Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош»




Скачать 160.32 Kb.
Название Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош»
Дата публикации 28.09.2014
Размер 160.32 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > История > Исследовательская работа


МКОУ Ермолаевская средняя общеобразовательная школа

Администрации МО «Киясовский район»

Удмуртской Республики

II Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов

«Юный архивист»
Исследовательская работа

История деревни Чемошур

Выполнила:

Никитина Ксения Михайловна

МКОУ «Ермолаевская СОШ»,

11 класс, 17 лет.

427847 Киясовский район,

с. Ермолаево, ул. Удмуртская-2

Научный руководитель: Петрова

Тамара Никитична, учитель

русского языка и литературы

Контактные телефоны, адрес: Киясовский район, с. Ермолаево,

ул. Школьная-6. т. 8 (341) 33-6-41-49, с.т. 89508356511

ermolaevo-school@yandex.ru

с. Ермолаево

2014 г.

Содержание

стр.
Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава I. История происхождения деревни Чемошур.……………… 5
Глава II. Начало биографии деревни.………………………………... 6



  1. Глава III. События ХХ века в судьбе деревни Чемошур ..................7

а) Коллективизация в жизни деревни…………........................ 7

б) Суровые, сороковые …...........……………………………….. 8

в) Жизнь деревни после войны ……………...............................9
Заключение…………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………… 13

Приложение……………………………………………………………….. 15


Введение

Как много по матушке-России неперспективных деревень, когда-то процветавших, где жили люди-труженики разных национальностей и профессий. В их числе населенные пункты муниципального образования «Ермолаевское». Семь лет назад колхоз «Рассвет», которым в течение двадцати лет руководил мой дедушка, Петров Петр Григорьевич, объявили банкротом. Трудоспособное население осталось без работы. Молодые семьи стали разъезжаться. За последние годы в наших деревнях стало очень много пустующих домов, в том числе и в селе Ермолаево, центральной усадьбе бывшего колхоза. Судьба села мне не безразлична. Это моя малая родина. Недалеко от нашего села когда-то была деревня Чемошур, исчезнувшая с карты района в 70-ые годы ХХ века.

Судьба многих деревень в 70-ые годы была трагична. Около полутора тысяч деревень в Удмуртской Республике прекратили своё существование как неперспективные [3 c. 12]. В нашем Киясовском районе обезлюдело 14 деревень. Многие населённые пункты стёрты с лица земли настолько, что уже неизвестно их былое месторасположение.

Не повторится ли судьба деревни Чемошур в наше время?

Я думаю, что тема, затронутая в исследовательской работе, актуальна.

О неразгаданной тайне деревень, людских судьбах можно узнать лишь по пожелтевшим страницам архивных документов и воспоминаниям бывших жителей бывших деревень.

Цель моей исследовательской работы:

исследовать историю деревни Чемошур.

Задачи:

изучить архивные документы, касающиеся деревни Чемошур;

определить, какое влияние оказала неперспективность деревни на судьбы людей;

собрать интервью старожил;

написать историю деревни Чемошур.

Методы исследования:

1) анализ архивных материалов и специальной литературы;

2) метод интервьюирования.

Объект исследования: деревня Чемошур.

Предмет исследования: история деревни.

В ходе исследования истории деревни Чемошур обращалась в муниципальный музей и в архивный отдел Администрации МО «Киясовский район», в Государственный архив Кировской области, к Книге памяти. Также знакомилась с монографиями доктора филологических наук, референта Ижевского Епархиального Управления и члена писателей России Михаила Гавриловича Атаманова, встречалась с бывшими жителями деревни Чемошур, ныне жителями деревни Кады-Салья и села Ермолаева, записывала их воспоминания.

Данной темой занимаюсь в течение двух лет. Новизна работы заключается в том, что впервые собраны и обобщены материалы о происхождении названия деревни, изучены страницы жизни деревни в хронологии и воспоминаниях жителей. Результат моего исследования в какой-то мере поможет устранить имеющийся пробел в изучении истории забытых деревень Удмуртии.

Глава I. История происхождения деревни Чемошур

По мнению местного краеведа Анатолия Кузьмича Пчёлкина, жителя деревни Кады-Салья, и по воспоминаниям бывших жителей деревни Чемошур, в середине XIX века между населенными пунктами Кады-Салья и Кумырса на берегу небольшой речки появляется хуторок Заводской (Зайцев завод). Облюбовал это место мастер-обжигатель горшков Зайцев, переселенец из Чегандинской волости Сарапульского уезда. На берегу Красного Яра он изготовлял горшки, обжигал кирпичи. Мастерски выполненные изделия славились по всей округе и раскупались на домашние нужды.

Потом сюда потянулись другие семьи. Среди них были семьи Глезденевых и Сыропятовых. У обеих этих семей известно бывшее местожительство. Глезденевы – из деревни Кулюшево (ныне Каракулинского района), Сыропятовы – из деревни Черново (ныне Сарапульского района). Причина переезда этих семей довольно обыденна: не хватало земли и леса для ведения личного подсобного хозяйства.

Спустя годы речка, на берегу которой обосновались первые жители, обмелела. Жители Заводского начали переезжать в деревню Кады-Салья Елабужского уезда Вятской губернии (ныне Киясовского района). Удмурты, жившие на этих землях, были гостеприимны. Они хорошо встретили людей, решивших поселиться здесь, и отвели при этом усадебные места ниже своих, по течению реки Кады, что, по их мнению, предохраняет их от вымирания. [2 c. 35].

Так в конце XIX века в двух верстах от деревни Кады-Салья появляется починок Чемошур.

Представляет интерес тот факт, что деревня, в которой живут русские, носит название удмуртского происхождения. Как же возникло название этого починка?

Есть предположение, что первым здесь на берегу речки обосновался Тимофей. Возможна связь с удмуртским именем Чёма (ср.: рус. имя Тёма, Тимофей) и географическим названием шур «рекой». Одноимённые названия населённых пунктов встречаются во многих районах Удмуртии.

Глава II. Начало биографии деревни

В архивном отделе Администрации МО «Киясовский район» мне удалось найти копии материалов по статистике Вятской губернии Елабужского уезда за 1899 год (на основании первой Всероссийской переписи). В ней значится, что в Чимашуръ (Заводский, Зайцевъ заводъ) было 27 дворов. Все русские. Мужчин в деревне было 75, а женщин – 81, всего – 156 человек. В деревне было 35 лошадей и 35 коров. В Чемошуре 15 человек из 11 дворов занимались изготовлением кадок, отхожим промыслом – возкой дров – 15 человек из 9 дворов. Жители деревни не выезжали за пределы района. В деревне было 4 грамотных человека. Учащихся не было. На всю деревню 7 книг было в двух дворах (приложение № 2).

Благодаря интервью старожил деревни и изучения архивных документов, касающихся деревни Чемошур, получила представление о жизни данного населенного пункта. История деревни, как и история всей страны, содержит немало трагических и героических страниц. По воспоминаниям Вохминой Зинаиды Кузьмовны (дочери Кузьмы Петровича Вохмина, 1903 г.р.), до прихода советской власти и образования колхозов чемошурцы жили натуральным хозяйством. У каждого имелся свой надел, сеяли рожь и пшеницу. В огородах выращивали картофель и овощи. Орудия труда, используемые в земледелии, в основном были самодельные. Пахали на одноконных плугах, использовали деревянные бороны с железными зубьями. Все орудия делали кузнецы. Также они делали сани, телеги. Домашняя утварь была деревянной. Посуда была в основном глиняная, позже появилась фаянсовая, железная (самодельная). Одежда была очень простой и скудной. Мужчины ходили в портянках, самодельных штанах. Женщины летом ходили в самотканых юбках, а зимой – в шерстяных. Молодежь одежду шила из ситца и материи, украшения не носила, т.к. на это не хватало средств. Деревня жила очень бедно. У большинства жителей хозяйство состояло из одного дома. Дома были покрыты соломой. Дрова заготовляли в лесу, возили на санках. Бань в деревне было мало. Мылись в бане «по-черному». В целях пожарной безопасности она стояла подальше от дома в огороде, ближе к речке. Колодец имелся почти в каждом хозяйстве. На улице был всего один колодец.

По рассказам Вохминой Надежды Николаевны, в деревне выделялось хозяйство Мальковых Николая Ивановича (1905 г.р.) и Евдокии Ивановны (1904 г.р.). Семья жила, нужды не знала. Мальковы имели свой земельный надел, сеяли рожь и пшеницу. По осени собирали хороший урожай. Была своя мельница, свой овин, держали двух коров и двух лошадей.

В 1924 году в починке Чемошур уже насчитывалось 36 дворов. Проживало сто семнадцать мужчин и сто тридцать четыре женщины, всего – 251 человек (из справки по статистике ЦГА Мушаковской волости, 1921, лист 65).
Глава III. События ХХ века в судьбе деревни

3.1. Коллективизация в жизни деревни

К концу двадцатых годов в жизни крестьян началась новая эра. Их объединяли в сельхозартели (колхозы). В Чемошуре образовали колхоз «Правда». Жители деревни добровольно вошли в колхоз, передав коров, лошадей и сельскохозяйственный инвентарь в образовавшееся хозяйство. Крестьян привлекала выгодность коллективной формы хозяйствования, желание ввести улучшенную технику земледелия, стремление воспользоваться некоторыми льготами от государства.

Председателем колхоза «Правда» был Фалалеев Куприян Макарович, бригадиром – Волков Максим Яковлевич. На колхозных полях возделывали такие культуры, как рожь, пшеницу, лен, кормовую свеклу и овощи. Жители держали коров, телят, поросят (архив, ф. 70. оп. № 1-а).

Существенно менялся облик деревни. За околицей деревни появилась мельница. Вручную крутили крылья и наводили на ветер. На бугре за речкой имелась сушилка. Там сушили зерно. Имелась в деревне ферма, где содержались коровы, овцы, телята, свиньи. Был и конный двор. В деревне также имелась кузница. Магазин появился при Советской власти в 35-ые годы. Там продавали курительную бумагу, махорку, спички, керосин, соль (из воспоминаний Вохмина Михаила Кузьмича).

К концу тридцатых годов насчитывалось 43 хозяйства. Среди жителей были распространены такие фамилии, как Волковы, Фалалеевы, Беляевы, Вохмины, Сапожниковы. Население в основном было малограмотное, были и безграмотные (архив, ф. 70. оп. № 1-а).

3.2. Суровые сороковые

В сороковые годы в Чемошуре насчитывалось 46 дворов. Деревня жила жизнью страны. Матери отправили своих сыновей на войну. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 21 мужчина. На трудовой фронт ушло 7 человек (архив, ф. 70. оп. № 1-а).

За годы войны девять семей получили похоронки. С войны вернулось восемь человек. Участник Великой Отечественной войны Сыропятов Кузьма Константинович награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», Жукова, юбилейными. [7 c. 12].

Время было трудное. На трактор сели и женщины. Многие были отправлены на лесозаготовки и на строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Председателем колхоза была Быкова Васса. Женщины также работали на фермах и полях. Во время уборки работали по 16-17 часов в сутки, жали серпами, молотили ночью, возили зерно на хлебоприемные пункты на лошадях и быках.

Жители были обложены налогами. Нужно было сдавать 11 налогов: 300 литров молока, шерсть, яйца, картофель, мед и прочее. Разрешалось держать пчел, но не больше пяти ульев. И людям приходилось тайком держать их на чердаке (из воспоминаний Волкова Михаила Максимовича).

Взрослые работали на трудодни, кормили детишек болтушкой (заварихой из муки) и картошкой. В годы военного лихолетья дудки подсолнечника и лебеду мололи. Получался суррогат. Кисленицу заваривали, делали лепешки и пекли лепегурки. Если картошка на столе – это целый праздник. Молоко сдавали, масло тоже, сыворотка оставалась детям. С коз налога не было, поэтому держали козу и кормили детей её молоком (из воспоминаний Вохминой Надежды Николаевны).

В деревне не было своей школы. Детям приходилось ходить в начальную школу в соседнюю деревню. Многим детям не в чем было ходить в школу, поэтому многие не посещали её. Одежда была скудная: рубаха, лапти. Сумки были сшиты из льняного полотна. На уроках ученики писали на полях старых газет разведенной водой сажей либо свекольным соком. На 2-3 учащихся был один букварь. Уроки делали при керосиновой лампе или при лучине (из воспоминаний Беляева Владимира).

3.3. Жизнь деревни после войны

В начале 50-ых в деревне насчитывается 50 хозяйств. Грамотных стало больше. Зерновые в хозяйстве не сеяли. В колхозе держали свиней, овец и телят. Была своя кузница, полеводческая бригада. На полях выращивали овощи. Председателем колхоза была Быкова Анастасия Александровна. До середины 50-х годов крестьяне не имели права самовольно покинуть колхозы, т.к. они не имели паспортов. В деревне был один колесный трактор, на котором работал Вохмин Михаил Кузьмич. Механизаторы работали в Ермолаевской МТС. В 1957 году колхоз «Правда» слился с колхозом «По сталинскому пути». Начался выезд жителей в другие деревни (архив, ф. 70. оп. № 1-а).

В 50-60-е годы был основан курс на превращение сельской деревни в крупный населенный пункт, способный обеспечить улучшение трудовой и духовной жизни человека, удовлетворить его материальные и культурные потребности. На практике это означало концентрацию сельских поселений. В 1965 году деревня, состоящая из 21 дома, вошла в состав колхоза «Рассвет». Учетчиком был Сапожников Андрей Павлович, бригадиром – Сыропятов Кузьма Константинович. По призыву партии несколько молодых семей уехало на освоение целинных земель Казахстана (архив, ф. 70. оп. № 1-а).

В 1967 году в Чемошуре осталось 14 хозяйств. Деревня стала неперспективной, значит неприбыльной, невыгодной. На развитие деревни перестали отпускать средства, запрещалось новое строительство, что нужно для жизни, проводить к ней электричество и телефонную связь. Жителям Чемошура предлагалось переселиться в центральную усадьбу в село Ермолаево, где стали создавать лучшие по отношению к другим деревням условия. Здесь были сосредоточены магазин, клуб, средняя школа, почта, больница, мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники (из воспоминаний Волкова Михаила Максимовича).

Жители переезжали в другие населенные пункты. Деревня стала распадаться. Большинство жителей переехало в город Сарапул. Город притягивал население деревни высоким уровнем благоустройства, развитием промышленности, более широким выбором сфер приложения труда, набором коммунальных и культурных услуг, нежеланием заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом.

В 1969 году Чемошур покинули последние жители Вохмины Надежда Николаевна и Михаил Кузьмич и поселились в селе Ермолаево. Деревня прекратила своё существование. Бывшие дома чемошурцев в основном ушли на дрова в колхоз и сельпо.

Указом Президиума Верховного Совета УАССР от 17 марта 1977 года исключёна с учёта деревня Чемошур Ермолаевского сельсовета (из справочника по административно-территориальному делению Удмуртии. 1917–1991 гг. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – С. 383.)

В ходе изучения жизни деревни за период с 1899 года по 1955 год я пришла к выводу, что деревня Чемошур претерпела свои названия. В материалах по статистике Вятской губернии Елабужского уезда (1899 г.) она значится как Чимашуръ, на карте Киясовского района – Чемушор (1924 г.) (приложение №1) (сказывается малограмотность населения). В архивных документах по Мушаковской волости от 1921 года значится – починок Чемошур.

Интересен факт, что в годы коллективизации и раскулачивания (30-ые годы ХХ века) в деревне увеличилось количество дворов. В начале 50-ых годов хозяйств в деревне стало в 2 раза больше по сравнению с 1899 годом. С 1957 года в связи с укрупнением колхозов и выездом жителей в другие населенные пункты количество дворов в деревне убывает (приложение № 3).

Сопоставив и проанализировав рассказы моих собеседников, я пришла к следующему выводу. В судьбе малой деревни отразилась судьба России. До прихода Советской власти и образования колхозов чемошурцы жили натуральным хозяйством. Жизнь селян круто изменилась в связи с образованием колхоза и обобществлением сельскохозяйственного инвентаря, животных. В деревне появляется мельница, сушилки, кузница, ферма. Основное занятие жителей деревни – животноводство и растениеводство. На колхозных полях возделывали такие культуры, как рожь, лен, пшеницу, кормовую свеклу и овощи. Деревня Чемошур жила бедно. Население было малограмотное. Многим детям не в чем было ходить в школу, поэтому многие не посещали ее, рано взрослели. Особенно трудно пришлось пережить военное лихолетье, голодное и холодное. Население обложено налогами. На хрупкие женские плечи легли все тяготы военного времени. Жизнь в деревне стала налаживаться только в 60-ые годы. Но связи с укрупнением колхозов и присвоением деревне статуса неперспективной, жители вынуждены покинуть родовое гнездо. Последствия такой политики – исчезновение деревни, утрата её вековых обычаев жизни.

По рассказам моих собеседников, населенные пункты Кады-Салья и Чемошур разделяла только речка. Жители этих деревень жили очень дружно, праздники справляли вместе. Чемошурцы хорошо знали удмуртский язык.

Побеседовав с бывшими жителями деревни Чемошур (ныне живущими в деревне Кады-Салья и в селе Ермолаево), я поняла, как дороги остались им в памяти родные места. Несмотря на испытания, которые они пережили, в душе хранят теплые воспоминания о малой родине.

Сегодня Чемошур зарастает лесом. Рядом с вековой сосной растет березняк. На месте бывшей деревни пасутся коровы.

Есть ли перспективы возрождения бывшей деревни Чемошур?

Можно организовать рыболовное хозяйство. Для этого есть все условия.

В 1984 году на реке Кады построили плотину. Образовался великолепный пруд. Теперь сюда, на пруд реки Кады, съезжаются рыбаки со всей округи.

Сегодня фермерское движение активно поддерживается со стороны правительства. Земли здесь хорошие и ждут своих хозяев.


Заключение

В изучении истории моей малой родины сделаны первые шаги. Я собрала и обобщила уникальный материал о возникновении и жизни деревни Чемошур. В ходе выполнения этой работы узнала много нового и интересного. Передо мной прошли страницы истории жизни забытой деревни. История деревни Чемошур – это история тысячи деревень России, это путь непрерывных экспериментов, которые проводились в режиме поиска реальных резервов для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, для улучшения жизни крестьян, но которые оборачивались провалом и ещё больше погружением в бесперспективное будущее. Ликвидация неперспективных деревень принесла много бед, ввергла людей в полосу новых страданий. Наступление на «неперспективные» деревни начиналось с закрытия школ, медицинских пунктов, магазинов, отключением электричества. Принятые меры привели к миграции из деревни. Через несколько лет деревня действительно умирала. Такая судьба постигла сотни сельских поселений, в том числе и деревню Чемошур. Тысячи гектар земли были заброшены, запущены сады, луга, пашня уходила в залежь. Утрачены вековые обычаи и традиции жизни деревни, во многом подорвана духовная основа народа.

Практическая значимость моей работы несомненна. Знакомство с исследованием истории возникновения и жизни деревни Чемошур станет путеводителем в историческое прошлое для многих поколений. Несомненно, информация о жизни забытой деревни может быть использована учителями-словесниками, преподавателями краеведения, библиотекарями, студентами, учащимися общеобразовательных учреждений, сотрудниками краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов. Надеюсь, что данный материал способен вызвать интерес в людях к жизни предков, истории нашего края.

В ходе исследовательской работы пришла к выводу: деревни, стертые с лица земли, судьбы жителей должны остаться в памяти людской и увековечены в новой Книге памяти Киясовского района, Удмуртской Республики. В этой Книге деревня Чемошур займет достойное место в ряду забытых деревень.

Список использованной литературы

1. Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. – Ижевск: Удмуртия, 1988. – с. 168.

2. Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа: Монография. – Ижевск: Удмуртия, 2010. – 576 с.

3. Кедров Ю.Ф., Волков Э.В. Вчера, сегодня, завтра Советской Удмуртии – Ижевск: Удмуртия, 1990.

4. Книга памяти. Т. 6. / Сост. Н.Г. Лихачева, Т. В. Савина и др. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 512 с.

5. Никто не забыт. / Сост. Т.В. Савина – Ижевск, Удм. гос. университет, 2000.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1998. – 750 с.

7. Солдаты Победы, Киясово. – 2005.


Источники исследования
1. Архивный отдел Администрации МО «Киясовский район». Копии материалов по статистике Вятской губернии. Т.2. Елабужский уезд. – Вятка, 1899, с. 14.

2. Архивный отдел Администрации МО «Киясовский район». Копия справки по статистике ЦГА Мушаковской волости, 1921, лист 65.

3. Материалы архивного отдела Администрации МО «Киясовский район» УР: ф. 70. оп. № 1-а

4. Сборник законодательных актов по административно-территориальному делению Удмуртской АССР (1920–1970 г.г.) – Ижевск, 1971. с. 256.

5. Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии.

1917–1991 гг. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 744 с.

6. Полевые материалы автора (8 интервью).

Респонденты:

1. Волков Михаил Максимович (1947 в д. Чемошур, средне-техническое, пенсионер) – с. Ермолаево Киясовского района Удмуртской Республики.

2. Вохмина Зиновия Кузьминична (1923 в д. Чемошур, 2 класса, пенсионер) –

с. Ермолаево Киясовского района Удмуртской Республики.

3. Вохмин Михаил Кузьмич (1928 в д. Чемошур, 2 класса, пенсионер) –

с. Ермолаево Киясовского района Удмуртской Республики.

4. Вохмина Надежда Николаевна (1933 в д. Чемошур, 3 класса, пенсионер) –

с. Ермолаево Киясовского района Удмуртской Республики.

5. Глезденева Ольга Ивановна (1927 в д. Чемошур, 4 класса, пенсионер) –

д. Кады-Салья Киясовского района Удмуртской Республики.

7. Суворова Людмила Андреевна (1958 в д. Чемошур, высшее, учитель) –

с. Ермолаево Киясовского района Удмуртской Республики.

8. Пчёлкин Анатолий Кузьмич (1950 в д. Кады-Салья, высшее, пенсионер) –

д. Кады-Салья Киясовского района Удмуртской Республики.

Приложение № 1



Карта Киясовского района. 1924 г.

Приложение № 2



Материалы по статистике Вятской губернии Елабужского уезда. 1899 г.

Материалы по статистике Вятской губернии Елабужского уезда. 1899 г.

Приложение № 3


В 1899 году в деревне Чемошур (Чимашуръ) насчитывалось 27 дворов. В годы коллективизации (30-ые годы ХХ века) в деревне увеличилось количество дворов. В начале 50-ых годов хозяйств в деревне стало в 2 раза больше по сравнению с 1899 годом. С 1957 года в связи с укрупнением колхозов и выездом жителей в другие населенные пункты количество дворов в деревне убывает. В 1969 году Чемошур покинули последние жители.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Ерофеева Людмила Михайловна учитель начальных классов мкоу сош №2...
«Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Исследовательская работа История выборов
Интервью с председателем комиссии мо поселок Добрятино (сельское поселение) Садковой Н. Н
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств
Общая характеристика специальности 052100 История и теория изобразительного искусства
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Анжелика Анатольевна Резник Ксения Евгеньевна Меньшикова
«Сила женской природы. Счастье быть женщиной / Ксения Меньшикова, Анжелика Резник.»: Центрполиграф; Москва; 2011
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Анжелика Анатольевна Резник Ксения Евгеньевна Меньшикова
«Как стать Хозяйкой собственной судьбы. Заблуждения, которые портят тебе жизнь / Ксения Меньшикова, Анжелика Резник.»: Центрполиграф;...
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Приказ по мкоу сош №8 №271 от 31. 08. 2013
I. «Организация учебно-воспитательной работы в мкоу сош №8 в 2012-2013 учебном году»
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения Михайловна мкоу «Ермолаевская сош» icon Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции