Скачать 418.15 Kb.
|
Авторская программа элективного курса «История Буинска и Буинского района». Разработала: учитель истории СОШ № 1 Буинского муниципального района Казакова Н.И. 2007 год Оглавление 1. Пояснительная записка…………………………………………стр. 3-8 2. Тематическое планирование……………………………………стр.9-18 3. Содержание программы ………………………………………….стр.19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основные задачи модернизации российского образования- повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Изучение истории своего родного края служит развитию личности, его гражданской позиции и нравственности. В настоящее время возрастает интерес к изучению истории родного края. Это проявляется в возрождении краеведческой работы в различных формах – в создании клубов, музеев, факультативов, кружков, экспедиций, экскурсий и т.д. Вместе с тем по своей социально- педагогической сути данный факультативный курс – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование, и, во- вторых, не воспринимать историю отвлеченно. Цели и задачи курса: I. Обучающие:
II. Развивающие:
III. Воспитательные:
Основными принципами программы являются: - принцип региональности - принцип интегративности - принцип вариативности. Программа выполняет две основные функции. Информационно- методическая функция позволяет учителям Буинского района получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса. Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемый системный материал. Программа факультатива «История Буинска и Буинского района» является ориентиром для учителей города Буинска и Буинского района, а также может использоваться в качестве элемента курса по краеведению или в изучении курса «История Татарстана и татарского народа». По способу разработки данная программа относится к адаптивной, т.е. имеет локальное (местное) значение. Программу можно представить к опубликованию для учителей Буинского района. Программа факультатива «История Буинска и Буинского района» предусматривает формы и методы организации работы по ней: рефераты, доклады, лекции, исследования, обобщения, встречи, экскурсии как заочные, так и очные, просмотр кино и видео фильмов, сочинения, эссе, игры, социологические опросы и др. Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет ему на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Потенциал краеведения велик. Открытие в знакомом мире незнакомого, поиск новых сведений – увлекательный процесс познания. В перспективе материал постоянно будет обновляться и вносить свои коррективы в программу. Мне кажется, что «краеведение» уже пора поэтому бы войти в образовательную область как отдельная, постоянная и самостоятельная область. Таким образом встают вопросы: для чего необходимо изучать этот курс? Что нужно изучать. Чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения? 34-35 часовой курс можно будет и увеличить. Термин «краеведение», возникший в начале XX века, имеет своим объектом изучения края как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. Я полагаю, что именно термин «краеведение» более всего подходит к школьным курсам, ориентирующим учащихся на изучение их жизненного пространства, ибо соответствует восприятию ребенка. Термин «краеведение» с момента своего введения в научный оборот подразумевает комплексный подход: «ведать», т.е. изучать и знать одновременно историю, природу, этнографию, своего края. Анализ же существующих программ учебных краеведческих курсов, разработанных в разных регионах России, учебных пособий и накопленного опыта преподавания краеведения показывает, что в настоящее время доминирует историко – краеведческий подход в изучении города, реже региона и края. Комплексный подход к изучению своего края распространен в меньшей степени. Остается открытым вопрос об образовательной области, в которую может войти новая предметная область «краеведение». Я придерживаюсь мнения о необходимости создания интегрированной образовательной области «краеведение». В нее могут войти постоянные предметные область «краеведение» и «плавающие» компоненты- краеведческие фрагменты других предметных областей (литературы, истории, географии и т.д.). Структура краеведческого компонента должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах и краеведческий компонент во внеклассной работе (схема 1). Структура краеведческого компонента в рамках образовательной программы школы. С
|
№ занятия |
Тема занятия |
Основное содержание занятия |
Форма проведения занятия |
Базовые понятия |
Межпредметные связи |
Цели и задачи. |
Самостоятельная и домашнее задание |
1. |
Вводный урок «Буинск» |
Источник изучения истории города Буинска |
Знакомство с печатным материалом, археологическими экспонатами. |
История. Источники исторических знаний. |
Библиография, литература. |
|
Посмотреть литературу о Буинске. |
2. |
Наш край в истории России. |
Место и роль нашего края в истории Татарстана и России. |
Беседа. Рассказ о важнейших событиях истории России. Обобщение знаний по истории России. |
История, всемирная история, история России, история края. |
История Татарстана, история России, география. |
|
|
3. |
Природа и население нашего края. |
Территория, реки, почвы, растительный и животный мир, население. |
Обобщение знаний по географии нашего края. Организация экскурсии на природу. |
Растительный и животный мир, население. |
География |
|
Продолжать работу с картой, нарисовать план города. |
4. |
История заселения края. |
Волжская Булгария и наш край. |
Заочное путешествие по Волжской Булгарии. Обобщение знаний из курса истории Татарстана и татарского народа. |
Булгары.Волжская Булгария. |
История Татарстана. |
|
Еподготовить материал о Волжской Булгарии и г. Булгары. |
5. |
Археологические памятники Буинского края. |
Больше- Карлангинское, Больше-Фроловское, Степановское,Черки- Бибкеевское городища; Кайбицкие,Рунгинские, Нурлатские Курганы; Козловский могильник, Архитектурные памятники района. |
Встреча с местным археологом Верьяловым. |
Могильники, курганы, стоянки, городища. |
Археология, нумизматика, история. |
|
Принести предметы имеющие историческую ценность. Нарисовать орудие труда первобытных людей. |
6. |
Наш край в 10-12 веках. |
Монголо- татарское завоевание Волжской Булгарии. |
Изучение материала по учебникам. |
Монголо- татары, раздробленность, завоевания. |
История России, ИЗО, литература. |
|
Прочитать книгу В.Ян «Чигизхан». Нарисовать рисунки по теме, и написать сочинение «Борьба Булгар с монголо- татарами». |
7. |
Освоение края с 16-17 веков. Основание Буинска. |
Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Поход Ивана Грозного через Буинский уезд в 1552 году. Варианты даты возникновения поселения. |
Изучение карты «Походы И. Грозного», художественной литературы по этому периоду. |
Казанское ханство. |
История Татарстана, история России, география. |
|
Просмотр видео фильма «Иван Грозный». |
8. |
Участие буинских крестьян в восстании под предводительством С.Разина |
Причины восстания, участники, ход восстания, причины, поражения, итоги восстания. |
Изучение материала на основе учебников по истории, работа с картой «Восстание С. Разина», изучение личности С. Разина по книге. |
Крестьянское восстание. |
История Татарстана, история России, литература, музыка. |
|
Прочитать книгу А.П. Чапыгина «Степан Разин». |
9. |
Буинский уезд в 18 веке. |
Указ Екатерины II о создании города Буинска. Занятия жителей г. Буинска. |
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с экспозицией «Буинский уезд в 18 веке». |
Герб, уезд. |
История. |
|
Нарисовать герб города Буинска. |
10. |
«Гроза» 1812 года. В.П. Ивашев. |
Участники войны 1812 г. и восстания декабристов. - В.П. Ивашев. Буинский период жизни семьи Ивашевых в Буинском уезде. |
Изучение школьного материала о причинах, целях, итогах восстания декабристов. Знакомство с книгой Гусева «Легенда о синем гусаре». |
Декабристы, Сенатская площадь, дворянство, каторга, ссылка. |
История. |
|
Нарисовать дворянский герб семьи Ивашевых. |
11. |
Буинский край в 19 веке. Реформы 1861-1874 г.г. |
Либеральные реформы. |
Обобщение знаний по теме. Беседа. Обсуждение проблемы «отмена крепостного права». |
Реформы, либералы. |
История. |
|
|
12. |
Уезд в начале 20 века. |
1905 год. Русско-японская война и революция 1905 года. |
Беседа. Тест «Русско-японская война». |
Революция. |
История. |
|
|
13. |
Буиский Октябрь. |
Установление Советской власти на местах. |
Работа в группах. Игра по теме «Буинский Октябрь»
|
Партии, экономические и политические требования. |
История. |
|
Собрать материал об улице Космовского. |
14. |
Гражданская война. |
Белые и красные. |
Проблемное занятие по теме: «Белые» и «Красные» «за» и «против». |
Революция, гражданская война. |
История. |
|
Собрать материал об улице Космовского. |
15. |
И.С. Космовский |
Биография И.С. Космовского. Буинский период жизни. |
Конференция посвященная героям гражданской войны – землякам. |
История. |
|
Собрать материал об улице Космовского. |
|
16. |
Индустриализация и коллективизация в крае. |
Работа с цифровым материалом. Составление диаграмм. |
Коллективизация, индустриализация. |
История, литература. |
|
Найти участников данных событий. |
|
17. |
«Большой террор» 30 г. г. 20 века. |
Споры о массовых репрессиях. Формы, методы репрессий. |
Занятие – практикум, работа с документами архивов. |
Репрессия, реабилитация. |
История. |
|
Собрать материал- воспоминания о жизни в 30 годы. Встретиться с людьми переживших эти события. |
18. |
Буинск накануне Великой Отечественной войны. |
Изучение материалов по книге «Буинские просторы». |
История. |
|
|||
19. |
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. |
Встречи с участниками Вов. Посещение музея Буинского сахарного завода. |
Фашизм, нацизм, скинхеды, неофашизм. |
История. |
|
Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне. |
|
20. |
Герои Советского Союза – наши земляки. |
П.Г. Шафранов, М.И. Гарнизов, А. Самочкин. |
Рефераты о Героях Советского Союза – земляках. |
История. |
|
Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне. |
|
21. |
Он повторил подвиг А. Матросова. |
А.М. Карташов. Песнь о герое – Ю. Поливцев. |
Изучение печатного материала. |
История. |
|
Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне. |
|
22. |
Победа и восстановление хозяйства. |
Организовать встречи с участниками этих событий. |
Повторение, обобщение учебного материала. Лекция, беседа. |
История. |
|
Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне. |
|
23. |
Их именами названы улицы нашего города. |
Из истории улиц города, в честь кого названы. Изучение плана города. |
Экскурсия по улицам города. Встречи с мэром города, работниками горсовета. |
Архитектура, планирование города. |
|
Написать рассказ о своей улице. Нарисовать свою улицу. |
|
24. |
Социально- экономическое развитие в 50-60 г.г. |
Изучение материала в форме лекции учителя и беседы. |
Экономика: с/х, промышленность, восстановление народного хозяйства. |
||||
25. |
Сабантуй в Буинске. |
Как праздновали сабантуй наши предки и как празднуют этот праздник сейчас. |
Игра – «Малый сабантуй». |
Традиции, обычаи. |
ИЗО, физкультура, музыка. |
|
Прочитать книгу Сабантуй в Буинске. |
26. |
Народное творчество народов нашего края. |
Фольклор, танцы, костюм, промыслы, ремесла, обряды, игры. Встречи с народными умельцами. |
Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее и д. Рунга. |
Фольклор, обряд, традиции. |
ИЗО, музыка, технологии. |
|
Нарисовать чувашские, татарские, русские национальные костюмы. Подготовить пословицы, поговорки, танцы, песни, игры. |
27. |
История развития религий распространенных в крае. |
Из истории мировых религий: христианство и ислам. Распространение на территории Буинского края. |
Лекция учителя, сообщения учащихся. Встречи со священно служителями. |
Религия, вера, мировые религии. |
История. |
|
Написать рассказ «Наша дружная семья». |
28. |
Знаменитые люди края. |
И. Трусенев – мастер спорта СССР. А. Алексеев – художник. Землячество Буинск – Буа. Б. Урманче, Р. Харис. |
Защита рефератов: « Развитие культуры в крае». Беседы, встречи с талантливыми людьми края. Экскурсии в краеведческий музей и д. Рунга. |
Культура, народная культура, массовая культура. |
История. |
|
Узнать о деятелях культуры нашего края. Написать о них рассказ. |
29. |
Герои Социалистического труда. |
Г. Строжев, Р. Аглиуллин, А. Николаева. |
Встречи с родственниками Героев. |
Социализм, соц. соревнование. |
История. |
|
|
30. |
История сахарного завода. Из истории свекло-сахарного производства. |
Посещение и экскурсии на сахарный завод и музей. |
Экскурсия на сахарный завод и музей. Встречи с передовиками производства. |
Производство, технологии, автоматизация. |
|
Изучить книгу И Билалова «30 лет спустя». |
|
31. |
Из истории образования района. |
Роль И.Н. Ульянова в организации народного края История школ города. |
Изучение местной периодической печати. |
|
Собрать материал об учебных заведениях города. |
||
32. |
История школы № 1. |
Первые учителя, первые ученики, выпускники. Традиции школы. |
Встречи с первыми учителями, учениками, выпускниками. Круглый стол. Организация юбилейных праздников школы: «Школе № 1- 45 лет». |
Традиции школы, ценности. |
|
Изучить книгу А. Волкова «Школа. Дети. Учитель». Продолжать собирать материал к 45- летию школы. |
|
33. |
Экологические проблемы края. |
Экскурсия на р. Карла, Свияга, и в лес. |
Встреча с экологами города. Посещение экологического лицея № 2. Экскурсия на р. Карла, Свияга, и в лес |
Экология. |
География, экология, биология. |
|
Описать экологическую ситуацию города. |
34. |
Обобщение курса. |
Подведение итогов. Тест по курсу. |
Тестирования, конкурс сочинений, рисунков «Я люблю свой Буинск». |
Малая Родина, ценности, традиции. |
|
Продолжать собирать краеведческий материал. |
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях»,... |
Программа элективного курса «Экология Северного района» Северного района и включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды. Курс рассчитан на 34 часа, внеучебная деятельность... |
||
Программа элективного курса по истории Предлагаемый элективный курс «Славяне: история и культура» соствлен на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания... |
Учебного курса по риторике для 10 класса Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская... |
||
«Мы не случайно сведены судьбою…» ... |
Есть на свете такой человек… Мбоу «новотинчалинская средняя общеобразовательная школа имени н. Г. Фаизова буинского района республики татарстан» |
||
Рабочая учебная программа по истории 6 класс для базового уровня «История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших... |
Программа элективного курса «развитие речи» Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы |
||
Программа элективного курса Глазковского филиала имени Героя Советского Союза Н. Н. Шерстова мбоу кочетовской сош |
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |