№6. Россия в XVIII в




Скачать 0.88 Mb.
Название №6. Россия в XVIII в
страница 1/6
Дата публикации 01.10.2014
Размер 0.88 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6





























42

История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Тема №6. Россия в XVIII в.

43



вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...» С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой

город был местом действия? С2. Кто был участником выступления? В чём была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений. СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.

Тема №6. Россия в XVIII в.

№ 39. Из записок Е.Р. Дашковой.

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...».

С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у власти? С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и не менее двух отрицательных качеств. СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, самобытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.

№ 40. Из работы И.С. Аксакова.

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык — всё было искажено, изуродовано, изувечено...»

Из сочинения СМ. Соловьёва.

«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился вождём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры...»



44

История России. 10-11 классы. Подготовка кЕГЭ

Из исторического труда В.О. Ключевского.

• «Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»...».

С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции

И.С. Аксакова? С2. На основании текста документа раскройте отношение СМ. Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений. СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.

41. Из исторического источника.

«...1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет... То же разумеется и о дочерях».

С1. Как называется документ, отрывок из которого приведён? Когда

и кем он был принят? С2. Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть доку

мента.

СЗ. Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, при нятые в то же время, тесным образом примыкали к указаннок документу? Назовите не менее двух законов.

42. Из исторического источника.

«... Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию россш ского народа мы... обещаемся, что понеже целость и благополучие всяког государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежден ный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:


45


Тема N?6. Россия в XVIII в.

  1. Ни с кем войны не всчинять.

  2. Миру не заключать.

  3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

  1. В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к натным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под едением Верховного тайного совета.

  1. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

  2. Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Вер
ховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных сво-
; подданных в неотменной своей милости содержать.

... А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена "уду короны российской».

С1. К какому веку относится этот документ? Кем он был первоначально подписан? Укажите его название.

С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

СЗ. Используя знания курса истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин

43. Из работы историка Н.И. Павленко.

«...Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, ,'ак и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержа вне потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией |в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в [ртсутствии консолидации среди господствующего сословия — она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимуще-гвенно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали ин-ресы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их пребуду, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализа-и которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязатель-императрицы заботиться об укреплении и расширении православия лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и гениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду
46

История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Тема Л&6. Россия в XVIII в.

47





изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку верховников» олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия «верховников»...»

С1. С каким периодом российской истории связаны описанные в документе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать? С2. Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов. СЗ. Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реализовать. Укажите не менее трёх причин.

№ 44. Из донесения первого испанского посла в России де Лирия.

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же самодержавною, как и её предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим предшественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество, и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Тогда царица приказала им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и подполковнику гвардии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предшественники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать никого к царице, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения». С1. В какие годы происходили описанные события? О какой царице

и каком историческом событии идёт речь? С2. В чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был главный итог описанного собб1тия? СЗ. Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали составленный документ и выступили против его подписания императрицей? Назовите не менее трёх причин.

№ 45. Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С1. О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду ис-

|торик, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой? С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития. СЗ. Привлекая знания из курса истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II. Назовите не менее трёх примеров преемственности царствований. № 46. Из работы историка А.Б. Каменского. «Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам...








48 История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее».

С1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?

С2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма».

47. Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».


49


Тема Мб. Россия в XVIII в.

IC1. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период? С2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II. Назовите не менее четырёх реформ. СЗ. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений. № 48. Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.

«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей..., повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь...»

С1. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот пе-

риод (

С2

Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как

1в документе предлагалось решить судьбу дворянства? СЗ. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачёв? Назовите не менее трёх положений. № 49. Из закона о порядке наследования престола (5 апреля 1797 г.).

«Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня... по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына

4. Зак. № 372

50 История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

нашего большего, Александра, а по нем всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына...

По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому; однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло...

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

С1. Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определен? С2. В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? Укажите не менее двух аргументов. СЗ. Чем было обусловлено принятие данного закона 1797 г.? В чём его суть? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

на №7. Россия в первой половине XIX в.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№6. Россия в XVIII в icon Содержание Предисловие 5 Часть I россия в конце ХVII — начале XVIII века
Переворот 1689 года. Конец триумвирата 24 Эпоха взросления Петра. Поездка в Архангельск 26
№6. Россия в XVIII в icon В век просвещения
Большое внимание уделено русским просветителям второй половины XVIII в., харак­теризуется своеобразие русской просветительской мысли....
№6. Россия в XVIII в icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята...
Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко-...
№6. Россия в XVIII в icon Издатель Леонид Янович проспект изданий серия россия. ХХ век. Исследования...
Авторы коллективной монографии рассматривают один из самых противоречивых периодов российской истории на основе анализа ранее неизвестных...
№6. Россия в XVIII в icon Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
Русская журналистика XVIII xix в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов,...
№6. Россия в XVIII в icon Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»
№6. Россия в XVIII в icon Ивана Лукьяновича «россия в концлагере»
«россия в концлагере» является страшной книгой не только для коммунистических палачей в самой России; она одинаково страшна и для...
№6. Россия в XVIII в icon Тематическое планирование курса II курс «История» Учебник ««Россия и мир», 10 класс
Учебник ««Россия и мир», 10 класс О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, 2004 г
№6. Россия в XVIII в icon Вро впп «единая россия» № Ф. И. О. кандидата Занимаемая должность
Кандидатуры в члены избирательной комиссии Владимирской области с правом решающего голоса, планируемые к выдвижению вро впп «единая...
№6. Россия в XVIII в icon Сергей Трофимович Алексеев Россия: мы и мир Сергей Алексеев Россия: мы и мир
Дабы (о)чисти(ть) росы, затвори(те), в(о)ду п(у)стит(е) (на) нивы. И (об)нажат(ся) камни и (прочие) (на)носы и буд(ет) труд тяж(ел),...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции