А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет»




Скачать 4.45 Mb.
Название А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет»
страница 1/29
Дата публикации 29.09.2014
Размер 4.45 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




ТРАДИЦИИ

КАЗАЧЕСТВА

«ВЕЛИКОЕ БРАТСТВО КАЗАЧЬИХ ВОЙСК»


МОСКВА - 2013 год

«Мы все жестоко виноваты перед казачеством.

Коммунистический геноцид, который над казачеством

был учинён,- первый геноцид в России и один из первых

геноцидов на Земле».

А.И. Солженицын
«Определимся в терминах,

и половина человеческих споров исчезнет»

Р. Декарт
Вступление

В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.

 Между историей казачества и историей России с полным на то основанием можно поставить знак равенства. История неоднократно переписывалась, расширяя, изменяя, а иногда искажая до неузнаваемости наши познания о судьбах казачества.

Отечество – Тихий Дон Иванович, Днепр Славутич, Яик Горыныч, Кубань, Терек – это названия родных, отеческих земель и рек казачьих. Это родина казаков, то, что оставили им предки. На этой земле пролиты реки казачьей крови, эта земля усеяна казачьими костями и на ней сейчас живут казаки. Поэтому эта земля казачья. Предки умирали, защищая её. И мы должны защищать её. Это земля нашего рода, нашего народа, земля казаков.

Задолго до формирования Московского, а затем и Российского государства этнические казаки имели свои государственные образования с круговой формой военной демократии по «казачьим» рекам: Днепру, Дону, Волге, Уралу, Тереку. Взаимоотношения с соседями (Москвой, Польшей, Турцией и др.) строились самостоятельно (по решению Войсковых Кругов) в интересах казаков на основе двусторонних договоров.  

Начало «казачеству» (то есть – принудительной военной службе казаков), которое должно заменить собой вольных и независимых этнических казаков, положил захват казачьих земель Дона Петром I. За этим последовало уничтожение Запорожской Сечи, захват территорий традиционного проживания яицких (уральских) и других казаков.
В XIX веке – начале XX века геноцид этнических казаков в форме их физического уничтожения сменился геноцидом этническим, культурным и социальным. Казаков объявили служивым сословием, насильно выселяли с традиционных мест проживания на окраины Российской империи, «разбавляя» казачье население, заселяли казачьи земли представителями других национальностей, создавали препятствия для изучения и пользования родным казачьим языком. Запрет на признание казаков самостоятельным этносом сохраняется до наших дней. Им, единственным из народов России, запрещают создавать свои общественные организации, даже предусмотренные российским законодательством национально-культурные автономии, целью которых является возрождение и сохранение почти уничтоженных казачьих языка и культуры.

Активное возрождение казачьего движения диктует настоятельную необходимость иметь полную и объективную картину его эволюции. В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, поэтому чрезвычайно важно обладать знанием механизма его специфической эволюции и исторической судьбы. К анализу массива источников следует подходить с позиций достоверности, чтобы не впасть в крайности и однобокость, часто диктуемые идейно-политическими соображениями периодов смены общественного строя.

Процесс массового возрождения казачества, имевший место быть в нашей стране в конце восьмидесятых - начале двухтысячных годов, из одного общего потока рядом законодательных актов был умело разделен на два основных течения: реестровое и общественное. Из вышесказанного напрашивается вопрос: Почему в середине 90-х годов, когда казачество стало набирать силу, вдруг понадобился так называемый реестр? Ответ прост, власть испугалась единства казачества, а в единстве - сила, прикормив часть «атаманчиков», нацепив им генеральские погоны, таким образом она разделила казаков на так называемых «общественных» и «реестровых», хотя если посмотреть с юридической стороны, то они точно такие же общественные организации, также действуют по закону «об общественных организациях» и регистрируются в МинЮсте РФ.

Вместо этнических казаков на историческую сцену выведено опереточное «казачество», собранное из «казаков по духу, по состоянию души», другим бредовым критериям, которые фактически лишили традиционные войсковые казачьи формирования этнической основы.  Если ты наденешь кипу и придёшь на хануку, даже если будешь громче всех петь «Тумбалалайку», тебя могут попросить приспустить штаны и после этого побить и изгнать с этого праздника жизни. Наверное, это кому-то выгодно? Даже в этом видно отношение чиновничества к казакам. Именно для них Министерством регионального развития разработана «Стратегия развития российского казачества до 2020 года и последующий период», главной задачей которой является создание так называемого Всероссийского казачьего общества, «казачьего колхоза», в который предполагается согнать всех казаков, независимо от организационно-правовой формы их организаций. Ни в одном документе, касающемся этого государственного проекта, нет ни одного слова о его ЭТНИЧЕСКОЙ составляющей, то есть о казаках – как об этносе.

Циничность происходящего подчеркивается результатами опубликованных в сентябре 2011 года всесторонних аналитических исследований казачьего населения Юга России (Дон, Кубань, Ставрополье, Терек), проведенных информационно-аналитическим агентством «Маркетинг и Консалтинг – МиК» на средства государственной поддержки в соответствии с распоряжением Президента РФ (№ 300-рп от 08.05.2010 г.), которые гласят:
- «Более 80 % казачьего населения Юга России определяют свою национальность как «казак»… и « можно считать, что большинство казаков считают свою общность отдельной национальностью…»;
- «Разделение казаков на «реестровых» и «нереестровых» и вызванный этим раскол в казачестве, является одним из самых негативных последствий двадцатилетней политики государства по отношению к казачеству»;

Что касается государственного проекта создания Всероссийского казачьего общества, то он обречен. Рано или поздно граждане Российской Федерации возропщут против финансирования за их счет структуры «казаков по духу и состоянию души». А без финансирования они просто разбегутся. А этническим казакам государство должно обеспечить их конституционное право быть равными с другими этносами Федерации. В первую очередь – право на национально-культурное самоопределение в рамках казачьих национально-культурных автономий. Тогда Россия, наконец, превратится для казаков из «мачехи» в РОДИНУ-МАТЬ, которую они и будут защищать.

В феврале 2012 года президент РФ В.В.Путин, в одной их своих статей отметил: «После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду.» (Я подчёркиваю – это слова Президента РФ). «Массовые репрессии против славного свои героическим прошлым начавшиеся в 1818 году, продолжавшиеся в 20-е и 40-вые годы, его духовное подавление в течении почти 70-ти лет, попадают по нашему мнению, под действие международной Конвенции от 9 декабря 1948 года о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него. Геноцид казачества в Советском Союзе должен быть официально признан в России и на международном уровне.

Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписаные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е. законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение.

Безусловно, в настоящее время нужно не только возрождать прежние традиции, но и формировать новые. Однако в этом деле нужен, как говорится хирургический подход. Для этого необходим трезвый взгляд на свое прошлое и настоящее. Создать новые казачьи традиции, которые были бы приняты всеми, чрезвычайно трудно. Единомыслия в обществе не бывает – это утопия. Взаимное непонимание бывает искренним, а заблуждение – не всегда злонамеренным. Поэтому нужно вдумываться в значение затёртых до банальности слов и терминов. Иначе разговор о казачьих традициях превращается в пустопорожнюю болтовню, где идёт сплошная подмена понятий и их подтасовка, а пафосность и истеричность произносимых слов не прибавляет убедительности. Поэтому не надо стесняться по нескольку раз объяснять и повторять очевидное. Истины всегда банальны, оттого они и зовутся «истинами». О казачестве можно говорить только в контексте времени и истории. Одно дело, вольный казак времён Степана Разина, совсем другое - служилый казак романовской империи. «Советский казак», чудом уцелевший после большевистского геноцида, уже, точно, другой казак. А нашего современника - того «россиянского казака», который напрочь забыл и свою казачью родословную, и казачьи песни, и дорогу в православный храм, назвать казаком можно лишь с явной натяжкой.

Большевики-интернационалисты, захватив власть в России, во многом преуспели: произошло перепрограммирование людей в совершенно новую нацию (общность) - в «советский народ». Почти на целые сто лет Россию захватила другая «религия» - марксистско-ленинский материализм. Свой неистовый воинствующий атеизм советские люди стали считать признаком учености. Постепенно русские люди втянулись в этот коммунистический мрак и стали уже «советскими людьми», слепо верящими, что «материя первична, а сознание вторично».

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Но прежде всего, крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

К нам приходит понимание, что для возрождения казачества нужно не только красиво рассуждать о его славном прошлом и «наведении порядка» с использованием нагаек, но и четко представлять себе будущее казаков как этноса и нации. Современные казаки активно берут на себя роль защитников Православной Веры и Отечества, они возвращают себе славное имя - рыцарей  православной церкви, правды и чести и с этим именем снова выходят на страницы казачьей истории.

Авторитетом атамана призываю Вас, братья казаки, сплотиться теснее вокруг наших знамён, освящённых Православной церковью.

Дух казачества живуч! Слава Богу, что мы.– казаки!
ИЗ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА

Край наш отчий! Сколько песен о тебе сложено в веках! Сколько горьких слез и крови, сколько соленого пота наших предков впитали твои черноземы и супеси! Но была и великая радость – от одержанной ли очередной победы над супостатами, от взращенного ли богатырского урожая, от возведенного ли нового крепкого куреня, станицы, от рождения ли ребенка…

Государственная власть всегда находила надежную опору именно в Казачестве, в умении казаков защищать интересы России, в их воинской доблести и патриотическом бескорыстии. В те далекие времена, даже обрабатывая землю, казаки не расставались с оружием.

Современному Казачьему движению исполнилось двадцать лет. За это время мы так для себя и не решили, насколько Круг Краснова «круглее» Круга Мартынова или Водолацкого и «круглее» ли он Круга Булавина и Татаринова. За это время мы так и не разобрались, как пишется: Мелиховская или Мелеховская.

Уважаемый Народ Казачий, «чий» ты сегодня? Российский? Турецкий? Не пора ли потихоньку становится козацким? – народ казацкий, ты порежнему, как и много лет тому назад: – на Дону «не москаль, но русской..., по вере, а не по природе». (Ригельман «Сказание о донских козаках...»); –на Кубани «пэрэвэртни», «булы хохлы, сталы руськи» (И. Бондарь «Очерки традиционной культуры казачеств России»); – на Украине — историческое прошлое части украинского народа; – в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке — переселенцы.

А ведь был когда-то Народ! А мы так и не создали условий для того, чтобы потомки удалых скифо-сарматских наездников, древних христиан и вольных степных кочевников вспомнили бы старинную кочевническо-христианскую поговорку: «Козача Цэрква у гарбу вмищалась, а Вира була нэ тэ шо зараз» (что в переводе на русский: «Хохол-сволочь, черкасня поганая; ему что церковь, что телега - всё едино») Оно, конечно, «неистребимо стадо малое Христово» (Козацькому роду нэма пэрэводу). Но за веру надо страдать, не можно быть одновременно и лучшим русским и «самобытным нерусским».

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о происхождении слова «казак». В разные эпохи его происхождение трактовалось по разному. Некоторые уводят его в добиблейские времена. Аз – начальная буква славянского алфавита. Есть мнение о ее космогоническом характере: аз – начало мира, в начале, как известно было Слово. Аз является составной частью слова «кАЗаки», это вселенское понятие уходит в добиблейские времена, когда миром правили Азы (боги), жившие на вершинах КавкАЗских гор, а к Арарату, по преданию, во временя Всемирного потопа причаливал Ноев ковчег. Отсюда, якобы, и легендарные воители кАЗаки и легендарные воительницы амАЗонки, первые жили без жен, вторые - без мужей.

Аз (альфа) есть сокровенный знак мира, венец ее – треугольник- центр пресвятой вечности. Об этом, в частности, писал знаменитый казачий философ Григорий Сковорода, основоположник украинской и русской философии. Альфа – основа разума, «всякую тварь предвещает», она основа трисолнечного единства, «недремлющее око». По Сковороде, аз обозначает «познание», то есть является «корнем рода своего». Он диктует нам как главную задачу человечества: «Познай себя». Это, между прочим, и главная загадка Сфинкса.

Первоначальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным скифским значением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака, а потому следующее греческое начертание «Касакос» можно трактовать как вариант предыдущего, более близкий к современному. Семена приставки «кос» на «кас» имела, очевидно, причины чисто звуковые, особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак и Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака, имеет и еще одно казако-скифское значение – «Белые олени».

От глубокой древности и до наших дней, как указывают погребения, жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Эти погребения указывают на первоначальное переселение в III–II вв. до Р.Х. из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, внедряясь в жизнь славян-меотидов в результате процессов, которые в археологии принято называть «внедрением сарматов в среду меотов»: «на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, известный истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников.

Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Казарам и Асам Аланам, и царства которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Персидская география Гудуд ал Алэм, составленная в 989 г. Обнаружена среди древностей города Бухара в виде рукописной копии, сделанной русским капитаном А.Г. Туманским в 1892 году).

По всей Святой Земле Казачьей звучала казачья речь. Об этом свидетельствуют Византийцы, давшие своими свидетельствовами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители побережья Казачьего (Асовского, Азовского) моря, «коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, это и есть народ Скифский, языка Славянского, страна же их была близ Меотического озера» (по Ригельману

В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о Казахии: "Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие". Основываясь на письменных и археологических памятниках казачьей древности, можно считать Дон, Меотиду (Приазовье) и примыкающие к ним северокавказские равнины той страной, которую когда то называли уже Касакией, Землей Касак, иначе говоря, – колыбелью казачьего рода.

На этой земле уже две тысячи лет тому назад росли и множились племена, положившие начало казачьему роду.
1.

Казак (тюркское слово – "удалец, вольный, свободный");
2.

Казаки (персидское слово – "люди, состоящие на службе и оплачиваемые казной");
3.

Казак (арабское слово – "всадник, сражавшийся за веру и законы пророка");
4.

Казак (монгольское слово – "свободный воин, живущий обособленно в палатке");
5.

Казак – "броня, щит и крепкий оплот по охране границ, военный страж";
6.

"Казак" у многих народов так назывались предметы обихода, птицы, звери. Одно из слов "казак" означало "олень". Изображение оленя прочно вошло в символику казачьих знамен и гербов.
7.

Существует даже трактовка слова "казак" как производного от русского слова "коза", т.е. дерево со специально заострёнными ветвями, которыми перекрывали дороги.
Существуют также другие трактовки происхождения казачества:
1.

Касахи (Константин Багрянородный);
2.

Козаги (летописи о завоевании этого народа Мстиславом Тмутараканским в 1021 г.);

3.

Саки (А. Попов);
4.

черкассы (Н. М. Карамзин);
5.

Заимствование этнического самоназвания у других народов (kassaka-purisa из древнеиндийского текста «Самюттаникае»);
6.

Тюркско-татарские трактования – кергезы или черкесы (Сталенберг и Рубруквис);
7.

«Черкесы из Египта» (В. Н. Татищев);
8.

Римское название области на Кавказе – «Гиркании» (от латинского словаhircus, что значит «козел»), и оттуда – «казаки» (П. Симоновский);


Учитывая, что Черное (Русское), Азовское (Асовское) и Каспийское (Казачье) моря - были внутренними морями Святой Земли Казачьей наши предки называли их Казачьими морями или озерами, а Волгу (Словянию) называли Черной рекой, то название Славянские Казаки - Чер-к-Асы.

Из приведенных в предшествовавших главах данных видно, что казачество выступило на историческое поприще под своим собственным именем гораздо раньше Батыева нашествия и даже было известно в глубокой древности: народ Казос, по Дарету и Диту (ХIII в. до Р. X.); Азы и Саки или Азсаки, с гортанным придыханием – Казсаки или Казаки, по

Страбону (I в. по Р. X.); Кушаки, по армянским историкам V в. (Геор. Монах, греч. историк); Казахи, по Конст. Багрянородн. (X в.) и по Нестору – Ясы и Касоги.

Под именем Черкасов (Сер-Асов), по Светонию и Птолемею (II в. по Р. X.) и по позднейшим историческим актам, даже до ХVIII века.

Под именем Гетов в течение 35 веков, начиная с похода Гетов в Египет и переселения Гетов-Руссов в Италию. Крупная надпись Рамзеса II на камне храма Мединет-Абу в Фивах говорит, что он был окружен Гетами в битве при Кадеше и остался цел среди тысяч. Под именем мореходцев Чигов или Чигов-Гетов – начиная со Страбона до настоящего времени, т.е. в течение почти 20 веков.

Христианство на этой Святой Земле Казачьей восторжествовало раньше, чем в Византийской Империи.

История казаков четко прослеживается с первых веков Христианства. Она, собственно, и есть двухтысячелетняя история православного народа казаков-славян, сохранивших верность Православию до сего дня. Вне Православия у казаков-славян истории не было, нет и не будет, ведь казак – это не только воинская специальность, а прежде всего, казак – это состояние духа. Вера Христова, православный дух – главный стержень казака, его главная жизненная сила.

Сегодня мало кто знает, что славянский народ крестился пять раз:

при апостоле Андрее,

при Кирилле и Мефодии,

при патриархе Фотии,

Казакия стала христианской раньше чем Русь Киевская, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа о чине митрополичьих церквей, где на 61 месте показана церковь Русская, а следующая за ней Церковь Аланская, а в числе архиепископий на 29 месте Боспор (город Корчев – современная Керчь), на 39 месте Метраха (так греки звали Томаторканскую державу, впоследствии Тмутараканское княжество). Этот Лев Философ жил в 836-911 годах, намного раньше крещения Киевской Руси.

при княгине Ольге,

и при князе Владимире.

Профессор Г.Вернадский заявлял, что духовенство Святой Киевской Руси пополнялось первоначально из Святой Земли Казачьей. Ведь не без причины в облачении русского духовенства появились казако-скифские головные уборы «Скуфьи», а крой рясы приобрел фасон длинного чекменя с широкими рукавами и правой полой поверх левой.

Филолог-гебраист Н.А.Мещерский не раз высказывал мнение, что в Тмутаракани Святой Земли Казачьей выполнены и первые переводы с еврейского на древне-русо-славяно-казачий язык, а затем последовали – с греческого на древне-русо-славяно-казачий язык (Н.А.Мещерский, История Иудейской войны.М.-Л.,1958г.,с.114. Того же автора: «Византийско-славянские литературные связи», Византийский Временник, т.17, М.-Л.,1960, с.67,68).

Просветитель казаков Философ Константин (827-869), был родом из города Суха близ Салоник в Византийской Империи. Окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время оставался при ней профессором философии; потом решил посвятить себя деятельной проповеди христианства. Принял монашество по именем Кирилл и вместе с младшим братом Мефодием ушел в монастырь на Битинском Олимпе. В 860 году Император Византийской Империи Михаил III поручил братьям, знающим казачий язык, установить Византийскую Веру в Святой Земле Казачьей.

Чешский профессор Францишек Прикрыл Сообщает в биографии братьев Кирилла и Мефодия, что в архивах монастыря Хыландар на горе Афонской была обнаружена древняя хроника, по свидетельству которой они оба посетили «Землю Донских казаков». Путешествуя мимо Азовского моря, братья пришли к Казачьей столице Белая Вежа на Дону и Харакулу.

Русские летописи не вспоминают посещения братьями Святой Земли Казачьей, но признают, что Кирилл «идее оучить Болгарского (Волгарского) языка» уже из Моравии после того, как церковные книги уже существовали на славяно-казачьем языке. Братья действительно изучали местные славяно-казачьи диалекты. И переведенные братьями новые богослужебные книги с византийского на славяно-казачий язык, потомки-богословы назвали его почему-то древнеболгарским (древнеказако-волгарским), а на самом деле язык был древне-славяно-казачий, на котором еще в I веке по Р.Х. проповедовалось Христианство в Святой Земле Казачьей и на котором были написаны первые богослужебные книги в подлиннике, а не в переводе с византийского. Недаром в живой речи на Дону, а особенно у Некрасовцев. Еще и теперь сохраняется изобилие церковнославянизмов.

Московский митрополит Макарий (1542 - 1564 г.г.), возглавивший составление свода житий православных святых, «Четьи Миней Великих», где чтение распределено на каждый день года, повествованием своим в месяце мае 11 день объявляет: «что Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Гозарами называли, был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меотического озера, что и Мертвым морем называлось (ныне же Азовским имянуется)».

Томаторкань – крупный торговый порт на Таманском полуострове. Константин Багрянородный в 948 году знал его под греческим именем «Таматарха», в русских летописях упоминается как Тмутаракань. В 1792 г. сюда же пришли Запорожские казаки – Черкасы, потерявшие Днепровский Низ. Рядом с развалинами города Томаторкани они построили станицу Таманскую. На памятном камне, найденном черноморскими казаками у ст. Таманской, указано точное расположение города: «В лето 6576 (1058), индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тьмутороканья до Корчева 1000 и 4000». По мнению Оленина, надпись эта означает расстояние от Тамани до Керчи в 14 тыс. сажен или в 21 версту, считая сажени маховыми. В соответствии с орфографией древне-славянского языка более правильным следует признать начертание «Томаторкань». К такому же выводу приводят и иные соображения. Дело в том, что первоначально в этом месте церковная история указывает город Томи, где помещалась кафедра митрополита Томи и Таны уже во время Второго Вселенского Собора (381 год). Кроме этого константинопольский патриарх Никифор в «Краткой Истории» указывает под годом 704 приморский город Томи по кавказской стороне Керченского пролива. О том как образовалась из Томи название Таматарха у греков и Тьмуторокань у славян, можно делать различные предположения.

Тмутаракань была разрушена в 1486 году толпами мусульман-фанатиков, истреблявших на Северном Кавказе всех христиан Святой Земли Казачей.

В условиях постоянной угрозы турецкой мусульманизации, были образованы две казачьи православные «речные республики» на Дону «Всевеликое Святой Войско Донское» и на Днепре «Святое Войско Низовое (Запорожское)», которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьего народа Святой Земли Казачьей.

На следующем историческом этапе XVI-XVIII веках значительная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на Изначальную Малую Святую Землю Казачью под именем Казаков Черноморских.

Однако на Изначальную Малую Святую Землю Казачью возвратились не все Казаки. Многие казачьи роды и семьи остались на насиженных за столетия местах в славяно-казако-гетских государствах. Они Верой и Правдой служили каганам, великим князьям, императорам, царям и королям, строили государства. Многие из них еще помнят, что они выходцы из Святой Земли Казачьей, и, положив начало ряду новых военных казачьих общин, стали именоваться Казаками Амурскими, Астраханскими, Донскими, Енисейскими, Забайкальскими, Иркутскими, Кубанскими, Оренбургскими, Семиреченскими, Сибирскими, Терскими, Уральскими, Уссурийскими, Якутскими, Чугуевскими, Бугскими, Бахмутскими, Екатеринославскими, Дунайскими, Украинскими, Азовскими, Ставропольскими, Башкиро-Мещерякскими, Черкасскими, Малороссийскими, Московскими, Ордынскими, Днепровскими, Перекопскими, Азовскими, Белогородскими, Ногайскими, Калмыцкими…

Единые по происхождению, они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по своим особенным путям.

С присоединением Земли Донских Казаков к России, там были установлены общеимперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство казак приобретал дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе.

Наша древняя история пока восстановлена только схематично и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской географии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянского народа, занимающего часть России, Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Казахстана, Молдавии, Скандинавских стран, республик Закавказья и Средней Азии и многих других государств.

Первое упоминание о казаках в Российской истории относится к 1380 году в связи с Куликовской битвой:

«…того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донской, зане к Великому Князю Дмитрию Иоанновичу донские казаки, уведоши о пришествии в междоречии Дона и Непрядвы, вскоре в помощь благославному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному Великому Князю и всему православному воинству на побеждение нечестивых агарян вручили».

(слово летописца архимандрита Антония, русская летопись по Никоновскому списку. 21 сентября 1380 г.).

Донские казаки с походным атаманом Семеном Мелких участвуют в Куликовской битве в составе «засадного» полка воеводы Боброка. Битва на Куликовском поле принесла победу над Мамаем, но не освобождение казакам. Татары принудили их очистить берега степной части Дона.

На следующем историческом этапе в 16-18 вв. главная казачья масса выступает в качестве донцов и запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную землю Касак в Приазовье под именем казаков черноморских, - название, введенное в русский обиход для бывших днепровских казаков. До 16 века, после которого Запорожье стало принадлежать татарам только формально, казакам приходилось отдавать своих воинов в ханские отряды. Хан Менгли Гирей в договоре 1471 года с московским великим князем указывает:

«Мне, Менгли Гирею твоей земли и тех князей, которые на тебя смотрят, не воевать, ни моим уланам, ни моим казакам».

Ханские подданные казачьей народности составляли три общины: оседлую – за Поросьем в днепровском клину; полуоседлую Перекопскую и кочевую Белгородскую. Первая оставила хана в конце 15 века сразу после того, как Менгли Гирей признал власть султана. Казаки ушли на окраинные земли Великого княжества Литовского и продолжали войну с турками.

В 1546 году Царь Иоанн IV Грозный получил от казаков сильный отряд, сыгравший значительную роль во взятии Казани. Донцы с походным атаманом Сусаром совместно с запорожцами, взорвав в Казани Даирову башню с «пороховой казною», приступом взяли Казань, после чего московская рать вошла в город. В 1554 году казаки вместе с русскими войсками брали Астрахань. После взятии Казани государь хотел щедро наградить казаков, но те подарков не приняли, а просили признать их права на реку Дон «до тех мест, как им надобно».

Иоанн Грозный приказал написать в грамоте:

«Кто, буде, дерзнет сих Донских Казаков с мест их сбивать, тот да будет проклят на веки веков»

(А.И. Ригельман).

С 1546 года казаки вели постоянную борьбу с Турцией за свободный выход в море, а также против турецкой экспансии и набегов на казачьи земли. В 1578 году Махмет Гирей и Турция требовали от русского царя управы на казаков, но Москва отвечала, что «ни днепровские, ни донские казаки не зависят от Великого князя московского и что государь не признает их за своих подданных» (Сухоруков).

В октябре 1612 года донские казаки приступом взяли Китай-город, а потом вынудили сдаться поляков, укрепившихся в Кремле. Именно «казацкие атаманы, а не московские воеводы, - подчеркивал историк В.О. Ключевский, - отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве». Тогда и родилась известная русская поговорка: «Пришли казаки с Дону, погнали ляхов до дому».

В начале 1613 года в Москву на «Собор всей Русской земли» съехались редставители всех социальных групп России для избрания нового царя. На Соборе присутствовал донской атаман Межаков, который, выступая во время споров о том, кто должен ступить на московский трон, подал и своего кандидата. Положив записку с его именем на стол, он накрыл ее обнаженной шашкой. «Какое это писание ты подал, атаман», - спросил его глава собрания князь Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал Межаков. После этого «прочтеше писание атаманское, бысть у всех согласен и единомышлен совет», повествует летопись.

«Бояре тянули время на соборе, стремясь решить вопрос о царе «втаи» от казаков и дожидаясь их выезда из Москвы. Но те не только не уезжали, но вели себя активней. Однажды, посоветовавшись «всем казацким воинством», они послали до пятисот человек к крутицкому митрополиту. Насильно, выломав ворота, ворвались к нему во двор и «грубными словесами» потребовали: «Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклонитися и служити и у ково жалования просити, до чево на гладною смертию измирати!»

Иноземцы резко и неприязненно выражали свое отношение к выборам Земского Собора. Так Лев Сапега грубо высказал Филарету при московском после, что «посадили сына его на Московское Государство одни казаки донцы». Гонсевский говорил князю Воротынскому, что «Михаила выбрали одни казаки». В острых перекорах между послами слышались и такие слова, что «Романов – казачий царь». Шведы высказывали мнение, что в Москве при избрании Михаила все делалось под казачьим засильем.

В 1613 году на трон вступила новая династия Романовых. Отношения между казаками и московским царем стали более регламентированными. Дела сношений между ними автоматически перешли из царской канцелярии в первый отдел новооснованного Посольского Приказа, где, по словам современника, ведутся «дела окрестных государств и чужеземных послов принимают». Москва адресовала свои грамоты через посредство царских посольств «к атаманам и казакам и ко всему Великому Войску Донскому». Грамота 1615 года сообщала:

«И мы вас, атаманов и казаков, за ваши к нам многие службы пожаловали: велели вам к нам в окраинные города со всеми вашими товарами и без товаров к родимцам вашим ездить и с ними видеться повольно».

С горечью приходится признать, что роль казачества, как строителя и могучего охранителя русского великодержавия, до сих пор не нашла должной оценки в нашей исторической науке. А между тем, сколько славных деяний совершили казаки на протяжении своей многовековой службы России!

Чего стоил один легендарный поход Ермака в Сибирь или исследование Амура казачьими отрядами В. Пояркова и Е. Хабарова. В 1648 году якутский казак Семен Дежнев, выйдя из устья реки Колымы, обогнул восточный мыс материка и за 80 лет до экспедиции Витуса Беринга открыл пролив, связывающий Азию с Америкой. Якутский казачий голова Атласов освоил и присоединил к России Камчатку. Уральский казак Семен Челюскин открыл Северный мыс в Ледовитом океане, названный его именем.

Но ведь помимо этих прославленных деятелей были тысячи незаметных полузабытых героев-казаков, которые, творя «Государево дело», исходили и изъездили Сибирь вдоль и поперек. Нельзя, например, без волнения читать челобитную сибирского казака, относящуюся к началу XVI века:

«И был я, Государь, во всяких твоих службах и службишках, и в пешей, и в конной, и в лыжной, и в стружной, и в пушкарях, и в зачинщиках, и у строения острогов, и у сбора Твоего, Государева, Ясака, и в толмочах, и в вожах, и у проведования новых землиц,и у подведения неверных под Твою высокую руку».

Особенно были важными казачьи морские и сухопутные походы против тогдашних недругов Руси – турок, нагайцев, крымцев, у которых казаки отбивали российских пленников. Донские струги и запорожские чайки наводили ужас на турок. Могущественный турецкий султан Мурад II, перед силой и военной мощью которого в страхе склонялись многие европейские и азиатские владыки, признавался:

«Гнев и ненависть всех христианских народов не мешают мне спать, но казаки причиняют мне бессонные ночи».

В XVII в. казаки участвовали во всех больших и малых войнах, в 1696 году Донская флотилия дала Петру I морскую победу у Азова. Впоследствии адмирал Кедров и ряд других флотоводцев признавали казаков учителями русских в морском деле.

В стремлении «прорубить окно в Европу» Петр I начал войну со Щвецией – передовой военной державой того времени. И вновь казачьи полки появились на полях сражений, участвуя во всех крупных и множестве мелких операций этой изнурительной войны, завершившейся победой России и выходом в Балтику. Донской полковник Данила Ефремов, ставший в дальнейшем первым казачьим генералом, едва не захватил в плен шведского короля Карла XII.

2 сентября 1707 года князь Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.

В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны.

Так началось знаменитое Булавинское восстание.

Правда, 18 октября отряд Булавина был разбит у речки Айдары донцами, оставшимися верными царю. Ими командовал Лукьян Максимов. Потерпев неудачу на Дону, Булавин отправился в Чортомлыцкую Сечь (немного южнее острова Хортица) и начал призывать запорожцев идти «бить бояр». Три раза по этому поводу собиралась рада в Сечи, и всякий раз «молодята» требовали от старшин похода в Малороссию, чтобы громить панов и арендаторов, но «старики» всякий раз их удерживали, выдвигая два возражения против похода: первое – теплая зима и незамерзшие реки, второе – пребывание в Москве казаков, которые были туда отправлены за жалованьем и с началом бунта могли быть там убиты.

Между тем поднятое Булавиным восстание охватило обширную территорию – от Харькова до Царицына и от Тамбова и Пензы до Азова.

12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками:

«Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных

с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по

разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной

городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить,

а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства

у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на

разсуждение господина маеора».

7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии – застрелился.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привел своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).

...У нас есть немало политиков, которые держат в своих кабинетах портреты и статуи Петра Великого и страстно клеймят своих оппонентов, что-де их идейные предшественники 100 лет назад проводили политику расказачивания. Хотя при Петре Алексеевиче в 1708–1709 годах в процентном отношении было уничтожено казаков больше, чем их погибло в ходе Гражданской войны в России два века спустя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Александр Исаевич Солженицын Александр Исаевич Солженицын родился...
Отец Солженицына, Исаакий Семенович, когда началась Первая мировая война, добровольцем ушел на фронт со студенческой скамьи и был...
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Психология управления
Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции:...
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Дело 69
Герои 3-й евмиграции: Солженицын — второй мессия: Христос или антихрист? «Второе пришествие»
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 1 половина»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социологическая...
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Тесты по литературе, 9 класс. 1Жанр повествовательной литературы,...
...
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Периодические процессы в эвалектических пентадах
Базисные основания любой области знаний постулируются. Эти постулаты потом и определяют все качество построенной теории. Больший...
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает...
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Солженицын Александр Исаевич Ход урока Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа
А. И. Солженицын «Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет» icon Поэта и поэзии в творчестве Пушкина (Юг, Михайловское)
Вопросы к курсу «Система русской словесности» (конец XVIII – первая половина XIX вв.; Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции