Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса




Скачать 159.31 Kb.
Название Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса
Дата публикации 27.09.2014
Размер 159.31 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > История > Реферат




Республика северная осетия-алания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю.В.АндРопова г. моздока

История моей школы

Страницы далекого прошлого




Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса




Адрес проживания: 363754, РСО-Алания г.Моздок , ул. Хетагурова 23, кв.31

Адрес школы : 363755 РСО-Алания г.Моздок ,ул. Вокзальная 34, тел (86736) 4-12-74 : E-mail: mozdok108@bk.ru




Руководитель работы: Котлярова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, тел: (86736)5-05-07; 89282353614

Содержание
Введение…………………………………………………………2-4 стр.

Глава 1. Наша школа в 10-30-е годы XX века. …………..5-7 стр.

Глава 2. Школа в годы Великой Отечественной войны. 8-12 стр.

Глава 3. Школа в послевоенные годы. ……………………...13 стр.

Заключение………………………………………………………14 стр.

Список использованной литературы ………………………...15 стр.

Приложение

Введение

Столетие – это весьма внушительный срок даже для истории государства и уж тем более для истории одной школы! Именно этот рубеж перешагнет в 2015 году средняя общеобразовательная школа №108 им. Ю.В.Андропова города Моздока РСО-Алания. Готовясь к знаменательной дате, мы решили обратиться к истории родной школы. Поисковая работа под руководством учителя истории Поваляевой Алины Захаровны начата учащимися ещё в 1985 году. Были опрошены десятки очевидцев; собрано большое количество документальных, вещевых, изобразительных материалов, ставших впоследствии экспонатами открытого в школе музея. Однако серьезной проблемой оставалось описание, обобщение и систематизация собранных источников.

Новизна работы состоит в том, что за последние 20 лет оформлением и систематизацией данных по истории школы никто не занимался. В нашей школе нет альбома, книги, летописи, печатного или рукописного документа, позволяющего полно, глубоко, содержательно познакомиться с историей и традициями школы, её лучшими людьми – бывшими и настоящими выпускниками, учениками и учителями.

Работа актуальна, так как в ходе исследования были обнаружены фактические ошибки, ведь сбор информации до этого осуществлялся без опоры на архивные источники. Накопленные ошибки частично устранены, некоторые данные откорректированы. Проведена огромная работа, однако объем данного исследования не позволяет изложить всю накопленную информацию.

Цель данной работы – создать документ, максимально полно отражающий начальные этапы развития 100-летней истории нашей школы (с 10-х по 40-е годы XX века); документ, рассказывающий о людях, стоявших у истоков становления школы. Достоверность информации обеспечивается использованием данных различных источников.

Для реализации указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить архивные материалы, материалы школьного музея, официальные документы, статистические данные

  2. Установить связь с очевидцами событий (ветеранами педагогического труда, выпускниками, работающими учителями, родителями), записать их воспоминания

  3. Провести поисковую работу (фотографии, документы, видеоматериалы)

  4. Систематизировать и описать всю поступающую информацию.

Для достижения поставленных задач были использованы различные источники информации:

1) Архивные данные (книги приказов, протоколы педагогических советов)

2) Публикации газеты «Моздокский вестник».

3) Документы, фотографии школьного музея.

4) Воспоминания выпускников школы, их родственников, ветеранов педагогического труда, работающих учителей.

5)Ресурсы сети Интернет.

Методы исследования: поисковый, интервьюирование; анализ, сравнение, обобщение; компьютерная обработка материала.

Практическое значение работы: собранные материалы помогут обогатить новыми данными школьный музей. Учителя могут использовать эту работу при подготовке классных часов, уроков истории и краеведения. Познакомившись с созданным документом, учащиеся получат более конкретные и образные представления об истории родной школы.

Гипотеза: если мы расскажем о людях, стоявших у истоков развития школы, о школьных событиях, отразившихся в истории Моздокского района, республики, страны, то поможем сегодняшним школьникам приобщиться к историческому опыту и традициям предшествующих поколений. Если мы будем знать свое прошлое, то будем достойны памяти наших предков и сможем служить примером будущим ученикам.

Объектом исследования является история МБОУ СОШ №108 г. Моздока, а предметом – особенности развития школы в начальный период её истории.

Глава 1. Наша школа в 10-30-е годы XX века.

Материалы данной главы пришлось собирать по крупицам, так как источников информации оказалось очень мало. В основном это были воспоминания очевидцев. Архивные службы РСО-Алания и Ставропольского края, куда мы обращались с запросами, нужными документами не располагают.

В 1872 году было создано акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги, руководство которой, стремясь повысить доходность, стало строить новые линии. В начале XX столетия от станции Прохладная через Моздок в Гудермес развернулись работы по прокладке рельсовой колеи. Чтобы удержать рабочих, которых требовалось всё больше, руководство дороги начало устраивать их быт. В 1912 году на станции Моздок построили двухэтажное кирпичное здание для нужд железнодорожных рабочих и служащих общей площадью 780 кв. метров1. А в 1915 году в бригадном доме, ранее использовавшимся для отдыха машинистов и расположенном за железнодорожным полотном, для детей служащих дороги открыли начальную школу. Это было небольшое одноэтажное 4-х комнатное строение, крытое черепицей. За парты сели около 200 учеников. При школе открыли интернат, в котором жили дети железнодорожников, работающих на линии Черноярская – Червленная – Ищерская.

В мае 1924 года было создано Управление Северо-Кавказской железной дороги имени С.Д. Маркова. Через год эту железную дорогу разделили на 2 самостоятельные: Северо-Кавказскую с местом нахождения в городе Орджоникидзе (Владикавказ) и Азово-Черноморскую с местом нахождения Управления в городе Ростове-на-Дону.

_________________________________________________________

  1. Инвентарная карточка №1 учета основных средств/Архив школы.

  2. История развития СКЖД (1864-2008г)/ http://scbist.com

Моздокская железнодорожная школа оказалась в ведении Отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги.

К 1926 году число учеников в школе увеличилось вдвое. Начальную школу переводят в двухэтажное административное здание (постройки 1912 года) и преобразуют её в фабрично-заводскую школу-семилетку, в которой наряду с общеобразовательным обучением ведется и политехническая подготовка. Кроме того, рабочие, бывшие неграмотные крестьяне, которые даже за зарплату расписывались сплошь и рядом крестами, получили возможность приобщиться к грамоте.

В перспективе это способствовало развитию местных технически грамотных кадров для обслуживания магистрали. Не случайно, железнодорожников называли рабочей аристократией: они и получали больше, и одевались лучше, и были грамотнее остальных категорий рабочих. Приблизительно в эти годы в железнодорожной школе сначала возникает комсомольская организация, входящая в состав уездной организации ВЛКСМ, а затем и пионерский отряд. В 1930 год школой был осуществлен первый выпуск.

Однако особое место в истории школы всё же отводится выпуску 1931 года. Дело в том, что с 1923 по 1931 год в школе обучался Ю.В. Андропов, ставший впоследствии главой государства.

Факт его пребывания в моздокской железнодорожной школе подтверждается удостоверением, выданным Отделом просвещения Северо-Кавказской железной дороги (Приказ №23 от 26 июня 1931 года).

Удостоверение

«Предъявитель сего Юрий-Григорий Владимирович Андропов, родившийся в 1914 г. июня месяца 16 числа, обучался с 1923 по 1931 год в Моздокской Фаб.-Зав. школе семилетке и окончил полный курс в 1931 году. В течение курса проработал установленные программы и приобрел знания и навыки по следующим предметам: по русскому языку и литературе, по обществоведению, по математике, по физике, по естествознанию и химии, по географии, по немецкому языку (3 года), по военизации, труду: слесарный, столярный, переплетный. Во время прохождения курса в школе Григорий Андропов занимался по рисованию, пению и физкультуре, техническому черчению, принимал участие в следующих видах работы ученических организаций: легкая кавалерия по Всеобучу, Председатель юношеской секции, редактор узловой рабочей газеты «Сигнал», культсовет, председатель бюро «Красные блузы», прошел одномесячную производственную практику. Настоящее удостоверение выдано Школьным Советом Моздокской Фаб.-Зав. школы на основании постановления Совета от 14 числа июня месяца 1931 года. Зав. школой: Г. Бы..., члены Совета: Голов, Арх, Удовенко. Секретарь...»1

В 1934 году фабрично-заводские семилетки по всей территории страны были преобразованы в неполные средние школы (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», от 15 мая 1934).2 Общему приказу подчинилась и моздокская железнодорожная школа.

Кто был первым директором школы, точно установить не удалось. Со слов очевидцев известно, что до мая 1942 года директором была Романенко Анелия Донатовна, занимавшая эту должность около 10 лет.

_________________________________________

  1. Л.Млечин. Последняя надежда режима/ Издательство: Центрполиграф.-2008 – с.5

  2. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. http://www.libussr.ru

Глава 2. Школа в годы Великой Отечественной войны.

Выпускников 1940-41 учебного года, как и многих идущих за ними учеников, ждала нелегкая и трагическая судьба. Грозный 1941 год явился экзаменом на верность Родине для выпускников и учителей моздокской железнодорожной школы. В школьном скорбном списке не вернувшихся с войны или скончавшихся от ран после неё 29 фамилий.

Учитель рисования, воспитатель интерната Бабаев Ашот Никитович, работавший в железнодорожной школе с 1937 года, был мобилизован одним из первых. Воевал под Сталинградом, начинал шофером, затем оказался в дивизионной разведке, был ранен, сильно контужен.

Завершил войну в Японии, участвовал в форсировании Большого Хинганского перевала в составе 53 гвардейского мотопехотного полка. В октябре 1945 года вернулся домой и возглавил пришкольный интернат.

Владимир Германович Ризен работал в железнодорожной школе с 1926 года. В июне 1941 ушел на фронт. Служил в резервном полку, который строил укрепления вдоль Военно-Грузинской дороги и готовился к обороне в случае прорыва фронта у Владикавказа. После войны вернулся в железнодорожную школу.

Был строгим, но справедливым и ответственным человеком. Его громовой голос эхом раздавался по коридорам школы, приводя в трепет учеников, был слышен на втором этаже. Однако дети очень любили его уроки географии. Завороженно смотрели они на учителя, боясь пропустить хоть слово, вместе с ним совершая великие географические открытия. А ещё Владимир Германович обожал классическую музыку и великолепно играл на пианино. Вечерами старшеклассники собирались возле его домика. Из распахнутых окон лилась музыка, ребята замолкали, погружаясь в таинственный мир звуков…

Георгий Иванович Ильязов работал в школе учителем химии с 1937 года. В июне 1941 года за добросовестный труд он был поощрен путевкой с санаторий «Солнце», расположенный в Геленджике. Там и застала его война.

С большим трудом, на перекладных, 3 суток Георгий Иванович добирался до Моздока. А вернувшись, отправился на сборный пункт - в военкомат, где был мобилизован, определен в зенитно-минометный дивизион в Керчь для укрепления и строительства оборонительных рубежей. 21 мая 1942 года противник, создав перевес сил, овладел Керченским полуостровом. Немцы использовали авиацию, танки, большое количество тяжелой артиллерии. Погибли десятки тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Десятки тысяч попали в плен, пропали без вести. В короткие передышки между боями солдаты писали письма, пришло письмо и от Георгия Ивановича. В нем он с юмором писал о трудностях военной жизни, мечтал о встрече, вспоминал о майском празднике. Ему очень хотелось увидеть сына. Это письмо было единственным, так как Ильязов Георгий Иванович после падения Крыма пропал без вести.

В мае 1942 года занятия во всех школах Моздокского района были прекращены. 25 августа под давлением превосходящих сил противника советские войска оставили Моздок. В тяжелом молчании последние защитники города уходили на левый берег Терека. Потянулись четыре тяжких месяца оккупации.

В здании железнодорожной школы немцы разместили госпиталь. Умерших хоронили неподалеку, в небольшом скверике возле железной дороги. После войны, высаживая вдоль забора деревья, ученики нашли могилу немецкого офицера. Решили воспользоваться найденными там и хорошо сохранившимися сапогами, ведь обуви практически не было, стоила она дорого. В этих сапогах один из учеников ещё несколько лет ходил в школу. Впрочем, это была не единственная страшная находка. В конце 50-х годов рядом со школьной котельной на месте срубленной акации случайно обнаружили закрытый металлической плитой вход в подвал. В нем оказались останки нескольких красноармейцев. Вся школа участвовала в их захоронении в общей братской могиле на старом моздокском кладбище.

Освобождение пришло только 3 января 1943 года, когда войска 417-й стрелковой дивизии вброд форсировали Терек и неожиданно ворвались в город. 1

15 февраля 1943 года в железнодорожной школе вновь зазвенел школьный звонок. Для 280 учащихся начались учебные занятия. Педагогический коллектив возглавил учитель географии Шестериков И.Ф., заведующим учебной частью был назначен учитель литературы и истории Яхонтов А.А. Учителями на тот момент работали: Гарнаго М.В. (начальные классы), Дочелло Е.И. (биология), Кирис И.Б (литература, немецкий язык), Кирис Н.Д. (химия, естествознание), Балыкин Г.А. (математика), Кожемякина О.С. (история), Шульга К.П. (русский язык), Ващенко Е.В. (начальные классы), Кушнаренко А.П. (математика). 2

Первый класс из-за отсутствия преподавателя и помещения был открыт только 12 марта 1943 года. Классные комнаты находились в удовлетворительном состоянии, но в них абсолютно отсутствовало оборудование, было мало учебников, письменных принадлежностей. Директором был составлен акт убытков школы и послан в отдел образования. Вскоре из школы №13 станции Махачкала пришла помощь: кое-что из оборудования, наглядные пособия, учебники.

Посещаемость занятий в тот период была невысокой. Не хватало

________________________________________________

1.Город Моздок. Исторический очерк/Владикавказ, 1995-с.172

2. . Протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 марта 1943 года /Архив школы

одежды, обуви. Решили оказать материальную помощь эвакуированным детям, детям фронтовиков, детям-сиротам. С этой целью приступили к сбору детского белья, старой обуви, которую ремонтировали в школьной сапожной мастерской, а затем раздавали нуждающимся. 28 марта 1943 года в школе провели лотерею (ответственные Ващенко Е.В., Левченко, Кондратенко А.В.). Было собрано 1800 рублей. Удалось добиться открытия в школе буфета и через него усиленного питания для особо нуждающихся детей (по пропускам). Чтобы усилить приток средств, дали несколько платных концертов.

В первую же неделю занятий в классах были избраны органы самоуправления, создана школьная редколлегия, шел выпуск стенгазет (общешкольной и пионерской). Ежедневно проводилась 15-минутная политинформация, на Доске объявлений вывешивались сводки СовИнформбюро, проводились беседы с детьми, читались статьи из газет.

Несмотря на переживаемые материальные трудности, учителя и ученики школы продолжали по мере сил помогать фронту. Коллектив школы перечислил на строительство бронепоезда «Орджоникидзевский железнодорожник» 1200 рублей (пятидневный заработок), учащиеся школы собрали 2115 рублей. Было решено принять участие и в сборе подарков бойцам Красной Армии. Учителя отправили в этот фонд свой двухдневный заработок, ученики приготовили 14 подарков (1 общешкольный и 13 от классов). Дополнительные средства нашли, собирая и сдавая металлический лом и бутылки.1

По инициативе учителя математики Сорокиной М.В. и учителя истории Романовского В.В. учащиеся 9 класса школы взяли шефство над ранеными бойцами, находящимися на излечении в моздокском госпитале.

__________________________________________

1./ Протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 марта 1943 года /Архив школы

Ещё 1 июля 1936 года Азово-Черноморской дороге было присвоено имя Климента Ворошилова, а Северо-Кавказской имя Серго Орджоникидзе. 13 сентября 1943 года Азово-Черноморская железная дорога имени Климента Ворошилова была переименована в Северо-Кавказскую, а дорога имени Серго Орджоникидзе стала называться Орджоникидзевской. В этот же год в целях упорядочения нумерации школ и дошкольных учреждений Управлением Орджоникидзевской железной дороги средней железнодорожной школе станции Моздок был присвоен номер 8.

На педагогических советах, в школьных классах неоднократно повторялась мысль о том, что «факты разложения дисциплины, низкая успеваемость не к лицу советской школе и на руку врагам, в то время как хорошая учеба в условиях Отечественной войны – дело патриотическое, помощь фронту».1 Поэтому в школе в борьбе за лучшую успеваемость между классами и между учащимися развернулось социалистическое соревнование, были заключены социалистические договоры, учредили переходящее Красное знамя. А затем вызвали на социалистическое соревнование школу №2 станции Прохладная.

Были созданы и заработали кружки: литературный (Шульга К.П.), драматический (Чернощекова А.С.), математический (Кушнаренко А.П.), юннатов (Кирис И.Б.), транспортный (Шестериков И.Ф.), изобретательский (Федоров И.Н.). Долгое время особой популярностью среди учащихся пользовался кружок «Ворошиловский стрелок», организованный в декабре 1945 года. Первоначально в нем числилось 25 мальчиков, затем этот кружок стали посещать и девочки.

Выпускниками 1943 года стали 11 человек, среди них - отличница учебы Мякишева Р. Она получила аттестат I степени с правом поступления в вуз без вступительных экзаменов.

_________________________________________________________

1 Протокол заседания педагогического совета № 8 от 11августа 1943 года/Архив школы.

Глава 3. Школа в послевоенные годы.

В 1945-1946 учебном году сменилось руководство школы. Её возглавили бывшие фронтовики: Кубатиев Владимир Георгиевич (директор) и Ризен Владимир Германович (завуч, он сменил на этом посту Дочелло Е.И.).

Детский коллектив состоял из 491 человека, педагогический – из 16. К новому учебному году неплохо подготовились: в каждом классе поставили печи (где-то времянки, где-то кирпичные), запаслись дровами и углем, обмазали окна, приобрели керосин (учились при свете керосиновых ламп), исправили водопроводную систему, своими силами отремонтировали парты.

К восстановительным работам привлекались учителя и ученики, начиная с 4 класса.

При школе имелась конюшня. Ребята помогали конюху Илье Тихоновичу заготавливать сено. На лошади привозились продукты для интерната, дрова и уголь для отопления помещений.

С сентября 1945 года школа стала работать в две смены. Открыли 14 классов. Все они были переполнены, в каждом классе более 40 человек. Каждое утро в 7.30 для учащихся 1 смены начиналась общешкольная зарядка, руководили которой Ризен В.Г. и учитель физкультуры Лесовой Н.И. Учащиеся 2 смены выходили на зарядку в 13.00.

В 1948 году в школе были организованы 2 группы продленного дня. Под руководством учителя биологии Елены Ивановны Дочелло на пришкольной территории высажены деревья, заложен фруктовый сад.

Моздокская железнодорожная школа №8, как и страна в целом, медленно, но упорно преодолевала последствия войны.

Заключение

В исследовательской работе прослежена история моздокской средней общеобразовательной школы №108 с момента её возникновения в 1915 году по 1948 год. Были изучены имеющиеся по этой теме архивные источники, материалы периодической печати, записаны воспоминания учителей и выпускников школы,  предоставлены документы и фотографии. Цель, заявленная в начале работы, достигнута. Мы расширили и углубили сведения об истории школы, устранили накопленные ошибки, уточнили сомнительную информацию, систематизировали полученные материалы, описали их.

Данную работу считаем общественно значимой, поэтому опубликовали фрагменты работы на школьном сайте (http://school108.ucoz.net), выступили перед учащимся школы в ходе «Фестиваля проектов», создали презентацию и альбом «История нашей школы». Но точка на этом не поставлена. Поисковая работа будет продолжена, и история школы пополнится новыми фактами.

Список использованной литературы

  1. Архив школьного музея

  2. Воспоминания выпускницы 1941 года Крысаковой Ксении Семеновны

  3. Город Моздок. Исторический очерк/Владикавказ, 1995-с.172

  4. Инвентарная карточка №1 учета основных средств/Архив школы.

  5. Млечин Л.М. Последняя надежда режима/ Издательство: Центрполиграф.-2008 – с.5

  6. Пилипчук Н.Эти трудные пути, что геройски пройдены/ Газета «Моздокский вестник» / 18.10.2008 г.

  7. Протоколы заседаний педагогического совета школы 1943-1946 г./Архив школы

Ресурсы Интернет:

  1. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. http://www.libussr.ru

  2. История развития СКЖД (1864-2008г)/ http://scbist.com

Приложения:

  1. Фотографии зданий школы 1915 и 2008 годов.

  2. Протокол педагогического Совета школы №8 г. Моздок от 3 марта 1943 г.

  3. Фотографии учащихся школы 1930 -40-х годов.



Здание начальной школы, 1915 год



Современное здание школы (постройки 1998 года)











В центре директор школы – Романенко Анелия Донатовна, слева от неё Федоров Виктор Александрович (отчим Ю.В.Андропова)




Занятия в школе 1945-1946 учебный год





Выпускники 1937 года


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. Андропова г моздока
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса
Целью моей работы является изучение истории моего села с его истоков. Какие трудности судьбы пережили мои односельчане и где обрели...
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Автор проекта: Ученица 7-1 класса гбоу сош №347 спб, Невский район...
Петербурга в столичном статусе позволило собрать в этом великом городе все новшества и высокие достижения культур разных народов....
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Евгения Онегина" Роман "
Роман содержит в себе несколько частей, которые при желании можно рассматривать как самостоятельные произведения в контексте цикла....
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Алексей Александрович Маслов Дзэн самурая
Автор и ведущий нескольких телевизионных передач, в том числе «Тайны тибетских мастеров» на канале «Рамблер-тв». Много лет ведет...
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon «Говорящие имена в русской литературе 18-19 веков». Бимбаева Заяна, ученица 9 класса
Выбор именно этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе. Я считаю, что глубокое и всестороннее...
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Республиканский конкурс, посвящённый Всемирному дню воды Номинация...
Цели моей работы провести качественный анализ проб воды и дать экологическое обоснование полученным результатам, проверить, удовлетворяет...
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Сочинение по тексту демоверсии 2011 г (Текст о войне) (Выполнила...
Война – это самое страшное явление в жизни как целого государства, так и отдельного человека. Те, кто ощутил на себе все её ужасы,...
Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса icon Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А....
А. С. Пушкин самый любимый писатель. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции