII века: человека и природы

2










История на полотнах Рембрандта

2










Франция XVII-XVIII века: образ человека и мира

2










Англия XVII-XVIII века: образ человека и мира

2







IV

Всеобщая история в художественных образах XIX- начала XX века

18










История и человек в произведениях первой половины XIX века

2










История и человек в произведениях второй половины XIX века

2










Новый образ мира и человека у импрессионистов. Э. Мане.

2










Мир и человек у Э. Дега и К. Моне.

2










Открытие мира и человека у О Ренуара, Б. Моризо, К. Писсарро и А. Сислея.

2










Образ мира и человека у неоимпрессионистов и постимпресионистов. П. Сезанн.

2










Трагический образ мира у В. Ван Гога и утопический — у П. Гогена.

2










А. Тулуз-Лотрек и А. Руссо: образы человека, города и природы.

2










История и человек на полотнах прерафаэлитов

2







V

Всеобщая история в художественных образах XX века

8










Западноевропейский авангард как историко-культурное явление. А. Матисс и П. Пикассо

2










Экспрессионизм, его художественное воплощение. Абстракционизм как историко-культурное явление.

2










Образ мира и человека в эстетике сюрреализма.

2










Мир и человек в художественных образах XXI века

2








Вопросы для итогового собеседования.

  1. Образ мира и человека в эпоху Возрождения. Предвозрождение и творчество Джотто. У истоков Раннего Возрождения: Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо.

  2. Образ мира и человека у мастеров Раннего Возрождения. Творчество С. Боттичелли.

  3. Высокое Возрождение и творчество Леонардо да Винчи.

  4. Высокое Возрождение и творчество Рафаэля Санти.

  5. Титанизм творчества Микеланджело Буонарроти.

  6. Возрождение в Венеции: Джорджоне, Тициан, Тинторетто.

  7. Нидерландское Возрождение: Ян ванн Эйк, И. Босх, П. Брейгель.

  8. Немецкое Возрождение: А. Дюрер.

  9. Италия XVII века: Л. Бернини, Караваджо.

  10. Испания XVII века: Эль Греко, Х. Рибера, Ф. Сурбаран.

  11. Испания XVII века: Д. Веласкес.

  12. Фландрия XVII века: П.П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Йорданс.

  13. Голландия XVII века: Ф. Хальс, «малые голландцы», Я. Вермеер Дельфтский.

  14. Образ мира и человека в творчестве Рембрандта.

  15. Франция XVII века: братья Ленен, Ж. де Латур. Н. Пуссен.

  16. Франция XVIII века: А. Ватто, Ф. Буше, Ж.Б.С. Шарден, О. Фрагонар, Ж.-А. Гудон, Ж.Л. Давид.

  17. Англия XVIII века: У. Хогарт, Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо.

  18. Образ мира и человека в произведениях первой половины XIX века.

  19. Образ мира и человека в произведениях второй половины XIX века.

  20. Импрессионизм, его художественные принципы. Эдуард Мане как основоположник импрессионизма.

  21. «Певец безобразно-прекрасной современности» Эдгар Дега.

  22. «Художник счастья» Огюст Ренуар.

  23. Клод Моне — ярчайший представитель французского импрессионизма

  24. Тема женского счастья у Берты Моризо.

  25. Мастера французского пейзажа К. Писсарро и А. Сислей.

  26. Постимпрессионизм, особенности эстетики. Поль Сезанн как основоположник постимпрессионизма.

  27. Трагизм творчества Винсента Ван Гога.

  28. Поиски рая на земле Полем Гогеном.

  29. Образ Парижа у Анри Тулуз-Лотрека

  30. Примитивизм полотен Анри Руссо.

  31. Место символизма в культуре рубежа веков. Мастера символизма.

  32. Стиль модерн в художественной культуре рубежа веков. Мастера стиля модерн.

  33. Прерафаэлиты как художественно-историческое явление, отношение к символизму и стилю модерн поздних прерафаэлитов

  34. Западноевропейский авангард как явление культуры. Фовизм, его художественные особенности. «Живописные арабески» Анри Матисса.

  35. Закономерности развития кубизма. Творческий путь Пабло Пикассо.

  36. Экспрессионизм, его художественное воплощение. Особенности немецкого экспрессионизма.

  37. Поэтический мир Амедео Модильяни.

  38. Абстракционизм как художественное явление; Василий Кандинский.

  39. Сюрреализм, особенности эстетики. «Загадка ХХ века» — Сальвадор Дали

  40. «Художественные метафоры» Рене Магритта.


Литература

Основная литература

2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Высш. образование, 2009. 435 с.

3. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2010. 456 с.

4. Кирюхина Е.М. История изобразительного искусства: западноевропейские мастера конца XIX — начала ХХ века. Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2008. 92 с.

5. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. для студентов вузов: рек. М-вом образования РФ. - Второе изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2009. 495 с.

Дополнительная литература:

1. Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2010. 543 с.

2. Кирюхина Е.М. Изобразительное искусство эпохи Возрождения: Учебная программа и методические указания к курсу. Н. Новгород: НГПУ, 2000. 70 с.

4. Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада: М.: Галарт, 2010. 431 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.rasl.ru/

Электронный каталог библиотеки РАН

http://nbmgu.ru

Научная библиотека МГУ

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по курсу Всеобщая история 11 класс рабочая программа составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования базового уровня по истории
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени
«История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по истории Класс 6
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред....
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа «история россии и всеобщая история»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена умк для 5–9 классов авторов Д....
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI в.»
Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец xix— начало XXI в.» разработана на основе
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по курсу: «История отечественной журналистики xix»
При составлении использовалась программа «История русской журналистики (1703-1917)», мгу, 2001
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Рабочая программа по курсу: «История отечественной журналистики XVIII века»
При составлении использовалась программа «История русской журналистики (1703-1917)», мгу, 2001
Рабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных образах» Специальность 032600 (050401) «История» icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции