Скачать 189.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ « 15 » июля 2010 г. № 94
На основании Закона Республики Беларусь 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года, Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях». 2. Признать утратившими силу: постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 160 «Об утверждении Санитарных правил и норм 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2008 г. № 156 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»; пункт 5 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. № 35 «О внесении изменений и дополнений в некоторые санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы». 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2010 г. Министр В.И.Жарко ГЛАВА 4 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ 49. При проектировании, строительстве, реконструкции (капитальном ремонте) зданий общеобразовательных учреждений холодная и горячая проточная вода должна быть проведена: в лаборантские при учебных кабинетах; производственных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда. 52. Оптимальные параметры температуры воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должны соответствовать установленным в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам. Для контроля температуры воздуха помещения с пребыванием учащихся оснащаются термометрами. Относительная влажность воздуха в основных помещениях общеобразовательного учреждения предусматривается в пределах 30 – 60 %, в помещениях пищеблока – до 60 – 70%. Организация образовательного процесса в учебных помещениях с наличием плесени не допускается. 53. Кратность воздухообмена в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть: в производственных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда, актовом зале – не менее 20 куб. м/час на 1 человека (приток, вытяжка); в помещениях эстетического воспитания и кружковой работы (внеурочной деятельности) – 1,5-кратный обмен в час (вытяжка). Удаление воздуха из учебных помещений предусматривается через рекреационные помещения и санитарные узлы, а также за счет эксфильтрации через наружное остекление. 54. Отдельные системы вытяжной вентиляции должны быть предусматриваться для следующих помещений (групп помещений): учебных; производственных мастерских и обслуживающих видов труда. 56. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До и после окончания уроков, проводится сквозное проветривание учебных помещений с учетом установленной длительности сквозного проветривания учебных помещений согласно приложению 3 к настоящим Санитарным правилам. В теплые дни уроки проводятся при открытых фрамугах и форточках. ГЛАВА 5 ГИГИЕНГИЧеСКИЕ требования к Естественному и искусственному освещению 65. При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности в расчетной точке (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов) должен быть не менее 1,5%. Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей интерьера учебного помещения должно быть равным 0,5, для обеспечения которого предусматривается следующее: рабочие поверхности школьных парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов (светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины); классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, синего цвета; стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность; стены должны быть в светлых тонах (бледно-желтый, бледно-зеленый, бледно-голубой и другие); оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов; потолок должен быть белого цвета. 66. Источники искусственной освещенности должны обеспечивать равномерное и достаточное освещение помещений в соответствии с гигиеническими нормативами искусственной освещенности помещений общеобразовательных учреждений согласно приложению 4 к настоящим Санитарным правилам. ГЛАВА 6 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОборудованиЮ помещений 74. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1– 4 классов и 95 см – для учащихся 5 – 11 классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей. 80. Для обучения учащихся обслуживающими видами труда предусматриваются отдельные помещения для занятий швейным делом и для занятий кулинарией. Кабинет для занятий швейным делом оборудуется специальными столами для построения выкроек и раскроя, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок. Столы расставляются в 2 – 3 ряда. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один – два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски устанавливают в непосредственной близости от рабочего места учителя. В кабинете для занятий кулинарией устанавливается электроплита, холодильник, две моечные ванны, умывальник, предусматривается место для хранения разделочных досок и посуды, выделяются раздельные рабочие места и разделочный инвентарь для обработки сырых и готовых пищевых продуктов. 81. В слесарной мастерской: верстаки располагают перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева: одноместные верстаки расставляют в 4 ряда с расстоянием между рядами 1 м; двухместные верстаки устанавливают в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м; тиски крепят к верстакам так, чтобы расстояние между осями тисков было не менее 90 см. Верстаки на занятиях по рубке металла должны оснащаться предохранительной сеткой высотой 65 – 70 см. Сверлильные, заточные и другие станки устанавливаться на специальном фундаменте, оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным электроосвещением. Станки располагают в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 º – 45º по отношению к окнам. 82. В столярной мастерской верстаки расставляют под углом 45º к окну, либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см друг от друга. Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции. 83. Размещение оборудования в комбинированной мастерской осуществляется в соответствии с теми же требованиями, что и для слесарной и столярной мастерских. 84. Столярные и слесарные верстаки, станки должны соответствовать росту учащихся и при необходимости оснащаться подставками для ног. 90. При проектировании, строительстве, реконструкции общеобразовательных учреждений в учебных помещениях в соответствии с заданием на проектирование может предусматриваться устройство офтальмотренажеров (электроофтальмотренажеров) согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам. 91. Гигиеническая безопасность используемых в общеобразовательном учреждении строительных, в том числе отделочных материалов, ученической мебели, кроватей, электронных средств обучения, наглядных и учебных пособий, игрового материала, электросветильников, технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря, моющих средств и средств дезинфекции должна быть подтверждена соответствующим документом. ГЛАВА 7 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ требования к Организации ОБРАЗОВАтельного процесса 92. Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен быть организован в условиях обеспечения учащимся: сохранения здоровья; поддержания работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года; необходимой двигательной активности. При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться учебными планами, разрабатываемыми на основе типовых учебных планов для всех типов общеобразовательных учреждений согласно пункту 2 настоящих Санитарных правил, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 97. Продолжительность урока, факультативного занятия во 2 – 11 классах общеобразовательных учреждений не должна превышать – 45 минут. 102. Два урока могут быть объединены: по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме уроков физической культуры); трудового обучения, кроме 1 – 4 классов. 111. Использование в трудовом обучении утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается. Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5 – 9 классов на занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на уроках швейного дела – 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5 классах, 15 минут – в 6 – 7 классах, 20 минут – в 8 – 9 классах. 112. Учащиеся общеобразовательных учреждений могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах: 25 минут в учебную неделю в 1 – 2 классах; 45 минут в учебную неделю в 3 – 4 классах; одного часа в школьную неделю в 5 – 8 классах; 1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 – 11 классах. В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по: самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1 – 2 класса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3 класса; уборка территории – с 5 класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7 класса; влажная уборка учебного помещения – с 8 класса; собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3 – 11 классов; ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3 – 11 классов; благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 – 11 классов; изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 – 11 классов; ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 – 11 классов. 113. Общественно полезный труд должен быть организован согласно гигиеническим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое). Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. 120. Рассаживание учащихся за ученической мебелью проводится с соблюдением следующих требований: учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды; учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон; учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой; не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7 – 10 минут для учащихся 1 – 4 классов, 15 минут – для учащихся 5 – 11 классов. 121. На каждом уроке (кроме уроков физической культуры, музыки), при появлении первых признаков утомления, необходимо проводить комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения согласно приложениям 6, 9 к настоящим Санитарным правилам. Могут использоваться другие комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь. ГЛАВА 8 Гигиенические Требования к содержанию ТЕРРИТОРИИ И помещений 131. Влажная уборка помещений общеобразовательных учреждений проводится по мере загрязнения, но не реже: всех учебных помещений – после окончания первой и второй смены, работы кружков; 132. Ежемесячно и по эпидемическим показаниям проводится генеральная уборка всех помещений общеобразовательного учреждения – мытье полов, стен, осветительной арматуры, дверей, с применением моющих средств и средств дезинфекции. 134. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца. 135. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты и прикрываться только при резком перепаде температур воздуха в помещениях и снаружи, систематически очищаться от пыли. Оконные проемы моются с очисткой стекол с наружной стороны 3 – 4 раза в году, с внутренней стороны – ежемесячно.
ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН ПОМЕЩЕНИЙ ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Длительность сквозного проветривания УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Приложение 5 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» Основные размеры УЧЕНИЧЕСКОЙ мебели
Приложение 4 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» Гигиенические нормативы искусственной освещенности помещений общеобразовательных учреждений
Примечания: 1. В производственных мастерских и кабинете для обработки ткани, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков; 2. При наличии в общеобразовательном учреждении других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений. Приложение 8 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся 5 – 11 классов Таблица 2
Приложение 9 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5– 11 классов.
|
Министерство здравоохранения республики беларусь пастанова «27» декабря... Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых... |
Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию... |
||
Пояснительная записка Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,... |
С 1996 года прошлого века по настоящее время система российского... Временные (примерные) требования). В приказе мо рф, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер... |
||
Российской федерации постановлени е Об утверждении СанПиН 4 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных... |
Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения... Тема, которая покоится на определенных структурах: едином режиме учебного процесса, едином учебном плане, единых для класса программах... |
||
Требования к кабинету русского языка и литературы 9 Санитарно-гигиенические требования Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со сниП-23-05-95. «Естественное и искусственное... |
Методические рекомендации по соблюдению норм и правил пожарной безопасности,... Методические рекомендации по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, защиты населения, и территории от чс/ мчс белгородской... |
||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в учреждениях общего... |
Требования к сайту образовательного учреждения ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |