Олег белоусов




Скачать 3.97 Mb.
Название Олег белоусов
страница 1/26
Дата публикации 02.10.2014
Размер 3.97 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
КУНСТКАМЕРА


(нем. Kunstkamer- бессистемное собрание разнородных
художественных, естественно-исторических и др.
редкостей, и диковинок)
КНИГА ЭССЕ

Хранитель кунсткамеры

ОЛЕГ БЕЛОУСОВ

МИНСК. 2004г.


ВСТУПЛЕНИЕ

Я закончил писать эту книгу, перечел все написанное от первой строки, до последней, расставил кое где запятые, которые всегда были мои слабым местом, поменял в некоторых предложениях двоеточия на тире ? не люблю двоеточия, тире, кажется мне знаком более энергичным, после чего задумался ? какой же ерундой я занимаюсь?
Расставляю знаки препинания, поправляю орфографию ? а дело-то, куда как серьезней.
Ведь, книга ? совершенно неправильная! Ну, в самом деле, кто же так пишет книги ? ни сюжета, ни "сквозного" героя? Места действия ? ничем не связаны, событий никаких ? все клочковато, рвано?
Все, как Бог на душу положит!
Стоило ли браться не за свое дело? Оставался бы и дальше простым смотрителем кунсткамеры, хранителем и собирателем древних документов и парадоксов, мнимым гидом у несуществующих посетителей, выдуманной экспозиции? Право, было бы лучше!
Всем известно - давным-давно никто не хранит документы в картонных папках с завязками от ботинок, не расставляет эти папки по полкам в убогих каморках анахоретов, в которые никто уже не забегает просто так, чтобы порыться в старых бумагах и обсудить с забавными стариками невероятные версии небывалых событий?
И, все же, все же?
Пусть вместо картонных папок ? компьютерные файлы, вместо пожелтевших, потрепанных документов ? их электронные копии, отысканные, в том числе и в сети всемирной паутины. Пусть? Я все равно люблю свою кунсткамеру и верю в выдуманные правила, по которым она живет, словно сама собой.
Почему мои "экспонаты" подобраны столь причудливо?
Просто, так получилось! Подбирал-то я их, классифицировал, хранил, увязывал друг с другом, делал выводы ? только по велению собственных капризов, велению собственных интересов, предрасположенностей, следуя игре собственного ума и собственных настроений.
Какое кому дело до того, что получилось в результате!
Хотите ? отбросьте мои предположения и выстройте на основе приведенных фактов свои версии, хотите ? оставайтесь верными общепринятым мифам - я не стану ничего отстаивать, не буду с вами ни о чем спорить.
Я сделал то, что сделал! Написал неправильную книгу, над которой вы вольны посмеяться. Но, не думаю, что все написанное вызовет у вас лишь смех и раздражение. Пожалуй, кое-что заставит и задуматься.
Впрочем, мне и это абсолютно безразлично, поскольку за то время, что я собирал представленные в этой книге факты, осмысливал их и строил на их основе собственные гипотезы, противоречащие, зачастую, мифологии ? это занятие мне понравилось. Понравилось, потому что позволило почувствовать себя отгороженным от мира полного условностей, почувствовать себя вольным предполагать, что угодно, брести по дорогам и тропинкам, куда угодно. В тех краях, которые я выбрал сам, мне не встречались ни цензоры, ни менторы, никто не указывал мне куда брести, как и о чем думать, какие делать выводы.
И это было прекрасно!
Короче говоря, если у кого-либо появится желание одернуть меня, поставить на место ? не стесняйтесь! Валяйте!
Обещаю, что я этого даже не замечу. И не из-за собственной гордыни, не из самолюбования. Не замечу от того, что, однажды примерив на себя шкуру человека свободного от всяческих догм, человека, не верящего никому на слово, скептически относящегося ко всякому мифотворчеству, анахорета, смотрителя кунсткамеры, торговца и собирателя древностей, коллекционера парадоксов - я настолько увлекся ощущением обретенной свободы от всех и всяческих "льзя" и "низзя", что иногда стал бравировать этой свободой, посмеиваясь над вами и провоцируя вас.
Имею право! В конце концов, представленная вам книга ? не исторический труд, не монография, не роман, а сборник эссе, литературных произведений, границы которых не определены, которые позволяют - и шалить, и эпатировать, и дразнить?
Ну, что же, коль мы договорились о правилах игры ? милости прошу, начнем непоспешное знакомство с экспозицией моей кунсткамеры?

НАЧАЛО ОСМОТРА
ГЛАВА 1
ПАРАДОКСЫ БОГИНИ КЛИО
Помнится у кого-то из мудрых - встретилась мне фраза, которую я запомнил: "Искусство начинается с парадокса". Фраза мне понравилась своим звучанием, скрытым в ней веселым смыслом и афористичностью. С тех пор стараюсь в своей кунсткамере собирать и коллекционировать любые сведения о парадоксальных человеческих мыслях, парадоксальных высказываниях, изобретениях, явлениях. Группируя и классифицируя свои изыскания в области человеческого знания и человеческого же духа - столкнулся с парадоксальным явлением (уж, простите, то ли за парадокс, то ли за тавтологию) ? история человеческая, в моменты ее невиданных взлетов, тоже бывает парадоксальна. Не зря, видимо, мудрый Гесиод одной из первых муз, покровительниц искусств, называет Клио, покровительницу истории, не без основания, тем самым, намекая на то, что история - не совсем наука, есть в ней нечто и от искусства. Может быть, любовь к парадоксам!
И, пожалуй, одним из самых захватывающих парадоксов, богини Клио, является история взаимоотношений Лоренцо Великолепного Медичи и доминиканского монаха фра Джироламо Саванаролы.
Что знаем мы о Флоренции времен Лоренцо Медичи? То, что среди захолустных, обессилевших от непрерывных междоусобных войн италийских городов-государств, вроде Неаполя, Милана, Рима ? этот город выделялся богатством и независимостью. То, что флорентийские банкиры "повязали" долговыми обязательствами всю тогдашнюю Европу, финансируя не только торговые предприятия, путешествия, открытия, но и войны, которые вели монархи, правительства, церковь. То, что тогдашний золотой флорин (название монеты ? производное от Флоренции) являлся мировой валютой, вроде нынешнего доллара, или евро. То, что Флоренция привечала, содержала, давала возможность творить (или, как мы нынче говорим "спонсировала") деятельность таких титанов кваттроченто или раннего Возрождения, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо, а позднее ? Ботичелли, Данте, Деонардо да Винчи, Микельанджело Буанаротти, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, Кристофоро Ландино, Америго Веспуччи, Никколо Маккиавели ? короче всех тех, без гения которых не случилось бы такого явления в истории человечества, как Возрождение, или, по-научному, Ренессанса и всего остального, что с ним связано и из него проистекает.
Короче, друзья мои, без Флоренции XV-XVI столетий, в которой главную скрипку играли банкир Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный ? вся история человечества, вся культура его, искусство и науки пошли бы по какому-то иному, не хочу сказать ? лучшему или худшему ? но иному пути.
При этом, заметьте, говоря о родоначальнике династии - Козимо, я не называю его ни королем, ни князем, ни дожем, ни дюком, ни властелином, ни тираном, ни президентом? Не делаю это по самой простой причине ? ни дедушка Козимо, ни внучек Лоренцо во Флоренции никаких официальных, государственных должностей не занимали, не были даже членами Сеньории ? были такими же гражданами, как все. Правда ? побогаче, правда ? поумнее, правда ? пообразованнее. Поскольку ? поумнее, то понимали: самое ценное для истории ? люди. Поэтому, автор "Жизни Лоренцо Медичи", его современник - Никколо Валори утверждал, что искусство в глазах Лоренцо является куда более важной заботой, чем его флотилии, плавающие по всем морям мира, и его банки, опутавшие своей сетью всю Европу. Patriae decus, familiae amplitudo, incrementum atrium - "польза отечества, величие семейства, возрастание искусств" - вот три принципа, которыми руководствуется во всех делах Лоренцо, никогда не отделяя одного от другого. Валори свидетельствует далее: "Он делал своим домочадцем всякого, в ком распознавал природные дарования или художественные таланты, милостиво обходился с такими людьми, лелеял их и никогда не покидал".
При этом не следует думать, что сам Лоренцо был эдаким меценатом-коллекционером, ни к чему не гожим уловителем чужих душ и чужих талантов. Он прекрасно играл на музыкальных инструментах, прекрасно пел, писал вполне приличные стихи и великолепные басни, был тонким ценителем живописи, архитектуры, скульптуры. Любил любомудрие, сиречь, философию. Следуя духовному завещанию своего знаменитого деда Козимо, большого почитателя античного философа, ученика Сократа Платона ? Лоренцо большое внимание уделяет Академии Платона, открытой в 1461 году. Являясь покровителем и активным участником всех дел и жизни Академии, Лоренцо считает ее главным делом своей жизни.
"Без платоновского учения никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином", - любил говорить Козимо Медичи. Его внук Лоренцо Великолепный хорошо усвоил завет своего мудрого деда.
Желая, чтобы молодежь могла изучать изящную словесность, Лоренцо обращает свое внимание на некогда известную во всей Италии, но пришедшую в упадок школу в Пизе и в 1472 году решает сделать из нее университет. Затем он основывает университет во Флоренции, единственный в тогдашней Европе, где можно было изучать греческий и еврейский языки. Для развития образованности открывает во Флоренции первую публичную библиотеку. Знаменитые сады Медичи, расположенные между его дворцом и монастырем Сан Марко, становятся прообразом первой Академии изящных искусств в Европе. При этом не следует думать, что Лоренцо был книжным червем, траченным молью собирателем древностей ? был он лихим, веселым и отважным. Он слыл лучшим фехтовальщиком своего времени, любителем всяческих праздненств, забав, карнавалов и шумных застолий. Когда папский Рим в союзе с неаполитанским королем и Генуей начинают военные действия против Флоренции, у которой, кстати, не было даже собственного войска, Лоренцо предпринимает гениальный по неожиданности и личной отваге шаг ? едет один, без свиты, без охраны к неаполитанскому королю, считавшемуся, и справедливо считавшемуся, одним из коварнейших и жестоких правителей своего времени, беседует с ним ночь, день и еще одну ночь, убеждает того, что папы приходят и уходят, а союз с Флоренцией, основанный на взаимных, долгосрочных интересах может быть надежной гарантией стабильности для всей Италии. Возвращается он домой после этой неслыханной и невиданной в истории эскапады триумфатором, с подписанным мирным договором, который предотвратил кровопролитие и, пожалуй, неминуемое падение Флоренции.
Итак, Флоренция была при Лоренцо, блестящим городом-республикой, в котором жили безбедно и вольготно не только банкиры, не только художники, не только государственные чиновники, поэты и философы, но государством, в котором процветали и ремесленники, и простые крестьяне. Если, кто-либо мне не захочет поверить, поскольку твердо знает, что капитализм и тем более феодализм основаны на угнетении и эксплуатации простого, трудового народа, могу привести следующие факты из сочинений современников Лоренцо: "Во Флоренции практически не было нищих или бездомных"; "Крестьяне, в отличие от других районов Италии, процветали"; "Люди низкого звания, но талантливые, занимали высшие государственные должности"; "Бедные флорентийки обеспечивались приданным за счет государства"; "Во Флоренции процветали ремесла, город вел оживленную торговлю, чуть ли не со всем миром"; "Флорентийские карнавалы длились по несколько дней"; "Местные богачи, ублажая простолюдинов, не скупились на вина и закуски для них". Картина, согласитесь, почти сказочная. Но, даже, в наливном яблочке, случаются, червоточинки.
Неожиданно в "городе сбывшейся мечты", как называли Флоренцию при Лоренцо Великолепного, с кафедры собора Санта-Мария дель Фьоре, под куполом которого умещалось до трех тысяч прихожан и, напротив которого располагался дворец Медичи, гремят слова невзрачного, тщедушного проповедника, слова, звучащие с чуждым для флорентийца, каркающим феррарским акцентом: "Я хотел бы молчать, но не могу. Слово Божие горит во мне неугасимым огнем, и если я ему не уступлю, оно сожжет мозг моих костей!"? "Я утверждаю, что дворцы - убежища диких зверей и земных чудовищ, то есть негодяев и развратников? Граждане и купцы думают только о наживе, женщины - о пустяках, крестьяне - о кражах, солдаты - о богохульствах"...
Это роповедует фра Джироламо Саванарола, брат ордена доминиканцев, приглашенный во Флоренцию самим Лоренцо Великолепным.
Однако, Флоренция город где можно свободно высказывать любые мысли. Где привыкли спорить и обмениваться мнениями. Где царят терпимость и гражданские свободы. Слова, даже крамольные, даже произнесенные с кафедры, не расцениваются здесь, как нечто способное подорвать устои. А, ведь, проповедник "открытым текстом" вещает о скорой смерти Лоренцо, о грядущих мятежах во Флоренции, о нашествии чужеземцев на Италию, чуме. Есть от чего содрогнуться! Великий дипломат Лоренцо Медичи, однако, сохраняет благодушие. Он предлагает неугомонному пророку стать приором (настоятелем) монастыря Сан-Марко. И что же? Феррарец (Джироламо был родом из Феррары) ни на йоту не становится уступчивее и мягче. Известен факт, однажды Лоренцо, пытаясь найти с новоиспеченным приором компромисс, пришел без свиты и охраны в сад монастыря Сан-Марко. Об этом тотчас доложили фра Джироламо. "Он звал меня?" - спросил Савонарола, на минуту оторвавшись от чтения. "Нет". "Тогда пусть гуляет", - равнодушно сказал приор и снова уткнулся в книгу.
Кто же был он ? фра Джироламо Саванарола? Провидец, пророк, народный трибун, святой, религиозный фанатик, мракобес? Исследуя его феномен, историки пытались примерить на него каждую из вышеназванных одежд, но ни одна не пришлась ему впору. Пожалуй, носил он в себе всего понемногу ? когда нужно был пророком, когда нужно святым, когда хотел - выступал, как мракобес и фанатик. Скорее всего, был он из тех, кого сегодня мы назвали бы "гуру", терминатором, разрушителем душ. Он упивался своей властью над людьми. Полной. Испепеляющей. Он вел за собой толпы, подчиняя их своей власти при помощи некоего разлитого в эфире массового безумия. То, что творили люди, подчиняясь его власти - не умещается ни в какие рамки. Причем, какие люди! Сандро Ботичелли, Микельанджело Буанаротти, Пико делла Мирандола? Они до самого конца фра Джироламо оставались верными ему. Пожалуй, только одна фраза, брошенная Саванаролой, как бы вскользь в тот день, когда флорентийцы предложат ему быть правителем города, проливает некоторый свет на загадочную душу этого человека. Вот эта фраза? "Дожем этого города может быть только Иисус Христос". Чувствуете подтекст? Чувствуете уровень самооценки? Правда, пока эта фраза еще не сказана. Пока на дворе еще 1492 год. Пока жив еще Лоренцо Великолепный. Жив - но умирает. И умирая, он ? пригревший и взрастивший, что называется, на "собственной груди" это чудовище, которое разрушает его творение, блестящую Флоренцию, которое расшатывает краеугольный камень самого мировоззрения Ренессанса, он Лоренцо Великолепный - тщетно пытается понять с кем, или с чем столкнула его жизнь. Лоренцо приглашает фра Джироламо для последней исповеди, для отпущения грехов, для предсмертного причастия. И, что же приор монастыря Сан Марко? У одра умирающего Лоренцо, фра Джироламо требует, как плату за отпущение грехов, плату за последнее причастие, вещи совершенно невыполнимые для Лоренцо. Лоренцо обращает внимание на невыполнимость условий, неуместность торга. Тогда монах равнодушно покидает умирающего, обрекая его душу на вечные муки.
Лоренцо умер. Его сын ? Пьетро вынужден был покинуть родной город, в котором полновластным хозяином остался Джироламо Саванарола. Он превратил самый блестящий город тогдашней Европы в изуверскую "божественную республику", из жизни которой почти напрочь исчезают светские праздники. Прежние, шумные карнавалы и театральные действа на площадях заменяются религиозными шествиями с церковными песнопениями. На площади Синьории пылают костры, в которых горят книги и картины, богатая одежда, сорванная с аристократов и куртизанок. По улицам шествуют отряды "стражей нравственности" - подростков, фанатически преданных своему "учителю" и духовному владыке. У себя дома "стражи нравственности" не упускают случая наставить на истинный путь родителей, а когда те отказываются их слушать, доносят на них приору, зная, что тот найдет время и обязательно "поговорит по душам" с "непослушными"... В городе уже не с кого взимать налоги. Не хватает работы - купцы, хозяева мастерских бегут из города. Крестьяне плодородной Тосканы не привозят на городские рынки продукты, опасаясь, что товар у них возьмут, а деньги не заплатят.
Не кажется ли вам, что это на что-то, уж, очень похоже?
Право же, муза Клио любит забавляться парадоксами. Помнится, у одного небезызвестного, недоучившегося семинариста так похожего на фра Джироламо своей параноидальной страстью насильно, согласно неким иллюзорным догмам, осчастливливить людей огромной и богатой страны, настольной книгой был трактат Никколо Миккиавели - блестящего, как сейчас бы сказали, политолога золотых времен Флоренции Медичи - "Государь" (Il Principe), в котором автор в аллегорической форме описывает деяния Лоренцо Великолепного, представляя его, как идеального правителя в назидание всем, кто будет жаждать и стремиться к власти над людьми.
Ну, не парадокс ли!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олег белоусов icon Мазур Олег Чистка капилляров учение Залманова Содержание
Лечение по доктору Залманову Глава Некоторые сведения о капиллярах человека
Олег белоусов icon Учебник Г. Меркина А. К. Толстой «Илья Муромец»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «И вспомнил Олег Коня своего» (из «повести временных лет»)
Олег белоусов icon Учебник Г. Меркина А. К. Толстой «Илья Муромец»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «И вспомнил Олег Коня своего» (из «повести временных лет»)
Олег белоусов icon Словарно-аналитический блок системы «стилеанализатор»
Поддубный Василий Васильевич, Шевелев Олег Геннадьевич, Кравфова Анастасия Сергеевна, Фатыхов Айдар Анасович
Олег белоусов icon Попов Олег Александрович Цель резюме: получение должности Ведущий / Главный дизайнер
Образование: высшее, 1983 -1989 Рязанская Государственная Радиотехническая Академия
Олег белоусов icon Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?
Олег белоусов icon Олег Юрьевич Захаров Психологическая подготовка бойца Библиотека бойца
Умение контролировать и развивать свои волевые качества является необходимым условием эффективного построения учебно тренировочного...
Олег белоусов icon Екатерина Данилова Олег Игоревич Кильдишев Управляя мужчиной управляешь жизнью Transmatika
Умная: Он уехал в отпуск, я его не видела две недели, потом приехал на два дня и даже не позвонил, а сейчас улетел в командировку...
Олег белоусов icon Олег Игоревич Асташенко Капремонт для позвоночника
Нарушение осанки, остеохондроз, радикулит, головные боли, онемение рук и ног, боли в суставах – это все проявления болезней, связанных...
Олег белоусов icon Гу пизс «Горки» Исполнитель: научный сотрудник Ланина В. В. Обоснование...
«Каждый человек имеет право на свою собственную тишину», так выразил насущную потребность человека, живущего в нашем шумном и бегущем...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции