Планы практических занятий




Скачать 65.77 Kb.
Название Планы практических занятий
Дата публикации 02.10.2014
Размер 65.77 Kb.
Тип Конспект
literature-edu.ru > История > Конспект
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по истории зарубежной литературы XIX века (романтизм)
Занятие I.

Романтизм как тип культурного сознания
Задание: прочитать новеллу Э.Т.А.Гофмана «Золотой горшок»; подготовить конспект фрагмента работы В.Вакенродера; познакомиться с одной из глав рекомендованных монографий (по желанию).
План занятия
1. Романтизм как историческое явление и как новая художественная система.

2. Единство истоков романтического движения и национальные различия.

3. Соотношение романтизма в литературе с национальной живописью.

4. Общие свойства романтического типа сознания:

а) двоемирие;

б) создание обобщенных символических образов, своей мифологии;

в) историзм.

5. Диалог русских романтиков с западноевропейским романтизмом и романтиками США.
Конспект:


  1. В.Вакенродер. Видение Рафаэля // Вакенродер В. –Г. Фантазии об искусстве /Перевод с немецкого А.С.Дмитриева. – М.: Искусство, 1977. – С.28-32.


Рекомендуемая литература:


  1. Ванслов В.В. Образный мир романтического искусства // Ванслов В.В. Искусство и красота. СМ.: Знание, 2006. – С. 106 – 200.

  2. Ильина Т.В. Искусство Западной Европы XIX века // История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М.: Высшая школа, 2007. – С.243 – 278.


Занятие II.

Новелла об искусстве и художнике в литературе немецкого романтизма
Задание: прочитать новеллы В.Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берглингера» и Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан»; подготовить конспекты работ В.Вакенродера «Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве» и Э.Т.А.Гофмана «Жак Калл». «Крейслериана»; познакомиться с одной из глав рекомендованных монографий (по желанию).
План занятия
1. Основные идеи книги В.Вакенродера и Л.Тика «Сердечнее излияния любящего искусство монаха».

2. Концепция личности в эстетической системе немецких романтиков. «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берглингера» В.Вакенродера как образцовая новелла об искусстве и художнике.

3. Место Э.Т.А. Гофмана в истории немецкого романтизма. Гофман и йенские романтики.

4. Музыка в картине мира Э.Т.А. Гофмана.

5. Роль музыки, оппозиция «музыкант – филистер» и др. в новеллах Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан».
Конспекты:
1. Вакенродер В. Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве //Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М.: Высшая школа., 1990. – С.50 – 57.(или по книге: Вакенродер В. –Г. Фантазии об искусстве /Перевод с немецкого А.С.Дмитриева. – М.: Искусство, 1977. – С.55-59).

2. Гофман Э.Т.А. Жак Калло. Крейслериана // Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М: Высшая школа., 1990. – С.94 – 102. (или по любому другому изданию произведений Гофмана).
Рекомендуемая литература:


  1. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. – М.: Издательство МГУ им. М.В.Ломоносова, 1997.

  2. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. – М.: Лабиринт, 1993.


Занятие III.

Оппозиция Италия – родная страна в картине мира немецких романтиков
Задание: прочитать романы Л.Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Э.Т.А.Гофмана «Эликсиры сатаны», новеллы Э.Т.А.Гофмана «Фермата» (или «Советник Креспель») и Й.Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника»; познакомиться с одной из монографий (по желанию).
План занятия

1. Романтический культ Италии и особенности его формирования немецкими романтиками

2. Италия как страна «задушевного искусства» в романе Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда».

3. Итальянское путешествие и его роль в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны».

4. Итальянская тема, ее функции в новелле Э.Т.А. Гофмана «Фермата» (или «Советник Крейспель»).

5. Разрушение образа «обетованной страны искусства» в новелле Й.Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника».

Рекомендуемая литература:


  1. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – М.: Axioma, 1996.

  2. Яшенькина Р.Ф. Проза немецкого романтизма: текст лекций. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2006.


Занятие IV.

Эволюция жанра немецкой романтической новеллы
Задание: прочитать новеллы Л.Тика «Белокурый Экберт», К.Брентано «Рассказ о славном Касперле и пригожей Аннерль»), Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек», «Приключения в новогоднюю ночь» и повесть А.Шамиссо «Чудесная история Петера Шлемиля»; подготовить конспект одной из глав монографии.
План занятия

1. Романтическая концепция природы и человека в новелле Л.Тика «Белокурый Экберт». Сказочные мотивы, их функции в повествовании.

2. Особенности фантастики гейдельбергской школы (К.Брентано «Рассказ о славном Касперле и пригожей Аннерль»).

3. Синтез фантастики и реальности, роль символики и др. в новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек».

4. «Чудесная история Петера Шлемиля» А.Шамиссо как позднеромантическая волшебная повесть.

5. Своеобразие фаустианских мотивов в новелле Гофмана «Приключения в новогоднюю ночь».

Конспект:
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб: Азбука-классика, 2003. (Одна глава по выбору студента, кроме главы о Гельдерлине).


Занятие V.

Русско-немецкие литературные связи эпохи романтизма
Задание: подготовить научное сообщение на одну из предлагаемых тем
План занятия

  1. Понятие о компаративистике. Контактные и типологические связи сравнительно-исторического литературоведения.

  2. Особенности формирования русско-немецких литературных связей эпохи романтизма.

  3. В.А.Жуковский как переводчик немецкой литературы.

  4. Тема искусства и художника русской романтической повести в контексте немецкой традиции.

  5. Диалог с немецкими писателями в жанре отечественной «таинственной повести».

  6. Гофмановские мотивы в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.


Темы для сообщений


  1. Книга В.Вакенродера и Л.Тика «Сердечнее излияния любящего искусство монаха» в переводе любомудров.

  2. Статья В.А.Жуковского «Рафаэлева «Мадонна» и ее значение для формирования темы искусства и художника в русской литературе.

  3. Образ ундины В.А.Жуковского и Ф.де ла Мотт Фуке (по стихотворному переводу одноименной повести).

  4. Образ «рыцаря бедного» В.А.Жуковского и Ф.Шиллера: сопоставительный анализ.

  5. «Рыцарь бедный» В.А.Жуковского в восприятии В.Г.Белинского и А.С.Пушкина.

  6. Тема искусства и художника в повести Н.А.Полевого «Живописец» и немецкая литературная традиция.

  7. Особенности создания образа Бетховена в новелле В.Ф.Одоевского «Последний квартет Бетховена».

  8. Диалог с немецкой традицией в повести Н.В.Кукольника «Антонио».

  9. Образ Италии в повести Н.В.Кукольника «Психея».

  10. Повесть В.А.Соллогуба «История двух калош» и немецкая литературная традиция.

  11. Образ итальянца в повести В.Ф.Одоевского «Себастиан Бах».

  12. Италия и особенности представления о ней в повести М.Н.Загоскина «Концерт бесов».

  13. Образ художника в повести К.С.Аксакова «Вальтер Эйзенберг» и немецкая литературная традиция.

  14. Повесть М.П.Погодина «Адель» в контексте немецкой литературной традиции.

  15. Повесть Ан.Погорельского «Пагубные последствия пламенного воображения» и новелла Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек»: сопоставительный анализ.

  16. Повесть Ан.Погорельского «Лафертовская маковница» и немецкая литературная традиция.

  17. Немецкая составляющая повести А.А.Бестужева-Марлинского «Латник».

  18. Повесть Н.Мельгунова «Кто же он?»: диалог с немецкими писателями.

  19. Гофмановские мотивы в повести Н.А.Полевого «Блаженство безумия».

  20. Образ Германии в повести В.Ф.Одоевского «Орлахская крестьянка».

  21. Повесть В.Ф.Одоевского «Сильфида» и немецкая литературная традиция.

  22. Э.Т.А.Гофман в оценке русской критики первой половины XIX века.

  23. «Уединенный домик на Васильевском» А.С.Пушкина и В.П.Титова и новелла Э.Т.А.Гофмана «Магнетизер»: сопоставительный анализ.

  24. «Немецкий» герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  25. Гофмановские мотивы в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

  26. Немецкая поэма Н.В.Гоголя «Ганц Кюхельгартен».

  27. Немецкая составляющая повести Н.В.Гоголя «Рим»

  28. Образ русалки в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» и в повести Э.Мёрике «История прекрасной Лау».

  29. Художник Пискарев и студент Ансельм (сравнительный анализ героев Н.В.Гоголя и Э.Т.А.Гофмана).

  30. Мотив портрета в одноименной повести Н.В.Гоголя и немецкая литературная традиция.

Рекомендуемая литература:

  1. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.

  2. Дмитриева Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. – М.: ИМЛИ РАН, 2011.

  3. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995.

  4. Мурьянов М.Ф. Пушкин и Германия. – М.: ИМЛИ РАН, 1999.

  5. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига, 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы практических занятий icon Методические указания для проведения практических занятий для студентов...
В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки
Планы практических занятий icon Тематика и планы практических занятий практическое занятие №1
Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов
Планы практических занятий icon Планы практических занятий по зарубежной литературе 17-18 вв
Категория героического – основа классицистической трагедии П. Корнеля. Проблематика и поэтика трагедии
Планы практических занятий icon Планы практических занятий
«Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение...
Планы практических занятий icon Планы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...
Планы практических занятий icon Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные...
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «литература». Сборник включают в себя...
Планы практических занятий icon Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....
Планы практических занятий icon Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических
Планы практических занятий icon Литература Кабинет литературы
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий
Планы практических занятий icon С болезнями
Эта книга ответ на многочисленные письма, звонки, просьбы моих читателей, слушателей лекций, участников практических занятий. Отвечаю...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции