Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в




Скачать 189.8 Kb.
Название Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в
Дата публикации 27.09.2014
Размер 189.8 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
« 15 » июля 2010 г. № 94


Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» и о признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов, отдельного структурного элемента технического нормативного акта


На основании Закона Республики Беларусь 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года, Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».

2. Признать утратившими силу:

постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 160 «Об утверждении Санитарных правил и норм 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2008 г. № 156 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»;

пункт 5 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. № 35 «О внесении изменений и дополнений в некоторые санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2010 г.
Министр В.И.Жарко

ГЛАВА 4

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ

49. При проектировании, строительстве, реконструкции (капитальном ремонте) зданий общеобразовательных учреждений холодная и горячая проточная вода должна быть проведена:

в лаборантские при учебных кабинетах;

производственных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда.

52. Оптимальные параметры температуры воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должны соответствовать установленным в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам.

Для контроля температуры воздуха помещения с пребыванием учащихся оснащаются термометрами.

Относительная влажность воздуха в основных помещениях общеобразовательного учреждения предусматривается в пределах 30 – 60 %, в помещениях пищеблока – до 60 – 70%.

Организация образовательного процесса в учебных помещениях с наличием плесени не допускается.

53. Кратность воздухообмена в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть:

в производственных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда, актовом зале – не менее 20 куб. м/час на 1 человека (приток, вытяжка);

в помещениях эстетического воспитания и кружковой работы (внеурочной деятельности) – 1,5-кратный обмен в час (вытяжка).

Удаление воздуха из учебных помещений предусматривается через рекреационные помещения и санитарные узлы, а также за счет эксфильтрации через наружное остекление.

54. Отдельные системы вытяжной вентиляции должны быть предусматриваться для следующих помещений (групп помещений):

учебных;

производственных мастерских и обслуживающих видов труда.

56. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.

До и после окончания уроков, проводится сквозное проветривание учебных помещений с учетом установленной длительности сквозного проветривания учебных помещений согласно приложению 3 к настоящим Санитарным правилам.

В теплые дни уроки проводятся при открытых фрамугах и форточках.

ГЛАВА 5

ГИГИЕНГИЧеСКИЕ требования

к Естественному и искусственному освещению

65. При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности в расчетной точке (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов) должен быть не менее 1,5%.

Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей интерьера учебного помещения должно быть равным 0,5, для обеспечения которого предусматривается следующее:

рабочие поверхности школьных парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов (светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины);

классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, синего цвета;

стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность;

стены должны быть в светлых тонах (бледно-желтый, бледно-зеленый, бледно-голубой и другие);

оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;

потолок должен быть белого цвета.

66. Источники искусственной освещенности должны обеспечивать равномерное и достаточное освещение помещений в соответствии с гигиеническими нормативами искусственной освещенности помещений общеобразовательных учреждений согласно приложению 4 к настоящим Санитарным правилам.
ГЛАВА 6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОборудованиЮ помещений

74. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1– 4 классов и 95 см – для учащихся 5 – 11 классов.

Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.

80. Для обучения учащихся обслуживающими видами труда предусматриваются отдельные помещения для занятий швейным делом и для занятий кулинарией.

Кабинет для занятий швейным делом оборудуется специальными столами для построения выкроек и раскроя, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок.

Столы расставляются в 2 – 3 ряда. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один – два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски устанавливают в непосредственной близости от рабочего места учителя.

В кабинете для занятий кулинарией устанавливается электроплита, холодильник, две моечные ванны, умывальник, предусматривается место для хранения разделочных досок и посуды, выделяются раздельные рабочие места и разделочный инвентарь для обработки сырых и готовых пищевых продуктов.

81. В слесарной мастерской:

верстаки располагают перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева:

одноместные верстаки расставляют в 4 ряда с расстоянием между рядами 1 м;

двухместные верстаки устанавливают в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м;

тиски крепят к верстакам так, чтобы расстояние между осями тисков было не менее 90 см.

Верстаки на занятиях по рубке металла должны оснащаться предохранительной сеткой высотой 65 – 70 см.

Сверлильные, заточные и другие станки устанавливаться на специальном фундаменте, оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным электроосвещением.

Станки располагают в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 º – 45º по отношению к окнам.

82. В столярной мастерской верстаки расставляют под углом 45º к окну, либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см друг от друга. Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции.

83. Размещение оборудования в комбинированной мастерской осуществляется в соответствии с теми же требованиями, что и для слесарной и столярной мастерских.

84. Столярные и слесарные верстаки, станки должны соответствовать росту учащихся и при необходимости оснащаться подставками для ног.

90. При проектировании, строительстве, реконструкции общеобразовательных учреждений в учебных помещениях в соответствии с заданием на проектирование может предусматриваться устройство офтальмотренажеров (электроофтальмотренажеров) согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам.

91. Гигиеническая безопасность используемых в общеобразовательном учреждении строительных, в том числе отделочных материалов, ученической мебели, кроватей, электронных средств обучения, наглядных и учебных пособий, игрового материала, электросветильников, технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря, моющих средств и средств дезинфекции должна быть подтверждена соответствующим документом.
ГЛАВА 7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ требования

к Организации ОБРАЗОВАтельного процесса

92. Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен быть организован в условиях обеспечения учащимся:

сохранения здоровья;

поддержания работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года;

необходимой двигательной активности.

При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться учебными планами, разрабатываемыми на основе типовых учебных планов для всех типов общеобразовательных учреждений согласно пункту 2 настоящих Санитарных правил, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

97. Продолжительность урока, факультативного занятия во 2 – 11 классах общеобразовательных учреждений не должна превышать – 45 минут.

102. Два урока могут быть объединены:

по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме уроков физической культуры);

трудового обучения, кроме 1 – 4 классов.

111. Использование в трудовом обучении утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается.

Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5 – 9 классов на занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на уроках швейного дела – 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5 классах, 15 минут – в 6 – 7 классах, 20 минут – в 8 – 9 классах.

112. Учащиеся общеобразовательных учреждений могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1 – 2 классах;

45 минут в учебную неделю в 3 – 4 классах;

одного часа в школьную неделю в 5 – 8 классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 – 11 классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1 – 2 класса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3 класса; уборка территории – с 5 класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7 класса; влажная уборка учебного помещения – с 8 класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3 – 11 классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3 – 11 классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 – 11 классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 – 11 классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 – 11 классов.

113. Общественно полезный труд должен быть организован согласно гигиеническим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

120. Рассаживание учащихся за ученической мебелью проводится с соблюдением следующих требований:

учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;

учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;

учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;

не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7 – 10 минут для учащихся 1 – 4 классов, 15 минут – для учащихся 5 – 11 классов.

121. На каждом уроке (кроме уроков физической культуры, музыки), при появлении первых признаков утомления, необходимо проводить комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения согласно приложениям 6, 9 к настоящим Санитарным правилам. Могут использоваться другие комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ГЛАВА 8

Гигиенические Требования

к содержанию ТЕРРИТОРИИ И помещений

131. Влажная уборка помещений общеобразовательных учреждений проводится по мере загрязнения, но не реже:

всех учебных помещений – после окончания первой и второй смены, работы кружков;

132. Ежемесячно и по эпидемическим показаниям проводится генеральная уборка всех помещений общеобразовательного учреждения – мытье полов, стен, осветительной арматуры, дверей, с применением моющих средств и средств дезинфекции.

134. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.

135. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты и прикрываться только при резком перепаде температур воздуха в помещениях и снаружи, систематически очищаться от пыли.

Оконные проемы моются с очисткой стекол с наружной стороны 3 – 4 раза в году, с внутренней стороны – ежемесячно.


Приложение 1

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»


ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН ПОМЕЩЕНИЙ

ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА


№ п/п

Учебные помещения

Ориентация

оптимальная

допустимая

1

Классы


от 65º до 200º

от 200º до 295º:

не более 25% учебных помещений 4 классов

и не более 50% помещений 5 – 11 классов

2

Учебные кабинеты, лаборатории (за исключением указанных в пунктах 3, 4 настоящей таблицы)

от 65º до 200º

от 200º до 65º - не более 75% учебных кабинетов, лабораторий




Приложение 2

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»


ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


№ п/п

Наименование помещений

Температура воздуха

в помещениях

1.

Учебные помещения

+18 – +20ºС


Приложение 3

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»


Длительность сквозного проветривания

УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ


Наружная

температура

воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин)


в малые перемены

в большие перемены

и между сменами

от +10 до + 6ºС

4 – 10

25 – 35

от +5 до 0º С

3 – 7

20 – 30

от 0 до –5º С

2 – 5

15 – 25

от – 5 до – 10º С

1 – 3

10 – 15

ниже – 10º С

1 – 1,5

5 – 10


Приложение 5

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
Основные размеры УЧЕНИЧЕСКОЙ мебели



Номер

учени-

ческой

мебели

Цвет маркировки ученической мебели

Рост учащегося,

в мм

Размеры ученической мебели

Высота ученических столов (парт), в мм

Высота ученических стульев,

в мм


1

Оранжевый

от 1000 до 1150

460

260

2

Фиолетовый

от 1150 до 1300

520

300

3

Желтый

от 1300 до 1450

580

340

4

Красный

от 1450 до 1600

640

380

5

Зеленый

от 1600 до 1750

700

420

6

Голубой

Свыше 1750

760

460

Приложение 4

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
Гигиенические нормативы искусственной освещенности

помещений общеобразовательных учреждений



Наименование

помещений


Плоскость
Г – горизонтальная,

В – вертикальная высота над полом,

в м


Уровень искусственной

освещенности в люксах (лк)

при освещении лампами накаливания

при освещении люминесцентными лампами

1

2

3

4

Классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории

В – 1,5 (на середине доски)
Г – 0,8 (на рабочих столах и партах)


200
200


400
400

Мастерские по обработке металла и древесины,

инструментальная

Г – 0,8 (на верстаках и рабочих столах)
Г – 0,8

300

150

500

300

Кабинеты обслуживающих видов труда:

по обработке ткани 300 500 80 32

по кулинарии


Г – 0,8

Г – 0,8


300

150


500

300



Примечания:

1. В производственных мастерских и кабинете для обработки ткани, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков;

2. При наличии в общеобразовательном учреждении других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

Приложение 8

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Ранговая шкала трудности учебных предметов

для учащихся 5 – 11 классов

Таблица 2


№ п/п

Предмет

Балл

1

Математика

12

2

Иностранный язык

11

3

Белорусский, русский языки

10

4

Физика, Химия, Информатика

9

5

Биология

8

6

История Беларуси, Всемирная история, Обществоведение

7

7

География

6

8

Белорусская литература, Русская литература


5

9

Трудовое обучение, Черчение

4

10

Физическая культура и здоровье

3

11

Изобразительное искусство

1


Приложение 9

к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5– 11 классов.

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5 – 6 раз.

  2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз.

  3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.

  4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.

  5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить 4 – 5 раз.

  6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз.

  7. Исходное положение – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Министерство здравоохранения республики беларусь пастанова «27» декабря...
Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Пояснительная записка
Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon С 1996 года прошлого века по настоящее время система российского...
Временные (примерные) требования). В приказе мо рф, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Российской федерации постановлени е
Об утверждении СанПиН 4 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения...
Тема, которая покоится на определенных структурах: едином режиме учебного процесса, едином учебном плане, единых для класса программах...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Требования к кабинету русского языка и литературы 9 Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со сниП-23-05-95. «Естественное и искусственное...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Методические рекомендации по соблюдению норм и правил пожарной безопасности,...
Методические рекомендации по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, защиты населения, и территории от чс/ мчс белгородской...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в учреждениях общего...
Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в icon Требования к сайту образовательного учреждения
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции