Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня




Скачать 152.42 Kb.
Название Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня
Дата публикации 29.09.2014
Размер 152.42 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
literature-edu.ru > История > Рабочая учебная программа
Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2- 31-82

Рассмотрено Утверждена

на заседании методического приказом директора

Совета школы МБОУ ССОШ №2

Протокол № №_____ от_________

От «___» _____________2013 _____________ / Бурая Е. М./

Рабочая учебная программа

по Брянскому краю

9 класс

для базового уровня
Составлена на основе программы

по истории Брянского края для классов с базовым уровнем
(34 ч., 1 ч. в неделю)


( наименование программы, автор программы)

Срок реализации программы: 2013-2014г.

Данилкина Л. М.

Зайцева В. И.



(ФИО педагогов, составивших рабочую программу)

Г. Стародуб

2013 г.

Пояснительная записка.
В последнее время появилось понимание, что школа должна не просто давать своим выпускникам определённую сумму знаний, но и воспитывать их активными гражданами и подлинными патриотами своего Отечества. Одним из конкретных проявлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т. е. истории родного края.

В базовом учебном плане, утверждённом Департаментом общего и профессионального образования Брянской области на 2012-2013гг., курс « История Брянского края» предусматривается изучать в 5-11 классах общеобразовательных школ. В 9 классе предусматривается изучение исторических событий, происходящих в крае в 19-20 веках. Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащихся, поэтому материал построен с учетом уже изученного ими курса «Истории России».
Главная цель курса:

Вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества, воспитывать патриотизм.
Задачи курса:

  1. Способствовать развитию гражданственности учащихся;

  2. Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

  3. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

  4. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

  5. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.


Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения краеведческого материала.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие общеучебные умения:

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, отбор необходимых фактов;

- анализ и сопоставление фактов;

- анализ документов;

- работа с учебной и художественной литературой;

- оформление сообщений и рефератов.

- определение достоверности исторических фактов;

- установление последовательности событий;

- сравнение предлагаемых исторических событий, исторических личностей, анализ, оценка, выявление сходства и различия;

- высказывание суждений об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Основные методы работы:

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- семинары;

- дискуссии;

- анализ исторических источников;

- практические работы;

- викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование

творческих умений, таких как:

- умение делать обобщение;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, выделять плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется умение связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.
По окончании курса учащиеся должны:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности необходимы разнообразные виды заданий, в том числе и тестовые. Так измерителем обученности учащихся может быть:

- исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с её деятельностью;

- деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;

- текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

- обобщающие вопросы и задания;

- тесты.

Данный курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

Программа курса "История Брянского Края"

9 класс (34 часа).

Раздел 1. Брянщина в первой половине 19 века(6 часов).

Тема 1. Брянский край в начале 19 века.

Административное устройство и население Брянщины в начале 19 века. Экономическое и социальное развитие Брянщины в первой половине 19 века.

Тема 2. Брянский край и Отечественная война 1812 года

В рядах действующей армии. Участие в народном ополчении. Материальная поддержка русской армии жителями Брянщины. Герои войны.

Тема 3. Политическая, общественная жизнь на Брянщине в первой половине 19 века.

Уроженцы Брянского края - политические и общественные деятели России. Брянцы - участники выступления декабристов на Сенатской площади.

Тема 4. Культурная жизнь на Брянщине в первой половине 19века.

Образование, быт. Деятели науки и культуры России - уроженцы Брянского края.

Тема 5. Жизнь церковная и монастырская.

Монастыри и храмы Брянщины. Видные религиозные деятели Брянщины. Старообрядчество.

Раздел 2. Брянщина во второй половине 19 века(5 часов).

Тема 6. Отмена крепостного права на Брянщине.

Подготовка крестьянской реформы. Поземельное устройство. Крестьянские волнения.

Тема 7. Экономическое развитие Брянщины после отмены крепостного права.

Пореформенная деревня. Промышленность, транспорт, торговля на Брянщине вов.п. 19в.

Тема 8. Начало рабочего движения на Брянщине.

Складывание рабочего класса. Положение рабочих. Начало рабочего движения.

Тема 9. Брянцы в политической и общественной жизни России второй половины 19 века.

Участие брянцев в войнах России второй половины 19 века. Брянцы в революционном движении 1860 - 1880 гг. Деятели пореформенного дворянства.

Тема 10. Культура и быт населения края во второй половине 19 века.

Просвещение. Здравоохранение. Культурная жизнь. Технический прогресс. Естественные и общественные науки. Литература и искусство. Быт и народная культура.

Раздел 3. Брянщина в первой половине 20 века(12часов).
Тема 11. Брянский край в начале 20 века.
Административное устройство и население Брянщины в конце 19 в начале 20 века. Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце 19 начале 20 века.
Тема 12. 1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине.

Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение.

Тема 13 . Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.

Образование, городской быт, меценатство. Деятели науки и культуры России начала XX в. И Брянский край.
Тема 14. Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г.
Февральско-мартовское событие в Брянске. Общественно-политические настроения. Рост влияния большевиков.
Тема 15. Установление власти Советов в Брянском крае.
Октябрьские события в Брянске. Установление новой власти в уездах Брянщины. Борьба за власть в первые месяцы 1918 г.
Тема 16. Германская интервенция и гражданская война и Брянский край.
Первые бои с германскими войсками. Организация Красной Армии на Брянщине. Организационная работа в тылу. Освобождение края. Ухудшение ситуации на фронте и в тылу. Противостояние в тылу и организация обороны. Последние месяцы гражданской войны.
Тема 17. Брянщина в годы НЭПА.

Административно-территориальное устройство и население Брянщины в 1920-1930-гг. Переход к НЭПУ. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Торговля и кооперация. Нерешенные проблемы.
Тема 18. Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток.
Выбор дальнейшего развития в 1920-х гг. Обострение борьбы в деревне. Ликвидация кулачества. Завершающий этап коллективизации и ее итоги. Промышленность Брянщины во второй половине 1920-х гг. и в годы 1-3 пятилеток.

Тема 19. Брянцы в общественно - политической, научной и культурной жизни страны в 1920 - 1930 гг.
Внутрипартийная борьба. Власть и "бывшие". Борьба против церкви. Пик репрессий 1937 год. Общие задачи в сфере культуры. Развитие образования культурно - просветительская работа. Радио и печать. Физкультура и спорт. Медецина.
Раздел 4. Брянщина во второй половине 20 века(11 часов).
Тема 19. Брянщина в годы Великой Отечественной войны.
Первые мероприятия по организации отпора врагу. Оборонительные сражения на Брянщине в августе – октябре 1941 г. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Брянцы – герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны.
Тема 20. Брянская область в середине – второй половине ХХ века.
Образование Брянской области. Административные изменения. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Промышленное развитие Брянщины в 1950 – 1980-е гг.. Сельское хозяйство и сельская жизнь. Просвещение и культура на Брянщине.
Тема 21. Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века.
Общественная жизнь. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Общественно-экономические и социально-политические процессы в области. Культурная жизнь на Брянщине.

Тематическое планирование
«История Брянского края» 19-20вв. 9 класс, 34 часа.




Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения



Раздел 1. Брянщина в первой половине 19 века.

6





1.

Административное устройство, уезды и города Брянского края в начале нового столетия.

1




2.

Население Брянского края. Основные сословия.

1




3.

Брянская деревня первой половины 19 века.

1




4.

Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в первой половине 19 века.

1




5.

Брянский край и Отечественная война 1812 года.

1




6.

Брянцы в политической и общественной жизни России первой половины 19 века.

1






Раздел 2. Брянщина во второй половине 19 века.

5





7-8.

Реформы Александра 2 на территории Брянского края. Отмена крепостного права и развитие пореформенной деревни.

2




9.

Развитие промышленности и транспорта, рост городов и населения края во второй половине 19 века.

1




10.

Брянцы в политической и общественной жизни России второй половины 19 века.

1




11.

Культура и быт населения края во второй половине 19 века.

1






Раздел 3. Брянщина в первой половине 20 века.

12





12.

Административное устройство, население и социально-экономическое развитие Брянщины в конце 19-начале 20 века.

1




13.

Революция 1905-1907гг. Столыпинская аграрная реформа. Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в 1908-1914гг.

1




14.

Культурная жизнь на Брянщине в начале 20 века.

1




15.

Брянский край в годы Первой мировой войны.

1




16.

Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны 1917-осени 1917. Установление власти Советов.

1




17.

Гражданская война в Брянском крае 1918-1920гг.

1




18.

Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка хозяйственной жизни в годы военного коммунизма.

1




19.

Административное устройство и население в 1920-1930гг. Брянщина в годы НЭПа.

1




20.

Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянщины.

1




21.

Промышленное развитие края в годы первых пятилеток.

1




22.

Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-1930гг.

1




23.

Политические процессы середины 1930-хгг. на Брянщине.

1






Раздел 4. Брянщина во второй половине 20 века.

11



24-26

Брянщина в годы Великой Отечественной войны.

3




27

Образование Брянской области. Административное устройство и демографические процессы в послевоенное время.

1




28-29

Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы области. Повседневная жизнь населения в послевоенные годы.

2




30

Промышленность Брянщины в 1950-1980гг. Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в 1950-1980гг.

1




31

Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни СССР в середине-второй половине 20 века.

1




32

Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х годов. Плюсы и минусы «перестройки». Последствия Чернобыльской катастрофы.

1




33

Общественно-политические и социально-экономические процессы в области в 1990гг.

1




34

Культурная жизнь на Брянщине в конце 20-начале 21 века.

1





В результате изучения истории Брянского края ученик должен:

  1. знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины 19-20 веков и выдающихся деятелей Брянщины;

  2. знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

  3. уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории , города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;

  4. владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  5. уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  6. использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  7. уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  8. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края, достижениям культуры.

Критерии оценивания учащихся по истории
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка«3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования исторических понятий в контексте ответа.

  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана

аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Материально-техническое обеспечение:


  1. Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.

  2. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990

  3. Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002

  4. Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края,- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999

  5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное издательство, 1990

  6. Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск: Изд-во БГУ, 2004.

  7. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000

  8. Соколов Я. Д. Брянск - город древний. - «Дебрянск», 2006.

  9. Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.

  10. Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1980.

  11. Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин.-М., 1993.

  12. Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. - Брянск, 1999.

  13. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.

  14. Свенский монастырь. - Брянск: Придесенье, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по литературе 11 класс для базового уровня
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс для базового уровня
По русскому языку для классов с базовым уровнем (С. Г. Бархударов,С. Е. Крючков,Л. Ю. Максимов,Л. А. Чешко)
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по русскому языку 11 класс для базового уровня
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по истории 6 класс для базового уровня
«История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по истории 7 класс для базового уровня
Курс «Истории России XVII- xviii века.» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс для базового уровня
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по литературе 9 класс для базового уровня
М. Просвещение, 2010г и полностью соответствует им. Программа детализирует и рас­крывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по обществознанию 7 класс для базового уровня
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Рабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня icon Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции