Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его




Скачать 85.06 Kb.
Название Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его
Дата публикации 29.09.2014
Размер 85.06 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
Мыслитель, ученый, поэт, И.В.Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его сознании с тех пор, как пятилетним мальчиком он посмотрел представление народного кукольного театра. Спектакль был поставлен по старой немецкой легенде о некоем докторе Иоганне-Георге Фаусте. Этого человека называли чернокнижником, прорицателем, астрологом, алхимиком, врачом. Многие считали Фауста самозванцем, шарлатаном, по мнению же его студентов, чернокнижник был бесстрашным ученым. Жизнь этого человека обросла легендами после его смерти, и многие европейские писатели использовали сюжет биографии Фауста в своем творчестве.

Гете впечатлила легенда об этом необыкновенном человеке, и он превратил ее в национальную эпопею, создав произведения, равного которому не было в мировой литературе. Поэта волновала проблема мечты и действительности, небесного и земного, души и плоти, но он не сразу осмыслил свой великий труд. Как уже было сказано выше, Гете писал «Фауста» почти всю творческую жизнь. Начиная работу над «Фаустом», Гете пишет пьесу «Гетс фон Берлихинген». Бунтарь по своей природе, поэт тогда, в 1770-1771 гг., знакомится с И.Г.Гердером, идеологом движения «Буря и натиск». Гете разделяет взгляды Гердера, и пьеса «Гетс фон Берлихинген» становится манифестом этого движения. Удивительно, но на протяжении своей творческой деятельности Гете не прерывая работу над Фаустом, написал много стихов, новелл, драм, романов: комедию «Капризы влюбленного», роман в письмах «Страдания юного Вертера», трагедию «Ифигения в Тавриде», драмы «Торквато Тассо», «Эгмонд» и многие другие.

Гете был очень жизнелюбивым человеком, очень земным. Он не мог довольствоваться жизнью духа, вознесшегося над скудной реальностью, он жаждал конкретных дел. Гердер пробудил в молодом поэте (тогда Гете был 21 год) интерес к античной истории, литературе, открыл удивительный театр Шекспира. Поэт создавал свои произведения, во многом опираясь на Шекспировские традиции естественного, эмоционального выражения заветных чувств и мыслей. В «Страданиях юного Вертера» Гете выдвигает чувственного героя, с душой, склонной к волнениям и излияниям, в противовес Альберту – человеку холодному, обладающему только здравым смыслом. В наброске к эпосу «Вечный жид» Гете задумал странствие со своим героем Агасфером через все века, намереваясь сатирически высмеять христианство в важнейшие исторические моменты его развития, издеваясь над попами, их догматами и религиозным ханжеством. Бунтарский дух Гете проявился в набросках к «Прометею», в «Песни Магомета». Образ бунтаря поэт создал в «Прафаусте», где герой-протестант выступает против церкви и религии, ибо они своим учением о добре и зле только отделяют человека от познания истинных, глубинных понятий о действительности. Божество для Гете-Прафауста – сама жизнь, воплощенная в образе земного духа. Позже «штюрмерские настроения» уступят место «умиротворенному», уравновешенному классицизму. Именно к этому времени, к лету 1775 года, относится начало непосредственной работы над «Фаустом». В этом произведении Гете во многом выразил себя – свое мировоззрение, свою концепцию мира и человека. Поэт публиковал «Фауста» частями, начиная с 1790 года. Гетевское творение, еще не законченное, сразу получило высокую оценку. Основоположник романтизма Ф.Шлегель писал: «Когда произведение будет закончено, оно воплотит в себе дух мировой истории, оно станет подлинным отражением жизни человечества, его прошлого, настоящего, будущего. В «Фаусте» в идеале изображено все человечество, он станет воплощением человечества». Интересные интерпретации трагедии «Фауст» дали И.С.Тургенев (статья «Фауст», трагедия, 1855 год), философ Р.У.Эмерсон («Гете как писатель», 1850 год), крупнейший литературный критик В.М.Жирмунский («Творческая история Фауста», 1949 год).

Во всех статьях о трагедии Гете и его герое Фаусте присутствует мысль о том, что Фауст – живой человек со страстями и чувствами, присущими другим людям. Жизнь Фауста – это путь неустанных исканий. Земная жизнь людей – игра на мировой сцене. После двух прологов в начале первой части мы видим старца, сидящего в высоком кресле у своего стола. Это Фауст. Он исполнен тяжких дум о бессмысленности прожитой жизни. Ученый постиг многие науки, но убежден, что напрасно истину он ищет:
Да, отрезвился я – не равен я богам!

Пора сказать прости безумным тем мечтам!

Во прахе я лежу, как жалкий червь…
Фауст многие годы занимался наукой, он учен, мудр. Слава о нем разнеслась повсеместно, к нему стекаются ученики. Но Фауст тоскует, ибо понимает, что знания его ничтожны в сравнении с неисчерпаемым океаном неразгаданных тайн мироздания. Фауст переживает глубокое внутреннее потрясение, распалась гармония его души, и в состоянии отчаяния он готов уже покончить собой, но его останавливает праздничный колокольный звон.

В эту минуту отчаяния Фауста подстерег Мефистофель, которому Господь разрешил заняться искушением Фауста. Дьявол является Фаусту в образе черного пуделя и только потом предстает в одежде странствующего студента. Мефистофель презирает людей. Еще в «Прологе на небесах» в диалоге с Господом он говорит:
Смешной божок земли…

Ему немного лучше бы жилось,

Когда б ему владеть не довелось

Тем отблеском божественного света,

Что разумом зовет он: свойство это

Он на одно лишь смог употребить –

Чтоб из скотов скотиной быть!

(«Пролог на небесах». Мефистофель)
Дьявол стремится рассказать Господу, что человек омерзителен, и даже Фауст не устоит перед разными искушениями и будет «жрать прах от башмака» Сатаны.

Господь разрешает Мефистофелю совершить эксперимент над Фаустом: Бог верит в силу Фауста и в его способность устоять перед любыми кознями дьявола. Момент искушения выбран очень подходящий: Фауст находится в состоянии душевных терзаний. Он прожил долгую жизнь, познал много премудростей, изучил разные науки. Но Фауст знает одно: истины он не познал. Ученый решил покончить с собой, чтобы слиться с вселенной. Оглядывая свой кабинет, Фауст говорит:
Все пыльный сор да книги! Что мне в них?

И должен ли прочесть я эти сотни книг,

Чтоб убедиться в том, что в мире все страдало

Всегда, как и теперь, и что счастливых мало?

(«Фауст», ч.1, сцена 1)

Ученый, врач, Фауст постигал науки, чтобы найти ключ к счастью людей. Наверное, еще ребенком он думал о том, что людям надо помогать, надо избавлять их от болезни. Отец Фауста был врачом, но он не всегда мог спасти людей от смерти. Сын хотел пойти дальше отца, но, увы! Изучив много разных наук, став прекрасным врачом, Фауст не смог постичь тайну бытия и смерти, и это ввергало его в отчаяние. Ему не давали покоя вечные вопросы: что есть жизнь? Зачем жить, если в итоге все умирают? Фауст стремится познать некий абсолют. Натура деятельная и энергичная, Фауст предлагает свой вариант перевода начальной фразы Библии: Не «вначале было слово», а «вначале было дело». Мефистофель говорит о Фаусте: «Он рвется в бой и любит брать преграды…»

Гете открыл в своем герое удивительную способность его к поиску и развитию в условиях глубокого внутреннего противоречия (А.А.Аникст «От замысла к свершению».).

Жизнь Фауста – борьба. И в этой борьбе жизненный закон вечного становления, которое одновременно является вечным испытанием.

Фауст хочет начать жизнь сначала, чтобы понять смысл бытия, не совершить тех же ошибок, что были в его жизни. Поэтому Фауст и идет на договор с Мефистофелем. Условие договора таково: когда Фауст признает то или иное мгновение своей жизни прекрасным, он станет добычей Мефистофеля. Выпив зелье ведьмы, Фауст становится молодым, а Мефистофель начинает охоту за его душой, и вслед за первым неудавшимся искушением (веселая компания, разгульная жизнь) дьявол вовлекает Фауста в сети любви. Фауст увлекается красавицей Маргаритой и соблазняет ее, но очень скоро начинает скучать и при содействии дьявола толкает Гретхен на убийство матери, а сам убивает ее брата. Маргарита заключена в тюрьму, и ее, совершенно обезумевшую, должны казнить. Фауст, движимый угрызениями совести, хочет при помощи Мефистофеля ее спасти, но она отказывается бежать. Маргарита отдается на суд Божий. Она отвергает помощь дьявола, и потому душа ее спасена. Фаусту же предстоит еще долгий путь земной, но он сам захотел его пройти вновь, стремясь все-таки дойти до сути всего сущего, чтобы быть полезным людям и сделать жизнь их светлой и достойной.

В основе отношения Фауста к миру лежит гуманное желание созидать. Может, поэтому намерение Мефистофеля изначально обречено на поражение. Может, парадоксальным образом в отношениях Фауста и Мефистофеля срабатывает какой-то скрытый закон, по которому только обуреваемый искушением человек может сотворить что-то грандиозное. Фауст велик своим стремлением к познанию, к совершению, к красоте. Неслучайно ему нужна Елена – олицетворение красоты, а красота – стимул, гармония, божественная сила и ключ к тайнам бытия.

Во второй части странствия Фауста продолжаются. Время действия – история человечества и Вечность, место, Земля и вселенная. Теперь Мефистофель искушает Фауста властью, красотой, грандиозными деяниями. С Мефистофелем Фауст оказался при дворе императора. Он занимается государственной общественной деятельностью, предлагает некоторые финансовые реформы. При дворе германского императора все прогнило, и Фауст желает уйти в античность, чтобы подарить миру гармонию последней. Но он не понимает, что оказывается в мире иллюзий. Стремясь к абсолютной красоте, Фауст просит вызвать из небытия Елену, но Мефистофель бессилен в этом ему помочь. Фаусту помогают некие Матери, живущие в таинственном мире. Елену извлекают из потустороннего мира. Фауст женится на ней, у них рождается сын Эвфореон, который унаследовал силу безграничных устремлений своего отца. Эвфореон гибнет. Елена тоже покидает этот мир. Фауст теряет и Маргариту, и Елену. Но испытания и искушения продолжаются. Однако Фаусту не нужны ни деньги, ни власть, ни слава. Он жаждет деятельности. Император предоставляет ему большой участок для благоустройства. Фауст с энтузиазмом берется за дело, но ему всячески препятствует Мефистофель, который становится виновником гибели двух стариков, Филемона и Бавкиды. Фауст же полон жажды деятельности. Уже больной, старый, ослепший, он, ничего не видя, думает, что все уже сделано, все уже построено и сделано, и восклицает: «Я высший миг сейчас переживаю». Фауст принимает за строительный шум стук лопат подручных дьявола, которые копают ему могилу. Мефистофель уже готовится забрать душу Фауста, но высшая небесная власть прощает ученого.

Финал – это апофеоз бессмертия Фауста, человека, в котором вечно живы гуманность, любовь, свободный, ищущий разум. Фауста великолепно характеризует фраза Гете:
Когда б не солнечным был глаз,

Не мог бы солнце он увидеть…
Сам Гете не был равнодушным к нуждам и чаяниям простых людей. «Падение тронов и царств меня не трогает, сожженный крестьянский двор – вот истинная трагедия». Так же думает и его герой:
А в отдаленье на поляне

В деревне пляшут мужики.

Как человек, я с ними весь:

Я вправе быть им только здесь.
Фауст всю жизнь работал с дерзновением гения, искал «конечный вывод мудрости земной».

Господь, Архангель, Мефистофель – носитель извечно борющихся природных и социальных сил. В устах Господа Гете вкладывает собственные воззрения на человека – свою веру в оптимистическое разрешение человеческой истории. Не случайно Господь уверен, что Мефистофель своими происками и кознями лишь поможет упорному правдоискателю достигнуть высшей истины.

Проведя Фауста через соблазны, ад, рай, чистилище, Гете утвердил величие человека перед историей. Фауст – не только человек эпохи Просвещения, но и золотого века будущего. Он всевременен. Такие люди, как Фауст, приближают будущее и творят его в борьбе. Умирающий Фауст восклицает: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Да, в финале трагедии все оказывается иллюзией: строительный, как кажется Фаусту, стук оказывается возней лемуров, духов умерших; ощущение счастья – смертью. Но так, увы, всегда: благо соседствует со злом, счастье – с горестью, мечта – с реальностью. Тем не менее в финале звучит оптимистическая нота, ведь Мефистофелю не удалось сломить Фауста и завладеть его душой. Фауст просто посмеялся над владыкой Тьмы:
Не в силах, вижу я, понять

Ты человеческих стремления.

Тебе ли, жалкий, злобный гений,

Людей потребности обнять?

Фауст перед смертью обрел душевный покой, он принял все природные жизненные законы как данность и подвел итог такими словами:
И так я пробежал

Всю жизнь – сперва неукротимо, шумно;

Теперь живу обдуманно, разумно…

. Слепец, кто гордо носится с мечтами,

Кто ищет равных нам за облаками!

Стать твердо здесь – и в круг следы за всем:

Для дельного и этот мир не нем.
Образ Фауста стал сквозным в литературе многих европейских и русских классиков. «Манфред» Байрона (1817) воспроизводит драматическую ситуацию «Фауста», романтическую трактовку образа Фауста дает французский писатель Мюссе в поэме «Чаша и уста»; к образу Фауста обращались А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев.

Величие трагедии «Фауст» в том, что в образе главного героя показан человек, ставший воплощением ищущего человечества. По сути, таким, как Фауст, должен быть человек. Сам Господь так говорит в «Прологе»: «Блуждает человек, пока есть в нем стремление...» Можно добавить: пока он жив.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Замечательный немецкий поэт и драматург эпохи Просвещения Иоганн...
Пять лет он скитался по разным городам Германии, пока не поселяется в Веймаре, где жил Гёте. Дружба и творческое общение с Гёте помогли...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Ж. Б. Мольер «Мнимый больной» И. В. Гёте «Фауст»

Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Профессиональный конкурс «Учитель года России» ежегодно становится...
Его история насчитывает более 20 лет, но главные цели конкурса остаются неизменными: это повышение престижа учительской профессии,...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon А. С. Пушкин (1825) Чувство влюблённости для поэта источник поэтического...
В жизни А. С. Пушкина было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь....
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Интерес широкой общественности к акциям возник несколько лет назад,...
И если тогда многое осталось лишь на формально юридическом уровне, то теперь в ходе все более масштабной приватизации понятие об...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon "«певец сымайыл» присвоил имя мне народ"
Избранное), изданная в Москве 10-тысячным тиражом в 1992 году. Она вышла спустя пятьдесят лет его замалчивания и травли. Чуть позже...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Н. В. Гоголь «Герой нашего времени» И. В. Гете «Евгений Онегин»
Б в композиции романа «Герой нашего времени» нарушена хронологическая последовательность с целью более полного раскрытия характера...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon И. В. Гёте «Фауст» Бывает проснешься, как птица
Что-что, а уж помечтать-то мы любим! Помечтать, окунуться в вымышленную жизнь литературных и киногероев, а после… снова вернуться...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют...
Мыслитель, ученый, поэт, И. В. Гете писал свою поэму «Фауст» более 60-ти лет. Мысль о ее написании пришла, когда Гете было чуть более 20 лет, но жила она в его icon Исследовательская работа охватывает период с 1811 по 1817 гг время...
Ведь в жизнь и душу каждого человека (уже около двух веков) с детских лет входит великий русский поэт, да так и остаётся навсегда....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции