6. Литература и источники




Скачать 99.9 Kb.
Название 6. Литература и источники
Дата публикации 29.09.2014
Размер 99.9 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > История > Литература
Республика Башкортостан

МР Калтасинский район

МОБУ Амзибашевская СОШ

«История Амзибашевской средней школы»

Авторы: Ваниева Герда Геннадьевна-14 лет,

Васильева Ангелина Сергеевна-14 лет, ученицы 8 класса

МОБУ Амзибашевская СОШМР Калтасинский район

Руководитель: Васильев Сергей Геннадиевич.

учитель истории МОБУ Амзибашевская СОШ, консультант Иванов Виктор Алексеевич-бывший учитель истории    

адрес: 452871, Республика  Башкортостана, Калтасинский район, д. Амзибаш, ул. Советская 30, МОБУ Амзибашевская СОШ телефон школы: 8(34779)27525

эл.адрес школы: amzibashsch@mail.ru

Содержание

1. Введение

2. Открытие школы и дальнейшие преобразования.

3. Школьная жизнь в годы войны

4. Школа в послевоенные годы и на современном этапе

5. Заключение

6. Литература и источники.
1.  Введение.

Годы учебы в школе являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе  образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом  зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности  учителя, от работы каждой школы.

Образование в нашей местности имеет большую историю. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать,  какой была школа в разное время, кто работал учителями, как  учились  в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.

Цель работы: проследить развитие системы образования в нашей местности, роль педагогов в воспитании молодых поколений.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

-  изучить архив школы со дня образования;

- обобщить материал по истории школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;

- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем деревне;

- узнать о судьбах выпускников школы.

        В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.

Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история Амзибашевской средней школы, педагогическая деятельность учителей школы, судьбы выпускников.

При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.  Мы познакомились с книгами приказов по школе, классными журналами разных времен, познакомились с материалом по истории школы в нашем школьном музее. Изучение истории школы является одним из направлений поисковой деятельности нашего школьного музея на протяжении многих лет, поэтому в музее  собрано большое количество фотографий,  школьных альбомов, статей из газет, грамот, оформлена экспозиции «История школы», проводятся экскурсии.

        В ходе работы мы  систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран, а также пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведения, воспоминаниями по истории школы. Мы встретились и побеседовали с бывшими учителями школы, выпускниками школы, а также попросили рассказать о своей педагогической деятельности учителей школы, которые давно в ней работают. Наши родители тоже окончили Амзибашевску среднюю школу, и они рассказали нам о своих школьных годах.

2. Открытие школы и дальнейшие преобразования. Амзибашевская школа 1 ступени Бирского уезда Калегинской волости основана в 1927 году. Школа подчинена Бирскому КОНО, продолжительность полного курса обучения 4 года, содержится на местном волостном бюджете. Обучались марийцы. Обучение велось на русском языке, частично на-марийском. Занятия велись в одну смену. Здание школы арендовано от Элбодо, арендная плата за год 90 рублей, оплачивается ВИКом. Размеры класса: длина- 5,9 м, ширина-5,8 м, высота 2,26, окон-6. Помещение для 50 учащихся было тесным. Школьное здание, двор, квартира учителя занимала 0,05 га. Дети сидели по 3-4 человека, парты стояли друг к другу тесно, форточек не было. Посещали школу из 3-х деревень: из Амзибаша 39 учащихся, Козлоялово-7, Чашкино-4. Годовой бюджет школы составлял 25 рублей, без зарплаты учителей.

Всего в 1927 году обучалось 50 учащихся в возрасте от 8 до 12 лет. Дети зажиточных –2, середняков—26, бедняков—16. Занятия начались 14 октября и закончились 1 мая 1928 году. 3-10 мая проводились зачеты, приглашались родители и представители из сельсовета. После зачетов составлялась характеристика. Показали хорошие знания 18 учащихся, средние-20, слабые-6.

Первым учителем был Васильев Виктор Николаевич из Мишкинского района. Родился 3 февраля 1901 года. Национальность –русский, хорошо знал марийский язык, кандидат в члены ВКП(б), окончивший Бирское русско-черемисское 2-х классное училище.

В 1928-29 учебном году в школу приняли 50 учащихся, учились- 48 учащихся. В октябре 1929 года Васильев В.Н. с Михайловым Егором помогал организовать колхоз имени Чапаева в деревне Амзибаш.

В 1930 году приехал работать Соколов Алексей Алексеевич, мариец из деревни Акбаса (Акбарисово) Шаранского района. Он окончил Красноуфимское педучилище. В этом же году приехал Мадиев Константин Алексеевич, работали вдвоем, заведующим был Соколов А.А. учили в доме Шамая Миклая, его раскулачили, дом был двухкомнатным.

В Амзибашевский сельский совет входили следующие школы:

Амзибашевская начальная школа, Старо-Оръебашевская начальная школа, Кангуловская начальная школа, Козлояловская начальная школа

Всего учащихся по сельсовету 253. /данные из архива школы, сентябрь 1934 г/

Приусадебные участки:

Амзибашевская начальная школа 2,7 га

Пшеница—1 га, овес—0,56 га, просо-0,5 га, картофель-0,5 га, овощи-0,2.

Кангуловская начальная школа-3 га. 3. Козлояловская начальная школа-2,

4. Старо-Оръебашевская начальная школа-3,2 га.

Всего по сельсовету—11,5 га.

В 1935 году Соколов А.А. уехал работать в Калтасинскую НСШ.

В этом же году приехал Сапаев Илья Матвеевич. Уроженец деревни Н-Татья, Краснокамского района, работал до 1938 года, был заведующим школы. Рядовым учителем был Ахмадеев Николай Александрович, 1912 гр. Член ВЛКСМ, окончил педтехникум, уроженец д.Измарино Мишкинского района работал до мая 1941 года. Погиб в 1941 году под Ржевом. После выезда Сапаева И.М. заведующим нач.школы стал Ахмадеев Н.А. в 1938 году второй учительницей стала Николаева Татьяна Николаевна, уроженка д. Козлоялово., вышла замуж в дер. Амзибаш. В этом же году приехала Мусихина Анасия.

В 1940 году открылся 5 класс, школа стала неполной средней школой (НСШ). В школе учились учащиеся Амзибашевского и Кушнинского сельсоветов, от Кояново до Норкино. В 1941-42 учебном году работало 7 учителей.

В 1938-39 учебном году 1 класс вел Сагадеев Н.А., 2,4 классы –Николаева Т.Н., Мусихина-3 класс.

Всего учащихся в начале четверти, года было 109, к концу года осталось 89, остальные отсеивались. Школа имела приусадебный участок и имела около 40 кроликов и крольчат. В 1940 году открылся 5 класс, школа стала неполной средней школой (НСШ).

1940-1941 учебный год.

Количество учащихся: 1 кл.-22; 2 кл.-24; 3 класс-24; 4 кл.-34; 5 класс-47. Всего -151. Директор школы Ахмадеев Николай Александрович.

В школе учились учащиеся Амзибашевского и Кушнинского с/Советов, от Кояново – до Норкино.

3.  Школьная жизнь  в годы войны.

Весть о начале Великой Отечественной войны сообщили по телефону из Калтасов, в школе был проведен митинг, выступил директор школы Ахмадеев Н.А. В период войны был трудным. Учащиеся собирали колосья, ходили очищать посадку, заготовляли дрова для школы. Старшие учащиеся пахали поле, бороновали, ездили в Карманово сдавать хлеб, госпоставку. В школе в обед кормили учащихся, варили суп. В октябрьский и майские праздники пекли булки и варили суп с мясом, угощали детей. Мясо давал колхоз.

В период войны в старших классах вели военное обучение. Первым военруком был Илтыкаев Ирканай Илтыкаевич, уроженец д.Амзибаш. 1924 года рождения, военруком стал в 1944 году, после демобилизации из армии по состоянию здоровья, ранен. После него в этом же году военруком стал Ахмедуллин В.Д.

Многие учащиеся не могли ходить в школу, из-за неимением одежды, тяжелым семейным положением, хлеба и другие причины. Учителя вместе со старшими учащимися собирали шерстяные носки, варежки и др. для солдат. Трудно было учителям. Не было дров, одежды, учителя на работу в школу ходили в лаптях, штопаных одеждах.

Часто обучение сочеталось с работой. Вместе ушедших на фронт учителей учить детей стала молодежь с 8-10 классным образованием.

Осенью 1941 года директором назначили Токметова Павла Токметовича, окончившего Йошкар-Олинский учительский институт, биолог, стаж работы 6 лет, ранее работал в Калтасинской средней школе, беспартийный.

В 1941-42 учебном году работали в школе 7 учителей, учащихся было всего 152.

Токметов П.Т. в 1942 году призван в армию. В 1942-44 гг. директором работала Изибаева Сандай из деревни Кельтей, завуч- Исинбаев П.И.

В 1942-43 учебном году всего учащихся-145, в 1 класс поступили 26 учащихся, второгодников по школе было 30 учащихся.

1943-44 учебный год, всего учащихся-146.

В 1944-45 учебном году директором работал Ахмедшин Василий Дмитриевич.

В школе было 10 учителей, всего учащихся 113, в 1 класс поступили 17 учащихся, оставлено на повторный год 7 учащихся. Ударников и отличников по школе не было. В 1945-48 гг. директором школы работал Ибакаев Иван Петрович, с 1913 года рождения, уроженец деревни Тюльди. После отъезда долго работал в Тюльдинской средней школе, умер в 1982 году.

4. Школа после войны и на современном этапе.

Послевоенные годы тоже были трудными, многие учащиеся отсеивались из школы. Пилили деревья, посаженные на территории школы для топлива.

В 1948-60 гг. директором школы работал Комурбаев Николай Михайлович¸ с 1922 года рождения, образование средне-педагогическое, уроженец деревни Редькино Краснокамского района. В настоящее время на пенсии, живет в д.Редькино. Он очень много сделал для школы, был старательным, трудолюбивым директором. При Комурбаеве было построено главное здание школы на 9 классных комнат. Лес рубить начали в 1951 году и завершили строительство в 1954 году, строили амзинские плотники. Построил колодец перед главным зданием школы, посадили сад. Пришкольный участок находился в хорошем состоянии, построили школьную баню. В 1958 году открыт интернат по школе Жили 42 учащихся. Комурбаев Н.М. умер в 1995 году в д.Редькино.

Осенью 1960 года директором назначили Мазитова Сергея Мазитовича, он приехал в деревню Амзибаш в 1959 году, окончив Марийский государственный пединститут. Родился в 1935 году в деревне Козлоялово. С 5 декабря 1959 года по август 1960 года работал завучем. Он первый- директор с высшим образованием, по специальности учитель русского языка и литературы, выпускник Амзибашевской семилетней школы 1949 года. Поднял художественную самодеятельность на районный уровень. При нем школа занимала призовые места на районных смотрах художественной самодеятельности.

В 1961 году в конце учебного года было 164 учащихся, оставлено на повторный год 14 учащихся, отличников-2. ударников-30. учителей 14, старший пионервожатый, 1 воспитатель интерната, 4 технички, повар.

С 1963 года по 1966 год директором работал Кабитов Василий Кабитович, с 1932 года рождения, уроженец деревни Чашкино, выпускник Марийского Государственного пединститута, физик. Приехали работать вместе с женой Кабитовой Антонидой Павловной, жена работала математиком.

1966-68 гг. директором работал Валишин Анатолий Владимирович,1936 года рождения, родился в деревне Кельтей, образование высшее, окончил Башкирский государственный университет, литературный факультет в 1965 году.

В 1960 году школа стала восьмилетней, весной 1961 года первый выпуск учащихся 8 класса, окончили 13 человек.

Мазитов Сергей Мазитович работал директором до 1963 года. Долгое время работал в организатором внеклассной и внешкольной работы в Кутеремской средней школе.

В августе 1968 года приехал работать директором школы из Калтасов Кабитов Михаил Васильевич, с 1910 года рождения, ранее долго работавший инспектором Калтасинского РОНО. 1970-74 гг. директором школы работал Шуматов Шамтий Шамсутдинович, 1931 гр, уроженец д.Амзибаш. в 1971 году заочно окончил литературный факультет МарГПИ им.Крупской.

В 1974-1975 учебном году впервые открыли 9-й класс и школа была переименована в среднюю. Школу стали посещать из Кояновской и Калегинских восьмилетних школ. В 1976 году состоялся первый выпуск. Окончили школу 30 учащихся.

В 1975-76 учебном году директором работал Изибаев Кузьма Демьянович из д. Кельтей, образование высшее,1921 года рождения. Он привлекал учащихся к краеведческой работе.

С 1980 года по август 1985 года директором школы работал Сатулбаев Иван Степанович. С 15 августа 1985 года директором школы стал работать Иванов Виктор Алексеевич.

В августе 8 числа 1995 года начали строить типовое здание школы на 162 ученических места. Строил Нефтекамский БНПС, АО СМУ-3. завершили строительство 20 ноября 1996 года. В новой школе учиться начали 8 апреля 1997 года, так как до этого не было парт и оборудования.

С 26 августа 1997 года директором стал Исиметов Валерьян Петрович, выпускник Амзибашевской средней школы 1984 года, работает по настоящий день.

Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно рассматривать школьные журналы давних лет, прочесть письма бывших учеников школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы.  

Мы еще больше поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда старались поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад.  В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.

Целью нашего исследования было проследить на основе данных архива школы, воспоминаний ветеранов педагогического труда историю нашей школы, показать роль педагогов в воспитании молодых поколений. Для осуществления этой цели и решения поставленных задач мы обратились к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы,   изучили краеведческий материал в школьном музее. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.

Литература и источники:

1. Документы школьного музея.

2. Воспоминания учителей –ветеранов Николаевой Т.Н., Пазюковой Е.И.,

Иванова В.А., Шакирова В.Ш.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6. Литература и источники icon Источники и литература
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Часть 1/ сост. А. В. Скоробогатов Казань: Таглимат, 2006. 460 с
6. Литература и источники icon Введение Курс "Истории России"
История России и история Кубани в 1917 – 1945 гг как объект изучения. Основные разделы курса. Учебная и научная литература, документальные...
6. Литература и источники icon Методические рекомендации соискателям ученых степеней
Оформление библиографических ссылок на использованные источники в научных работах
6. Литература и источники icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
6. Литература и источники icon Тема Объект и предмет курса
Вопрос Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей
6. Литература и источники icon Источники военно-уголовного права Российской Федерации
Ермолович Я. Н., кандидат юридических наук, преподавтель Военного университета, pvs1997@mail ru
6. Литература и источники icon “Возобновляемые источники энергии”
Научное мероприятие проводится в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России» на 2009-2013...
6. Литература и источники icon Общие требования к оформлению рефератов
Москва (М.) и Санкт Петербург (СПб.). Приведенные библиографические источники должны быть отсортированы в алфавитном порядке по возрастанию....
6. Литература и источники icon Times
Нумерация страниц внизу, посередине страницы. Обязательно должны быть ссылки в тексте на литературу или другие источники информации,...
6. Литература и источники icon Рейки дао дэ ки
Л23 Рейки Дао Дэ Ки. Древние источники Рейки. Практическое руководство / Идрис Лаор; [пер с фр. Полтавец П.]. 2-е изд испр и доп....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции